Саратовский трамвай - 2

Схема движения трамвая в 1916г.

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

 

Комментарии

Нашёл фото, где снято и когда?

В Новосибирске в 1962 г., если верить http://transphoto.ru/photo/563644/?gid=3531.

Новосибирцы не уверены что это Новосибирск. В Саратове вагон с таким номером бып. Круг поиска сужается кронштейном- ставились такие с ж/б меж. путными опорами с сер. 60-х. г. В Саратове их установили мало, в основном на новые линии,это: 6 м-т от Стрелки (до Стрклеи стояли деревянные опоры до 80-х) и до конечной и 1 очередь 8 м-та- от Зуборезного. 

Такие кронштейны до сих пор стоят со стальными опорами по линии 3 маршрута.

Не такие, другие. На снимке старый кронштейн, с креплениями для поперечного провода, крепление на конце, "стрелки" нет. Следующие были со "стрелкой", крепление от конца чуть сдвинуто. Я по детской памяти помню где такие, как на снимке, видел. Недавно такие видел в Ногинске, ещё сохранились, нашёл фото.

А те, что на просп. 50 Летия другие, (по ходу 3 "крыла чайки" в других местах нет) у них для подвеса на поперечном проводе приварены проушины. На панорамах внимательно рассмотрите, их должно быть видно. Образец подвеса на проушины- по Маяковского от Стрелки в сторону 2-й Речной.

Файлы: 

Всякие стрелки могли и позже наварить.

Вообще, есть другой аргумент того, что это не Саратов, и куда более надёжный - шрифт бортового номера. У нас немало снимков саратовских МТВ, спасибо Касовичу, и БН с таким шрифтом с обводкой и заливкой на них не встречается. И два номера на борту тоже не наносили в Саратове. Похоже даже, что на левом борту его не наносили вовсе.

Сзади под бампером тут номера, наоборот, нет, а на Саратовских МТВ он именно под бамперами наносился спереди и сзади.

То что это Новосибирск подходит только по шрифту. В Саратове были вагоны и с двумя номерами на борту и с номером над бампером. В нач. 80-х я, отдыхая в пионерлагере, посетил недостроенное трамвайное депо на 9 дачной. Там стояло, среди прочего, несколько списанных вагонов МТВ. На толстых слоях краски выделялись закрашенные номера и по два и по одному на борту, как над так и под бампером.  Нанесены номера были как одинаковым так и разным шрифтом. 

Во-первых, вы невнимательны. Я не говорю, что это Н-ск, я говорю, что это не Саратов.

Во-вторых, нужны объективные доказательства. Вы можете неосознанно создавать у себя ложные воспоминания.

P.S. Вот, кстати, поздний пример номера на левом борту МТВ - совершенно не такие и шрифт, и расположение. https://oldsaratov.ru/photo/36

Ещё вариант: https://oldsaratov.ru/photo/26408

И ещё вариант: https://oldsaratov.ru/photo/7953

Причем в последнем варианте просматривается номер 76 в тех же двух местах.

26408 - не то расположение, не тот шрифт.

На 7953 нет номера, это артефакты. И номера у МТВ были из 2-й - 3-й сотен.

Ещё, кстати, надо учитывать время. Как мы уже выясняли, после опрокидывания вагона на 9 или 10 маршруте с жертвами езду на лестницах, крышах и подножках запретили окончательно, то есть с обсуждаемой фотографией мы ограничены 1950-ми.

Ещё, кстати, довольно забавно, что именно вагона 271 в базе СТТС нет, хотя её недавно пополняли по данным из ГАСО.

Изваял тут первую версию хроники, прошу, как говорится, любить и не жаловаться. Пока там информация из "Маршруты и судьбы", но со временем обработаю все доступные мне источники.

Спасибо! Большую работу сделали!

Впечатляет. Единственное - у меня почему-то превьюхи картинок в статье не отображаются...

P.S. В теме превышен лимит сообщений, создал "Саратовский трамвай 2". Эту ветку вообще можно перенести в https://oldsaratov.ru/forum/novoe-v-enciklopedii

У меня тоже. Хействер писал, что превью почему-то не сразу генерируются. У него, правда, картинки были видны. Попробуй кэш браузера вычистить или через Cltrl+F5.

К постскриптуму. Мне кажется, что с форума газетные вырезки надо перемещать в файлы Википедии. Там можно будет их, как я понимаю, объединить в категории по разным критериям и вообще удобнее будет.

А файлам тоже можно сопоставлять какие-то категории? Я думал, только статьям.

В том и прелесть вики-движка, что там можно назначить категории всему.

А файл - это по сути та же страница, только с определённым шаблоном, как я понимаю.

Файлы: 

В общем, я потихоньку буду перетаскивать источники из этих тем в файлы Вики, отмечая соответствующим комментарием то, что перетащил, и думаю, что там, где это не вызвало больших осмысленных тредов на форуме, с форума-то можно и удалять.

Не думаю, что стоит удалять с форума. В Вики пока мало кто заглядывает, а то, что не вызвало больших осмысленных тредов на форуме, еще может их вызвать.

Жаль что нет про времена Шибаева и скоростные маршруты.

Источников нет. Будут источники - будет хроника. Это я намёкиваю, вы понимаете, да?

Прекрасная работа, очень ценная и невероятно трудоёмкая! Спасибо!

Не, она просто нудная и времязатратная. Трудоёмкая она будет, если все источники типа МиС заменять на настоящие документы из архива или хотя бы газетные вырезки. А пока всю работу за меня авторы книжки сделали.

Стоят у вагона, слева направо: 1. Ю.Ф. Де Вильде, директор управления трамваев; 3. В.А. Люкшин, городской архитектор; 11. И.М. Муравский, начальник движения трамвая. Сидят и стоят в вагоне, слева направо: 2. Ал. Кузьмич Бочаров, вагонный мастер; 11. Никольский, член городской Управы. Со слов В.И. Щеголькова

из книги "Огни на улицах города" (1998)

Файлы: 

Машинный зал первой дизельной электростанции постоянного тока мощностью 3200 л.с. для движения трамвая и освещения города

Пульт управления дизельной электростанции (1932)

из книги "Огни на улицах города" (1998)

Файлы: 

Установка нового оборудования (1928)

из книги "Огни на улицах города" (1998)

Файлы: 

Гвардейская улица (1997). Фото Пузанова

Из книги "Маршруты и судьбы. 110 лет саратовскому рельсовому транспорту".

Файлы: 

Коммунист, 1968 год. Скоростной трамвай в Саратове

 

Трамвай набирает скорость. Газета "Коммунист". 1968 год

Работники Саратовского трамвая (примерно 1935)


Фото из музея ТТУ | https://transphoto.org/photo/1013107/

Файлы: 

На https://pastvu.com/p/1045690 разгорелась жаркая дискуссия, где это фото снято?

Предполагают, что Саратов, так как видели подобный маршрутоуказатель на наших трамваях (см. фото выше)

источник

Файлы: 

Но у этого вагона боковые окна другие. Надо прочёсывать снимки наших Х, но на первый мой взгляд - не наш.

А можно как-то понятно объяснить в чём они "другие"?

 

Ну, в общем, я покопался в довоенных снимках и теперь так определённо утверждать, что не наш вагон, не стану. анализ тут такой:

Снимок, который паствью пытается прикрутить к Саратову, пусть обозначается Б, снимок из музея нашего ТТУ - А.

Б - вагон со скруглёнными углами бортовых окон салона. А - вагон скорее с прямыми углами таковых.

Относительная высота перемычки у бокового окна кабины, и у бортовых окон салона: у вагона А одинаковая, у Б - разная.

Сама высота верхней доли бортовых окон салона у вагона А - 12/32=3/8, у вагона Б - 9/20 почти 1/2.

Относительная высота верхней доли бокового окна кабины у вагона А 3/8, у вагона Б - 4/20=1/5 - гораздо меньше.

На лобовом окне у вагонов А и Б нижняя доля меньше верхней. На большинстве снимков наших вагонов Х на улицах города верхняя доля меньше нижней, то есть они вообще не А и не Б:
https://oldsaratov.ru/photo/29581
https://oldsaratov.ru/photo/29582
https://oldsaratov.ru/photo/31027
https://oldsaratov.ru/photo/19511
https://oldsaratov.ru/photo/16277
https://oldsaratov.ru/photo/15850
и т.д.

Да, маршрутник, как на вагоне Б встречается на наших вагонах и на снимках на улицах, например, https://oldsaratov.ru/photo/33487 И там вагон по высоте окон 4/12=1/3 - ближе к 3/8, чем к 1/2, то есть тип А. Скруглённые ли там углы окон - не видно.

Вагоны типа Б тоже встречаются:
https://oldsaratov.ru/photo/21934
https://oldsaratov.ru/photo/17906
https://oldsaratov.ru/photo/17807
https://oldsaratov.ru/photo/17684

Вероятно, было по крайней мере три типа кузовов вагонов Х разных лет выпуска, причём вариант с нескруглёнными углами стёкол нужно признать более поздним, упрощенным.

 

Номер 2 после перенумерации 1935 года носила Крекингская линия, так что можно подумать, не с к/ст "площадь Орджоникизде" ли этот снимок.

До перенумерации 2 номер носил маршрут "ул. Ленина - Колхозный рынок" по Радищева и Горной, но на нём не было колец, а тут, похоже, кольцевая конечная.

Разумеется, вагон может следовать и не по маршруту.

Вагоны с нескруглёнными углами стёкол Усть- Катавского производства, со скруглёнными- Мытищинского. У Мытищинского завода имелась оснастка для производства таких окон, у Усть- Катавского- нет.

Трамвай ЛМ-68 №556

https://youtu.be/Qd7YfbZ2xaA?t=498

Файлы: 

02.09.1997

 

https://www.facebook.com/pg/Razumovskyuniversity/photos/?tab=album&album...

Трамвайный вагон для транспортировки раненых в госпитали.

 

Файлы: 

Группа рабочих трампарка с портретами Ленина в дни его смерти


http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22063952

Файлы: 

"Молодой сталинец", 1940 год

Мытье трамваев

 

Файлы: 

газета "Коммунист" 1935

Перепланировка трамвайных путей

Файлы: 

Две беды.... ))))
"Саратовская копеечка". 1912 год

Май, 1912, "Саратовская копеечка".
Трамвайная публика.

Газета "Коммунист". 3 января 1936 г
Новое трамвайное депо.
Закончено строительство нового трамвайного депо на углу Кирпичной и ул. Ст. Разина.

Нет больше трамвайного тупика у товарной станции.  31 декабря 1935 года закончена прокладка путевого кольца у товарной станции. Это дало возможность пустить по 11 линии вагоны с прицепками.

Файлы: 

Благодарю, перегрузил в энциклопедию и добавил в большую Вики.

О каком кольце тогда идет речь в этом постановлении 1941 года?

Файлы: 

Думаю, речь идёт о заводе трамвайной линии непосредственно на территорию товарной станции. Раньше конечная же, судя по всему, была на Астраханской. Спасибо за источник, тоже перетащу его в Хронику.

Выношу из личной переписки:

280758 16 минут назад

Я извиняюсь, здесь на сайте, попадаются увеличенные участки местности немецкой аэрофотосъемки. Может быть Вы умеете так делать, посмотреть этот участок. в увеличенном виде, трамвайное кольцо все таки заметный объект? По моим детским воспоминаниям середины 60-х,кольцо 11 было на Астраханской практически сразу за 2 Садовой, в сквере,где было кафе. Спасибо!

 

Аватар пользователя elrond1_2eleven

Вы 1 секунда назад

А в том и дело, что я так и не понял, откуда Миха и другие берут эту а/ф в таком качестве...

 

Напоминаю: https://oldsaratov.ru/comment/161197#comment-161197. Конечная ссылка - https://yadi.sk/d/ZPi2a0h1mlVwYQ

Мои воспоминания абсолютно тождественны Вашим... Всё верно. Но после прекращения движения по внутригородской жд-ветке кольцо перенесли  немного дальше. Появился еще один перегон. Дело, наверное, в формулировке - Под "станцией товарной" в городской среде подразумевалась, видимо, вся округа от 2й Садовой/ фабрики-кухни и далее по Астраханской до конторы станции. У железнодорожников всё четче - контора есть административный центр станции. Говорили ведь "живу на товарке", хотя дом был на Очкином месте.

"Известия сар. совета" 21.06.1925. Кольцевая трамвайная линия Дачная - Кумыска - клиники - Агафоновка - город

 

Файлы: 

1935 г. Трамвай маршрута №1 в депо.

 

газета "Коммунист", 1940 год

В депо

 

Зима 2019

 

"Пресс-панорама" 1988 год