Купец Магомед Раджи

68 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение

Во времена Кавказской войны после пленения Имама Шамиля, его соратников и земляков из селения Гимры сослали в Саратов,короткая история их жизни в Саратове описана на моей страничке https://www.facebook.com/profile.php?id=100000771073524

своим умом, умением прадед Раджабиль Муххамад разбогател в Саратове. Ему принадлежали дома Кутякова 4 ,Кутякова 18-20, крытый рынок. фабрика по производству халвы и растительного масла, он имел паром, занимался меценатством, саратовские купцы его уважали и внесли в свою гильдию, как купца первой гильдии, во время репрессий Сов.власти, он, переодевщись в робу батрака, со своими рабочими бежал в родное село Гимры, Унцукульского района, что в Дагестане. а его сына-Далгата Магомедовича Раджи( мой дедушка) отправили по этапу на каторгу. с которой он сбежал в город Хасавьюрт Дагестана и жил на улице Красной, похоронен в Махачкале, там же , где и его дочь(моя мать) Марьям Далгатовна (Османова) по мужу.

 

См. также комментарии к https://oldsaratov.ru/photo/12859 (ArtAga).

Сказали "Спасибо!"

AV
 

Комментарии

Спасибо, очень интересно! Если позволите, несколько вопросов:

В каком смысле "крытый рынок"? Один из корпусов на Верхнем базаре?

Крытый рынок, что на фотогоафии у вас на странице, строила, насколько известно, городская управа. Или у вас есть информация, что строительство финансировал ваш прадед?

Насколько достоверно, что Магомед (Магомет) Раджи - двоюродный брат Шамиля?

Третью жену (татарку) ваш прадед завёл уже в Саратове? (ссыльным  наибам Шамиля официально дозволялось многожёнство?)

всем хочется быть потомками "великих"

думаю, если разобраться. то будет как в анекдоте про выигрыш в карты

зайдите на мою страничку в фейсбуке и посмотрите свидетельство о рождении моей матери, этим все сказано. правда мы не черкесы( так нас называли во времена Кавказской войны) а аварцы и Раджабиль Муххамада (Магомеда Раджи-так русские звали ) сын  Далгат Магомедович Раджи также в саратове родился и его жена не Зоя( так в Саратове ее звали), а Загидад. и она на фото в ссылке( самая красивая с зонтиком стоит)-это мои бабушка и дедушка   https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1733331463369206&set=picfp.100000771073524&type=3&theater

Моя мать Марьям- ее отец Далгат Раджи- его отец Раджабиль Магомед-его отец Ражаб . а мать Месей(двоюродная сестра Имама Шамиля) Месей отец Бартихан ( родной дядя Имама Шамиля по отцу)

Разве "родство" передаётся не по мужской линии?

В разные времена и в разных культурах по-разному.

В данном случае обсуждается Дагестан. 

если бы вы знали свое происхождение до 7 колена, как я.  У Имама Шамиля был родной дядя Бартихан со стороны отца. У Бартихана дочь Меседу. ее муж Раджаб погиб при защите Ахульго, остались два сына Раджабиль МАГОМЕД и РАДЖАБИЛЬ ЗУБАИР,  которых вместе с матерью( детям ее было 11 и 14лет) царь сослал из родного аула Гимры в ссылку в Саратов. Раджабиль Магомеда очень любили в Саратове, он был предприимчивым, умным и работоспособным, добился всего сам, придя в Саратов с матерью и братом в 11 лет с одной золотой монетой в кармане. татрские купцы возвели его в главу мусульманской общины Саратова, он помогал бедным и многих верующих спас от расстрела во времена Советской власти. кстати первая канализация появилась именно доме моего прадеда. он был не только предприимчивым , но и продвинутым. Очень жаль. что дом в таком состоянии сейчас. Если бы у меня была возможность ( я врач). я бы отреставрировала  этот дом и создала там музей "почетных граждан города Саратова". Всех тех, кто участвовал в создании и становлении этого города.

см

Файлы: 

наша генеалогия. найл=дите меня Муси мою мать Марьям дедушку Далгата Раджи и прадедушку Раджи Магомеда Абдуллаевича

Файлы: 

Особенно повесилили новости о Крытом рынке. )))

 

___________________________

ГАСО ф.386, оп.1, д.429 . Опись и оценка домовладений.

Житель Дагестанской области Магомет Раджи, домовладение в 203 пл.кв. на углу Мясницкой и Кирпичной, 1907 год.

Флигель каменный в один этаж (№2)

____________________

ГАСО ф.1, оп.1,

д. 3272 Получение загранпаспортов.

Раджа Магомет, выезжает в аул Белера, дата получения: 7 января 1900 г.

д.5839. Журнал выдачи загранпаспортов. 1897 г.

13 января. Саратовской мещанке Фатиме Раджи Магометовой (есть автограф)

21 мая  мещанину Магомету Раджи  с сыном Гамзатом (есть автограф)

д.6070. Получение загранпаспортов
Раджа Гимра Магамет,  50 лет, дата получения - 24.06.1899, выезжает с сыном Гамзатом.

 

Ребята, Марина, судя по всему, в Саратове не бывала, пытается "дистанционно", с помощью и-нета, разобраться в истории рода, для чего и обратилась к нам. Тут надо объяснять, а не резвиться.

Нашел дальше на её странице в FB: «владел крытым рынком на Мясницкой».

А по поводу родственных связей – более чем вероятно. Уж в наших-то равнинных сёлах все в той или иной степени друг-другу родственники, а тут – Гимры.

 

как то странно  свою родословную выясняют, владел этим и этим... продолженние будет таким?

И что в этом странного? Как надо-то? Если и таким (что вряд ли), то что? Человек едва успел на сайте появиться, а вы уже чего только не понаписали. Вас так же здесь встречали?

вы думаете возможно продолжение при нашей бюрократии? и чтобы привезти все в порядок и отреставрировать все чем он владел нужны большие деньги. если государство все это отняло, то хотя бы бережно относилось к историческим ценностям и сохраняло его.  возрастная горожанка Саратова, которая родилась в доме на Кутякова 4. писала, что приезжал пожелой старик , плакал, предлагал монеты и просил отреставрировать дом, когда его спросили откуда он, он ответил. что с Китая( он тогда приехал с Медины и боялся опознания, так как дважды пострадал( вначале . когда парнишкой 13 летнем в одной рубашке русский царь из рода варваров Рюриковичей согнал его с родных мест, а второй раз. когда Нквдшники из этого же племени) поэтому  он и шифровался

описка в слове пожилой

я бы хотела свидетельство о рожденеии дедушки, из саратовского архива написали, что надо в церковных книгах искать арабской вязью написано. свидетельство о рождении матери они прислали , а вот деда Далгат Магомедовича Раджи сказали в читальных залах церковных  наверно имели ввиду мусульманских книг. Далгат Раджи родился где то 1897году, мой дядя(его сын) Шамиль в 1918г или 1916. дядя Зубаир Шамиля моложе на 4-6 лет. а мама Марьям Далгатовна 1928года

он владел также виноградниками в Темпельгофе. привез туда своих друзей немцев, которые поселениями жили на улице цыганской. с немецкой лозой из Рейна, арендовал у князя Орбелиани земли в нынешнем Прикумском и высадил виноградники, там был также его дом, куда приезжал отдыхать его троюродный брат Муххамад Шаффи( сын Имама Шамиля). у него было и скрытое производство противоречащее его религии, за что его постоянно корил брат Зубаир и замаливал его грех. там же высаживался табак и продавался в трактирах Саратова, а из его винограда из Темпельгоффа, в подвалах пятигорского крытого рынка (ныне действ) бутилировалось вино и вывозилось в Саратов. Его виноградники были самыми успешными в Темпельгоффе. в 1915гг он свернул свое производство , продал два дома, купленных у князя Новосельского и еще  многие свои производства, которые смог продать,  некоторые производства так и остались у его батраков, с которыми он общался как с равными. Видно ему нашептали, что все отберут и посадят. дом на Кутякова 4 он отдал добровольно Соввласти и уехал в свое родовое село Гимры Дагестан

нет такого аула Белера в Дагестане. может в Швейцарию выезжал? от прадеда остались луковицы серебрянных часов там указан 1905год Женева

про такого сына Гамзата не знаю, знаю точно, что он не от моей прабабушки. спрошу у родни своей может старшие помнят

попрошу фото выложить я не умею,  а так в инстограме моей я Марина Гаджиева на аватарке дочь в красном платье, там фото моих предков, но больше их на фейсбуке моем тоже Марина гадджиева на аватарке в красном дочь и я в бордо косынке. и там много гимринцев наших моих родичей пишут и дополняют то, что я не знаю, мне так хотелось бы пройти по стопам своих предков и побывать в том времени, потому что есть чем гордиться

Видимо, вот эти фото:

https://ok.ru/avarsfromavaria/topic/67604907232085

Файлы: 

да это мой дед Далгат Магомедович Раджи с кинжалом  он там же на групповом фото за спиной у прадедушки Раджабиль Мухамада ( в центре сидит)в папахе с усами стоит самый красивый чуть правее. фото в Саратове сделано, у меня дома храниться приклеено на картонку взади надписи

а между Кисловодском и Пятигорском была целая губерняя и ресторан, куда к прадеду приезжал отдыхать  его троюродный брат -Мухаммад Шафи сын Имама( у меня сохранилась афиша, посмотрите на моих страницах фейбука)

Спасибо огромное, отправила Родне. детей Гамзата знаю, а вот Фатима кто узнаю у родни, судя по фамилии тоже его дочь

 

кто то где то привирает

<iframe src="https://www.facebook.com/plugins/post.php?href=https%3A%2F%2Fwww.faceboo..." width="500" height="135" style="border:none;overflow:hidden" scrolling="no" frameborder="0" allowTransparency="true" allow="encrypted-media"></iframe>     а это свидетельство о рождении моей матери. Марьям Далгатовна Раджи., рожденной от далгата Магомедовича Раджи     и еще там же на фейсбуке фото Далгаа Магомедовича моего дедушки, и похоронили мы его в Махачкале, а с Саратова он сбежал, когда его по этапу на каторгу отправилв Власть советов и обосновался на улице Красной в Хасавьюрте. потом продал дом приехал в Махачкалу, я помню его живым. В военные голодные годы выствылял мешок с зерном и кукурузной мукой и всем проходящим черпал по банке.он стоит на групповом фото в ссылке  на страничке фейсбука моего ответа за спиной моего прадеда Раджабиль Муххамада. эти все фото у меня дома мы их храним. милости просим к нам в Дагестан

он скрывал что он ссыльный, его сослали вместе с матерью Меседо. отец Меседо-Бартихан (родной брат отца Имама Шамиля) и любимый дядя и советник Имама Шамиля погиб вместе с сестрами Имама при защите Ахульго, В книгах об Шамиле упоминаеться о Бартихане, который пользовался авторитетом у Шамиля больше, чем  сам отец Шамиля

не знаю какой крытый рынок но родственники мне так сказали и фото даже отправили, на моей страничке в фейсбуке

Ну, этот Крытый рынок точно не принадлежал вашему прадеду. Это одно из известнейших зданий Саратова, строила его городская управа и находится оно вовсе не на Мясницкой. Там были, видимо, просто какие-то торговые лавки.

мне родня не раз говорила, что крытый рынок принадлежал Раджи Магомеду. Прадедушка скрывал, что он ссыльный царя, потому, что имел статус среди саратовских купцов и татары его очень уважали. Моя мать Марьям Далгатовна Раджи рассказывала историю, что в молодости в Саратове Раджи Магомед начал с того, что взял в аренду у купца, у которого до этого он разгружал баржы, когда в одной рубашке прибыл в Саратов ) лес. Они обрабатывали землю и занимались сельхозработами, В лесу он стал свидетелем нападения разбойников на татарскую бричку и подглядел где разбойники закопали монеты. Ему было тогда 16лет.  Он пришел в полицейский участок, рассказал и показал место , где было закопано награбленное, Родственники убитых купцов, за честность взяли Раджабиль Мухаммада к себе на фабрику управляющим, а потом и женили на своей татарке. Это была первая его жена. Так рассказывала мне мать.

Раджабиль Мухаммада мать звали Меседо. она была дочерью Бартихана, который являлся  родным дядей Имама Шамиля( в книгах о Шамиле есть упоминания о Бартихане) Бартихан был родным братом отца Имама Шамиля. Шамиль уважал дядю Бартихана и прислушивался к его мнению( Бартихан погиб вместе с сестрами Шамиля при защите Ахульго). Бартихан мой прапрадедушка

первая быба татарка, уточнила у родни, ее ограбили и убили с детьми. вместе с другими женщинами и детьми , подожгли их дом каторжане. когда мужчины пришли с работы. они  работали в лесу, нашли пепелище. вторая жена Аминат, тоже погибла. повозка уволокла ее в пропасть, когда она поехала в Дагестан навестить родню. третья Атикат. По словам родни он владел торговыми местами в центре Саратова, баней, трактирами. фабрикой по производству халвы и растительного масла, домами. которые сдавал постояльцам. у него был паром, а также имение в Кисловодске и ресторан

родство такое , что его прадед был дядей Имаму Шамилю, значит троюродный

Первая жена была татарка, когда мужчины были на работе ее зарезали беглые каторжане, а дом сожгли. прогибли даже дети, времена были такие.

Вторая жена Аминат гимринка, мы от нее. погибла когда везла подарки и ехала на родину. груженная повозка начала скатываться с узкой тропинки в пропасть (у нас скалы. дорог в то время не было, тропы) она пыталась ее рукой удержать.

3-ей женой ему предложили тляротинку Атикат. из Анцуха, потому, что она была дочерью наиба Имама Шамиля Шахьова. я дружу и общаюсь с мх праправнучкой Атикат, в честь бабушки назвали. А Раджи Магомед - его прадеда мать Меседу, была дочерью Бартихана. а Бартихан родной дядя Имама Шамиля по отцу. Мать моя родилась в Саратове. в архивах есть саратовских, мне прислали свидетельство.искажены национальности и имена. Марьям моя мать. рожденная от Далгата Магомедовича Раджи и Зои(Загидат) национальность черкесы( мы аварцы, но в Саратове в те годы всех нас черкесами называли)  Далгата отец и есть тот самый Раджабиль Магомед, в 14лет высланный с братом Зубаиром в одной рубашке царем в Саратов, где непосильным трудом и умением они разбогатели. Его очень любили саратовские татарские купцы, он спас состояние одного из них, рискуя жизнью. это отдельная история долго рассказывать.

Саратов тогда строился они начали с лесопилки, затем торговые пяды на площади, потом сдавали купленные дома почстояльцам, была фабрика по производству халвы и растительного масла, и даже имение с рестораном в Кисловодске, куда приезжал сын Имама Шамиля. Советы отправили его на каторгу, настучал кто то из завистников, он бежал в Медину. уже немощным стариком под чужим именем приезжал в Саратов. плакал и предлогал деньги тому, кто отреставрирует здание на Кутакова 4. шифровался, говорил, что приехал с Китая, был шедрым, занимался меценатством, как и его сын Далгат(матери отец) в военные годы ставил мешки зернгом и кукурузой у ворот и раздавал как сахь по лопате. Далгат сбежал в Дагестан, обосновался в Хасавьюрте, так как в Махачкале зверствовало в те годы НКВД. взял фамилию своей жены Гаджиев. дедушуц далгата я помню, красивый был и добрый. похоронен в Махачкале.

татарка была первой женой Раджабиль Магомеда. Он был тесноь связан с татарско-мусульманской общиной Саратова и был уважаем среди них. Но она погибла. времена были смутные, когда мужчины были на работе , беглые каторжане убили и разграбили дом, потом подожгли. Не знаю правда или нет, старшая родня рассказывала. что когда жгли дом выкрикивали .мол в отместку вашему Шамилю. Татарская община через некоторое время предложила ему другую невесту татарку, с их потомками(Бартиханова Хадижат главврач больницы) ее детьми мы общаемся. Она тоже умерла. Третья моя прабабушка Аминат,  погибла когда ехала в родное село Гимры( повозка скатилась в пропасть, детей она высадить успела, а подарки и скраб что везла хотела рукой удержать в повозке, она ее увлекла в пропасть). Ранее до этого наиб Имама Шамиля Шахьов попросил Раджабиль Магомеда взять его дочь Атикат замуж, это было принято в то время, мужчин в связи с войной было мало, а Раджабиль Магомеда почитали все и со стороны  людей Имама Шамиля и со стороны русских. Он занимался не политикой , а бизнесом и всем помогал. Атикат нарожала ему 10 детей.С их правнуками я общаюсь близко, например их правнучка, носит ее имя Атикат моя четвеюродная сестра, получается сводная( прадедушка один, прбабушки разные, моя гимринка Аминат, ее анцухская тляротинка, дочь наиба Шахьова Атикат)

Раджи Магомеда дедушка Бартихан. А Бартихан это родной брат Муххамада Деньгав, который являлся отцом Имама Шамиля.  Бартихан погиб при защите Ахульго, а его дочь Меседо( двоюродная сестра Имама Шамиля) была выслана с детьми Зубаиром и Муххамадам Раджабиля в Саратов

 Марина Гаджиева :

Прадедушка Раджи Муххамад.Саратов.

да это он, у меня подлинник фото его сохранился и сына его Далгата( молодой в черкесске и кинжалом и на семейном фото, сделанном в Саратове)

моя мать очень на него похожа, 

Здравствуйте, у вас есть какие нибудь сведения о моем прадеде Муххамаде Раджи, которого в 16 лет царская россия сослала из селения Гимры Дагестан в Саратов, где он своим трудом и умением разбогател. прадедушкин дедушка тоже Раджабиль Муххамад был наибом Имама Шамиля рано погиб , защищая Ведено  на Кавказской войне, Прадедушка приходился родственником Имаму Шамилю, за это его с братом Зубаиром выслали в Саратов, мой дед и мать тоже родились в Саратове, жили в собственном доме на ул, кутякова 4 .пра дедушка бежал от репрессий с Саратова, а дедушка бежал с этапа. прадедушка был купцом первой гильдии, татарские купцы егог очень уважали и он скрывал, что он ссыльный царя.

Известно, что после окончания Кавказской войны большое количество горцев было выселено в различные губернии России. Некоторые попали в деревни близ Саратова. Так, например, случилось с Раджа-Магомедом из Гимр. Раджа-Магомеду было 13 лет, когда он очутился в ссылке. Отец его погиб на войне. На чужбине он находился вместе с матерью и старшим братом Зубаиром-Гаджи. Когда Раджа-Магомед вырос, в жены он взял Меседу, двоюродную сестру Шамиля. Меседу принесла Раджа-Магомеду семерых детей. После её смерти, Раджа-Магомед женился вторично на Атикат из аула Анцух-Капучи. От второй жены у Раджа-Магомеда было 10 детей.
В поисках потомков Шамиля мы встретились с дочерью Раджи-Магомеда и Атикат – Рабият Магомедовой. Родилась Рабият в 1887 году. Долгое время прожила в Саратове. В Дагестан приехала в 16-летнем возрасте в 1893 году. А её родители вернулись в горы лишь после революции. Рабият Магомедова рассказала, что Мухаммед-Шеффи приезжал в Саратов примерно в 1899 году. В городе творилось что-то невообразимое. «Весь Саратов сбежался посмотреть на сына Шамиля, – вспоминает Рабият Магомедова.– Мухаммед-Шеффи прибыл на пароходе. Надавал всем дагестанцам много подарков, старшим – рубашки, платья, платки; младшим – шоколад, конфеты».
В Саратове бывал и сын Мухаммеда-Шеффи Магомед-Загид, служивший при отце в Казани.
Раджа-Магомед – отец Рабият дважды ездил в Казань и Мухаммед-Шеффи радушно принимал его.
Рабият считает себя родственницей имама. И вот почему. Мужем Рабият был Магомед Муртузалиев из Гимр, родившийся в 1877 году. Его дядя Гусейн-Гаджи Базарганов был сыном племянника Шамиля – Джемал-Эддина.
Когда Мухаммед-Шеффи находился при смерти, к нему вызвали Базарганова. Рассказывают, что сын Шамиля завещал Гусейн-Гаджи свой дом в Гимрах. Базарганов находился при больном до самой его смерти. Случилось это в г. Кисловодске.

https://lab-adat.ru/?p=96&page=4 (книга 1965 года). Возможно, правда, это вам и так известно. 

В справочнике "Весь Саратов" на 1916 год указано, что Магомет Раджи был казначеем мусульманской общины города. Проживал он тогда на улице Гоголя, 19. В более раннем справочнике 1912 года указан адрес Цыганская, 2.

В справочниках на 1900-1901 гг. перечислены многочисленные заведения, располагавшиеся в доме Раджи на Цыганской: постоялый двор Иванова, столовая Карамышева, трактиры Грычова (или Грачова), Красовского, Смирнова, Фалькова, фруктовая торговля Арзуманова и Авакова, парикмахерская Казаринова. К сожалению, непонятно, в котором из домов Магомета Раджи что располагалось (напомню, их было два плюс еще дом какого-то родственника или однофамильца: https://oldsaratov.ru/comment/153414#comment-153414).

У Раджи Магомеда  первая жена была татарка ,а  Меседу это его мать,( а не жена) Меседу была двоюродной сестрой Имама Шамиля, т есть Меседу отец Бартихан-родной дядя Имаму Шамилю) , когда Раджабиль Мухаммад был на работе ,ее жену татарку, зарезали  беглые русские каторжане вместе с детьми, ограбили и сожгли дом. Вторая жена Раджи магомеда -гимринка Аминат, от которой родился мой дедушка Далгат Раджи . Красавица Аминат погибла по дороге домой в горный аул Гимры, повозка увлекла ее в пропасть, но детей она успела высадить с повозки) Третья жена Атикат( у меня есть ее фото) он женился на ней вдовцом( той красоты у нее не было, но она была дочерью наиба Имама Шамиля -Шагъова) , а Раджабиль Мухаммад на тот момент был завидным, богатым женихом.Не только в Саратове, но и в  Кисловодске у Раджи был дом и свой ресторан( у меня сохранилась старинная афиша ,его афиша, где написано : Посетите ресторан Раджи в Кисловодске". Вот в этот дом его и приезжал Мухаммад Шаффи сын Имама Шамиля, где он лечил свою жену от чахотки, У меня есть старинные фотографии Раджи Мухамада моего прадеда и деда Далгата Раджи его дочь моя мать МарьямДалгатовна тоже родилась в Саратове. Из архива Саратова мне прислали ее свидетельство о рождении, а вот свидетельство о рождении моего деда Далгата Раджи посоветовали  искать в мусульманских церковных книгах Саратова, написанных арабской вязью.

родственникит просят не выставлять афишу с рестораном Раджи в Кисловодске она на старорусском языке. за то что там про вина написано, не позорь говорят предка. но сын говорит . что виноградный сок раньше тоже вином называли я дома найду фото выставлю

Надо сказать, место было довольно злачное, судя по информации в газетах того времени. Кражи, грабежи, смерть с перепоя и т.д.

в Саратов его мальчиком( Раджи -Муххамада и его брата Зубаира с матерью Меседо, а она дочь Бартихана Имама Шамиля он дядя был, погиб в битве за Ахульго)сослали. он подрядился с братом Зубаиром баржи разгружать. дедушка Далгат Раджи мне рассказывал. они не пили не курили, в отличии от саратовских артелей, которые в запой уходили. татрские купцы им доверяли. не знаю имени, но был бездетный татрский купец, который уважал прадедушку и дал ему земли возделывать,  и прадед с братом исправно им за аренду платили.а потом попросил их купить, так как наследников не было. не знаю так мои сородичи гимринцы рассказываю вроде бы царь через эти земли железную дорогу строил и Муххамад Раджи выгодно их продал с этого капитала и стал крутиться. его брат Зубаир был очень набожным целыми днями молился и бизнесом не интересовалмя. наш род большой мы все общаемся у нас много фото семейных есть где раджабиль Муххамад запечетлен в Саратове

Спасибо за информиацию.  много узнаю от вас. Упомянута фамилия Бартиханова, у которой украдены браслеты. это прямая внучка от Бартихана( родной дядя по отцу Имама Шамиля БАРТИХАН). Все они были сосланы в Саратов и жили там.

здесь немного искаженные факты, Меседо это мать Магомеда Раджи. Меседу была дочерью Бартихана родного дяди Имама Шамиля, который его очень уважал, был его советником и погиб при защите Ахульго.   У Магомеда Раджи первая жена была саратовская татарка, когда мужчины были на работе беглые каторжане зарезали и подожгли дом. они погибли, Вторая жена Аминат гимринка родила ему самого успешного и любимого сына Далгата( мой прадедушка) на всех совместных фото он рядом с ним .Когда Аминат погибла( ехала навестить родню в Гимры, повозка со скрабом и подарками скатилась в пропасть и потянула ее за собой.Она пыталась ее вытянуть, детей она успела высадить. На следующий день на лошади в Гимры заезжал ее муж ничего не ведая, увидев похоронную процессию он спросил кого хоронят. его в лицо не знали.и прямо сказали , что хоронят жену того самого СаратовскогоРаджабиль Мухамада, вот такая история. Потом он уже женился на Атикат, она не была такой красивой , как Аминат, но она была дочерью ШАгъова ( из другого района селения Анцух Тляротинского райцона) , а он был наибом Имама Шамиля, о котором тоже упоминаеться в книгах о Шамиле.

Рабият это внучка Раджи от анцухской третьей жены, когда гимринка Аминат погибла. у Рабият есть внучка Атикат в честь прадедушкиной этой анцухской жены третий имя. я с ней общаюсьЮ вместе в бассейн ходим. Анцухская жена 10детей родила ему, род большой

Зайдите на фейсбук Магомеднаби Ибрагимова на аватарке сейчас у него фото Имама, он много пишет о моих родственниках, нашем окружении. об ИМАМЕ ШАМИЛЕ и его соратниках, сосланных в Саратов

НЕ ВЕРНО. в жены Раджабиль Магомед взял татарку( с ее родом мы общаемся и по ныне) вторая жена Аминат, от которой я, третья жена анцухская Атикат, дочь наиба Имама Шамиля Шахова) со всеми предками от 3х жен у нас хорошие отношения. А Меседо это мать раджабиль Магомеда- она двоюродная сестра Имама Шамиля. Меседу мужа звали Раджаб-погиб при защите Ахульго

Спасибо за инфу, но у Раджабиль Магомеда до жены анцухской тляротинки, дочери Наиба Шамиля Шахова-Атикат, была еще  жена гимринка Аминат( наш род от нее) и до этого жена татарка, они погибли, но дети и внуки и правнуки остались, все мы общаемся  между собой.

это все члены его семьи. Раджи  Аминат сулеймановна это его вторая жена, после погибшей  первой жены татарки, которую убили и разграбили беглые каторжане. Надо сказать, что дети Имама Шамиля в ссылке в Казане, тоже женились на татарках, так как они были мусульманками.

Благодаря вам я теперь знаю имя отца своей прабабушки. жена Раджабиль Муххамада, после покойной татарки была Аминат Сулеймановна, ее отец был Сулейман. он  также был казначеем казны Имама Шамиля во время Кавказской войны, также , как и  сам Раджабиль Муххамад, который был казначаем мусульманско-татрской общины. Аминат была и женой и родственницей Раджабиль Муххамаду

мы и мой прадед Раджи Магомед Абдуллаевич ( правнук Бартихана) мЫ ОТ РОДА БАРТИХАНА. Бартихан( дядя Имама Шамиля) , то есть родной брат отца Имама Шамиля. погиб при защите Ахульго, за это, оставшихся в живых его детей выслали в Саратов. Я ТОЖЕ ЕСТЬ А НАШЕЙ ГЕНЕАЛОГИИ ОТ БАРТИХАНА И ЕГО ОТЦА АЛИ(ДЕДУШКА ИМАМА ШАМИЛЯ) МЕНЯ ЗОВУТ МУСИ( ПСЕВДОНИМ МАРИНА)

Файлы: 

У Магомеда Раджи было несколько домов по соседству:

Из табеля домовладельцев на 1901 год. См. также https://oldsaratov.ru/sites/default/files/attachments/comments/photos/20...

Может быть, у вас есть какие-то старые семейные фотографии, которыми вы могли бы поделиться?

Файлы: 

на фейсбуке я Марина Гаджиева, и в инстограмме Марина Гаджиева на аватарке дочка в красном платье, там фотографии дедушки Раджабиль Муххамада и дедушки и свидетельство о рождении моей матери, она Родилась в этом доме Марьям Далгатовна Раджи в 1928г от Далгата Магомедовича Раджи и Зои Раджи, Далгат сын Магомета Раджи

Напишите мне пожалуйста на marina9014@mail.ru или вотсап 89285534477

В ссылке автор, который является также потомком брата Ражи Магомеда -Зубаира Раджи умалчивает о первой жене Раджи Магомеда гимринке Аминат, которая родила такого же успешного сына Далгата Раджи, который занимался торговой деятельностью отца, был его доверенным лицом в Саратове и жил в Саратове, пока его не репрессировали  и не отправили на каторгу за отца, с которой он сбежал. А если честно, первая жена у него была татарка, которую с детьми в доме зарезали и сожгли беглые каторжане, потом гимринка Аминат и когда она погибла Атикат из Анцуха. он женился только 3 раза.

Хотелось бы поблагодарить ОКСАНУ ВЛАДИМИРОВНУ СЕРГЕЕВУ, которая проводила культурно-историческую экспертизу домов Раджабиль Мухаммада, и вынесла заключение, что эти обьекты, надо внести в памятники исторического наследия.

да есть на фейсбуке фото и многое о нем. там я Марина Гаджиева это мой псевдоним. на аватарке в красном платье

Марьям Далгатовна Раджи- дочь Далгата Раджи и Загидат родилась в Саратове в 1928 году. Ее дедушку Раджабиль Муххамада 1849 года рождения после окончания Кавказской войны еще 11- летнин ребенком вместе с матерью Меседо, братом Зубаиром и другими гимринцами царская власть сослала, как неблагонадежных, кандидатов в мятежники из окружения родственников Имама Шамиля в Саратов. В Саратове гимринцев поселили на улице Цыганской , где были пустыри, где жили немцы поволжья, привезенные в Саратов еще при Екатерине второй, а также общины евреев, цыганские таборы-словом все пришлые. Раджабиль Муххамад-дедушка Марьям в Саратове с годами стал видной общественной фигурой- председателем мусульманско-татарской общины и хранителем мусульманской казны, меценатом, крупным фабрикантом, держал гостевые дома в центре Саратова, а также сеть ресторанов и торговых лавок, несколько производственных фабрик, мануфактур, а его любимый сын Далгат( отец Марьям) работал управляющим его многочисленных производств и часто выезжал по поручению отца в Дагестан. Так в одной из своих поездок в Дагестан, Далгат остановился в Чиркее у старшины Пижаль Гаджи( который по преданию схоронил после расстрела Махача Дахадаева, хотя отдан был приказ тело не придавать земле и не хоронить по мусульмански). Пижаль Хаджи сам был с Чиркея, а его жена -дочь генерала царской армии Алискендера из Карная. У этой семьи было 4 дочери одна краше другой. Самая старшая Загидат, с правильными аристократическими чертами лица и рыжими косами очень приглянулась Далгату. Поскольку Загидат была из хорошего , почитаемого и уважаемого рода, дочь авторитетных родителей, а Далгат был сыном известной личности, не только в Дагестане , но и в России ,отказа с обеих сторон не было. От этого брака родилось троя детей. Старшего сына назвали в честь Имама Шамиля, второго сына назвали в честь Брата Раджабиля Муххамада Зубаира, а младшую дочь, именем жены сына Имама Шамиля — Марьям. Все троя детей Раджабиль Далгата и красавицы Загидат родились в Саратове. Жили безбедно в полном достатке и уважении среди саратовской мусульманской общины и немцев поволжья. Далгат , как его отец свободно изъяснялся на татарском, еврейском, немецком, русском, кумыкском и родном аварских языках. Среди производственников немцев и евреев, а также татар, имел много друзей. А также родственников, так как первая, погибшая жена его отца была татарка и от нее были дети. Но хорошей жизни, созданной собственным трудом , умом и предприимчивостью , хватило не надолго. Угроза пришла, как всегда ,со стороны русских высших чинов. Волна раскулачивания, борьбы с религией захлестнула Россию и не обошла Саратов. Репрессии против священнослужителей, верующих мусульман, изъятие мечетей, запрещение религиозного образования. А также раскулачивание и изъятие нажитого собственным трудом. Марьям родилась в это антигуманное время и имея таких состоятельных родителей осталась сиротой и ни с чем. Ее дедушке ,за несколько дней до ареста , сообщили об этом и он,переодевшись в одежду своих батраков и в их сопровождении бежал в родное село Гимры. Какая ирония, в начале был сослан в одной рубашке из родного села, а потом в этой же рубашке ,ни с чем ,бежал в родное село, гонимый антигуманной, жестокой и агрессивной волной советской политики.
Далгат, сын Раджабиля Муххамада остался управлять брошенным имуществом в Саратове, но был арестован и отправлен на каторгу, а его жена Загидат с тремя детьми Шамилем 10лет, Зубаиром 8лет и маленькой 2х-летней Марьям вернулась на родину в Дагестан, к своей матери. При ней было только собранное наспех самое ценное. Все остальное ; гостевые дома, рестораны, мануфактуры и торговые места были брошены. Ехали поездом из Саратова много дней, в лютый мороз.По дороге, в поезже, мешок с драгоценностями под головой спящей в поезде Загидат украли. Простуженная и огорченная Загидат, приехав в Дагестан умерла от воспаления легких . Осиротевших детей забрала к себе мать Загидат- бабушка Умужат карнаевская, но когда бабушку парализовало и она больше не могла воспитывать детей, ее саму и маленькую Марьям забрала вторая дочь бабушки Умужат- Фатьма, которая была родной тетей Марьям, а ее братьев Шамиля и Зубаира забрал , сбежавщий с каторги отец Далгат, который взял фамилию своей матери Гаджиев и поселился в Хасавъюрте со второй своей женой Таисией ,с которой он познакомился в Саратове и которая, бежав от голода с Урала в хлебное поволжье,поселилась в гостевых домах его отца в Саратове, где и произошло знакомство. Далгат скрывая свое происхождение и фамилию Раджи, поселившись в Хасавъюрте, занялся заготовкой овечих шкур, сдавал их крупными партиями, работал заготовителем и растил своих сыновей Шамиля и Зубаира, а также родившихся от Таисии еще двух дочерей Розу и Мину, а Марьям тем временем воспитывалась у родной тети Фатьмы. Первый муж Фатьмы был из рода Апашевых из Эрпели и был генералом царской армии. Его звали Карлан. От этого брака родился сын АхмедНаби, который в 14лет ушел служить в мореходку и в дальнейшем стал капитаном дальнего плавания. Плавал на Кубу и в дальнии страны. Фатьмы второй муж был Умалат, он был первым секретарем Карабудахкентского района и отчимом Марьям. Он жалел Марьям и часто баловал ее, в отличии от суровой Фатьмы, которую слушали и боялись ее сестры и родня. Фатьма пользовалась уважением, она была по профессии акушер-гинекологом, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры акушерства и гинекологии. Удочерив Марьям, она естественно хотела видеть ее продолжителем своего дела и профессии и сама отнесла ее атестат для поступления в медицинский институт, где сама пользовалась уважением и профессия Марьям была уже предопределена. Но гордая решительная Марьям решила все по своему. Она забрала в тайне от тети документы из мединститута и поступила в педагогический институт. После окончания пединститута проработала в 5 школе Махачкалы учителем литературы и русского языка. Выпустила много учеников, которые помнят ее и чтят. С каждым годом в день учителя присылают букет цветов в память о своей учительнице.
Интересна личная жизнь Марьям. Она была белокожей черноволосой и красивой девушкой, жила у тети в центре Махачкалы на улице Ленина 2, возле площади в доме, где жили знаменитые личности Дагестана. Учась в педагогическом на нее заглядывались многие молодые дагестанцы и так же Осман, который учился там же и в последующем стал ее мужем. В один из весенних дней к тети Марьям пожаловал знатный гость Шамхалов. С ним был невысокий молодой человек. Фатьме Шамхалов сказал, что привел молодого парня, который влюбился в Марьям и хочет жениться. Гордая суровая Фатьма ответила, что не выдаст свою племянницу за чабана. «Чабаном» оказался тогда не известный в то время Расул Гамзатов. Марьям была выдана замуж в 18 лет в побочную кумыкскую линию своей родни. Это был сын двоюродных сестер Фатьмы, которые были замужем за сыновьями богатого таркинского купца. Марьям вышла замуж за троюродного брата Абдулвагаба-художника, который нарисовал герб Дагестана, который утвержден в республике. Марьям радовалась и хотела быстрее освободиться из гнета суровой тети, от которой никогда не видела материнской ласки . Но дни ее ликования оказались короткими. Художник обладал деспотичным характером и кроме этого, через полгода совместной жизни , он сообщил Марьям, что от него беремена дочь русского полковника НКВД и его посадят, если он на ней не женится. Марьям он предложил на время пожить опять с тетей, и что после развода с русской он ее заберет. Марьям пришлось вернутся опять к тети, которая услышав это, разругалась с кумыкской родней и забрала Марьям опять к себе. Вскоре родилась дочь Умужат, которую Фатьма полюбила , как собственную дочь. В род дом к Марьям никто не пришел, Тетя Фатьма была на курорте и из роддома по звонку тети, Марьям забирали на роддомовской машине. Когда горечь и боль от предательства улеглась Марьям ударилась с головой в учебу. Сокурсник Марьям Осман начал наведоваться в гости к тети Фатьме. Приходил, краснел и молчал. Марьям его не воспринимала всерьез. В одной из бесед тетя Фатьма поделилась со своей сестрой Нажабат, что Осман похоже хочет жениться на Марьям. Нажабат рассмеялась и сказала , что с ребенком ее никто не возьмет. Эти слова передали Марьям и гордая девушка ответила: «Ах так, еще как возьмет и попросит». В институте Марьям подошла к влюбленному Осману и сказала, что тетя Фатьма приглашает его к себе на хинкал. Когда Осман пришел, Марьям сказала ему, что теперь она свободна и сейчас он может на ней жениться, ведь он этого хотел с самого начала. Осман был рад первому шагу, так как сам он не решался и боялся отказа. Так Марьям вышла замуж второй раз и утерла нос тетке Нажабат . Осман был выходцем из села Ахатлы. Он осиротел в 14 лет. С поддержки Даниялова, который готовил партийную номенклатуру в Дагестане, закончил Высшую Партийную Школу ЦК в Москве. Работал в Обкоме Партии , в последующем директором медицинского училища в Махачкале. От этого брака родились дети Магомед , Сакинат и Муси.
Марьям заслуженный учитель Дагестана, литератор и руссовед, по ее стопам пошла Патимат-дочь старшей дочери Умужат, она также не захотела стать медиком, как ее мать Умужат и тети Сакинат и Муси и с отличием закончила педагогический. Она молодой профессор, заведует кафедрой в педагогическом институте , а также является первым заместителем Министра по делам молодежи. Муж ее Далгат( сын Зубаира) также работает с ней и является общественным деятелем молодежной политики. После Марьям осталось много успешных внуков, которые занимаются медициной, юриспруденцией, преподаванием и бизнесом. Но главное наследие Марьям это доброта к людям, честность, доброжелательность и гордость, которая передается ее наследникам.

Марьям Далгатовна Раджи- дочь Далгата Раджи и Загидат родилась в Саратове в 1928 году. Ее дедушку Раджабиль Муххамада 1849 года рождения после окончания Кавказской войны еще 11- летнин ребенком вместе с матерью Меседо, братом Зубаиром и другими гимринцами царская власть сослала, как неблагонадежных, кандидатов в мятежники из окружения родственников Имама Шамиля в Саратов. В Саратове гимринцев поселили на улице Цыганской , где были пустыри, где жили немцы поволжья, привезенные в Саратов еще при Екатерине второй, а также общины евреев, цыганские таборы-словом все пришлые. Раджабиль Муххамад-дедушка Марьям в Саратове с годами стал видной общественной фигурой- председателем мусульманско-татарской общины и хранителем мусульманской казны, меценатом, крупным фабрикантом, держал гостевые дома в центре Саратова, а также сеть ресторанов и торговых лавок, несколько производственных фабрик, мануфактур, а его любимый сын Далгат( отец Марьям) работал управляющим его многочисленных производств и часто выезжал по поручению отца в Дагестан. Так в одной из своих поездок в Дагестан, Далгат остановился в Чиркее у старшины Пижаль Гаджи( который по преданию схоронил после расстрела Махача Дахадаева, хотя отдан был приказ тело не придавать земле и не хоронить по мусульмански). Пижаль Хаджи сам был с Чиркея, а его жена -дочь генерала царской армии Алискендера из Карная. У этой семьи было 4 дочери одна краше другой. Самая старшая Загидат, с правильными аристократическими чертами лица и рыжими косами очень приглянулась Далгату. Поскольку Загидат была из хорошего , почитаемого и уважаемого рода, дочь авторитетных родителей, а Далгат был сыном известной личности, не только в Дагестане , но и в России ,отказа с обеих сторон не было. От этого брака родилось троя детей. Старшего сына назвали в честь Имама Шамиля, второго сына назвали в честь Брата Раджабиля Муххамада Зубаира, а младшую дочь, именем жены сына Имама Шамиля — Марьям. Все троя детей Раджабиль Далгата и красавицы Загидат родились в Саратове. Жили безбедно в полном достатке и уважении среди саратовской мусульманской общины и немцев поволжья. Далгат , как его отец свободно изъяснялся на татарском, еврейском, немецком, русском, кумыкском и родном аварских языках. Среди производственников немцев и евреев, а также татар, имел много друзей. А также родственников, так как первая, погибшая жена его отца была татарка и от нее были дети. Но хорошей жизни, созданной собственным трудом , умом и предприимчивостью , хватило не надолго. Угроза пришла, как всегда ,со стороны русских высших чинов. Волна раскулачивания, борьбы с религией захлестнула Россию и не обошла Саратов. Репрессии против священнослужителей, верующих мусульман, изъятие мечетей, запрещение религиозного образования. А также раскулачивание и изъятие нажитого собственным трудом. Марьям родилась в это антигуманное время и имея таких состоятельных родителей осталась сиротой и ни с чем. Ее дедушке ,за несколько дней до ареста , сообщили об этом и он,переодевшись в одежду своих батраков и в их сопровождении бежал в родное село Гимры. Какая ирония, в начале был сослан в одной рубашке из родного села, а потом в этой же рубашке ,ни с чем ,бежал в родное село, гонимый антигуманной, жестокой и агрессивной волной советской политики.
Далгат, сын Раджабиля Муххамада остался управлять брошенным имуществом в Саратове, но был арестован и отправлен на каторгу, а его жена Загидат с тремя детьми Шамилем 10лет, Зубаиром 8лет и маленькой 2х-летней Марьям вернулась на родину в Дагестан, к своей матери. При ней было только собранное наспех самое ценное. Все остальное ; гостевые дома, рестораны, мануфактуры и торговые места были брошены. Ехали поездом из Саратова много дней, в лютый мороз.По дороге, в поезже, мешок с драгоценностями под головой спящей в поезде Загидат украли. Простуженная и огорченная Загидат, приехав в Дагестан умерла от воспаления легких . Осиротевших детей забрала к себе мать Загидат- бабушка Умужат карнаевская, но когда бабушку парализовало и она больше не могла воспитывать детей, ее саму и маленькую Марьям забрала вторая дочь бабушки Умужат- Фатьма, которая была родной тетей Марьям, а ее братьев Шамиля и Зубаира забрал , сбежавщий с каторги отец Далгат, который взял фамилию своей матери Гаджиев и поселился в Хасавъюрте со второй своей женой Таисией ,с которой он познакомился в Саратове и которая, бежав от голода с Урала в хлебное поволжье,поселилась в гостевых домах его отца в Саратове, где и произошло знакомство. Далгат скрывая свое происхождение и фамилию Раджи, поселившись в Хасавъюрте, занялся заготовкой овечих шкур, сдавал их крупными партиями, работал заготовителем и растил своих сыновей Шамиля и Зубаира, а также родившихся от Таисии еще двух дочерей Розу и Мину, а Марьям тем временем воспитывалась у родной тети Фатьмы. Первый муж Фатьмы был из рода Апашевых из Эрпели и был генералом царской армии. Его звали Карлан. От этого брака родился сын АхмедНаби, который в 14лет ушел служить в мореходку и в дальнейшем стал капитаном дальнего плавания. Плавал на Кубу и в дальнии страны. Фатьмы второй муж был Умалат, он был первым секретарем Карабудахкентского района и отчимом Марьям. Он жалел Марьям и часто баловал ее, в отличии от суровой Фатьмы, которую слушали и боялись ее сестры и родня. Фатьма пользовалась уважением, она была по профессии акушер-гинекологом, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры акушерства и гинекологии. Удочерив Марьям, она естественно хотела видеть ее продолжителем своего дела и профессии и сама отнесла ее атестат для поступления в медицинский институт, где сама пользовалась уважением и профессия Марьям была уже предопределена. Но гордая решительная Марьям решила все по своему. Она забрала в тайне от тети документы из мединститута и поступила в педагогический институт. После окончания пединститута проработала в 5 школе Махачкалы учителем литературы и русского языка. Выпустила много учеников, которые помнят ее и чтят. С каждым годом в день учителя присылают букет цветов в память о своей учительнице.
Интересна личная жизнь Марьям. Она была белокожей черноволосой и красивой девушкой, жила у тети в центре Махачкалы на улице Ленина 2, возле площади в доме, где жили знаменитые личности Дагестана. Учась в педагогическом на нее заглядывались многие молодые дагестанцы и так же Осман, который учился там же и в последующем стал ее мужем. В один из весенних дней к тети Марьям пожаловал знатный гость Шамхалов. С ним был невысокий молодой человек. Фатьме Шамхалов сказал, что привел молодого парня, который влюбился в Марьям и хочет жениться. Гордая суровая Фатьма ответила, что не выдаст свою племянницу за чабана. «Чабаном» оказался тогда не известный в то время Расул Гамзатов. Марьям была выдана замуж в 18 лет в побочную кумыкскую линию своей родни. Это был сын двоюродных сестер Фатьмы, которые были замужем за сыновьями богатого таркинского купца. Марьям вышла замуж за троюродного брата Абдулвагаба-художника, который нарисовал герб Дагестана, который утвержден в республике. Марьям радовалась и хотела быстрее освободиться из гнета суровой тети, от которой никогда не видела материнской ласки . Но дни ее ликования оказались короткими. Художник обладал деспотичным характером и кроме этого, через полгода совместной жизни , он сообщил Марьям, что от него беремена дочь русского полковника НКВД и его посадят, если он на ней не женится. Марьям он предложил на время пожить опять с тетей, и что после развода с русской он ее заберет. Марьям пришлось вернутся опять к тети, которая услышав это, разругалась с кумыкской родней и забрала Марьям опять к себе. Вскоре родилась дочь Умужат, которую Фатьма полюбила , как собственную дочь. В род дом к Марьям никто не пришел, Тетя Фатьма была на курорте и из роддома по звонку тети, Марьям забирали на роддомовской машине. Когда горечь и боль от предательства улеглась Марьям ударилась с головой в учебу. Сокурсник Марьям Осман начал наведоваться в гости к тети Фатьме. Приходил, краснел и молчал. Марьям его не воспринимала всерьез. В одной из бесед тетя Фатьма поделилась со своей сестрой Нажабат, что Осман похоже хочет жениться на Марьям. Нажабат рассмеялась и сказала , что с ребенком ее никто не возьмет. Эти слова передали Марьям и гордая девушка ответила: «Ах так, еще как возьмет и попросит». В институте Марьям подошла к влюбленному Осману и сказала, что тетя Фатьма приглашает его к себе на хинкал. Когда Осман пришел, Марьям сказала ему, что теперь она свободна и сейчас он может на ней жениться, ведь он этого хотел с самого начала. Осман был рад первому шагу, так как сам он не решался и боялся отказа. Так Марьям вышла замуж второй раз и утерла нос тетке Нажабат . Осман был выходцем из села Ахатлы. Он осиротел в 14 лет. С поддержки Даниялова, который готовил партийную номенклатуру в Дагестане, закончил Высшую Партийную Школу ЦК в Москве. Работал в Обкоме Партии , в последующем директором медицинского училища в Махачкале. От этого брака родились дети Магомед , Сакинат и Муси.
Марьям заслуженный учитель Дагестана, литератор и руссовед, по ее стопам пошла Патимат-дочь старшей дочери Умужат, она также не захотела стать медиком, как ее мать Умужат и тети Сакинат и Муси и с отличием закончила педагогический. Она молодой профессор, заведует кафедрой в педагогическом институте , а также является первым заместителем Министра по делам молодежи. Муж ее Далгат( сын Зубаира) также работает с ней и является общественным деятелем молодежной политики. После Марьям осталось много успешных внуков, которые занимаются медициной, юриспруденцией, преподаванием и бизнесом. Но главное наследие Марьям это доброта к людям, честность, доброжелательность и гордость, которая передается ее наследникам.

ГАСО Р-461, оп2, д.247. 1931 . Лишенцы, Саратов

 

Глебовраг 701, кстати, существует до сих пор, вроде, новый коттедж, насколько могу судить по Я.снимкам сверху. А вот 535 сгинул во мраке истории.

здравствуйте, мне кто то с сайта написал, что Раджи Магомед, был казначеем мусульманской общины Саратова. Если это вы не могли бы подсказать  в каком документе об этом указано? я пишу книгу о своем прадеде.

почему у того кто написал не спросить? думаю, так будет разумнее.