Саратовский трамвай

298 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение

Помогите разобраться с линиями саратовского трамвая с 1908 года. Хорошо представляю себе следующие линии.

 1. Московская улица от Музейной до вокзала(открылась 30.10.1908).

 2. Полицейская-Волжская-Немецкая -Астраханская-Московская улица от Музейной до вокзала(открылась когда (?)).

3. Б.Сергиевская от Музейной до Солдатской слободы.

4. Московская -Ильинская-Б.Сергиевская от Музейной до Солдатской слободы(открылась 11.12.1908).

5. Московская-Никольская-Константиновская-Астраханская от Музейной до Товарной станции(открылась 11.07.1909). Здесь должна быть ветка до народного театра(драматический).

 

По остальным линиям есть вопросы.

 

6. Ветка по Алесандровской - как она проходила ? начальный и конечный пункты ? (открылась 23.10.1909).

7. Две Горные линии или одна(?) - до Сенного базара по Б.Горной ? Открылась в 1909 ?

8. Дачная линия - до Кумысной поляны но откуда ? Открылась в 1910 ?

 

Когда появился трамвай на Цыганской(или уже Кутякова) ?

Что за кольцо было в районе ул Челюскинцев-Севрина/Северная(здесь мог напутать с названиями улиц или старое-новое название - этот район знаю плохо).

Если можно, схему движения, пожалуйста. Кажется этот ворос уже обсуждался, тогда где инфу найти - киньте ссылку. Возможно может помочь DJHooligantk. По - моему это он рассказывал о линиях трамвая. Если где-то напутал - поправьте. Благодарен заранее.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Движение по Цыганской (Кутякова) открылось 30 декабря 1952 г. ("Твои четыре века город").

На Челюскинцев\Мичурина\Севрина\Северная было кольцо маршрута №1. Его остатки видно и сейчас.

Ранее кольцо проходило по улицам Челюскинцев\Чернышевского\Севрина\Северная, и было сокращено до ул.Мичурина в связи с расширением ул.Чернышевского после постройки моста через Глеб. овраг. Ещё ранее, сразу после переноса линии с ул.Ленина на Цыганскую\Челюскинцев кольцо проходло через Музейную площадь с конечной около управления РУЖД, но судя по всему, недолго - это недавно обсуждалось на форуме.

"это недавно обсуждалось на форуме" - можно ссылку ?

Нашёл на сайте карту 1911 г. Ориентировался по ней. Вот такая схема трамвайных путей.

1. От Затона по Б.Горной до Б.Садовой и дальше карта кончается, но видимо в сторону дачных). Ответвления вниз(в сторону Волги) по Никольской и Александровской.

2. От Музейной по Московской до ЖД вокзала. Ответвления вниз и вверх по Никольской и Александровской, вниз по Ильинской и ответвление на Астраханскую до Б.Горной или до трам. парка(условное название).

3. Миллионная-Полицейская-Армянская-Немецкая-Михайловская-Астраханская в нагорную сторону до Б. Горной. Ответвления по Никольской и Александровской в обе стороны, ответвление вниз по Ильинской, по Астраханской в обе стороны.

4.Никольская-Константиновская-Астраханская в сторону товарной станции.

5.Александровская-Бахметьевская-Камышинская-Шелковичная-Жандармская(Пугачёвская)-    2-я Садовая-Товарная станция. 

6.Ильинская-Печальная(Серова)-2-я Садовая-Б.Сергиевская до Солдатской слободы.  

 

Но это схема путей, а не маршрутов. Хотелось бы знать про маршруты.

Что за кольцо было в районе Часовенной-Сесерной ?

В.Н. Семёнов пишет, что было 2 горные линии. Вторая видимо до сенного базара ?.

 Когда трамвай пошёл по нынешней ул. Слонова ?

Когда закрылся 1-й и 15-й маршруты по Чапаева ? Когда появились маршруты 9 и 10 ?

 

Вопросов больше, чем ответов. Кто расскажет ?

 

Пока писал, получил разъяснение от brica-brica. Мерси. Будем вникать.

Почитайте ещё мои посты про трамвай на http://djhooligantk.livejournal.com - в первом посте есть ссылки на основные стати - там у меня схемы и списки транспорта Саратова за разные годы и описания отдельных трамвайных линий.

>В.Н. Семёнов пишет, что было 2 горные линии. Вторая видимо до сенного базара?<

Возможно, имеется ввиду одна линия в Затон (№13), другая до Сенного и далее (№12). Но возможно, под второй горной линией автор имел ввиду ныне забытый маршрут по Симбирской до кирпичного завода (Б.Садовая). Об этом маршруте есть статья у DJHooligantk

В любом случае, если под авторством Семенова имеется ввиду книга "Весна на Рабочей улице", то не стОит особо доверять этому изданию - оно изобилует ошибками и неточностями, а так же общеизвестными фактами истории Саратова из открытых источников, выдаваемых автором за свои личные наблюдения и воспоминания. Например, очень бросилась в глаза целиком утащенная цитата про озеленение города после войны - "...было высажено столько-то деревьев, столько-то кустарников, на площади в столько-то Га.." и тд. Эта цитата почти без изменений взята из книги "Твои четыре века, город" (1990г.), а туда, в свою очередь, попала из областной газеты "Коммунист" соответствующего периода времени. И таких примеров в книге Семенова десятки. Впрочем, это тема отдельного обсуждения, можем создать тему на форуме, если кому будет интересно.

 

>Пока писал, получил разъяснение от brica-brica. Мерси. Будем вникать.<

Я бы даже сказал - разъяснения от birca birca - так всё-таки наверное правильнее будет.

Такие случаи ложной памяти, почему-то часто в краеведческих материалах встречаются.

Не круто это, что тут обсудишь?!

не круто... в каком смысле? Обсуждение круто? Этот форум для того и создан чтоб обсуждать, насколько я понимаю. В чем крутость или не крутость?

я о ложной памяти писал - когда свои наблюдения подменяются на прочитанные у кого-то. У Льва Толстого есть об этом в "Войне и мире" - ветераны войны 1812 года вместо своих наблюдений пересказывали общеизвестные факты.

Не круто - в смысле, печально.

что-тут обсуждать - риторический вопрос.

 

Т.е. Не круто это, что тут обсудишь?! = Печально да, что поделаешь?! 

 

P.S. А крутость, наверно, это когда круто всем, кроме злодеев.

Аха, понял, ну да ладно, в общем, есть если у кого интерес к подобным обсуждениям разного рода ошибок, ляпов и косяков из краеведческих и художественных изданий - обсудим.

Нет так нет, не вопрос.

 2 горные всё правильно - это из путеводителя Весь Саратов за 1910, 1911, 1912 гг.

 

 

 

 

Известен вот такой билетик саратовского трамвая (без указания года выпуска): 

http://forumimage.ru/uploads/20090615/124501935619103568.jpg

 

Если не ошибаюсь, то маршрут должен был выглядеть так: http://forumimage.ru/uploads/20130220/13613823402227949.jpg

Две одинаковые ссылки на маршрут (да, так он и выглядел - это легко можно увидеть в разделе Схемы и Планы здесь на форуме). А ссылки на билетик нет.

Ссылку поправил, что-то в первый раз ошибся.

Схему рисовал сам, опираясь на данные, которые написаны на указанном билете и вспоминая дореволюционные открытки с видами трамваев и трамвайных путей.

 

Вот еще один билет - Пассаж-Полтавская площадь. Видимо - линия №4.

http://forumimage.ru/uploads/20090613/1244896478343461.jpg

 

p.s. форум не извещает об ответах на сообщения?

Спасибо, интересная штука. А что означают надписи: "Дейстит. только на одну станцию. Проезд на первой площадке вагона"? Эконом-билет на одну остановку? А про 1-ю площадку совсем не понял. Стоячие места?

 

Насколько мне известны порядки, действовавшие в дореволюционных трамваях, то все пространство делилось на площадки (стоячие места под открытым небом) и места 1-го и 2-го классов внутри вагона. Очевидно, билет давал возможность проехать одну остановку на этом маршруте стоя на площадке.

Станция - это не остановка. На длинных линиях были промежуточные станции, и участок между двумя станциями назывался тоже "станция". Например, линия Александровская больница - Затон делилась на две части станцией на углу Московской и Александровской, линия Вокзал - Волга - на углу Ильинской и Московской. Переезжая станцию, необходимо было брать второй билет.

На дореволюционных фотографиях у трамваев нет площадки под под открытым небом. У конки - тоже, но вроде есть стоячие места не в салоне (но под крышей): за спиной вагоновожатого и сзади.

http://oldsaratov.ru/photo/bolshaya-sergievskaya-1893g

Наверное, стоячие ехали с одной стороны, а с другой в салон заходили солидные пассажиры.

 

Да и станция, очевидно - не одна остановка (для экономии проще пешком), а какая-то часть маршрута..

 

Саратов в кармане. 1910

"Под открытым небом" надо понимать не буквально, а в том смысле, что это не помещение, а обдуваемое пространство. Из литературы известно, что едущие на площадке мерзли от ветра.

Кажется, понял. У трамваев тогда не было закрывающейся двери. Двери вообще не было. Только в салон с площадки, где и обдувало..

Вырезка перенесена в википедию, информация добавлена в хронику.
 

Цитата:

"Я бы даже сказал - разъяснения от birca birca - так всё-таки наверное правильнее будет."

 

Прошу прощения. Был невнимателен.

Стихи о саратовском трамвае из газеты "Саратовский рабочий" за 1933 г., автор - Николай Белов.

Файлы: 

Тоже про саратовский трамвай, но это 1932 г. Фельетон Ивана Молчанова из цикла "Похождения вола на заводе комбайнов". "Поволжская правда", 15 февраля 1932 г.

Из серии "руки из ж***", сейчас уже пофиксили, не хотят пугать подобным пророчеством - ведь вагон 1077 (бывший 3077) сгорел в 2008 году.

Файлы: 

Трампарк за 6 лет. 1930 г.

 

"Поволжская правда", 22 января 1930 г.
* Завод сложных молотилок - предшественник Саратовского завода комбайнов.

 

Спасибо!

Файл перенесён в Вики, информация добавлена в хронику.

Прощу всех, кому не безразлична судьба саратовского трамвая прочитать пост о грядущих изменениях со снятием трамвайных линий, о том как это скажется в целом на пробках: http://djhooligantk.livejournal.com/288324.html
И поставить свою подпись в петиции против этого недоразумения нашей власти: http://sarmetro.ru/index.php/petitions.html

пожалуй вынесу вечером в шапку сайта

Готов подписаться. Судьба Воронежа, кстати, действительно очень поучительна в этом плане - рельсовый транспорт легко уничтожить, но очень сложно и дорого восстановить.Но в то же время хотел бы отметить два интересных наблюдения: когда в начале 90-х у меня была необходимость ездить с Завода Ленина в центр - трамвай был самым незаменимым и оптимальным видом транспорта (если не вставал), ну уж во всяком случае в салоне всегда было просторно. А вот в конце 90-х уехать на "девятке" из центра в политех или из политеха в центр было всегда практически невозможно: или трамвай вставал на Слонова, или зимой заметало пути. Та же картина сохраняется в настоящее время. В любом случае, решать проблему ликвидацией трамвая совершенно бессмысленно, необходима оптимизация, создание выделенных линий и развязка трамвая с автомобильным транспортом

Файлы: 

Вчера был на рабочем совещании в правительстве. Рельсы уберут в этом году. Вряд ли что-то этому помешает.

А 11й отправят оборачиваться в Мирнйы переулок, и через некоторое время поднимется шум, что дескать, заторы из-за трамваев в Мирном и на Советской, трамвай надо убирать. Далее по уже отработанной схеме.....

Да. С объяснением того, как планируется счнизить автопоток для пропуска 4х оборачивающихся в переулке маршрутов внятного ответа я так и не получил :-( Но Мирный рано или позно тоже будет демонтирован.

Мне тож так кажется.

оказалось, согласно генплану, что планов у нас громадьё, и снос трамвайных путей действительно предусмотрен до 2020 года. Но! В этом же генплане, в том же разделе «Городской пассажирский транспорт», несколько выше, есть перечень первоочередных мероприятий, состоящий из девяти пунктов. Этот перечень должен был быть выполнен к 2010 году. Из указанных там пунктов реализован только один – снос трамвайных путей с Большой Горной. Остальные пункты (не связанные с разрушением, а направленные на созидание) почему-то до сих пор остаются планами.

Например, под номером восемь – подготовка к прекращению трамвайного движения на ул. Кутякова – подготовка проезжей части по ул. Зарубина для организации в дальнейшем по ней троллейбусного движения.

При такой альтернативе отказ от трамвая на Кутякова, на мой взгляд, не будет выглядеть столь ужасным. Но вопрос в том, когда городские власти собираются выполнять ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ мероприятия, которые надо было выполнить к 2010 году, и собираются ли вообще?

http://fn-volga.ru/blog/view/id/70

И что теперь делать?

Как заставить власти выполнять продуманный генплан, а не сиюминутные прихоти? ((

Власти и не обязаны выполнять генплан. Это лишь стратегия развития города. А выполняются пункты при наличии финансирования. И ещё один немаловажный момент - по нынешним санпинам троллейбус на Зарубина или трамвай на большинстве улиц города строить нельзя. Санпины застряли в советском союзе и не учитывают новые технологии совершенно.

А власти будут манипулировать пунктами генплана и ссылаться на него как выгодно им.

 

 

Поставил подпись.

не знаю в тему ли. Подготовил небольшой материал по закрытому и разоренному музею трамвая в Саратове, который находился в бывшем депо №3  

http://retro-bus.livejournal.com/5162.html

конечно, всем кто "в теме" все эти фотографии известны, но может кто-то и не видел.

Трамвайщики. 1931г

Коллекция пополнилась интересным билетом, маршрут: Московская площадь - Кумысная поляна. Цифра "3" - это номер маршрута?

 

Файлы: 

3 - скорее третий класс. Тогда не было номеров именно маршрутов, были номера линий. 3-я линия при бельгийцах - Вокзал-Старособорная площадь (по Московской).

20 коп, чтото дороговато для 3-го класса?

На Дачной линии из-за протяжённости тариф был трёхкратный от городского. Плюс могла инфляция прибавиться, если этот илет времён войны.

А может быть, это просто третья серия билетов.

Вот это артефакт! Удивительно хорошо сохранился!

Предположу, что кто-то читал по дороге и в книжку его заложил.

Билеты трамвайные серия Е Саратовских трамвайных городских линий на 5 поездок (1933)

Файлы: 

Трамвайные маршруты 30-х годов:

Справочник по Саратову. 1932

Ага, что и требовалось доказать - к 32 году Дачный маршрут до Кумысной поляны уже не доходит.

Файл перенесён в Вики, информация добавлена в хронику.

Трамвай-библиотека. Снимок из газеты прислан пользователем Мария. Перемещаю сюда из основной фотобазы, поскольку качество снимка невелико, а место съёмки определить не представляется возможным. Текст заметки:

КНИГУ В МАССЫ

    Городской библиотечный штаб направил в рабочие поселки «книгу-трамвай». Этот обыкновенный трамвай, украшенный лозунгами, хранящий в себе шуршащие листы книг, делает большую культурную работу, посещая рабочие поселки. «Книга-трамвай» посетила Солдатскую слободку, Сенной базар, район товарной станции. «Книга-трамвай» имеет различные отделы: беллетристический, политический, производственный отдел, бытовой.
На месте стоянки работники «книги-трамвая» проводят с населением соответствующую беседу о значении книги. Это начинание библиотечного похода остается только приветствовать. Общественность должна оказать дружную поддержку этому проводнику культуры в рабочие поселки, «книге-трамваю».
«Молодой ленинец», 4 декабря 1929 г.

Трамвай-библиотека.
Передвижные формы библиотечной работы давно уже заняли почетное место в библиотечном деле Советского Союза. Передвижная библиотека имеет те преимущества перед стационарной, что дает максимальную обращаемость книги, значительно способстѣует продвижению книги к наиболее социально-ценным слоям населения, способствует повышению читаемости политической и производственно-технической книги и может вестись силами читательского актива.
Библиотечная работа пользуется довольно разнообразными средствами передвижения, начиная с самого примитивного — ног книгоноши. Во время гражданской войны получили широкое распространение библиотеки-повозки, библиотеки-вагоны, позднее появились автомобили-библиотеки, мотоциклы-книгоноши, играющие особенно большую роль в САСШ. Трамвай-библиотека появился в СССР впервые лишь в 1929 году, в день двенадцатилетия Октября, на улицах г. Саратова. Это второй по счету в мире трамвай-библиотека, первый появился несколько раньше в г. Мюнхене. Мюнхенский трамвай был специально заказан и построен в мастерских г. Мюнхена, он имеет свой мотор, хорошо отеплен, прекрасно оборудован, обладает завидным бюджетом. Саратовский трамвай-библиотека несколько скромнее. Это всего лишь прицепной трамвайный вагон, снабженный книжными полками, электрическим отоплением и освещением. Он ощущает нужду в книгах, в средствах, работники его не могут похвалиться хорошими условиями работы. И все же наш трамвай имеет решающее преимущество. Это — первый в мире п р о л е т а р с к и й трамвай-библиотека, в то время, как мюнхенский трамвай-библиотека, хотя и обслуживает рабочие окраины, несет службу буржуазии.
До культурнсго похода, до бибпохода библиотечные работники города не могли и мечтать о такой диковинке. Но чего не в силах добиться одно ведомство, то легко выпояняется организованной общественностью. Саратовский трамвай-библиотека — результат об‘единенных усилий рабочих, ячейки и администрации трампарка, краевого штаба бибпохода, особой комиссии, горОНО, Госиздата, потребкооперации и других организаций, оказавших материальную поддержку в деле оборудования, передвижения трамвая-библиотеки, снабжения его книгами.
Трамвай-библиотека ярче всего доказывает преимущества передвижной библиотечной работы перед стационарной.
Стационарная библиотека союза пищевкус имеет 8720 книг и 213 читателей. Таким образом, 300-400 книг эта библиотека выдает читателям, остальные же 8300 книг остаются лежать на полках.
Трамвай-библиотека очень беден книгами, он имеет всего лишь около 1800 книг и около 1000 читателей (считая читателей в книгоношеских пунктах), так что на полках трамвая-библиотеки остается всего лишь 400-600 книг. Число выданных читателям книг за 1 месяц составляет 12% ко всему числу книг в библиотеке клуба союза пищевкус, а в трамвае-библиотеке—109%.
Из 213 читателей библиотеки союза пищевкус 87 рабочих, 56 служащих и 70 из других групп читгтелей. Всего читателей в трамвае-библиотеке 840 (не считая читателей в книгоношеских пунктах), из них рабочих с производства 265, жен рабочих 187, детей рабочих 298 и лишь 50 служащих и 40 кустарей. Трамвай-библиотека настойчиво стремится пробраться в гущу рабочего читателя. Методическая комиссия штаба бибпохода провела через специальные курсы 18 книгонош для трамвая-библиотеки, которые ведут книгоношескую работу на предприятиях, в рабочих кварталах тех районов, где работает трамвай-библиотека.
В трамвае-библиотеке несколько выше и читаемость политической, производственно-технической книги. Если в библиотеке союза
пищевкус читаемость беллетристики составляет 65-70%, а читаемость научной книги — 30—35%, то в трамвае-библиотеке читаемость научной книги равна 40-45%.
Трамвай-библиотека ведет немалую библиотечную политпросветработу. Проводятся доклады и громкие читки на предприятиях,
обслуживаемых трамваем-библиотекой, устраиваются выставки, библиотечные плакаты и т. д. Весной предполагается в трамвае-библиотеке поставить радио-и киноустановки.
Большой интерес к трамваю-библиотеке проявляют рабочие г. Саратова. На многих предприятиях города можно встретить в стенгазетах статьи и фотоснимки о трамвае-библиотеке, некоторые заводы сами просят поставить на собрании рабочих отчет о работе трамвая-библиотеки.
Но нельзя сказать, чтобы к трамваю-библиотеке проявляли особый интерес горОНО, городской совет культпохода, трампарк и другие организации. Трамвай-библиотека ощущает большую нужду в книгах. У него всего лишь 1800 книг, в то время, как число их можно смело довести до 7—9,000, а соответственно этому и число читателей увеличить в 5—6 раз. Бездушное отношение к этой организации должно быть сломлено. Лишь при этом условии трамвай-библиотека будет незаменимым передвижником в рабочих районах города, почти не имеющих стационарных библиотек.

Журнал "На культфронте", №1-2, 1930 г. (http://elibrary.sgu.ru/djvu/books/1181.pdf)

Новая трамвайная подстанция. 1939 г.

"Коммунист", 21.11.1939 г.

Вырезка перенесена в Вики, информация добавлена в хронику.

На этих фотографиях мы увидим в-основном Петербуржские и Московские трамваи. Но не только. Здесь же мы познакомимся с киевским, одесскими, нижегородскими и даже заграничными родственниками нашего земляка, который бегал сто лет назад по Миллионной улице. И хоть здесь есть только один наш саратовский трамвайчик, всё равно любо-дорого посмотреть эти фотки, отправиться на стареньком трамвайчике в прошлое, когда маш трамвайчик был уважаем, а не приносился в жертву "прогрессу".

 

http://news.ru.msn.com/society/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D1%85%D1%85-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0#image=1

 

А глядя на иркутский трамвай из Усть-Илимска, я представил себе, как мы все возвращаемся домой с лыжной прогулки на Кумысную поляну холодным зимним вечером. Солнце уже садится и в его лучах блестит нетронутый белый снег, запорошенные инеем деревья кажутся сказочными, позади прекрасная прогулка, свежий лесной воздух, интересная встреча, неспешная беседа на привале, а дома нас ждёт чай с малиновым вареньем и пирог с яблоками.

Про трамвайную остановку на Комбайне. Газета "Коммунист", 28 января 1938 г.

 Капитальный ремонт трамвайной линии.  "Коммунист", 27 сентября 1938 г.

Заметка перенесена в Вики, информация добавлена в хронику.

Вопрос "трамвайщикам": что значит "перевод на девятку почти всех линий"? (Из "Материалов к отчету о работе Саратовского городского совета рабочих и красноармейских депутатов XVI созыва за время с марта 1927 г. по сентябрь 1928 г.": http://elibrary.sgu.ru/djvu/books/556.pdf, стр.72)

Не знаю.

P.S. Моё мнение о ЗНБ всё подтверждается и подтверждается - где ещё могли сделать настолько мудацкую оцифровку?..

А что не так-то?

Разрешение у документа как у экрана мобильного телефона десятилетней давности. Читать невозможно.

 

Это ты его чем-то не тем открываешь :). Вот у меня в "хроме":

Это еще и при масштабировании "целая страница на экран".

Кстати, "городок 1 мая" - это что? СХИ?

Первомайский посёлок, очевидно.

 

Он, по-моему, еще долго назывался "местом Очкина". Я когда просматривал документы о погибших на obd-memorial.ru, там именно в таком виде встречалось, а "Первомайский" - ни разу. Да и трамвай туда уже и так ходил (до 1-й Советской).

Этого не знаю, я в истории топонимики не силён. М.б. хотели туда пустить через какое другое место линию? От Саратов-2, например.

Думаю, О. Митрохин сможет подсказать насчет названия ;). По-моему, это все-таки что-то другое. СХИ я предположил, потому что трамвай туда пустили-таки через несколько лет.

Да, СХИ все-таки. В справочнике 1932 года в "городке им. 1 мая" расположены Институт засухи и столовая в "постройке "СХИ"".

а в адрес-календаре 1926 года по адресу "городок 1-го мая (б. военный)" находятся 96 Ленинградский полк, 94 Крестьянский стрелковый полк и 10 отдельная транспортная рота

Да, в источнике, с которого началось обсуждение, тоже говорится об "оборудовании электроосвещением квартир комполитсостава в городке 1 мая". Значит, это Артиллерийская нынешняя.

Таки разобрались, о 12 маршруте речь шла. Я-то думал, что скорее его назовут маршрутом в Северный военный городок. Буду знать.

насчёт какого названия я могу подсказать? район СХИ мне чужой... а насчёт "Очкина" я уж где-то писал, моя бабушка, что жила на углу 2 Садовой и 4 проезда Первомайского посёлка до конца жизни так свой район называла, и не только она... я и сам за ней до сих пор так тот район обозначаю

А название Первомайский поселок когда появилось?

официально в документах 1930-х встречал как "Первомайский поселок", так и "место Очкина"

На карте 1927 Первомайский поселок обозначен как "1 Садовый квартал".

Ну а у меня в лисе, как я показал. И "этот сайт я открываю, хромом. а этот в лисе" - по-моему - глупость.

Я все открываю хромом. Возможно, у тебя просто кодеки какие-то не поставлены. В конце концов, можно сохранить, и открыть Acrobat'ом.

 В одной из арок на проспекте Кирова граффити-художник из Подмосковья Илья "Slak" изобразил огромный трамвай. Размер "полотна" составляет 4,5 на 13 метров. Причем, это не единственная арка, где появились рисунки в стиле современного стрит-арта (уличного искусства). В планах фестиваля "Легенды Саратова" превратить около 15 переходов на главной пешеходной улице Саратова, ведущих во внутренние дворики, в объекты туризма, где можно сделать фото на память или узнать любопытные факты из жизни города.

 

 

 

http://video.sarbc.ru/video/4421.html

О плохой работе саратовского трамвая. "Коммунист", 11 июля 1940 г.

Файлы: 

Интересно, станция "Клинический городок" - это диспетчерская на Беговой? Или сперва она была все-таки у 3-й Советской?

Файл перемещён в Вики, информация добавлена в хронику.

Управление трамваем в противогазе. "Коммунист", 18 августа 1940 г.

Файлы: 

Вооружённое нападение на кондуктора трамвая. "Коммунист", 18.09.1940 г.

Файлы: 

О строительстве второго трамвайного пути на линии "Завод комбайнов - Крекингзавод". "Коммунист", 26 июля 1940 г.

Файлы: 


 

"Коммунист", 22 марта 1952 г.

Куда идёт трамвай? "Коммунист", 21 мая 1936 г.
 

Файлы: 

О подготовке трамваев к зиме. "Правда Саратовского края", 20 сентября 1934 г.
Об изменении трамвайных маршрутов. "Правда Саратовского края", 21 сентября 1934 г.

"Правда Саратовского края", 16 июня 1934 г.
 

Об аварии на дачной линии трамвая. "Правда Саратовского края", 8 и 16 июля 1934 г.
 

О плохой работе трамваев. "Правда Саратовского края", 27 сентября 1934 г.

Снегоочиститель трампарка. "Правда Саратовского края".

Потанинская бригада, наверное, его "воскрешала".

Юбилей саратовского трамвая. "Правда Саратовского края".

 

Файлы: 

Снова о плохой работе трамвая. "Правда Саратовского края".
 

Изменение маршрутов трамвая. "Правда Саратовского края".
 

Всё жду, будет ли сообщение о перенумерации маршрутов, которая случилась как раз в 1934-35 гг.

Смена трамвайных электропроводов. "Правда Саратовского края".

 

О безобразиях на Затонской линии трамвая. "Правда Саратовского края", 22 января 1935 г.

 

О трамвае на Крекинг. "Правда Саратовского края", 12 февраля 1935 г.

 

Файлы: 

О плохой работе саратовского трамвая."Коммунист", 23 марта 1935 г.

 

Файлы: 

О "висунах". "Коммунист", 28 марта 1935 г.

Файлы: 

С судебного процесса по делу работников трампарка, "Правда Саратовского края" от 1марта 1935 г.

Файлы: 

По мемуарам В.П. Филиновой ("85 лет - одно мгновение" с. 203) существует трамвайная остановка "Морозово" близ 17 школы. Около 56-60 годов. Интересно, где это.

 

Не могу утверждать, но в начале 70-х "закрылась" остановка "Морозова" - это где-то меж 1 Дачной и 2 Садовой по маршруту трамвая 3.

Схема движения трамвая в 1916г.

Файлы: 

Очень классно, спасибо! Не совсем понятно с участками у №5 и 6 - получается, это фактически были разные линии, ходившие под одним номером? И почему у №7 конечная обозначена как "1-я Садовая"? Опечатка, 2-я имелась в виду? Но заканчивается он раньше, на Новоузенской. Может, там и была когда-то 1-я Садовая изначально, параллельно 2-й, а не где сейчас? И что за ответвление №5 по Дворянской к Народному театру?

У нас есть ещё фотография, где трамвай сворачивает на Рабочую с Кооперативной (Горького) в 1934 году, причём "сверху" (от центра): http://oldsaratov.ru/photo/17138

 

Ну, это совсем другое место, до революции, как мы видим, там трамвай не ходил. Да и после непонятно, что это за линия. А вот от Астраханской до Ст.Разина в конце 20-х по Рабочей пошли современные 10-ка и 9-ка - вплоть до переноса путей на Слонова в 1958. Задел, значит, там был еще до революции.

Да, проектировалась ветка к Клингородку до революции, но не по Рабочей, а по Вавилова. Где-то мы это уже обсуждали...

Ответвление по Дворянской к Народному Театру и есть ответвление по Дворянской к Народному Театру, что ж тут ещё сказать... Возили зрителей в театр и из театра.

Участки на длинных линиях - это участки оплаты. При проследовании границы участка необходимо было повторно оплатить проезд, как в электричке.

№7 - это кладбищенская линия, 1-я Садовая - конечная 6 линии. Да, в перечне почему-то 1-я Садовая, а на карте Новоузенская - странно.

Линия по Б. Казачьей была, есть на фото.

В существовании 9 линии по Ильинской от Московской до Горной и по Симбирской вверх сильно сомневаюсь. Нет фотодоказательств. На схеме 1935 года от неё не остаётся и следов, а ведь при соввласти её бы точно не закрыли ля подвоза рабочих к Кирпичзаводу. Может быть, она была проектируемой.

Да и вообще, ещё раньше 1916 года трамвай в Саратове ходил отвратительно. Вполне возможно, что добрая половина линий на этой схеме работала через пень-колоду, а то и вообще не. Хотя, конечно, сеть очень хорошая, построить бы её теперь.

Я просто не пойму, как ходил трамвай к театру - заезжал туда, менял направление и потом ехал к товарной станции? И на обратном пути тоже или только из города?

Насколько мне известно, этот тупиковый отрезок использовался вечером перед спектаклем и поздно вечером после него. Вечером, надо думать, в него заезжали вагоны до Саратова-Товарного в обоих направлениях, а после спектакля, уже ночью, НЯЗ, подавали специальный вагон по особому маршруту.

мама мне рассказывала, что и до войны и после  (имею ввиду  ВОВ) трамваи всех маршрутов вечером к окончанию спектакля подъезжали к театру и ожидали зрителей, все рассаживались в свои  маршруты и добирались до дома.

Похоже на правду. В "Коммунисте", помнится, видел жалобы как раз на то, что горэлектротранс манкирует обязанностью подавать вагоны к театру после спектакля.
 

ну , обвинять в фантазиях свою мамочку не буду, она дожила до 90 лет в светлом разуме и здоровой памяти ))

И всегда теперь вспоминаю про это, когда вечером  пытаюсь дождаться в 9 вечера после спектакля хоть какой нибудь трамвай или маршрутку. Увы, ... приходится пешком идти от Слонова до Москвоской на 11 автобус. Это единственный  вид общественного транспорта , который  теперь в Саратове действует после 9 вечера. 

Давно не пользовалась троллейбусами, и была в шоке  от того , что в 19.30  меня и гостей нашего города высадили не доезжая до вокзала из троллейбуса, объяснив, что троллейбусы в это время идут в депо.

После 9 вечера проходит по крайней мере один 2д, с интервалом 15-20 минут ходит 90, можно дождаться дежурных трамваев и троллейбусов. Это из моего опыта.
 

Читаю и поражаюсь.

Похоже, что Саратов окончательно одичал. Да ещё если принять во внимание бешеные цены за проезд...

И как население терпит всё это безобразие? 

Ну как-как?.. Точно так же, как всё остальное население России терпит все остальные безобразия.

Про знаменитую "похоронную" выделенную полосу на Московской тоже читывали?

а "бешеные цены" - это сколько?

В Волгограде тоже, конечно, всё плохо. Но цены в общественном транспорте пока вполне вменяемые. И он вполне ходит, а после 21:00 ещё пару часов даже почти по расписанию...

А цены...

Трамвай и троллейбус = 12 рублей

Скоростной трамвай (полуподземный) = 15 рублей

Большинство коротких и средних маршруток = 15 рублей.

Длинные маршрутки - в зависимости от расстояния. Но по центру большинство возят за 10 рублей. 

я так понимаю, это в Волгограде... а у нас в Саратове, интересно, сколько?

Трамвай-троллейбус - 17, скоростного нет. Маршрутка - 18. 
Руководители горэлектротранспорта говорят, что эл.транспорт убыточен, поэтому городские власти закрывают маршруты или меняют маршруты, делая их неудобными для населения.
Идут разговоры о том, что электротранспорт удастся сохранить, если проезд сделают 24 р. 
В Саратове дешевле на такси, чем на общественном транспорте...
 

А в Волгограде теперь всё совсем плохо.

Как в открытую выражаются чиновники: "на смену устаревшему электротранспорту приходят новые автобусы", которые от Питер-авто. В результате один за другим ликвидируются троллейбусные маршруты, вагоны списываются и утилизируются как "устаревшие и нерентабельные", а контактная сеть спешно демонтируются и утилизируется. На очереди - ликвидация трамвайных маршрутов. Причина очень простая - проезд в трамвае и троллейбусе теперь подняли до 20 рублей. А в дублирующих их маршрутках оставили 15 рублей. Поэтому трамваи и троллейбусы пустые, а значит нерентабельные. И их надо заменять автобусами....

Десть какая! Два года назад я Волгоград в пример ставил. И цены там были дешевле, и зарплаты у работников выше, и работал ЭТ как часы...

И это при том, что ввели ночной полуторный тариф. Или уже отменили?

не отменяли, но ни автобусам, ни маршруткам не выгодно ездить в вечернее время.  Да и утром не спешат выезжать на линии. Из услышанного диалога  в маршрутке:

водитель инструктирует своего приятеля:

Вообще-то первый рейс в 5 утра(не помню сколько минут), но народу мало в это время , я  к 7 подъезжаю  к конечной... А в выходные ,  вообще лучше часов 9 ...

ой, больная тема для Саратова - общественный транспорт...(

 

 

Не знаю, я поражаюсь - как это невыгодно? У нас люди вечером никуда не ходят, дома сидят? Понятно, что поток меньше, но он есть. Можно же не весь, а часть транспорта оставлять на линии. Дурдом полный.

А система с обратной связью. Нет транспорта - нет пасспотока. Нет пасспотока - нет транспорта. И в нынешних условиях, когда откупщики вместо перевозчиков и оброчные вместо наёмных водителей этот круг неразрываем.
 

Конечно, это дикость, когда общест-

венный транспорт становится дежур-

ным после 9 вечера, а не после

11-11.30, как было в не столь уж

давние времена.

Помню, как в восьмидесятые годы

в двенадцатом часу вечера добирался

с окраины Заводского района домой 

в центр. И добрался менее чем за час.

Заметьте, что на схеме отмечены все основные церкви, но призрачная церковь у Сенного не отмечена http://oldsaratov.ru/photo/3321

Тоже скажу спасибо не только кнопкой - очень интересно было узнать, где до революции были трамвайные кольца. Ни одно ведь до наших дней не сохранилось...

Спасибо. Очень интересно.
А Сенной площади тогда ещё не было? Вместо неё Щепный ряд и Конный базар?
Раньше трамвай ходил по Симбирской в гору, а сейчас туда ничего, кажется, не ходит...
Почему-то удивила надпись  "Черта города".
 

На билете тех времен остановка называется Граница города - это соотествует примерно остановке 4 сов. больница на Чернышевской. А конечная - солдатская слободка (теперь Улеши).

На фотографии какой-то трамвайный вагон. "Молодой сталинец", 5 сентября 1940 г.

Тип Х номер тридцать какой-то.

Объявление о введении нумерации трамвайных линий в декабре 1911 года:

Выложил Денис у себя в ЖЖ: http://djhooligantk.livejournal.com/886719.html.

Таки была Симбирская линия! Наконец-то.
 

Хронология (чтобы и здесь было)

По кн. "М. и С. 110 лет саратовскому рельсовому транспорту" 1997 КАДР с 16, 18, 21, 22

1907 авг. укладка рельсов трамвая по Ильинской ул., начало строительства ЦЭС.

1908 5 окт. пробный пуск Немецкой линии (с аварией - отказали тормоза на подъёме), открыта до Полицейской ул.

        10 окт. открыта Немецкая линиия на всём протяжении до Баб. взвз.

        30 окт. открыта Московская линия на всём протяжении

        11 дек. открыта Ильинская линия с пересадкой через Печальный переезд

1909 25 июня открыта Константиновская линия

        29 и 30 июля 1-я и 2-я Горные линии

       18 авг. Сергиевская и Кладбищенская линии

       29 окт. Александровская линия

1910 5 июля Дачная линия до Трофимовского разъезда (на следующей странице указано 5 июня - Эльронд)

        29 июля Дачная линия до Кумысной поляны

Городская плановая комиссия . Саратов. вып.II. 1945 год

Файлы: 

Жители Агафоновского поселка собрали подписи для подачи прошения управе и г-ну де-Вильде о проведении трам- вайной линии до поселка. Просьба мотивируется тем, что поселок увеличивается, население возрастает, сообщение же, особенно в грязь, затруднительно и не безопасно для детей-школьников через полотно железной дороги.  

Саратовская копеечка. 1913 год

http://www.comk.ru/Bulletin/May_2013/vestnik_112.pdf.

И прошение удовлетворили:

10 декабря 1914 г. 

Новая линия трамвая пойдет от технического училища по Михайловской до Казарменной, по Казарменной до Дворянской, по Дворянской через полотно железной дороги, мимо фабрики Дворецкого, на Садовую и по Садовой мимо места Алексеева, сада Шумилина, места бывшего Олич пойдет к клиникам, а затем мимо поселков к Патрикеевскому саду, рядом с которым находится Агафоновский поселок. 

http://www.comk.ru/Bulletin/Dek_2009/vestnik.pdf

В итоге, правда, трамвай пустили только в 1926 году и по другому маршруту.

Ахаха, мы повторили свой диалог двухлетней давности: http://oldsaratov.ru/comment/43975#comment-43975 :)))))

удалите , пожалуйста,  сегодняшний)

Как говорил наш любимый профессор Осятинский : "Человеческая голова не лошадиная, она гораздо меньше. Поэтому запомнить всё не возможно" ;-)

Да пусть останется в этой теме тоже.

П р о и сш е с т в ія п о  го р о д у .
Б р о с и вш ій с я  п о д ъ  в а г о н ъ .

Въ ночь подъ  21 февраля вагоновожатый трамвая  № 2, Шведовъ, на Московской улицѣ, между Александровской и Вольской, замѣтилъ на рельсахъ человѣка. Вагонъ остановили; лежавшій былъ мертвъ. Оказалось, что его сшибъ ранѣе шедшій вагонъ отъ Александровской улицы къ трамвайному парку, и онъ былъ раздавленъ. Вагоновожатый ранѣе прошедшаго вагона, Шараповъ, объяснилъ, какъ произошло несчастіе. Противъ аптеки Копелянскаго вагонъ шелъ умѣреннымъ ходомъ, безпрестанно давая сигиальные звонки. Вдругь изъ-за столба выскочилъ какой-то человѣкъ и  бросился подъ вагонъ. Вагоновожатый такъ испугался, что потерялъ присутствіе духа и не помнитъ, какъ доѣхалъ до парка. Трупъ отправленъ въ усыпальницу. Кто самоубійца—-пока неизвѣстно. На видъ ему 4 0— 45 лѣтъ. По костюму— «галахъ».

Саратовский листок. 23 февраля 1910 год 

О дачной линии трамвая. "Саратовские известия", 18 мая  1924 г.

Дачное сообщение осуществлялось и специальными поездами (предшественники электричек?). "Саратовские известия", 23 мая 1924 г.

Теперь можно не прикладывать картинки отдельно, просто вставляйте - они потом открываются в полном качестве.

Спасибо. У меня так и получилось.

Трампарк в 1926 г.. "Большевистский молодняк", 20 июня 1926 г.

До конца года закроют трамвайный маршрут №5 (на котором, правда, и сейчас курсирует всего один вагон): http://www.saratovnews.ru/news/2015/11/11/v-saratove-do-konca-goda-bydet....

Трамвай маршрута №8-9. Фото с http://vk.com/tranway64

Это 2012 год. Только тогда работал данный маршрут.

Подпишите письмо в защиту электротранспорта!!

https://www.change.org/p/прези...озродиться

На протяжении ряда последних лет специалисты и руководители отрасли городского электрического транспорта выражают определенную озабоченность в связи с тем, что все больше предприятий городского электрического транспорта РФ вынуждены уменьшать объемы выполняемой работы, сокращать количество подвижного состава, увольнять квалифицированных специалистов.

Такая ситуация сложилась с момента принятия Закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, в котором к вопросам местного значения городского округа отнесено только создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания.

Эта неопределенность в Законе привела к тому, что на рынке перевозок появилось множество плохо организованных частных перевозчиков. В органах местного самоуправления сложилось ошибочное, на наш взгляд, мнение, что частные перевозчики работают более эффективно и способны осуществить весь объем перевозок, не требуя из местного бюджета каких-либо средств.

На самом деле этого не случилось. В настоящее время сами коммерческие перевозчики не готовы инвестировать в создание безопасной, удобной для города  системы общественного транспорта, а обслуживают лишь наиболее напряжённые пассажиронаправления, чаще всего в большей степени дублируют маршруты электрического транспорта, и это дублирование приводит к уменьшению пассажиров, перевозимых электрическим транспортом, и к еще большему ухудшению положения предприятий ГЭТ в России.

При этом Муниципалитетам приходится брать на себя двойную ношу: тратить миллиарды на объекты дорожной инфраструктуры и закрывать долги предприятий общественного транспорта, чтобы как-то поддерживать их "на плаву".

Перекосы в сфере управления городскими перевозками, влияние личного мнения глав муниципалитетов (не всегда объективного) на структуру общественных перевозок, при отсутствии чётких правил в этой сфере ведёт к печальному результату, ликвидации удобного, экологически безопасного вида транспорта – трамваев и троллейбусов и замене их на автомобильный (как правило на автобусы малой вместимости, автолайны ).

Вот такие французские Alstom Саратову не помешали бы. Подтверждаю, что они легкие и абсолютно бесшумные. (http://www.fontanka.ru/2015/12/21/119/).

Буквально до сегодняшнего дня не только считал, что такие письма в защиту  электротранспорта надо подписывать обязательно, но и подписывал осенью такое коллективное письмо в защиту электротранспорта.

 

Но сегодня столкнулся со следующей ситуацией.

Место действия: остановка троллейбусов № 2,2а,16 на Астраханской. 

Дата и время действия: 10/01/2016. Примерно 14:30. 

Заходим в троллейбус и тут же оплачиваем проезд. Троллейбус не успевает даже тронуться с места, как на параллельной линии происходит обрыв провода, и как следствие, обесточка, ждём... приезжает ремонтная бригада, начинаются ремонтные работы... ждём. Пассажиры, которые только что вошли, требуют вернуть деньги за проезд. В ответ - ОТКАЗ со ссылкой на правила, в которых сказано, что в случае аврийных ситуаций по вине перевозчика, пассажир может обратиться с письменным заявлением по адресу Б.Казачья,110. Всё очень верно рассчитано. Работающий человек не имеет времени и возможности этим заниматься. Деньги заплатил, услугу не получил.

 

 И очень хорошо, что есть дублирующие маршруты(газели-маршрутки), иначе пришлось бы идти пешком.

Вы из-за 17 рублей готовы спокойно смотреть, как хоронят кровеносную систему города?
 

Читайте внимательно мой пост. В нём сказано, что я "подписывал осенью такое коллективное письмо в защиту электротранспорта.". А вы подписали?

Я читаю очень внимательно, притом с самого первого абзаца, из коего и следует неумолимо мой вывод.

"Сколько пассажиров перевозят трамвай и автобус", "Молодой сталинец", 12 апреля 1935 г.

Снятие трамвайной линии на проспекте Кирова. Прокладка рельсов на закруглении с улицы Немреспублики на Радищевскую. "Молодой сталинец, 23 апреля 1935 г.

" САРАТОВСКОМУ ТРАМВАЮ 75 ЛЕТ. 1908-1983"

Файлы: 

Спасибо.

Саратовский листок. 1911 год 23 февраля.

Файлы: 

Если тут должно было быть изображение, его не видно.
 

Саратовский листок. 1911 год. 24 апреля

Файлы: 

Тут видно.

Файлы: 

"Поволжская правда", 3 февраля 1931 г. О столкновении трамваев.

Файлы: 

"МАТЕРИАЛЫ К ОТЧЕТ У САРАТОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА РК и КД с 1934 г. по 1 июля 1939 г." ИЗДАНИЕ САРАТОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА РК и КД 1939 г.

Источник: 

Библиотека СГУ

 

 

 

Файлы: 

 Саратов, сентябрь 1963 года

 Управление трамвая и троллейбуса выделили один утренний вагон троллейбуса для доставки детей в школы. Троллейбус возит учащихся школ, расположенных по пути второго маршрута. Часто водителю приходится делать вынужденные остановки – «подбирать» опоздавших пассажиров и высаживать их у школ. На стеклах крупными буквами написано: «Только для школьников». Ребята уже привыкли к троллейбусу с синенькими шторками и давно называют его своим. Родители очень довольны таким новшеством.

 

Саратов. Октябрь 1963 года 

На протяжении всего маршрута трамвая № 9 открыт второй ряд трамвайных путей, что дает возможность пропускать по маршруту втрое больше трамвайных поездов. До этого маршрут был однопутным, это создавало пассажирам большие неудобства: из-за многочисленных разъездов вагоны в пути много времени простаивали. 

"Коммунист", 20 сентября 1937 г.

Речь видимо о ремонте трамвайного моста через ж\д на Стрелке?

Конечно, больше таких капитальных мостов в то врем и не было :)

Увеличил снимок. Разглядывал-разглядывал... Вероятно, это ж\д пути делают, или трамвай ПОД путепроводом.  Как это может быть на Стрелке? Или это вообще путепровод для авто? Не пойму где это и откуда снято.

Файлы: 

Вот еще одно фото: http://oldsaratov.ru/photo/21495, может, понятнее будет?

Это железнодорожный переезд через Красноармейское шоссе у Стрелки. Фотограф стоит спиной к Сенному базару. Определить направление, в котором мы смотрим, помогает шлагбаум на переезде. Переезд был южнее трамвайного моста. Трамвай под мостом не ходил, под мостом ходили поезда. Я насчитал 25 человек, которые толпятся на железнодорожных путях, а работает один человек. Тропинка, протоптанная через насыпь моста, существовала и в 1950-х и в 1960-х.

Поддерживаю.

И удивляюсь: почему этой фотографии нет в основных?

 

В центре, самый крупный самец в кожаном пальто - это явно большой начальник, ответственный руководитель. Вокруг него руководители рангом поменьше - карманные (водят руками в карманах)...

А то, что работает кто-то один - это явно какой-то уклонист. Он должен был не работать, а внимательно слушать ценные указания начальника. 

Для интересующихся трамваем в Саратове - заметка из газеты "Коммунист" от 9 апреля 1937 г.

                       На линиях городского трамвая

   Трамвайная линия "Вокзал - РУжд" (Ленинская улица) - самая старая линия в Саратове. По ней ходят трамваи с 1909 года. За 28 лет здесь прошли десятки тысяч вагонов, проехали миллионы пассажиров. Путь осел и износился.

   Сейчас вдоль линии - груды свежего песку, камня, штабеля шпал, рельсов, ящики с винтами, гайками, ключами... Идёт ремонт. 

    Вся линия по Ленинской улице будет несколько приподнята. Во многих местах заменяют шпалы и рельсы.

 Начался ремонт и на многих других линиях.

  На ремонт трамвайногохозяйства в этом году Саратову отпущено 1.250 тысяч рублей. На эти деньги будет построена электроподстанция, отремонтирована часть путей и вагонов.

Капитально ремонтируются 12 вагонов. У них сменят кузовы, исправят тормоза и моторы. 146 вагонов пройдут средний и  текущий ремонт (остекление, покраска, исправление подножек и рукояток).

Вот ещё, может пригодится. Из Путеводителя 1963 года

 

 

еще

Файлы: 

Спасибо!!! Тут и остановки указаны!

И кстати схема трамвая №9 по Симбирской есть!!!

Ушёл пост готовить на эту тему! Преогромное спасибо за закрытие очередных белых пятен в истории! :)

Если получится поменять или купить эту афишу, выложу более качественное фото.

Схема движения трамвая 20-годы

 

 

Файлы: 

Для знатоков трамвайного дела:

"Замість того, щоб відновити трамвайний рух, всі трамвайні вагони і електроустаткування в 20-тих роках минулого століття продали російському місту Саратову. І вже на берегах Волги бігали наші наддніпрянські трамваї."

Статья "Куди поїхали кременчуцькі трамваї?" с сайта г. Кременчуг Полтавской области

http://okrain.net.ua/article/read/kudi_poihali_kremenchugski_tramvai.html

 

А это про автобусы:

«Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Андрееву А.А.

… начиная с 1935 г. автобусное хозяйство г. Саратова состоит из 9 машин, в настоящее время уже сильно изношенных … Только в конце 1937 г. г. Саратову были выделены 5 шасси для новых автобусов.
Учитывая это Саратовский областной комитет ВКП(б) просит Вас дать указания о выделении в 1938 г. для усиления автобусного движения в г. Саратове не менее 20 автобусов и кроме того 20 таксомоторов, т.к. в Саратове с его 400 тысячами населения до настоящего времени нет ни одного такси.

И.о. секретаря Саратовского обкома ВКП(б) В.Калачев».
Источник: ГАНИСО, ф. 594, оп. 1, д. 983, л. 68.

http://ihistorian.wordpress.com/2010/07/23/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%8...

Ответьте, пожалуйста, если кто-нибудь знает. В 1931 - 1932 году маршруты трамваев в Саратове могли обозначаться буквами: А, Б, В, Г? Каким маршрутам соответствовали эти буквы? Был ли маршрут "Центр - пристани"?

 

У меня и пост был на эту тему: http://djhooligantk.livejournal.com/93464.html

   Еще в начале 60-х, когда Пугачевская не была

 заасфальтирована, около перекрестка с Михай-

 ловской /в сторону улицы 20 лет ВЛКСМ/ торчали

 остатки трамвайного пути. Наверное, была служеб-

 ная ветка.

Интересная инфрмация, спасибо! Что это могли быть за пути? Если служебная то куда? Там конечно депо было, на 20 лет ВЛКСМ, но по логике вроде на Астраханскую выезд как бы ближе.... мда. занятно.

Тогда встают на места рельсы с http://oldsaratov.ru/photo/belgiyskoe-obshchestvo-ustroystva-tramvaev-i-.... А еще на Казачьей сохранились два столба наверно еще с "трамвайных" времен (http://maps.yandex.ru/-/CRF2bXjG, http://maps.yandex.ru/-/CRF2fKjx).

Интересная система оплаты была.

И уже несколько заметок попадалось, где рассказывается о том. что трамвай останавливался из-за одного пассажира на длительное время.

Совершенно типичная для того времени в Европе система оплаты по участкам (меньше едешь - меньше платишь) с отдельными билетами с правом пересадки с линии на линию. Перекочевала и в Россию, в Москве и Петербурге сохранялась до 28-30 годов, когда ввели единый тариф и отменили пересадочное право. В Саратове по примеру столиц отменили её чуть позже.

все мечтаю, чтобы у нас ввели систему единого временного билета, как в Израиле. Покупаешь  билет на нужное тебе время и можешь с этим билетом ехать на любом общественном транспорте, в означенное на нем время.

Пусть у нас хотя бы на маршрутах 2-го автокомбината перестанут отмывать криминальные деньги, не выдавая пассажирам билетов.

Меня в данной ситуации возмущает не руководство и водители автокомбината, а пассажиры. Нас больше , чем таких руководителей. Но на меня, как на ненормальную смотрят и одбрительно поддерживают водителя, когда я прошу выдать мне билет, войдя в автобус. Если бы каждый пассажир войдя в автобус (хотя бы не в часы пик) требовал , как положено,  обилетить в начале поездки , а не при выходе - уже был бы толк. Но пассажиры молча принимают такие правила игры... 

Да собственно, во многом именно из-за этого многие властьимущие и испытывают такую звериную ненависть к электротранспорту.

Дело тут в традициях, сложившемся менталите ещё с дремучих советских времен: если в трамвае/троллейбусе было принято платить в кассу/кондуктору ("зайцы" не в счет), то в автобусах... Это было не совсем так. Даже в самые "благополучные" советские времена существовали так называемые "калымные" автобусы, где плата за проезд шла исключительно в карман водителя. И народ всегда был к этому морально готов.

Думаю, тут "ноги растут" ещё с тех времен. И умышленно уничтожается электротранспорт именно поэтому. Просто бизнес, ничего личного. 

Я на АК-2 не езжу в принципе, когда ездил на 90 и 2 требовал, в основном, меня покрывали неблестящим покрытием.

У кондуктора над сумкой на груди было несколько катушек разных по цвету билетов, цена которых различалась от количества остановок. Пассажир называл остановку, кондуктор высчитывал количество остановок и отрывал нужный билет. Лучше помню троллейбус, так как с 1954 года почти ежедневно возили в ясли и детсад на маршруте №2. Отменили это с в конце 1960 года, в связи с реформой 1961 года.
 

1997г. Наверное, ещё бегает.

Файлы: 

Фиг знает, странно всё. По базе СТТС Аврора из 3-го депо списана в 2007 году, но там номер 3000, а этот СП-3001, а в нынешнюю Аврору 1000 переделан линейный 1324 в 2004. Но там похозяйничали тролли не так давно.

"Штурм" трамвая (газета "Коммунист" за 3 апреля 1955 года):

Саратовский листок. 27 июля 1911 года

«Управление трамвая объявляет, что с 1 августа сего года все льготные книжки на проезд по трамваю будут выдаваться исключительно только лицам, коими будут представлены свои фотографическия карточки и удостоверения, выданные на право получения льготных книжек. Для учащих и учащихся фотографические карточки должны быть засвидетельствованы начальником учебного заведения с приложением законной печати». 

Не проще ли устроить, как на дачной линии в Одессе, остановки по номерам?
№ 1— (Монастырская слободка), №2— (Кузнецовская),  № 3— (Самаринская) и т. д. 
Больше будетъ порядка, простоты и ясности.

Файлы: 

Так и устроили, получается :). А вот про дономерные названия интересно, спасибо.

P.S. Театр, наверное, любительский какой-нибудь был?

Саратовский листок. 02.08.1911 года

Новый дачный театр. 31 июля состоялось открытие летнего театра на дачах П.И. Соколова (бывш. Кузнецова) 
Драматическая труппа под управлением г-жи Щербаковой.

Половина сбора поступает в пользу аэро-клуба.

Интересно, спасибо. Вот бы фотографии найти. Вообще, странно, что у нас почти нет "дачных" фотографий того времени. Наверняка ведь снимали.

1912 г. Дачи П.И.Соколова (бывшие Кузнецова), Кузнецовская остановка. Летний дачный закрытый театр.

 

Саратовский листок. 2 августа 1911 года

Трамвай на Горах.

 

Тема симбирской линии продолжена и в другом номере газеты от 20 августа.

Интересна и заметка о вагонах местного изготовления.

1913 год.

Трамвай отъ Монастырской слоб. до биржи.

Съ 7-го апрѣля открывается безпересадочное движеніе трамвайныхъ вагоновъ между биржей и Монастырской слободкой. Вагоны прямого сообщенія отходятъ отъ биржи и обратно изъ Монастырской сл. черезъ каждыя 20 минутъ, подъ литерой 51.  

 

1997г. Кстати, где это?

Файлы: 

На Безымянной улице у выезда с кольца у Ленинского депо. Система 3081+3083, одна из самых молодых систем КТМ-5 в городе, кстати, была передана в Кировское депо с номерами 1081+1083, перенумерована в 2008 в 1180+1182, а в 2009 после поступления новых вагонов списана.

В Парке Победы появится экспозиция, посвященная истории городского общественного транспорта: http://www.vzsar.ru/news/2016/06/28/v-myzee-boevoi-i-trydovoi-slavy-reko....

Ошибок в ней будет... Эти ребята даже книгу "Маршруты и судьбы. 110 лет..." не читали явно, не говоря уже о Википедии.

В одном только этом релизе:

"В нашем городе находится старейшая трамвайная система России,

Киев, Нижний Новгород, Курск, Тверь, Москва, Петербург... список не полон.

В... Саратове была сформирована общегородская система энергоснабжения

Слишком громкое заявление, _система_ была сформирована и город действительно хорошо электрифицирован лишь после пуска СарГрЭС. Дотоле у многих частных владельцев были свои электроустановки.

Сегодня один из первых Саратовских трамваев занимает почетное место в экспозиции музея... Данный вагон – двухосный, двухсторонний. В оконечностях кузова установлены два поста управления вагоном.

Нет, это вагон типа М - прицепка, кое-как оборудованная декорациями, будто это моторный Х. Но в нём нет ни второго бугеля для двустороннести, нет ни одного тягового электродвигателя, ни компрессора. Первые саратовские вагоны бельгийского завода Ragheno утилизированы в 30-е годы.

Вагон эксплуатировался в г. Саратове с 1931 по 1946 г., ходил по маршруту №13 в Затон.

Голословное утверждение про годы, которое надо подтверждать документами на вагон, коих наверняка давно уже нет. Первый снимок Х у нас датирован 1929 годом http://oldsaratov.ru/photo/21934 Ну а насчёт маршрута - вообще фантазия неуёмная, он мог ходить и ходил по любому маршруту.

Трамваи использовались также для перевозки раненых, и при этом оставались почти единственным средством передвижения по городу

Угу, только из всех маршрутов на полном протяжении работал только 12, остальные - кусками. Линия по Чернышевского от Московской до Садовой даже не была восстановлена, в 42 закрыли, в 46 разоброали на рельсы для других маршрутов.

Меня вот сегодня во время трамвайной экскурсии на СХИ осенила мысль: а не потому ли работал лишь 12-й маршрут, что обеспечивал связь города и военного городка / Танкового училища.

А вот совсем недавно писали, что после войны 12 ходил только до Соколовой... http://oldsaratov.ru/comment/115904#comment-115904
Никакой достоверной информации, в общем.

Прокладка трамвайной линии к заводу сложных молотилок

"Поволжская правда", 16 октября 1929 г.

Мне кажется, это надо на форум, в http://oldsaratov.ru/forum/saratovskiy-tramvay. На снимке чистое поле, глазу не за что зацепиться. Даже приблизительно место не определишь.

Я не против, переносите.

Одно можно сказать с уверенностью, именно потому, что  "глазу  зацепиться  не  за что",

это место  от завода им.Ленина   в сторону Юриша. Точнее определить вряд ли получится.

Приглашают на выставку "Трамвай фантазий"  Евгения Солодкого.

clock

 

14 января 2017 г. в 16:00 - 19:00

 

 

Мне немного страшно. Такого я не делал - не превращал трамвай в выставочный зал. Если тоже хотите немного испугаться -жду вас. Вместе будет массовый ужас! 
Кстати картин будет много новых, еще девственных и не дороже 5000 р! Ну и фильм попробую сделать как трамвай Семён путешествует по морям и моим городам.

 

Файлы: 

В этом году закроют трамвайный маршрут №5: http://www.vzsar.ru/news/2017/02/17/v-saratove-v-etom-gody-bydet-zakryt-.... С демонтажом путей и контактной линии.

На 5 маршруте кода то ходил один вагон которого было трудно дождаться,уже давно там ничего не ходит.

Ходит 1 вагон в разрывном графике - три круга утром и три вечером.

Ну, это пока вилами на воде...

Раз деньги выделены, то все, видимо, вполне определенно.

"деньги выделили", а ничего покамест не произошло, 5 работает, зато Сараева выгнали.

Может, вырезать и в основные? Место достоверно известное.

По-моему, тут ничего не разберёшь на фотографии. Шум, гам, тарарам

По-моему, место очевидно, да и фотография вполне:

место очевидно, но ничего не видно

Это фото лучше, потому что там видно и масштабы аварии, и людей, и местность, и мизансцена сама. А с трамваями просто куча-мала

"Это мой отец Платицин Иван Афанасьевич, работал в трамвайном депо вагоновожатым, маршрут 3ка, от Крытого до 6 дачной. Фотография сделана в конце 60х." (с) Надежда Глухова (Платицина)

Файлы: 

Кировское трамвайное депо - 1986 год.

Файлы: 

Ремонтная мастерская

1909 год

Файлы: 

Саратовская конка. 40-летие саратовских городских железных дорог. "Саратовские известия", 15 мая 1927 г.

Переход саратовских трамваев на "девятку".

"Саратовские известия", 15 мая 1926 г.

"Саратовские известия", 28 мая 1926 г.

Трамвай клинической линиии у Крытого рынка. "Поволжская правда", 3 сентября 1930 г.

Фотофонд ГАСО. 

Июль 1935 г. Прибыли в Саратов.  

Акция Бельгийской компании об устройстве электрического трамвая в Саратове № 002702 "Tramways еt l`Eclairagе Elеctriquеs dе Saratov" (1905)

Файлы: 

Начинаем радоваться?

... в Комсомольский поселок нужно провести скоростной трамвай.  ...в следующем году начнется закладка рельсов.

 Спикер Госдумы предложил пустить скоростной трамвай в поселок Комсомольский

 

Заводское и Ленинское депо в залоге, чуть ли не с молотка пускают, Ленинское трамвайное депо Писной застроил говножильём, площадка под троллейбусное депо выставлена под застройку, половина вагонов в городе стоит в отсутствие простейших запчастей, водителей некомплект, кондукторов некомплект, слесарей некомплект, выпуск намеренно сокращается в угоду автобусникам, долг по электроэнергии растёт, кондукторам задерживали их гроши летом (не знаю уж, выплатили ли), компенсаций перевозок льготников область СГЭТу не выплачивает, дотаций нет, софинансирования закупок ПС нет, вообще закупок ПС нет уже 10 лет, аварийные участки путей латают рельсами, снятыми с Горной и Кутякова.

Давайте всё-таки собирать свершившиеся факты, а не чиновничий бред.

Кстати, из 23 "московских" трамваев эксплуатируются 7, из 20 троллейбусов - ни одного: https://news.sarbc.ru/main/2017/11/08/207954.html. Плюс недавно отменили дополнительные вечерние рейсы 9-ки и 10-ки. Теперь последняя 9-ка ходит около 8 и потом дежурный в 9, 10-ка - в 6 с небольшим и дежурный в 8.

Читай вкантачную группу get64, а не наши псевдоСМИ.
Троллейбусы запускать в эксплуатацию и не планировалось по нескольким причинам:
1. Это модель, не эксплуатировавшаяся в Саратове никогда.
2. Для своих троллейбусов не хватает водителей и кондукторов, недостатка в ПС троллейбуса в городе нет и не было.
Трамваи, завезённые из Москвы, по кузову представляют собой, главным образом, лом чёрных металлов, но это была огромная помощь трампарку запчастями - тележками, тяговыми электродвигателями, редукторами и банально колёсами - сейчас уйма саратовских вагонов с радостью ходит на московских тележках. В частности, КТМ-5 № 1249 ходит аж на безболтовых колёсах образца КТМ-19. Так что эта поставка была очень и очень важна и полезна.

По поводу раннего прекращения линейного движения.
Есть графики 12-часовые, 8-часовые и 8-часовые разрывные. Ставка в ГЭТе сейчас настолько нищенская, что водители предпочитают работать на полторы, а на полторы удобнее работать 12-часовыми графиками, в итоге 8-часовыми никто работать не хочет.
Всё идёт к тому, что останется только 3 трамвайный маршрут, на нём есть постоянный круглогодичный пасспоток и он везёт прибыль. 9-10 работают в лучшем случае в ноль, остальные убыточны.

Пшиком завершились планы завалить города России трамваями будущего.

А могли бы столько распилить... Но на всех уже не хватает пиломатериалов.

Облагородили фонарные столбы у Политеха


фото guri-man

Facepalm... Хотели-то как лучше, а получилась страхолюдь.

Ну всё...

За долги в 100 млн "СГЭТ" лишился двух депо и трех подстанций
 

МУП "Саратовгорэлектротранс" лишился двух депо и трех подстанций. Такое решение 8 ноября принял Арбитражный суд Саратовской области. Как указано в решении суда, в арбитраж с иском к муниципальному предприятия обратилось АО "Россельхозбанк". Банк требовал взыскать со "СГЭТ" задолженность по договору об открытии кредитной линии от 19 декабря 2013 г. в размере 87 млн 371 тыс. 917, 76 руб., из которых основной дол - свыше 86 млн руб., 1,3 млн руб. - проценты за пользование кредитом; задолженность по договору об открытии кредитной линии от 28 марта 2016 года в размере 13 млн 532 тыс. 317, 81 руб., из которых основной долг - 12 млн руб., проценты по кредиту - свыше 140 тыс. руб. Истец просил обратить взыскание на предмет залога - имущество "СГЭТ".

Кредитор выполнил условия договора и открыл кредитную линию с лимитом в 100 млн руб. Заемщик обязывался выплатить кредит и проценты по нему в определенном порядке: каждый из 10-ти мес. по 200 тыс. руб., 11-й мес. - 250 тыс. руб., 12-й - 85,5 млн руб. Однако ответчик свои обязательства по договору не выполнил. На 26 сентября этого года его долг превысил 87 млн руб. Суд, опираясь на статьи Гражданского Кодекса РФ, считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. В обеспечении исполнения обязательств по договорам между банком и предприятием был заключен договор об ипотеке (залоге недвижимости).

Таким образом взыскание обращается на предмет залога с установлением способа реализации имущества - продажи с торгов. Таким образом взыскание обращается на здание троллейбусного депо на ул. Буровой, 1 площадью 5 041,6 кв.м., определив начальную стоимость 38 млн 341 тыс. 404 руб.; газорегуляторный пункт площадью 27,5 тыс. руб. и стоимостью 234 881 руб.; распределительный пункт в 110,7 кв.м. и стоимостью около 1 млн руб.; здание насосной подстанции площадью 45,7 кв.м. и стоимостью 384,4 тыс. руб.; здание центрального склада площадью 278,3 кв.м. и стоимостью около 2,2 млн руб.; гараж площадью 176,3 кв.м. и стоимостью 1,3 млн руб.; здание проходной депо площадью 58,2 кв.м. и стоимостью около 500 тыс. руб.; здание тяговой подстанции площадью свыше 224 кв.м. стоимостью 1,7 млн руб.: здание трамвайного депо на ул. Усиевича, 7 площадью 8 080,6 кв.м. стоимостью 59 млн 275 тыс. 463 руб.; здание службы пути на территории Заводского трамвайного депо площадью 109,8 кв.м. и стоимостью около 1 млн руб., а также распределительный пункт на ул. Технической, здания тяговых подстанций N21 на Б. Горной,  N22 на Технической и N3 на Городской и прочие сооружения и оборудование.

Таким образом, делают выводы активисты сообщества "Трамвай LIVE", "СГЭТ" лишается трамвайного и троллейбусного депо и трех подстанций, и в Саратове остается только одно трамвайно-троллейбусное депо N1.

 

Повторюсь, не читайте саратовских журналистов. Есть ещё апелляции, кассации, реструктуризации, десять акторов и пятнадцать интересов. Вот когда с территории Завдепо будут вывозить оборудование (говорю "когда", а не "если", потому что так и будет, в лучшем случае останется 3 трамвайный маршрут, но не сейчас), тогда будет нечто, похожее на "всё", а до тех пор это банальное желание представителей второй древнейшей профессии показать на морде броский заголовок.

Таблица пересадок по линиям трамвая г. Саратова / Сарат. гор. обществ. упр. - Саратов : электро-тип. О-ва книгопечатников, 1911. - 15 с.

Фото с трамваем. но.....ни места, ни номера маршрута. Только известно, что 1 мая в Саратове. Могу предположить, ч

то  маршрут № 12 или №3, так как друзья жили в 1-ом Пугачевском поселке и работали на заводе ВЕЛОКОЛЯСОК в 60-е годы. Хотя, могли быть и в центре города.

тоже с трамвайного музея. оригинал у меня )

 

Саратовский трамвай. из инета

 

Файлы: 

Гольдберг Н. Б. Один из цехов трамвайного парка (1909)

http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12600845

http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12600788

Файлы: 

Козырная карта для туземного патриота

 

Файлы: 

Саратов или случайная фотография?

Не представляю, какое саратовское здание может быть в правой части снимка. По-моему, у нас ничего такого монументально-башнеобразного не было.

Например, кирха на Радищева: https://oldsaratov.ru/photo/28975

Вполне могументальная и башнеобгазная.

То, что на фото, на кирху совершенно не похоже.

Скорее, случайная. На всех известных снимках саратовской конки вагоны бесфонарные, а тут фонарный. И шрифт бортового номера другой.

Вот тут с фонарем: https://oldsaratov.ru/photo/5669

Фонарь - это не головной прожектор, это конструкция крыши.

http://transphoto.ru/photo/1010509/?vid=4044

Файлы: 

И вот в этом квинтэссенция всей саратовской журналистики.

Не только саратовской. Да и не одни журналисты этим грешат. Ну и нам легко сейчас с интернетом, гуглом, поиском по картинкам и прочим, а тогда концы отыскать было куда сложнее, это требовало много времени, а иллюстрация к статье нужна прямо сейчас.

Наш трамвай вчера, сегодня, завтра?

 

Файлы: 

Трамвай сошел с рельсов на углу Вавилова и Астраханской (14 сентября 1995)

Фотограф Чижов И.В.

Посадка, высадка из трамвая в Мирном переулке (27 ноября 2000)

Фотограф Чижов И.В.

15 трамвай

личный архив Шамиля Абузярова

Файлы: 

"У многих трамвайных остановок нет скамеечек для ожидающих пассажиров...". "Правда Саратовского края", 16 ноября 1934 года.

Укладка рельсов нового поворота с Радищевской на улицу Немреспублики.

Файлы: 

Фото 2 - а где на Московской такой домик? По-моему её можно добавить в основной альбом (а 1 и3 - к ней в доп)

Дом Родионовой может быть?

По-моему, и 1-ю можно отдельно.

а она где снята?

Не знаю. Но видно вполне достаточно.

Саратов. 7 ноября 1937г.  Судя по лозунгу - трамвайщики.

Файлы: 

5 января 1917 года.

Прапорщики и нижние чины захватили трамвайный ваглг №24 кладбищенской линии. Контролера Врагова выгнали из вагона, отказались покупать билеты у кондукторши Якушевой. Начальнику горнизона города Саратова генерал-майору Свитушкову объявлен выговор.

Приказы, приказания и объявления по Казанскому Военному округу с 1 февраля по 28 февраля 1917 г

Ай, класс!

"Обзор деятельности Саратовского городского общественного управления за 1905-1908 гг". Саратов. Тип. Панина . 1909

 

 

На сайте областной библиотеке можно найти 
Договор Саратовского Городского Управления с Бельгийским Анонимным Акционерным Обществом "Взаимная Компания Трамваев", 15 апреля 1905 г. на устройство в Саратове трамвая и электрического освещения. Журнал Саратовской Городской управы 17 июля 1907 г., содержащий технические условия к проекту устройства трамвая и освещения. Дополнительный договор Саратовского Городского управления с Бельгийской Компанией Саратовских электрических трамваев и освещения, 2 марта 1909 года. - Саратов : Типография Общества Книгопечатников, 1909. - 105 с. ; 17 см. - Заглавие обложки : Договор Саратовского Городского Управления с Бельгийским Анонимным Акционерным Обществом "Взаимная Компания Трамваев" 15 апреля 1905 г. на устройство в Саратове трамвая и электрического освещения, Журнал Саратовской Городской управы 17 июля 1907 г., содержащий технические условия к проекту устройства трамвая и освещения и Дополнительный договор Саратовского Городского управления с Бельгийской Компанией Саратовских электрических трамваев и освещения 2 марта 1909 года. - Б. ц.

http://ek.sounb.ru/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21...

 

Файлы: 

Саратовский вестник, 28 мая 1910 года

Файлы: 

12 ноября 1926 год. Газета "Саратовские известия".

Удостоверение на право льготного проезда в вагонах трамвая Андреева Сергея Георгиевича, учителя пения Агафоновской церковной школы. 1916 год

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22799211

Файлы: