Николаевск. Аэроплан чапаевской дивизии

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1918 году.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Утверждение. что это  "аэроплан чапаевской дивизии" - пока голословно. На фото изображен, судя по многим признакам (расчалки крыльев, маркировка киля, опоры  шасси, и прочее) самолет "Ньюпор 17 С1. Производство Франции 1916 года. В дивизии Чапаева В.И. действительно были 4-5 самолетов. Которые использовались, в основном, в качестве авиаразведчиков. Но Чапаев, как известно, воевал на стороне советской власти. А на самолете маркировка "Антанты".  То есть, это мог быть и самолет КОМУЧа, сфотографированный в том же  Николаевске. Советские самолеты, имели в качестве опознавательного знака "красную звезду" с осени 1918 года. Самолет "чапаевской дивизии", летая с такими знаками (антанты) на крыльях, мог быть уничтожен с земли винтовочным огнем чапаевских  частей. Прилагаю файл фото с советской маркировкой Ньпор 17 (Балтфлота). Прилагаю файл (маркировки) самолетов Ньюпор.  Прилагаю файл раскраски самолета с опознавательными знаками Антанты времен 1 мировой войны. (Ньюпор) Файл "хвост" с фирменной раскраской  хвоста самолета тремя вертикальными цветными полосами  французского флага..

Файлы: 
ВложениеРазмер
Image icon balt_flot.jpg337.17 КБ
Image icon markirovka.jpg144.17 КБ
Image icon nyupor.jpg241 КБ
Image icon hvost.jpg239.55 КБ

Наверное стоит предостеречь от такой категоричночти, внешне Ньюпорты 17, 18, 23 и так далее мало отличались друг от друга. Самолет несет французские или английские опознавательные знаки, на самолетах РККА с 1918 года уже были звезды (хотя могли с тем же успехом оказаться черти или черепа или даже российские кокарды). В авиаотрядах Врангеля были неперекрашенные английские и французские самолеты, но тут опять нестыковка по местам дислокации. У белочехов была своя авиация, но раскаска не похожа. Были ли такие самолеты у Колчака и Деникина?

А зачем нам "ломать голову" за "революцию во всемирном масштабе"?  Обсуждается фотография, в названии которой написано: "Николаевск,  самолет чапаевской дивизии". Нет нужды обсуждать авиацию Врангеля, Колчака, Деникина или белочехов. Обсуждается вопрос- мог быть в чапаевской дивизии самолет с опознавательными знаками антанты? Вероятно ЛИ, что это Николаевск? Ведь здесь даже не обсуждается МОДЕЛЬ аэроплана. Обсуждается точка съемки и мог ли этот летательный аппарат с императорской символикой  быть в чапаевской дивизии. Привожу специально для вас таблицу ТТ данных этих самолетов. ВИЗУАЛЬНО модели 17, 18 и 23 СОВСЕМ НЕ ОТЛИЧАЛИСЬ друг от друга. Разница была в мощности моторов. И в вооружении - синхронными или не синхронными пулеметами, их марках и количестве. Планеры самолетов 17, 18, и 23 модели имеют те же самые измерения. Привожу два файла раскраски самолетов Ньюпор-императорский и советский. Самолет на обсуждаемой фотографии раскрашен как императорский. Но с чьейто подачи опознан как советско - чапаевский. 

Файлы: 
ВложениеРазмер
Image icon imperiya.jpg440 КБ
Image icon sovet.jpg470.92 КБ
Image icon tabl.jpg-98.jpg645.73 КБ

Наверное надо начать с того, что на фото самолет не имеет обознавательных знаков российской империи(триколор или вложенные круги красного, синего и белого цветов с белым ободком) или белой армии (диагональные полосы красного, синего и белого цвета), как я уже писал - это либо французские либо английские знаки, на ч/б фото они не различимы, а бортовой номер в то время не обозначал национальную принадлежность. Точное определение модели и бортового номера может дать информацию, к какой военной части мог принадлежать данный  самолет. А дислокация части в итоге дать точный ответ на вопрос - мог ли данный самолет оказаться в Николаевске и мог ли он быть "самолетом чапаевской дивизии".

У "императорского" белый кружок в центре. Это эмблема Антанты, французская.

Полнлстью с Вами согласен. Опозновательные знаки на крыльях соответствуют, либо царской армии, либо белой гвардии.

Либо просто перекрасить не успели трофейный ;)

Либо специально вводили врага в заблуждение, чтобы подкрасться поближе ;) Маскировка, однако!

С аэропланом связана одна из версий  гибели Чапаева В.И. Самолеты в его дивизии  использовались главным образом как воздушные разведчики. Якобы, пилоты вступили в сговор с белыми, и в течении нескольких дней подтверждали, что белых в радиусе их полетов НЕТ! Часть войск, было отправлено из Лбищенска еще куда-то, именно исходя из данных авиаразведки. Но белые были близко. И проследив, или узнав об уходе  основных сил  дивизии, провели ночную атаку на штаб. Дочь Чапаева получила от двух венгров, служивших у Чапаева,  в 50 или 60 годы сообщение, что вопреки показанному в фильме бр. Васильевых финалу, Чапаева переправляли , уже дважды раненого , на двери или на плоту. Его доставили на противополжный берег. На берегу он и скончался. Опасаясь погони и раправы,  тело Чапаева закопали в прибрежном песке. Но вернувшись через  некоторое время в эти места, опознать место уже не смогли. Но это одна из версий!

Вот только что  прочел в книге А.С.Шепс "Самолеты первой мировой войны. Страны Антанты" о маркировке самолетов. Все самолеты Антанты имели в качестве опознавательныз знаков ТРИ концентрических круга одинакового цвета -синий, белый, красный. Но расположение кругов и их геометрия показывали национальную принадлежность аэроплана. На французских самолетах наружный круг был красным. Средний, такой же ширины - белым. Цент - синий круг. На самолетах Англии маркировка была: наружный круг -синий. Средний -белый. Центр - красный. У самолетов царской России маркировка была: наружный круг -ТОНКИЙ красный. Средний круг-ТОНКИЙ синий. В центре БОЛЬШОЙ круг белого цвета.  Так как на обсуждаемом снимке геометрия (ширина кругов)  одинаковая, как у французских или английских аэропланов, а цвет  достоверно мы определить не сможем, можно предположить, что на фото самолет или французской, или английской маркировки. Но не царской армии (в центре БОЛЬШОЙ белый круг). 

+1. Описанная Вами маркировка используется в французских ВВС до сих пор:

http://en.wikipedia.org/wiki/French_Air_Force

http://ru.wikipedia.org/wiki/Военно-воздушные_силы_Франции

а в британских королевских ВВС использовалась вплоть до самого недавнего времени (сейчас перешли на опознавательные знаки с пониженной заметностью):

http://en.wikipedia.org/wiki/Royal_Air_Force

http://en.wikipedia.org/wiki/Royal_Air_Force_roundels

http://ru.wikipedia.org/wiki/Королевские_военно-воздушные_силы_Великобритании 

Более того! Эта маркировка на британских самолетах второй мирой войны размещалась так, что за ней был не защищенный масло бак системы смазки двигателя. На каких-то самолетах королевских сил. По  этой причине, узнавшие эту особенность германские истребители, давали очередь в круг эмблемы. Радиатор пробивался, масло вытекало, и самолет падал на территории врага!

Снимал как-то в 60-е годы один мой товарищ, работавший тогда на Нижневолжской студии кинохроники, фильм о гражданской войне... и вот сказали им, что в одном заволжском селе живёт дед, который воевал с Чапаевым. Приехали к нему, а дед всё какой-то неразговорчивый. Но литр на троих сделал своё дело, товарищ включает камеру, журналист задаёт вопрос деду, правда ли тот воевал с Чапаевым... И дед радостно выдаёт: "Чапай, Чапай... что там ваш Чапай... выкатили мы пушчонку на пригорок, как дали по штабу и где там ваш Чапай..." И не придерёшься - на самом деле воевал с Чапаевым...