Утверждение. что это "аэроплан чапаевской дивизии" - пока голословно. На фото изображен, судя по многим признакам (расчалки крыльев, маркировка киля, опоры шасси, и прочее) самолет "Ньюпор 17 С1. Производство Франции 1916 года. В дивизии Чапаева В.И. действительно были 4-5 самолетов. Которые использовались, в основном, в качестве авиаразведчиков. Но Чапаев, как известно, воевал на стороне советской власти. А на самолете маркировка "Антанты". То есть, это мог быть и самолет КОМУЧа, сфотографированный в том же Николаевске. Советские самолеты, имели в качестве опознавательного знака "красную звезду" с осени 1918 года. Самолет "чапаевской дивизии", летая с такими знаками (антанты) на крыльях, мог быть уничтожен с земли винтовочным огнем чапаевских частей. Прилагаю файл фото с советской маркировкой Ньпор 17 (Балтфлота). Прилагаю файл (маркировки) самолетов Ньюпор. Прилагаю файл раскраски самолета с опознавательными знаками Антанты времен 1 мировой войны. (Ньюпор) Файл "хвост" с фирменной раскраской хвоста самолета тремя вертикальными цветными полосами французского флага..
Наверное стоит предостеречь от такой категоричночти, внешне Ньюпорты 17, 18, 23 и так далее мало отличались друг от друга. Самолет несет французские или английские опознавательные знаки, на самолетах РККА с 1918 года уже были звезды (хотя могли с тем же успехом оказаться черти или черепа или даже российские кокарды). В авиаотрядах Врангеля были неперекрашенные английские и французские самолеты, но тут опять нестыковка по местам дислокации. У белочехов была своя авиация, но раскаска не похожа. Были ли такие самолеты у Колчака и Деникина?
А зачем нам "ломать голову" за "революцию во всемирном масштабе"? Обсуждается фотография, в названии которой написано: "Николаевск, самолет чапаевской дивизии". Нет нужды обсуждать авиацию Врангеля, Колчака, Деникина или белочехов. Обсуждается вопрос- мог быть в чапаевской дивизии самолет с опознавательными знаками антанты? Вероятно ЛИ, что это Николаевск? Ведь здесь даже не обсуждается МОДЕЛЬ аэроплана. Обсуждается точка съемки и мог ли этот летательный аппарат с императорской символикой быть в чапаевской дивизии. Привожу специально для вас таблицу ТТ данных этих самолетов. ВИЗУАЛЬНО модели 17, 18 и 23 СОВСЕМ НЕ ОТЛИЧАЛИСЬ друг от друга. Разница была в мощности моторов. И в вооружении - синхронными или не синхронными пулеметами, их марках и количестве. Планеры самолетов 17, 18, и 23 модели имеют те же самые измерения. Привожу два файла раскраски самолетов Ньюпор-императорский и советский. Самолет на обсуждаемой фотографии раскрашен как императорский. Но с чьейто подачи опознан как советско - чапаевский.
Наверное надо начать с того, что на фото самолет не имеет обознавательных знаков российской империи(триколор или вложенные круги красного, синего и белого цветов с белым ободком) или белой армии (диагональные полосы красного, синего и белого цвета), как я уже писал - это либо французские либо английские знаки, на ч/б фото они не различимы, а бортовой номер в то время не обозначал национальную принадлежность. Точное определение модели и бортового номера может дать информацию, к какой военной части мог принадлежать данный самолет. А дислокация части в итоге дать точный ответ на вопрос - мог ли данный самолет оказаться в Николаевске и мог ли он быть "самолетом чапаевской дивизии".
С аэропланом связана одна из версий гибели Чапаева В.И. Самолеты в его дивизии использовались главным образом как воздушные разведчики. Якобы, пилоты вступили в сговор с белыми, и в течении нескольких дней подтверждали, что белых в радиусе их полетов НЕТ! Часть войск, было отправлено из Лбищенска еще куда-то, именно исходя из данных авиаразведки. Но белые были близко. И проследив, или узнав об уходе основных сил дивизии, провели ночную атаку на штаб. Дочь Чапаева получила от двух венгров, служивших у Чапаева, в 50 или 60 годы сообщение, что вопреки показанному в фильме бр. Васильевых финалу, Чапаева переправляли , уже дважды раненого , на двери или на плоту. Его доставили на противополжный берег. На берегу он и скончался. Опасаясь погони и раправы, тело Чапаева закопали в прибрежном песке. Но вернувшись через некоторое время в эти места, опознать место уже не смогли. Но это одна из версий!
Вот только что прочел в книге А.С.Шепс "Самолеты первой мировой войны. Страны Антанты" о маркировке самолетов. Все самолеты Антанты имели в качестве опознавательныз знаков ТРИ концентрических круга одинакового цвета -синий, белый, красный. Но расположение кругов и их геометрия показывали национальную принадлежность аэроплана. На французских самолетах наружный круг был красным. Средний, такой же ширины - белым. Цент - синий круг. На самолетах Англии маркировка была: наружный круг -синий. Средний -белый. Центр - красный. У самолетов царской России маркировка была: наружный круг -ТОНКИЙ красный. Средний круг-ТОНКИЙ синий. В центре БОЛЬШОЙ круг белого цвета. Так как на обсуждаемом снимке геометрия (ширина кругов) одинаковая, как у французских или английских аэропланов, а цвет достоверно мы определить не сможем, можно предположить, что на фото самолет или французской, или английской маркировки. Но не царской армии (в центре БОЛЬШОЙ белый круг).
Более того! Эта маркировка на британских самолетах второй мирой войны размещалась так, что за ней был не защищенный масло бак системы смазки двигателя. На каких-то самолетах королевских сил. По этой причине, узнавшие эту особенность германские истребители, давали очередь в круг эмблемы. Радиатор пробивался, масло вытекало, и самолет падал на территории врага!
Снимал как-то в 60-е годы один мой товарищ, работавший тогда на Нижневолжской студии кинохроники, фильм о гражданской войне... и вот сказали им, что в одном заволжском селе живёт дед, который воевал с Чапаевым. Приехали к нему, а дед всё какой-то неразговорчивый. Но литр на троих сделал своё дело, товарищ включает камеру, журналист задаёт вопрос деду, правда ли тот воевал с Чапаевым... И дед радостно выдаёт: "Чапай, Чапай... что там ваш Чапай... выкатили мы пушчонку на пригорок, как дали по штабу и где там ваш Чапай..." И не придерёшься - на самом деле воевал с Чапаевым...
Комментарии
Утверждение. что это "аэроплан чапаевской дивизии" - пока голословно. На фото изображен, судя по многим признакам (расчалки крыльев, маркировка киля, опоры шасси, и прочее) самолет "Ньюпор 17 С1. Производство Франции 1916 года. В дивизии Чапаева В.И. действительно были 4-5 самолетов. Которые использовались, в основном, в качестве авиаразведчиков. Но Чапаев, как известно, воевал на стороне советской власти. А на самолете маркировка "Антанты". То есть, это мог быть и самолет КОМУЧа, сфотографированный в том же Николаевске. Советские самолеты, имели в качестве опознавательного знака "красную звезду" с осени 1918 года. Самолет "чапаевской дивизии", летая с такими знаками (антанты) на крыльях, мог быть уничтожен с земли винтовочным огнем чапаевских частей. Прилагаю файл фото с советской маркировкой Ньпор 17 (Балтфлота). Прилагаю файл (маркировки) самолетов Ньюпор. Прилагаю файл раскраски самолета с опознавательными знаками Антанты времен 1 мировой войны. (Ньюпор) Файл "хвост" с фирменной раскраской хвоста самолета тремя вертикальными цветными полосами французского флага..
Наверное стоит предостеречь от такой категоричночти, внешне Ньюпорты 17, 18, 23 и так далее мало отличались друг от друга. Самолет несет французские или английские опознавательные знаки, на самолетах РККА с 1918 года уже были звезды (хотя могли с тем же успехом оказаться черти или черепа или даже российские кокарды). В авиаотрядах Врангеля были неперекрашенные английские и французские самолеты, но тут опять нестыковка по местам дислокации. У белочехов была своя авиация, но раскаска не похожа. Были ли такие самолеты у Колчака и Деникина?
А зачем нам "ломать голову" за "революцию во всемирном масштабе"? Обсуждается фотография, в названии которой написано: "Николаевск, самолет чапаевской дивизии". Нет нужды обсуждать авиацию Врангеля, Колчака, Деникина или белочехов. Обсуждается вопрос- мог быть в чапаевской дивизии самолет с опознавательными знаками антанты? Вероятно ЛИ, что это Николаевск? Ведь здесь даже не обсуждается МОДЕЛЬ аэроплана. Обсуждается точка съемки и мог ли этот летательный аппарат с императорской символикой быть в чапаевской дивизии. Привожу специально для вас таблицу ТТ данных этих самолетов. ВИЗУАЛЬНО модели 17, 18 и 23 СОВСЕМ НЕ ОТЛИЧАЛИСЬ друг от друга. Разница была в мощности моторов. И в вооружении - синхронными или не синхронными пулеметами, их марках и количестве. Планеры самолетов 17, 18, и 23 модели имеют те же самые измерения. Привожу два файла раскраски самолетов Ньюпор-императорский и советский. Самолет на обсуждаемой фотографии раскрашен как императорский. Но с чьейто подачи опознан как советско - чапаевский.
Наверное надо начать с того, что на фото самолет не имеет обознавательных знаков российской империи(триколор или вложенные круги красного, синего и белого цветов с белым ободком) или белой армии (диагональные полосы красного, синего и белого цвета), как я уже писал - это либо французские либо английские знаки, на ч/б фото они не различимы, а бортовой номер в то время не обозначал национальную принадлежность. Точное определение модели и бортового номера может дать информацию, к какой военной части мог принадлежать данный самолет. А дислокация части в итоге дать точный ответ на вопрос - мог ли данный самолет оказаться в Николаевске и мог ли он быть "самолетом чапаевской дивизии".
У "императорского" белый кружок в центре. Это эмблема Антанты, французская.
Полнлстью с Вами согласен. Опозновательные знаки на крыльях соответствуют, либо царской армии, либо белой гвардии.
Либо просто перекрасить не успели трофейный ;)
Либо специально вводили врага в заблуждение, чтобы подкрасться поближе ;) Маскировка, однако!
С аэропланом связана одна из версий гибели Чапаева В.И. Самолеты в его дивизии использовались главным образом как воздушные разведчики. Якобы, пилоты вступили в сговор с белыми, и в течении нескольких дней подтверждали, что белых в радиусе их полетов НЕТ! Часть войск, было отправлено из Лбищенска еще куда-то, именно исходя из данных авиаразведки. Но белые были близко. И проследив, или узнав об уходе основных сил дивизии, провели ночную атаку на штаб. Дочь Чапаева получила от двух венгров, служивших у Чапаева, в 50 или 60 годы сообщение, что вопреки показанному в фильме бр. Васильевых финалу, Чапаева переправляли , уже дважды раненого , на двери или на плоту. Его доставили на противополжный берег. На берегу он и скончался. Опасаясь погони и раправы, тело Чапаева закопали в прибрежном песке. Но вернувшись через некоторое время в эти места, опознать место уже не смогли. Но это одна из версий!
Вот только что прочел в книге А.С.Шепс "Самолеты первой мировой войны. Страны Антанты" о маркировке самолетов. Все самолеты Антанты имели в качестве опознавательныз знаков ТРИ концентрических круга одинакового цвета -синий, белый, красный. Но расположение кругов и их геометрия показывали национальную принадлежность аэроплана. На французских самолетах наружный круг был красным. Средний, такой же ширины - белым. Цент - синий круг. На самолетах Англии маркировка была: наружный круг -синий. Средний -белый. Центр - красный. У самолетов царской России маркировка была: наружный круг -ТОНКИЙ красный. Средний круг-ТОНКИЙ синий. В центре БОЛЬШОЙ круг белого цвета. Так как на обсуждаемом снимке геометрия (ширина кругов) одинаковая, как у французских или английских аэропланов, а цвет достоверно мы определить не сможем, можно предположить, что на фото самолет или французской, или английской маркировки. Но не царской армии (в центре БОЛЬШОЙ белый круг).
+1. Описанная Вами маркировка используется в французских ВВС до сих пор:
http://en.wikipedia.org/wiki/French_Air_Force
http://ru.wikipedia.org/wiki/Военно-воздушные_силы_Франции
а в британских королевских ВВС использовалась вплоть до самого недавнего времени (сейчас перешли на опознавательные знаки с пониженной заметностью):
http://en.wikipedia.org/wiki/Royal_Air_Force
http://en.wikipedia.org/wiki/Royal_Air_Force_roundels
http://ru.wikipedia.org/wiki/Королевские_военно-воздушные_силы_Великобритании
Более того! Эта маркировка на британских самолетах второй мирой войны размещалась так, что за ней был не защищенный масло бак системы смазки двигателя. На каких-то самолетах королевских сил. По этой причине, узнавшие эту особенность германские истребители, давали очередь в круг эмблемы. Радиатор пробивался, масло вытекало, и самолет падал на территории врага!
Снимал как-то в 60-е годы один мой товарищ, работавший тогда на Нижневолжской студии кинохроники, фильм о гражданской войне... и вот сказали им, что в одном заволжском селе живёт дед, который воевал с Чапаевым. Приехали к нему, а дед всё какой-то неразговорчивый. Но литр на троих сделал своё дело, товарищ включает камеру, журналист задаёт вопрос деду, правда ли тот воевал с Чапаевым... И дед радостно выдаёт: "Чапай, Чапай... что там ваш Чапай... выкатили мы пушчонку на пригорок, как дали по штабу и где там ваш Чапай..." И не придерёшься - на самом деле воевал с Чапаевым...