Саратовский троллейбус

220 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение

Материалы к истории троллейбусов производства завода имени Урицкого (ныне - "Тролза") и - шире - о троллейбусах на улицах городов Саратовской области.

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

 

Комментарии

Готовая продукция Завода имени Урицкого

Фотография начала 1990-х годов.

Источник: https://pastvu.com/p/410067

Файлы: 

Фотоальбом пользователя axel.cri на Яндекс-фотках

МТБ-82 в Саратове: https://fotki.yandex.ru/users/axel-cri/album/305616/

 

По-моему, они в основном с нашего сайта и взяты. Или каких-то у нас нет: http://oldsaratov.ru/photos/latest?tags=%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D...?

Которые, до 2000-го - да, все есть. Но там в альбомах много разных остовов, спасенных и не. Здесь же много любителей автостарины - вдруг, кому интересно будет.

Фотоальбом пользователя axel.cri на Яндекс-фотках

МТБ-82 в Саратове: https://fotki.yandex.ru/users/axel-cri/album/305616/

 

 

Это мой альбом, скидывал на ЯФ наиболее интересные мне фотографии МТБ-82, бОльшая часть фоток действительно с этого сайта. На первых трёх фотках кузов МТБ, который использовался в качестве дачного домика в пригороде Энгельса. На сегодняшний день утилизирован.

Я ж не знал )

PRO троллейбус. ЗиУ-9 – линкор городского океана

 

Воспоминания водителя:

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/mycarisbetterthanfuckingyours/616719....

 

Собственно троллейбус. Уникальная машина. Большая. В ширину почти с "Оку" – 2,5 метра. Мощная. И не важно, что там всего-то 110 кВт на более чем 15 тонн полной массы, т.к. машина лифехтрическая. Может набрать скорость с места очень быстро – легкие грузовики, типа ГАЗели рядом даже не стоят по своим возможностям в этом плане. В троллейбусе больше десятка всяких разных электродвигателей. Трансмиссия автоматическая. В теории скорость одинаковая – что назад, что вперед – что-то в районе 70 км/ч по техпаспорту. Но на практике назад столько не поедешь, т.к. в этом случае или загнешь штанги, или положишь контактную сеть себе на крышу. В час пик в одиночный троллейбус помещается больше 200 человек (не китайцев). По тех. характеристикам пишут, что в час пик до 126 душ, но по факту явно за 200.

"Лифехтрическая"? Что сие означает? "Электрическая", что ли?

Почем мне знать? Может, такие шутки у водителей троллейбусов. Или сленг.

Троллейбус №9 едет по мосту на саратовской диораме

Файлы: 

Троллейбус № 13

"Саратов, 19 марта 1993 года. Это уже не мой троллейбус, тут я сфотографировался у старого приятеля Миши Горбачёва в гостях, мы вместе работали, а мой троллейбус имел номер 1038."

Фото Станислава Збарасского от 19 марта 1993 года

Так же прилагаю статью Дениса Жабкина "По следам 13-го троллейбуса. 2016"

Есть такая фотография в основных? я не нашла, но сюда  размещаю.

https://vk.com/photo-2287461_323441798

Файлы: 

Линии 13-го маршрута

Файлы: 

Реклама троллейбусного завода

Файлы: 

Интересная экскурсия по троллейбусному заводу от Олега Елкиса

ЗиУ-5 - самый массовый троллейбус 1960-х

Троллейбус ЗиУ-5 стал первой серийной моделью, разработанной конструкторами и технологами Завода имени Урицкого, который расположен в городе Энгельс и сейчас называется Тролза, на нём мы и были недавно с экскурсией. А на территории завода, сразу за проходной, как раз установлен один из экземпляров этого троллейбуса, а точнее модель ЗиУ-5Д, с серийным номером 8290, 1969 года выпуска.

 

Серийный выпуск этих троллейбусов начался в 1959 году, после успешного прохождения испытаний на дорогах Москвы. А так как Энгельсский завод являлся по сути единственным производителей троллейбусов, то эта модель с 1959 по 1972 годы массово поставлялась почти во все города СССР, и заменив модель МТБ-82, стали во многих троллейбусных хозяйствах единственным видом подвижного состава

 

В статье об этом троллейбусе на википедии написано, что выпущено более 16 тысяч троллейбусов, но табличка, установленная перед этим троллейбусом на заводе гласит, что было изготовлено 14632 машины.

Троллейбус был высокопольным, имел несущий кузов, к каркасу которого приклёпывалась алюминиевая обшивка. Привод на задний мост. Двери были только сзади и впереди кузова, что увеличивало время посадки-высадки пассажиров

В процессе выпуска конструкция неоднократно с одной стороны совершенствовалась, с другой упрощалась и удешевлялась, чтобы обеспечить массовость производства.

Известно несколько модификаций троллейбуса, в частности на ЗиУ-5Д был установлен более мощный двигатель, задний мост производства Венгрии, изменена электрическая схема.

 

 

Салон имел 38 сидячих мест, для чего по левому и правому бортам устанавливались двухместные мягкие пружинные сиденья. Всего же троллейбус мог перевозить до 120 пассажиров

А вот такие "автоматы" для продажи билетов я помню, но как работает - уже не очень.

Как пишут, эргономике кабины водителя было уделено немалое внимание, хотя в итоге водители жаловались на плохой обзор справа из-за двери в кабину

Как я понимаю, это главный "выключатель", рубильник отключающий троллейбус от контактной сети

За рулём. Вспоминая кабину современного троллейбуса, разница, конечно, огромная

 

Панель приборов

 

В 1972 году начался выпуск новой модели троллейбусов, ЗиУ-9, а маршрутная эксплуатация троллейбусов ЗиУ-5 начала сокращаться, и закончилась где-то в середине 1980-х годов.

 

фото и текст из блога Дениса Аникина

Автомат по продаже билетов, тот что на снимке, работал просто: кидай в него чего хочешь (можешь ничего не кидать) и  билетов выкручивай сколько хочешь. Когда на 9 м-те была оплата через кассы- автоматы, кассы оплаты по городу (4 коп.) были у средней и задней двери- в них на сколько кинешь, на столько и получишь, а касса оплаты за межгород (10 коп.)- такая же как на снимке, находилась у передней двери, под присмотром водителя. Люди в эту  кассу кидали  какую то мелочь, а билетов выкручивали сколько угодно. 

Сборочный цех завода им. Урицкого (Энгельс).

Не совсем удачно в СПб выдерживают испытания троллейбусы с увеличенным автономным ходом "Тролза"

Да вообще глупости этот аккумуляторный транспорт... Троллейбусу АХ нужен, чтобы из-под обесточки выехать или аварию объехать, когда длины штанг не хватает, и не больше.

если удастся покататься, то поделитесь впечатлениями, пожалуйста

Это спальные районы в другом конце города, поводов ехать туда пока нет. С новым троллейбусом случаются небольшие поломки.

У нас по 11-му, по Большому пр. В.О. только с АХ ходят.

1994 год. Тягач ЗИЛ-4421 и полуприцеп ТролЗА-6020, выпущен в единственном экземпляре

Единственный построенный образец эксплуатировался в аэропорту «Советский».

источник

Майн готт... Да уж, занимаясь такой фигнёй вместо разработки современных троллейбусов, нетрудно оказаться в экономическом упадке.

Презентация нового автобусного поезда (12 июля 1994)

Фотограф Чижов И.В.

Может, лучше сюда: http://oldsaratov.ru/photo/gubernia/28812

Или в "Технику". Всё-таки это не троллейбус.

Поддерживаю.

 Троллейбусы ЗиУ-9

открытка, 1988. Фотограф Андреев В.

Файлы: 

1991г. ЗиУ-683Б. Календарик

Файлы: 

Троллейбус ЗиУ-6206 (03.09.1997)

ЗиУ-9

http://www.joka-video.de/Europa/Russland/Engels/index.html#

Какая-то "решётка" непривычная... Это действительно саратовский троллейбус или ребята из журнала "Омнибус" напутали?

 

Это экспериментальный автобус ЗИУ-6 на базе троллейбуса ЗИУ-5. Серийное производство по ряду причин не сложилось (Яндекс в помощь), а один из опытных экземпляров ЗИУ-6М2, отличавшийся от ЗИУ-6 как раз формой решетки, долгое время ржавел в Энгельсе в качестве тира. Не так давно был уничтожен, увы.

 

Спасибо! А вообще где-нибудь сохранился хоть один экзнмпляр?

к сожалению нет, не сохранилось ни одного, наш был последний.

Троллейбусы для ВСХВ. 1954 год

Файлы: 

 

 

 

На последнем снимке (с эмблемой ВСХВ), вроде, не ЗИУ - у нас для неё делали вот эти.

Троллейбус- фургон ТБУ-2 (завод им.Урицкого, г.Энгельс)

 

 

Троллейбус- платфотма ТБУ-3 (завод им.Урицкого, г.Энгельс), 1957г.

В общем, начал я исследовать - то, что  тут названо ТБУ-2, это СВАРЗ ТГ-3 (Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод, троллейбус грузовой, 3 модель) https://transphoto.org/vehicle/69643/

Второй же - это не ТБУ-3, а всего лишь какой-то опытный образец на основе МТБ: https://www.drive2.ru/b/2229063/

Опытный ЗиУ-681 на мосту Саратов-Энгельс

Завод имени Урицкого. 
Контрольные отпечатки из дипломной работы Матыса Г.Н. "Рождение" (1970)

личный архив

Конфликт с движением троллейбусов 9 маршрута (1 июля 2003)

Фотограф Чижов И.В.

Что за конфликт?

Насколько мне объяснили: они перестали ездить по Саратову, только по мосту и обратно из-за какого-то коммерческого конфликта перевозчиков

Из-за проблемы с оплатой электроэнергии, расходуемой энгельсскими машинами 9 маршрута в саратовской сети.

Посещение Лужковым Ю.М. - мэром Москвы завода имени Урицкого в г. Энгельсе (14 августа 1996)

Фотограф Титов Н.А.

Файлы: 

Выставка троллейбусов к приезду Ельцина (25 августа 1997)

Фотограф Чижов И.В.

В первой половине 80-х на всех троллейбусах Саратова (и Энгельса) был изменён дизайн головного маршрутоуказателя: был- номер маршрута посредине, по бокам от номера начальный и конечный пункт, стал- номер сбоку, нач. и кон. пункт один над другим (до сих пор так). Замена проходила быстро, где то за месяц, максимум полтора, на всех троллейбусах маршрутоуказатель был заменён. Вопрос ко всем: Когда это было? Может кто то знает/помнит. Это поможет точнее датировать снимки.

Кто расскажет когда и какой маршрут ходил тут? Или это запасные пути?


19 декабря 2008. Фото Чижова И.

А где это?

Григорьева от Некрасова в сторону Соборной

Занятно... Линии там и сейчас есть, но у Соборной просто уходят к столбу: https://goo.gl/maps/2Wn8aFNQnMU2

По моему, это в конце 80х - начале 90х.

Тогда несколько раз меняли маршрут двойки в районе Липок.  

Никакой маршрут не ходил. Это питающий фидер.

Это фидер 2 маршрута от подстанции на Кутякова, идёт, соответственно, по Кутякова-Челюскинцев-Соборной-Григорьева.

Это просто провода, которые от тяговой подстанции идут

Народ толкает троллейбус на ул. Горького (14 ноября 1992)

Фотограф Чижов И.В.

Продукция "Тролзы", выставленная на Театр. пл. в преддверии Всероссийского совещания дорожников (16 декабря 2000)

Пилигрим

ТролЗа-5275

 

Фотограф Чижов И.В.

Презентация нового троллейбуса на Театральной площади. 24.04.2001

Фотограф Чижов И.В.

Рабочие и служащие троллейбусного завода имени М.С. Урицкого, разработавшие более комфортабельную модель троллейбуса ЗиУ-5257, созданного на шасси раннего ЛиАЗ-5256. В итоге новая модель в серию не ушла. Фото сделано в здании цеха № 3, заброшенного в наши дни (Энгельсский Завод Специализированных Автомобилей). 18 сентября 1986 года.


фотограф Александр Земляниченко

 

Резонный комментарий с паству:

Троллейбус этот совместная разработка ЗиУ и ВКЭИА (Львов). Построен в 1982 году. Собственно, чтобы ускорить процесс и применить широкую унификацию, кузов использовали от перспективного автобуса позже переданного на ЛиАЗ и получившего индекс 5256. После 1982 года, в 1984-86 годах были созданы ещё несколько машин (5256Т и 6202) получившие уже агрегаты (ходовая часть) больше от ЛиАЗа, чем от ЗиУ. В общем дело кончилось тем, что перспективный троллейбус, который должен был заменить 682 модель, завод в Энгельсе так и не освоил. Ликинскому автобусу повезло больше. Так вот исходя из надписи "Проба" на маршрутном аншлаге, лично у меня возникли сомнения по поводу даты. Чего в 1986-м "пробовать" бесперспективную модель? И чего возле неё фотографироваться, когда были уже более свежие модели 5256Т и 6202?

Driver_BY

https://pastvu.com/p/872991
http://visualrian.ru/hier_rubric/photo_historic/24624.html?period=1980

Энгельсский Завод Специализированных  Автомобилей. Сборка автобусов "Альтерна" 1993 год.

Файлы: 

Троллейбус на Горького (05.03.2001)

Фотограф Чижов И.В.

В 2018 году внимание привлек троллейбус 2-го маршрута со своеобразной формой маршрутоуказателя. 

Файлы: 

Да он всё свою жизнь такой.

В хозяйстве горэлектротранса. 27.01.1993

Фотограф Чижов И.В.

Первый серийный ЗиУ-683Б.

ЗиУ-5257 на испытаниях в г. Энгельсе, 1982 г. Троллейбус Московский... 

Фото из архива ВКЭИА.

 

 

Календарик.

Первая фотография - это обыкновенный ЗиУ-9 с какой-то буквой в Москве.

Да, это 1 т/п в Москве, но троллейбус не обыкновенный ЗиУ-9, а эксперементальный ЗиУ-12 (ЗиУ-684БОО), представлял собой ЗиУ-9 с ТИСУ и много мелких отличий. Их было 2, б/н 1264 и 1265, у первого на маршрутоуказателе было написано "испытания", в 1984 г. отправили на доработку в Энгельс. 1265 в Энгельс не возвращался. В том же 1984 г. переданы в 1 т/п, сначала работали в 5-м с другими б/н.

Первый в истории ЗиУ-683, стр. №1, во время испытаний в Саратове, лето 1983 г. (До него был ЗиУ-10А). На испытаниях были 2 таких машины, б/н И-1000 (на снимке) и И-1001 (стр. №2) , работали на 1 и 4 маршрутах.

Файлы: 

Можно и в основной. Вот здесь качество получше.

Предположительно первый ЗиУ-12 (ЗиУ-684), из дополнительных https://oldsaratov.ru/photo/9017 .

Файлы: 

Прототип Зиу-9 в Энгельсе 1966 г.

Выставка продукции ЗиУ, Энгельс 1968 г.

Если это Энгельс, можно и отдельно выложить.

Первый ЗиУ-9 на маршруте в Саратове:

Стоит вынести в основной.

Троллейбус- столовая:

Файлы: 

Один из первых троллейбусов в Саратове в день открытия движения:

Файлы: 

Источник?

Вот я и помнил, что это у нас было, и Александр зачем-то нам наше же носит...

А 20000-й отправился в Алма-Ату.

Газета "Коммунист", 1978 г.

Файлы: 

Зиу- 5275 на заводе перед отправкой в Мосву на Автосалон в 1999 г.

Файлы: 

Если на фото хорошо видны здания, добавляйте сразу и в основной, пожалуйста.

Троллейбус ТБУ у гостиницы "Волга", 1955 г.

Файлы: 

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17837578

1959 г. Троллейбус ЗиУ-5 (опытный образец)

 

Файлы: 

Подписано неправильно: троллейбус ЗиУ-5, в 1956 г. - эксперементальный. Исправьте пожалуйста.

Исправил ошибочную подпись ЗИ-6 на ЗиУ-5 (экспериментальный).

В источнике и дата неверна, на самом деле февраль 1959 г., тогда и троллейбус не эксперементальный а опытный, снято в тот же день, газета "Орловская правда" от 01. 03. 1959 г., обсуждение фото-  https://transphoto.org/photo/1287905/

Файлы: 

исправил

Первый ЗиУ-683 на 1 маршруте, 1983 г., Привокзальная площадь.

Файлы: 

Он же в 1978 г. до переделок (с РКСУ) в Энгельсе на ул. Тельмана напротив д.№7, №5 строится.

Файлы: 

Я все же не совсем понял - его 5 лет испытывали? https://oldsaratov.ru/photo/gubernia/40827 и https://oldsaratov.ru/photo/gubernia/40755

Более 5 лет испытывали и переделывали, построен в нач. 1978 г., после переделок и испытаний второй отправлен в Москву 05. 1984 г., где испытания продолжились. 

Второй в 1978- 80 г. на территории завода:

Файлы: 

Некоторые технические особенности первых ЗиУ-683(Б):

Кузов: Передняя часть- заденемоторный вариант автобуса ЗиУ-8 с накопительной площадкой у средней двери, боковое окно кабины ниже (в серию пошло позже). Задняя часть- переработанный ЗиУ-11, из- за этого троллейбус только спереди смотрелся солидно, а сзади- без  маршрутоуказателя и ступеньки с крышками на пружинах (как на ЗиУ-5) как- то не очень.

Спереди и сзади вмонтирована выдвижная жётская сцепка.

Построены под ТИСУ (отсюда такая большая крышка радиореактора- место под конденсаторы), но т. к. ТИСУ в 1978 г. не было поставили РКСУ- вся ходовая от ЗиУ-682В1. До 1980 г.- ЗиУ-683(без букв).

В 1980 г. переделаны и перекрашены (оба в жёлтый цвет), на втором крышка радиореактора (возможно ранее) поставлена задом наперёд (внешнее отличие), установлена ТИСУ РТ300/700БМ,увеличилась  max скорость (на И-1000 между Подстанцией и Радугой удалось развить 90 км/ч),там к/с позволяла. Стали ЗиУ-683Б.  

После переделки один (предположительно №1) был отправлен в Москву на обкатку, вернулся на доработку в Энгельс, доработаны в 1982 г., проходили испытания в Саратове с 03.1983 г., первый- до 10 или 11 1983 г, второй с конца лета- нач. осени до 04. 1984 г. после поломки стоял у автобусной диспетчерской на Музейной площади, уехал оттуда своим ходом.

Оборудованы системой управления прицепом- в кабине  у двери стоял блок с "румпелем", при движении з/х можно было рулить прицепом- на Музейной сдавая з/х легко заходил одной стороной на тротуар. В 1986 на 2-м (в Москве) система была уже сломана, был просто ящик в кабине.

Был а/х 500 м.

Куда поставили первый-?, второй- Москва, б/н 1000, в Москве упростили, не стало а/х, управления прицепом, ш/у заменены на механические. Списан в 1987 г, старые ЗиУ-5, прошедшие КВР на Московском ТРЗ- позже. ЗиУ-10А я видел один раз, был покрашен в красный цвет, подробностей о нём не знаю.

 

Автобус ЗиУ-8:

Файлы: 

Первый троллейбус на улицах Саратова 6 ноября 1952 г.:

Файлы: 

ЗиУ-6-2 с дизелем ЯМЗ на испытаниях в Ярославле.

Файлы: 

Второй ЗиУ- 683. в Саратове работал б/н И-1001 на 1 м-те, с 05. 1984 г.- Москва, 1 т/п, б/н 1000:

Файлы: 

В Саратове с 1977 или 1978 г. сначала проходил испытания, потом работал до списания первый в истории ЗиУ-682УГ, специально адаптирован для работы в Саратове, а именно: в крыше были люки (другие) вместо вентиляторов, не было подсветки заднего номера, как у ЛИАЗА, "советская" перегородка кабины водителя, не было а/х, в остальном- стандартный ЗиУ-682УГ для Афин. Б/н до перенумерации не помню, после- 1071. Работал на 4 м- те, зимой его пропускали т. к. ехать с полуоткрытыми дверьми не хотелось. На снимке ЗиУ-682УГ во время испытаний в Энгельсе.

Файлы: 

И правда УГ какое-то.

На нём стоял пневмопривод дверей с другими кожухами привода. На ЗиУ для СССР ставили только электропривод начиная с 1962 г. на ЗиУ-5 и по ЗиУ-682Г (в серии с кон. 1989 г, и 3 предсерийных 1988 г/в, все работали в Саратове- б/н 1171-э, 1179-э и 1180-э, потом без "э", у 1179 сер. №2, на СТТС неверно, есть очевидное противоречие в сравнении с машиной 1180). У 1171 кожухи пневмопривода дверей были как на ЗиУ-682УГ, вентиляционные люки в крыше от ЛаЗа-4202, у 1179 и 1180 стандартные. Зимой пневмопривод перемерзал, тролль возил пассажиров с частично открытыми дверьми и люди пропускали его, ожидая следующего.

Салон ЗиУ-682УГ.

Файлы: 

Троллейбус 9 м- та напртив пельменной на конечной, Ааре Оландер, 1994 г.

Файлы: 

Почему бы это не в основные?

Сборка последних МТБ-82Д и первых ЗиУ-5 1959- 60 г.:

Сборка ЗиУ-5, 1970 г.:

Файлы: 

ЗиУ-10А на заводе, 1975- 78 г.

Файлы: 

Испытания первого ЗиУ-683 на заводе, 12. 1978 г.

Файлы: 

Испытания прототипа ЗиУ-6205 в Энгельсе 1990 г.  

Файлы: 

Испытания первого в истории (стр. №1) ЗиУ-6205 в Саратове, 1991 г., с 1991 г. работал в Саратове, б/н 1194. 

Первый ЗиУ-620520 на заводе, 1995 г.

Файлы: 

Эксперементальный ЗиУ-5257 на кольце 8-го м- та, 1982 г.

Файлы: 

Энгельс. Торжественное открытие 12 маршрута, 1970 г.

газета "Коммунист" 1955

На троллейбусной линии номер 3

Файлы: 

Газета "Коммунист" 1956

Файлы: 

газета "Коммунист" 1957

От конки о троллейбуса

 

газета "Коммунист"

1957

Троллейбус "Фестивальный"

газета "Коммунист"

1957

На заводе имени Урицкого

газета "Коммунист"

1964

Первый маршрут энгельсского троллейбуса

газета "Коммунист"

1965

Трехтысячный

газета "Коммунист"

1966

Идут троллейбусы над Волгой

Прототип ЗиУ-9 после испытаний на 2 маршруте в Саратове и переделки (внешне не стало бортовых маршрутоуказателей на крыше) был отправлен в 1968 г. в Москву, б/н 5000, работал на 24 маршруте.  На снимке: на испытаниях следует по проводам 14 маршрута на просп. Мира:

Второй, ЗиУ-9А, отличался  от первого нестандартной шириной- 2680 мм, выпущен в 1968 г, проходил испытания в Энгельсе и Саратове. На снимке: на территории завода, 1968 г.

Файлы: 

В том же 1968 г. отправлен в Москву, работал на 24 маршруте, б/н 5001. 24-й- единственный тролльмаршрут в Москве не имевший, до строительства Ю-В префектуры, общих проводов с другими маршрутами. На снимке: на конечной у ст. м. "Лермонтовская".

Файлы: 

газета "Коммунист"

1967

Энгельсский троллейбус

Погрузка троллейбусов на экспорт. Заводской рекламный проспект 2000 г.

Файлы: 

газета "Коммунист"

1971

Фото С.Абрамова

 

газета "Коммунист"

1971

Фото С.Абрамова

газета "Коммунист"

1976

Рождение троллейбуса

 

газета "Коммунист"

1977

 

 

Отправка новых троллейбусов, 1970 г:

Файлы: 

Служебные автобусы троллейбусного завода с кузовом из деталей от МТБ-82.

Это Энгельс?

Обкатка первого ТБУ-1 на территории завода, 1955 г.

Файлы: 

10000- й троллейбус на территории завода:

Файлы: 

Первый ЗиУ-7 на территории завода, сер. 1960- х.

Файлы: 

Троллейбусы ЗиУ-5 для Венгрии и Колумбии, 1967 г:

Файлы: 

Салон троллейбуса ТБУ-1:

Файлы: 

Участок окончательной сборки троллейбусов в сборочном цехе, 1983 г.:

Файлы: 

10000- й троллейбус с работниками завода после митинга, 02. 1978 г.:

Файлы: 

Троллейбус 1- го маршрута поворачивает с ул. Хвесина на ул. Соколовую, 1993- 95 г.:

Файлы: 

2- е троллейбусное депо, кадр из киножурнала "Нижнее Поволжье" 1969 г., №22.

Файлы: 

Салон первого автобуса ЗиУ-6:

Файлы: 

Первый автобус ЗиУ-6:

Файлы: 

Правильнее, наверное, все же в тему с автобусами, хоть их и на ЗиУ делали. Перенести?

Да нет, тут надо просто определиться - тема про саратовский троллейбус или про продукцию ЗиУ?

Не надо, т. к. в нач. форума: "... к  истории троллейбусов з- да им Урицкого", автобусы ЗиУ- фактически модификации тех же троллейбусов, без них история будет неполной. К тому же на  фото салон такой же, как и на предсерийном ЗиУ-5, его фото нет (у троллейбуса лестница за стеклом, др. отличий нет). И фото предсерийного ЗиУ-5 с таким же кузовом и окраской как у ЗиУ-6  (на фото) с такого ракурса тоже нет. Согласны?

Просто в теме про автобусы тоже есть фото автобусов ЗиУ - тогда надо их сюда перенести, наверное.

Да, тут это будет в тему. А "Альтерну"- в автобусы.

ОК, перенес. "Альтерна" тоже в ЗиУ разрабатывалась, так что пусть остается, наверное. А ТрооЛАЗ (https://oldsaratov.ru/comment/180194#comment-180194) - это Тролза или нет?

Троолаз тоже на ЗиУ сделан, там предприятие "ЗиУ- Импекс" арендовало на заводе помещения, собиралось делать низкопольные заднемоторные автобусы. Но не сложилось. http://www.gruzovikpress.ru/article/2851/ .

ОК, тогда тоже перенес (ниже).

Эксперементальный автобус ТроолАЗ-5253, 2002 г.:

Файлы: 

А помнится, ездил заводской автобус на базе троллейбуса. Это, случаем не из такого троллейбуса было переделано?

Насчет этого не в курсе к сожалению.

Может быть я некорректно выразился, автобус был очень похож на этот троллейбус, он был именно служебным автобусом, который собирал работников тролллйбусного завода, вроде даже из Саратова. Но я точно помню, что видел его до появления ЗиУ-9.

Точно, он. 

 

 

Если не ошибаюсь, фото сделано в Москве на испытаниях автобуса.

Судя по зданию на заднем плане, это Манежная площадь. Не знаю сколько было выпущено экземпляров, но у завода один оставался и успешно эксплуатировался. Может быть на фото в ржавом виде он и есть, если это Саратов-Энгельс.

Стоял он в Энгельсе, примерно если ехать по пр.Строителей, после ж\д переезда и кладбища поворот налево на светофоре, на Ломоносова кажется, как ехать к какой-то очень большой больнице. И там такой скверик есть, по пути к больнице, там он и стоял. Был это 2001 г. Но тогда я думал что это обычный ЗИУ-5 и детально не разглядывал его. А жаль.

 

Кадры из док. фильма "Гагаринское поле". 1974г.

Сечас попробую подвесить его в раздел "Видео"

Заря молодежи, 1966 год

"Автобус-троллейбус"

 

ЗиУ-6 — советский высокопольный автобус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, производившийся на заводе имени Урицкого. Эта модель автобуса находилась в производстве с 1959 по 1969 годы.

История

Автобус большой вместимости готовился к постановке на конвейер Завода имени Урицкого параллельно с перспективным троллейбусом, и в 1959 году прототипы троллейбуса ЗиУ-5 и автобуса ЗиУ-6 с общим кузовом были представлены одновременно[1].

Из-за отсутствия подходящего двигателя в серию не пошёл, в 1969-1970 года на шесть опытных автобусов установили дизельный двигатель Raba-MAN серии D2156 и автоматическую коробку передач Praga, знакомые советским транспортникам по автобусам Ikarus (машины получили обозначение ЗиУ-6-2М).

За время производства было выпущено семь машин различных модификаций. Автобус эксплуатировался в Киеве, Москве, Одессе и Сочи.

И на форум в тему Техника, пока у нас нет снимка этой модели в городской среде.

ЗиУ-8 на пл Чернышевского.

Файлы: 

Выставочный автобус ЗиУ 6-2М (1971)

https://www.facebook.com/trolzaofficial/

Это не Энгельс, Москва, Ботаническая ул, на заднем плане- д. 41 к. 7.

Это не м. б. Энгельс. Снято примерно от остановки "Ботаническая 33", яблони по обочинам местами сохранились до сих пор, и опора ЛЭП до сих пор стоит. (Вчера там был). Перенесите на форум "троллейбусы" с описанием где это.

Спасибо! Перенёс

"Коммунист", 1974 год

Файлы: 

Это автобус ЗиУ-8. Под лобовым стеклом надпись: "Испытание".

Опытные образцы ЗиУ-8/5250 в 1974 году проходили испытания в Сочи и Москве. 

Т.е. это или Сочи, или Москва.

Сборка первого ТБУ-1 28. 06. 1955 г.

Салон ТБУ-1.

Файлы: 

газета "Коммунист"

1982

Вчерашние новости:

Сегодня исполняется 70 лет с момента запуска первого троллейбусного маршрута в Саратове.

https://www.youtube.com/watch?v=5wDAJNGoIA4

 

 

Грузовой троллейбус-фургон ТБУ-2. Выпуск 1956 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25068500

Файлы: 

Обозначение модели внушает сомнения. Откуда сведения?

https://oldsaratov.ru/photo/gubernia/32005#gsc.tab=0 , в дополнительных.

Ну да, не зря внушало. Переименовать надо как в источнике.

ТБУ-2 как он есть. Переименовать как в источнике- не будет названия. И год правильный- в кон. 1956 г. отправлен в Москву (б/н 906) на испытания.

Испытания ЗиУ-682ГХХ на экспорт, Музейная пл.:

Файлы: 

Можно и в основной, хорошо видны витражи Троицкого собора. Ну и троллейбус с иероглифами - круть :).

Испытания перронного автобуса- полуприцепа из ЗиУ-682, завод Электромаш Алма-Ата, филиал ЗиУ 1990-е г.:

Файлы: 

Один из первых ЗиУ-6:

Файлы: 

ЗиУ-6-2М с двигателем RABA-MAN (192 л. с.) на 111 маршруте в Москве:

Файлы: 

ЗиУ-680 на автодорожном мосту:

Файлы: 

Файлы: 

Схема расположения агрегатов силового привода автобуса ЗиУ-6 с двумя двигателями от автобуса ЗиЛ-158 и гидромуфтой от автомобиля ГАЗ-12 ЗиМ:

Файлы: 

Ё-о! Понятно, почему сие в серию не пошло...

Ну объясни уж тогда почему "понятно"?

Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км - 37

Это один ЗиЛ-158, и это не соляр, а бензин, и это официальный расход, а не реально достижимый в эксплуатации. С двух моторов я реально ожидаю литров 80 на сотню минимум. Мощность одного двигателя при этом - жалкие 110 сил. Гидромуфта имеет низкий КПД. КПД остальной многозвённой трансмиссии - ещё ниже. Карданных валов ещё больше, чем у легендарного "бутылкозвона" ЛиАЗ-677. В общем, на редкость глупая схема по армейским лекалам для ракетовозов. Но армию-то не интересуют ни цена, ни надёжность, ни затраты в эксплуатации.

У меня есть сомнения по количеству выпущенных ЗиУ-6 всех модификаций, возможно не всего 7, а только последние ЗиУ-6М и ЗиУ-6М2 не считая с 2 двигателями и с дизелем Ярославского пр-ва. В ДК ЗиУ стояли стенды с фотографиями (было много, в инете этого нет) всех моделей, там этих автобусов было более 7. Стенды стояли в фойе, все желающие могли свободно их смотреть и фотографировать. (Также все желающие могли после смены прокатиться на ЗиУ-8 развозящем рабочих по Энгельсу, только не занимая сидячих мест). Было это в 1983 г.

 Фотографии все или почти все делал водитель- испытатель ЗиУ, позже фотокор в "Коммунисте", на сайте о нём ничего нет, нашёл упоминание здесь: https://transphoto.org/photo/98097/?#1335052

Энгельс - ВДНХ. ЗиУ-680

 

Файлы: 

Сборка ЗиУ-680 на заводе:

Файлы: 

Испытания ЗиУ-8 (5250), 1974 г.

Файлы: 

Испытания Зиу-680,похоже на Дмитровский полигон:

Левосторонний ЗиУ-682В для Индии:

Файлы: 

ЗиУ-11 на заводе:

Файлы: 

Испытания ЗиУ-7:

Файлы: 

Цех капитального ремонта. Другой цех находился здесь: https://goo.gl/maps/Fz1LsvGmfh1Ljh9SA , на воротах заварены проёмы под провода, перед ним троллейбусы оборачивались через треугольник, сейчас на опорах, местами, сохранились изоляторы.

Файлы: 
Файлы: 

Похоже на Привокзальную площадь: https://oldsaratov.ru/photo/6280

Чем похоже-то?

Возможно конечная 5ки.

1959г

Файлы: 

Экспериментальный ЗиУ-52643, журнал "За рулём", №05, 1997 г., источник: https://transphoto.org/photo/512949/?vid=328439 . Построен в единственном экземпляре, по 1998 г. работал в Москве, в 1998-2000 г. в Саратове, в Ленинском депо на 5 и 10 маршрутах. В 2000 г. отправлен на завод.

Файлы: 

Газета "Позиция", 1991 год

Новый троллейбус

Фото Юрия Набатова

Троллейбусы ЗиУ-682УВ для Будапешта. Внешне отличались другими фарами и отсутствием лестницы. Вместо лестницы, с завода, стояли накладные ступеньки с поручнем на крыше за задней дверью. Снимок 1975-79 гг. Из журнала "Энергоэкспорт" за 1982 г.

Файлы: 

Технические характеристики, схема салона и схема маршрута (№4) в Москве, на котором все ТБУ-1, кроме одного, работали. Один ТБУ-1 работал в Питере на 10 маршруте Новгородская ул.- Гавань, сейчас служебное кольцо в конце Большого просп. В. О.

Файлы: 

А "откуда дровишки"?

Источник фото по ЗиУ-682УВ: https://dzen.ru/a/Y_5HflCcngo2EAyV , 2 троллейбуса на переднем плане действительно для Будапешта т. к. на первом размер фар для Будапешта, какие фары ставили- https://transphoto.org/photo/1630219/?vid=128608 , на втором виден поручень над ступеньками вместо лестницы (на фото обведено). На поздних ступеньки с поручнями не ставили, я слышал что они покалечили пассажиров. Правда ли это- не знаю. Мне отец провёл экскурсию по заводу в 1983 г., на территории стояло несколько экспортных. Один из них был УВ, остальные- УЮ и УГ. 

Источник картинки с ТБУ: https://wer190.narod.ru/trol/tm/6.htm , а известно где была конечная 10-ки в Питере т. к. живу на Большом.

Файлы: 

Так выглядят ступеньки вместо лестницы на ЗиУ-682В1УЮ: https://transphoto.org/photo/263993/?vid=107049 , ставились с завода.

Троллейбусный поезд из двух ЗиУ-682В на заводе, 1984 г., головной внешне отличался знаком автопоезда, как на ЗиУ-10.

Файлы: