Саратовская переправа и ледокол

Тема о железнодорожных паромах "Саратовская Переправа" и "Переправа Вторая", а также о "Саратовском ледоколе".

См. также

http://fleetphoto.ru/ship/54524/

http://fleetphoto.ru/ship/66026/

http://fleetphoto.ru/ship/66027/

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Постоенный в Англии на заводе Армстронга (Armstrong, Mitchell and Company) в 1895 году, «Саратовский ледокол» был по конструкции широким и через Мариинский канал на пути из Балтики в Волгу пройти не мог. По согласованию с правлением РУЖД он был сделан из двух частей, которые можно было разъединить. Ледокол разделялся на две части от носа до кормы, и каждая часть имела на себе одну трубу. Поэтому две его трубы расположенны не одна за другой, как обычно, а в линию поперёк корпуса. Ледокол был двухвинтовой и имел две паровые машины мощностью 1400 лошадиных сил (кстати, паром «Саратовская переправа», тоже заказанный РУЖД у Армстронга, также делился на две части, а потом еще на две) 

Саратовский ледокол разделяют на две части перед проходом через Мариинский канал.

..

При капитальном ремонте  в 50-е гг. рубку сделали неразделяющейся.  Железные переборки между правой и левой половинами судна, естественно, остались.


См. также http://oldsaratov.ru/comment/21410#comment-21410

 

Ещё одна модель - экспонат бывшего Музея волгаря в Саратове. Сейчас в Нижнем.

Попалась классная фотография советского времени

Очевидно, 60-е..

Файлы: 

Фото из нашего домашнего архива) В роли лыжницы Виноградова Людмила Николаена. Сейчас проживает в Москве.

Ледокол хотят признать объектом культурного значения и поднять: http://om-saratov.ru/novosti/06-August-2015-i27342-zatonuvshii-bliz-sara....

Начинаются работы по подъему, в декабре должны поднять: http://om-saratov.ru/novosti/08-October-2015-i29451-nachinautsya-raboty-...

УРА-А-А-А!!!!!!!!! )

Видео обследования ледокола от 12.10.2015

http://vk.com/video-52592026_171778225

Уважаемый Юрий! Вся эта инфа о подъёме выглядела сомнитетельной - ну откуда у наших МЧСников серьёзная судоподъемная техника! Ледокол-не лодка! Но сегодня вижу - притащили кран "Богатырь"! Правда стоит он не там,на рейде ниже моста  ,может и задачи у него другие,а не наш ледокол- но мы можем начинать надеяться.  

Файлы: 

Вчера только проезжал мимо, возле затонувшего ледокола стоит черпалка и баржа. Видать откапывают. Поднимать  потом. Ждёт кран.

 Тоже надеюсь и жду с нетерпением!

 С уважением к Вам, как  к истинному волжанину!

Спасибо за добрые слова,уважаемый Юрий! Прошло три недели-не теряем надежды? По обычному до ледостава - недели три,а вот сегодня проезжал мимо-тихо,никаких работ! 

Файлы: 

По теме Саратовского ледокола, хочу порадовать новыми снимками. На сайте, по-моему их еще не было. Три относятся к времени строительства автодорожного моста, одна классная начала века.

Спасибо за фотки! Четвёртую вообще никогда не видел! Спасибо!

Есть еще несколько интересных фото с ледоколом и ж. д. паромами, но они все без привязки к берегу. А я как понял, что здесь можно выкладывать снимки, только чтобы был виден Саратов или Энгельс. Вот, например ледокол в отличном качестве, один из ранних снимков.

На форуме есть тема "Пароходы и прочие суда". Можно, думаю, и отдельную тему для ледокола создать.

Уж лучше новую тему,чем топить такие важные для Саратова фоты среди ерунды "Пароходов и проч..."

Мне кажется если и создавать новую тему, то пусть лучше она будет называться как-нибудь типа « железнодорожная переправа»  Где будут фото и ледокола, и паромов. Часто на одной фотографии они находятся вместе. В моей коллекции так сделано. По-моему, это очень удобно, да и наполнение темы будет солидней. тема "Пароходы и прочие суда" мне кажется перегружена.

Согласен,поддерживаю.

Размещу для всеобщего обозрения, рынду легендарного ледокола...

Файлы: 

Волгоград не даёт Могучего!

 https://www.youtube.com/watch?v=GciYE_w2F8w

"На весну 16го года..." - в конце сюжета. ( !

Паром "Саратовская переправа" РУЖД:

https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_338813/vie...

Файлы: 

Паром и ледокол РУЖД на зимней переправе

Файлы: 

Параметры "Саратовского ледокола" (по fleetfoto).

Строит. № 627, постройка Armstrong, Whitworth & Co.

Заложен 1894, построен в 1895, списан в 1968.

Спущен на воду 7 мая 1895.

Главные размерения (LxBxH) — 44,8x10,97,5,03, осадка 3,65 м.
Водоизмещение 870 т, толщина обшивки — 13~22 мм.
Силовая установка — 2 паровых машины типа "Компаунд" с охлаждением пара N=750 и.л.с каждая.

Параметры парома "Саратовская переправа" (по fleetfoto).

Строит. № 628, постройка Armstrong, Whitworth & Co.

Ппостроен в 1895 году в комплект к "Саратовскому ледоколу".
Водоизмещение -2500 т.
Длина по палубе -76,81 м.
Ширина -16,91 м.
Высота борта -4,42 м.
Осадка в грузу -2,75 м.
Мощность двух паровых машин -1440 и.л.с. 4 котла .
Скорость -9 узлов .

Для возможности доставки через узкости Мариинского канала разбирался на 4 плавучие по отдельности части.

А кто инженер,Шухов?

Перенёс комментарий из более широкой темы "Пароходы и прочие суда" сюда.

Перенёс комментарий из более широкой темы "Пароходы и прочие суда" сюда.

Паром и ледокол РУЖД

Файлы: 

Ледокол, снимок дореволюционный.

Много новых фотографий в группе "Саратовский ледокол" 

http://vk.com/album-52592026_172507295

Пароход "Переправа вторая"

Файлы: 

Саратовский ледокол РУЖД

Файлы: 

" "Саратовский ледокол" лежит на боку под мостом метрах в 20 от берега Энгельса"

 

 http://www.infoflotforum.ru/topic/25473-broshennie-parohodi/page__st__120

Плавучий док Ружд.

 

 С рубкой

 Почитать http://russrivership.ru/public/files/doc1415.pdf

 

 

 

Паром "Переправа вторая"

Файлы: 

Спасибо, интересная фотография. А что с паромом произошло?

В декабре 1918 года случилось несчастье: "Переправа вторая" по халатности экипажа при незакрытых иллюминаторах сделала резкий разворот у берега - хлебнула, накренившись, воды и затонула недалеко от пристани Увек. Все вагоны с зерном оказались в воде. Часть этого зерна спасли, а часть - пропала. У берега было мелко, и затонувшая переправа наполовину была над водой. Для подъема немедленно организовали специальную бригаду, включив в нее водолазов. Переправу поднимали несколько месяцев, и только в марте она была поднята, отремонтирована и с мая 1919 года снова стала работать.

все же думаю стоит добавить как отдельное фото. У нас есть пару фотографий Увека с Волги, может сможем привязать к карте такой интересный сюжет. Да и послереволюционные фотографии - большая редкость.

О подъеме парома:
"В 1918 году мне пришлось участвовать при подъеме затонувшего парома. Дело было так. В то время железнодорожного моста через Волгу в Саратове не было, все товарные вагоны переправляли на пароме, пассажиров обычно перевозили на пароходе, а зимой на ледоколе. Находился тогда паром между Увеком и Нефтяной, а на той стороне - у Сазанки.
И вот зимой паром по неизвестным до сих пор причинам затонул. На нем было более двадцати вагонов с заволжской пшеницей, которую везли в Москву и Петроград, где было плохо с продовольствием.
Тов. Ерасову предложили немедленно приступить к работе по подъему парома.
Работа началась. С помощью ряжей и барж паром начали поднимать. Работали на его подъеме одна татарская бригада и бригада из Тамбовской губернии, а также группа водолазов, прибывших из Петрограда. Чтобы не было перерыва в движении составов по льду Волги, был уложен временный путь, по которому вагоны лошадьми катили на тот берег и обратно. В марте месяце паром был поднят."
Из воспоминаний В.Н. Красичкова, активного участника революционных выступлений рабочих саратовских железнодорожных мастерских (сб. "За власть Советов", 1957).

Саратовский ледокол

Файлы: 

теперь на дне Волги, бедолага. Говорят, в солнечную погоду при низкой воде можно видеть его остов с моста, ближе к Энгельсской стороне. Там есть малюсенький островок, с левой стороны, если в Энгельс ехать. Вот у этого островка его и утопили.

Эх, надо посмотреть в следующем году

Со спутника кстати, виден некий объект в воде у островка: http://maps.yandex.ru/-/CVugiKOD

говорят, что ледокол то ли распилен на две части, то ли разломился от старости, объект под водой очень похож, как раз состоит из двух частей.

Этот островок и есть знаменитый Саратовский ледокол, построенный в Англии на заводах Армстронга. Действительно, он состоял из двух половинок. Конструкцией была предусмотрена возможность "раздвоения" судна, вдоль, по килю. В результате получались две герметичные половинки, способные самостоятельно держаться на плаву. Такая интересная конструкция была ответом на требования заказчика - Рязано-Уральской железной дороги с целью доставки нового судна самоходом из Англии. Габариты ледокола (ширина) не позволяли проходить по Европейским речным гидротехническим сооружениям того времени. Есть мнение, что наш ледокол является первым в России судном такого типа. Если не ошибаюсь в сроках, в 50е судно прошло реконструкцию, была установлена закрытая рубка взамен продуваемого всеми ветрами открытого мостика, появились удобства для членов команды вроде душа и небольшой кают-кампании. Последним собственником исторического судна был мостотряд № 8. Ледокол использовался при постройке автодорожного моста, а после за ненадобностью стоял на приколе возле стенки предприятия. Про затопление ледокола говорят, что в 70е то-ли охотники за цветметом, то-ли просто вандалы раскурочили трубопроводы в машинном отделении, нарушив герметичность корпуса и т.к. за судном несколько лет толком никто не присматривал оно плавно набрало воды и перевернувшись на левый борт плавно сползло к месту своего упокоения. Кстати, это подтверждают аквалангисты-любители, погружавшиеся на него в 2010 году - каменистый островок с деревом, что под мостом с Энгельсской стороны, на самом деле правый борт нашей достопримечательности...Найду  фото из отцовского архива - выложу, там красавец ледокол за несколько лет до своей бесславной гибели, зимой на постройке моста саратов-Энгельс.

Вот даже как! Весьма интересная информация, спасибо! Пожалуй, летом надо будет просить товарища на лодке свозить туда, на островок этот...

Как соберетесь, маякните, сам за лето по сто раз на катере мимо, а целевой поезки нет. Есть замечательный портал RIVERFLEET, в одной из веток мы уже несколько лет собираем данные по погибшим пароходам и другим плавсредствам, раскиданным по берегам наших рек. Саратов-занимает одно из топ мест в печальном рейтинге мест последнего упокоения плавсостава. Ко многим из них несколько лет назад мы делали вылазки, есть фото, артефакты, поднятые "из глубин". Нужно восстановить традицию.

Это очень всё интересно! Затонувшие пароходы (известные и не очень) - часть нашей истории, нашего речного флота, а артефакты "из глубин" вдвойне интересны! Думаю, с наступлением нового летнего сезона обязательно пообщаемся по этой теме! Ну а Вы, в свою очередь, посматривайте по моей теме http://oldsaratov.ru/forum/ishchutsya-garazhi-sarai-iz-staryh-avtobusov-trolleybusov - вдруг что вспомните, где какие интересные транспортные объекты ржавеют ))

Я за ней и на VK.com приглядываю...)

Люди добрые, вот скажите мне а где фото с другого берега? Где паром разгружался на левом берегу? Где был причал до и после затопления водохранилища? Есть только упоминание что причаливал на сазанке. Сазанка - это целый архипелаг, который начинается от песков на 20-ой школе и заканчивается где-то возле квасниковки. Почему такая несправедливость? Поделитесь пожалуйста информацией любой, кто чем может. Заранее спасибо.

Некоторые данные 1923 года о Саратовской переправе.

Есть перечень происшествий с судами на Волге в 1901 году в пределах Саратовской губернии. Прилагаю 2 листа. Там больше.

 

Источник: Весь Саратов, 1900 г.

ГАСО. Фотофонд. Негатив №831

Апрель 1919. Работы по поднятию затонувшего парома вблизи Увека.

Негатив №832 . 28-29 апреля 1919 г.

Затонувший паром в районе Увека поднят 28-29 апреля 1919 г.

Негатив №833. Апрель 1919. Группа рабочих , учавствовавших в поднятии парома, затонувшего около Увека.

 

 

 

 

Ледокол

архив Алексея Голицына

Файлы: 

Что это?  ( внизу - саратовский ледокол)

Строительство балаковской ГЭС?

А не фотоколлаж ли это всего лишь? Из 3-4тем?

 Ледокол,  ЛЭП, литейное производство (или добыча руды). В центре люди без боязни идущие вперёд- куда не показано, но они в центре "всего"- смысл опять же. На фоне бескрайних просторов Родины.

 Общая идея : К новым победам социализма!

Мне тоже кажется, что монтаж. ЛЭП торчит посреди Волги? От ЛЭП тень видна. Ледокол сам по себе плывет на фоне горизонта. Вагонетки с рудой над Волгой?

ЛЭП, по-моему, тут нет, только подвесной мост и грузовая канатная дорога.

Вот наш ледокол,оказывается, поработал и на строительстве Сталинградской ГЭС.(Там была такая подвесная дорога). И дата - соответствующая.

Вот пояснение этой подвесной конструкции.

Файлы: 

Таки Волгоградская плотина. Спасибо.

На сайте fleetphoto.ru опубликован нигде ранее не всплывавший снимок "Саратовского ледокола" в годы его пребывания в Сталинграде. Точная датировка затруднительна, но предположительно - конец 1950-х гг.

Файлы: 

Всплывавший: https://oldsaratov.ru/comment/80101#comment-80101. Думаю, стоит перенести оттуда сюда.