Расположение Покровской единоверческой церкви

 

 

В книге  «Из истории Саратовских церквей»  В. Валеев сделал предположение, о том, что Покровская единоверческая церковь располагалась на углу Большой Сергиевской и Полицейской улиц (ныне ул. Чернышевского и Октябрьская). Позже эта информация уже не как  предположение, а как утверждение появилась на нескольких саратовских сайтах. Посетители же сайта "Фотографии старого Саратова", будучи нестесненными в фотоматериале, быстро обнаружили, что истинным месторасположением церкви являлся участок современной Набережной Космонавтов между Обуховским взозом и улицей Революционной/Григорьева, хотя предельно точное место все же долго оставалось тайной.   

Тем не менее, после одной из длительных бесед, была выдвинута версия,  о том, что Покровская единоверческая церковь находилась чуть выше современной аллеи Набережной Космонавтов – напротив дома № 5. Благодаря Станиславу Гридасову, эта догадка нашла свое подтверждение у жительницы дома, находившегося напротив единоверческого храма, которая написала в письме: «Церковь была примерно на проекции 6-7 подъездов [дома № 5, - наш примеч.], но ниже красной линии».    

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Во время нашей дискуссии я совсем забыл про фотографию, которую вывешивал уважаемый Stic. Она, к сожалению, очень маленькая, но с этого ракурса видно рассояние между богадельней и церковью, а также видна современная линия набережной (торчит кусок четвертого дома и виден шестой), а пятый еще не начали строить.

 

Да фотография отличная. Сам про нее почему-то забыл.

P.S. Кстати, вот и в книге известных краеведов В.Н. Семенова и В.И. Давыдова «Саратов историко-архитектурный» 2012 года– «тепло, но не горячо». Цитата: "Почти на углу улиц Введенской (Григорьева) и Покровской (Лермонтова)   с   давних   пор   в   Саратове   располагался   один   из   трех   единоверческих приходов – Покровская единоверческая церковь. При ней имелась   богадельня   с   кельями,   открытая   1 октября   1880   года   и   «содержимая общественною благотворительностью и процентами с церковного капитала».

Есть такая запись:

1 октября 1880 года в Саратове открыта богадельня при Покровской единоверческой церкви на 22 человека. «Ко дню ее открытия в ней находились на призрении 11 женщин и двое мужчин (от 59 до 95 лет) на полном содержании богадельни».

Только есть и более ранние:

В 1772 году Баранов достал от подлежащих властей разрешение перестроить обветшавшую уже часовню и, в замену ей, построил на своем дворовом месте обширную каменную, с главами и крестом, имеющую совершенное подобие православного храма. Около часовни выстроены были деревянные кельи для причта церковного; впоследствии тут же возникла и богадельня для престарелых и увечных, а самое место перешло от Баранова к саратовскому раскольничьему обществу.

 

А вот запись середины 1830-х:

«В начале 1832 году Переверзев распорядился сломать деревянные постройки на дворе Барановской часовни в Саратове, «в виду их ветхости, угрожающей опасностью живущих в них и безобразящей местность». Раскольники немедленно обратились к нему с просьбой о разрешении на место сломанных ветхих лачуг построить каменный флигель и несколько покоев для помещения богадельни. Переверзев, имея в виду, что цель постройки – богадельня – соответствует целям правительства, заботящегося о призрении бедных и беспомощных, и что здание совершенно согласно с высочайше конфирмованным для Саратова планом, дал разрешение. Во вновь построенных зданиях разместилось 14 человек мужчин и 76 женщин, большей частью преклонных лет, с имеющимися у иных детьми 9 – 16-летнего возраста; тут же устроились и три уставщика со своими семьями. Правил в этой богадельне, по отзыву самого Переверзева в представлении министру внутренних дел от 16 декабря 1835 года, «никаких особенных нет», кроме того, что призреваемые должны присутствовать при каждом отправлении богослужения. Богадельщики, или вернее скитники, как люди преклонных лет и при том ни в чем предосудительном не замеченные, пользовались полной свободой, без всякого надзора. При богадельне открылась и школа с 24 детьми, в которой обучением занимались уставщики. Кроме уставщиков имелся при часовне и священник, отправлявший богослужение и требы довольно открыто. Часовня и богадельня, по объяснению попечителей, содержится на суммы свечной выручки и кошелькового сбора, т.е. на 1100 – 1500 рублей в год, при чем из этих же денег уплачивалось жалованье сторожам и уставщикам и исправлялись «полицейские повинности». Если так велось дело в Саратове, на глазах всей администрации, как гражданской, так и духовной, то легко представить себе, что творилось в глуши уездов».

Взаимное расположение церквей - см. панораму в комментариях к

http://oldsaratov.ru/photo/kupalnya-obshchestva-spaseniya-na-vodah