Крестовоздвиженский монастырь
пн, 16/11/2015 - 13:21
#1
Начал набрасывать лонгрид про женский монастырь, сделал уже пару историй - про Рылееву и Красный городок. Вопрос - детский дом закрыли в 1957 году. На сайте есть фотография Рассветова, датированная 1965 годом - со стороны Лермонтова. Когда снесли эти здания?
Ну и вообще, как всегда, всякие советы и подсказки только приветствуются.
Сказали "Спасибо!"
Пока еще никто не сказал "Спасибо!"
Комментарии
Кто глазастый? Чем торгуют эти женщины в павильонах? Дело вроде происходит у женского монастыря.
Только мои предположения: та, что слева, стоит подбочинившись, скорее всего торгует чаем (по конфигурации напоминает самовар), булками и хлебом. Те, что наклонились справа, думаю, покупают либо живую, либо солёную рыбу в бочках.
Smil, а не попадалось ли вам случайно дворое место купца Федора Калабзарова возле Крестовозвиженского монастыря?
В электронном виде свои записи просмотрела- не нашла, бумажные нет. Поэтому, наверняка не могу сказать
Понял, спасибо!
Люди добрые! У кого есть воспоминания, кто бегал на котлован при строительстве "Словакии"? Что находили, что видели? Поделитесь, пожалуйста.
Станислав, вот это видели, наверное: http://oldsaratov.ru/photo/13040?
Да, я это читал, но хотелось бы про строительство первой очереди "Словакии".
Вот на сайте и такое было: http://oldsaratov.ru/comment/67801#comment-67801
Вот этовам не интересно?
Вот еще данные.
Спасибо! Не думаю, что буду добавлять список всех игумений, и так получился лонг-лонгрид
Текст огромный, наверняка есть куча описок и всяких глазных ошибок. Смотрите, замечайте:
http://stories.oldsaratov.ru/arka6
Поправил кой-что кой-где.
Прошу прощения, но я не наделял вас правом редактировать мой текст. Откуда мне знать теперь то вы поправили или нет?
Согласования родей и падежов.
Спасибо за великодушную помощь, но - как бы вам это объяснить про предмет, мало вам знакомый. Перед публикацией любого текста я прошу коллег, редакторов, заинтересованных лиц прочитать и высказать свои замечания. Если это профессиональный редактор, которого я сам попросил почистить текст от грамматических и стилистических ляпов, он выделяет свои правки для того, чтобы я мог их увидеть - принять их или нет. Править чужой текст без разрешения - это моветон. Ну или хамство, что, наверное, вам ближе и родней.
Тогда вы адресно указывайте лиц, которых высочайше наделили правом и почтили своим светлейшим доверием. Когда же вы призываете к поиску ошибок всех желающих, нетрудно, чуть подумав, догадаться о последствиях, право слово.
Право слово, вы единственный и исключительный из десятка человек, кто не прислал правки / замечания / вопросы / дополнения / советы в личку или на почту, а полез править сам. Впрочем, вы меня этим нисколько не удивили.
Поскольку ФсС - Вики-проект по сути, напоминаю вам основное правило Вики - предполагайте добрые намерения. Либо чётко поясняйте, что и от кого и в какой форме вы хотите услышать, прочитать etc. Dixi.
Стас, прочитал с интересом и удовольствием. Сам я, по старой телевизионной привычке, сокращаю любой текст процентов на 80 (хронометраж!), убирая все второстепенные подробности, но это – дело вкуса. Однако читатель популяризаторской статьи не должен заскучать и бросить это богоугодное занятие. Я бы, всё-таки, «выжал воду» из Левого берега и далее, радикально ужав цитаты (чай, не диссертация). Опять же, пользы для – по-моему, в этом жанре и при таком количестве текста, картинок должно быть на порядок больше. Если уж сохранять хозяйственные и технические подробности, их можно проиллюстрировать и сделать занимательными.
Начиная с 3-го сюжета (Пётр I в Саратове) – всё супер!
- в рассказе о колоколах можно использовать http://oldsaratov.ru/photo/gubernia/17777
- «... замечательный врач-офтальмолог Валентина Федоровна» Фамилия??
А вообще – жму руку, снимаю шляпу и т.п. Отличная работа!
Тут, как мне кажется, другая композиционная проблема. Это должен быть и рассказ о церкви / монастыре и связанных с ними событиях, и справочный материал для краеведов, любителей (до сих пор из текста в текст кочует неверная дата основания монастыря, есть традиционная путаница со "святыми воротами"), и практическая информация для дизайнеров-оформителей, тех, кто будет делать арки. Вот со следующим текстом будет проще и яснее - лирическая поэма Игоря Сорокина о Борисе Пильняке )
Фамилию врача искал в интернете - не нашел, спрашивал у Бакуткина и Максимова, один не понит, другой не ответил. Может, из читателей кто-то откликнется, также бывает.
Кстати, как мне написали из музея, могилу Беклемишева вскрыли, когда сносили Крестовоздвиженскую церковь (а он был похоронен в знак особого почета прямо в церкви), камзол сняли и передали в Краеведческий музей, а вот куда дели тело - хорошо бы выяснить. Кто у нас тут специалист по кладбищам?
1. «В 1661 году царь Алексей Михайлович определяет саратовскому женскому монастырю...» — можно добавить «13 октября 1661 года царь Алексей Михайлович в грамоте саратовскому воеводе Ивану Ивановичу Касогову определяет саратовскому женскому монастырю...»
2. «1717 – преосвященный Иоаким дает благословение на строительство «настоящей» церкви во имя Воздвижения с приделом мученицы Параскевы-Пятницы. » — «Слово «настоящей» в документе, по-видимому, помещено в смысле «этой», поскольку и Ильинская церковь была не игрушечной!»
3. «<майора Василия> Суровцева» — по некоторым источникам он был «капитан Василий Яковлевич Суровцев»
4. Фото Крестовоздвиженской церкви — по стилю и состоянию слуховых окон очень похоже, что это фото А. и В. Леонтьевых, с соответствующей датировкой.
5. Точное название картины: В. А. Поляков. «Петр I в Саратове» 1952. (Фонды СОМК)
6. «В конце 1760-х годов женский монастырь был выведен «за штат», что по указу 1771 года означало возможность всем желающим монахиням перебраться в другие, штатные монастыри (таковых в Крестовоздвиженском не оказалось)» — можно пояснить «(таковых желающих в Крестовоздвиженском не оказалось)»
7. «Восстановление монастыря на том же месте состоялось в 1829 году» — можно немного развернуть «Сразу после учреждения отдельной Саратовской епархии Святейший Синод указом от 30 ноября 1829 года восстановил Крестовоздвиженский монастырь как второклассный со штатом 15 монахинь и 17 послушниц под управлением игумении и казначеи.»
8. «из саратовской епархии» — «из Саратовской епархии»
9. «Почему была создана такая комиссия и какие люди в нее входили, мы не знаем.» — Это вполне известно. Вообще текст об этом взят из книги «Межфондовый справочник-указатель документов Государственного архива Саратовской области, содержащих сведения по истории религиозных организаций Саратовской губернии за 1917–1928 гг.» (Издательство Саратовской митрополии, 2014. С. 5–6). Поэтому я бы поостерегся называть это «находкой Геннадия Григорьевича». Вот история более полная: «В 1918–1919 гг. на складах транспортно-материального отдела Саратовского губернского совета народного хозяйства образовался колокольный фонд из более 10 тысяч колоколов. В годы Первой мировой войны при отступлении русских войск из Галиции, Бессарабии и Волыни колокола были сняты с церквей и эвакуированы по железной дороге в тыл — Саратов и Царицын, а во время наступления Добровольческой армии генерала Деникина — из Царицына по реке Волге в Саратов, чтобы не достались противнику и не были переплавлены на оружие. Была образована Саратовская губернская комиссия по обследованию эвакуированных колоколов. Из общего колокольного запаса 800 колоколов разного веса было решено выделить губисполкому для раздачи верующим во временное пользование; художественно ценные колокола предполагалось передать Губмузею при губернском отделе народного образования для создания единственного в своем роде колокольного музея; остальные колокола должны были остаться на складе отдела снабжения губсовнархоза для использования в качестве металлического сырья. Большое количество документальных свидетельств осталось о деятельности губернской комиссии по распределению колокольного имущества между коллективами верующих. 24 апреля 1920 г. распоряжением президиума губисполкома при губисполкоме была образована особая комиссия по распределению колокольного имущества из представителей губисполкома, губотдела юстиции и отдела по распределению металлов губсовнархоза. Через год, в апреле 1921 г., комиссия была упразднена, и постановлением президиума губисполкома функции по изъятию излишних колоколов, хранению, распределению и обмену разбитых колоколов на новые перешли церковной секции губернского отдела юстиции, а затем в ведение отдела управления губисполкома. Для получения в бесплатное пользование колоколов коллективы верующих направляли в губернскую колокольную комиссию установленный набор документов: заявление и протокол с постановлением общего собрания прихожан о желании получить колокол, список членов коллектива, сведения о времени образования коллектива и справки и удостоверения о выполненных им повинностях: хлебной, подводной, гужевой и других. Это нашло отражение в документах фонда Саратовского губернского отдела юстиции (Ф. Р-546)».
Меж тем некоторые прошения церквей были не удовлетворены, зато широко отпускались комиссией во временное бесплатное пользование «различным организациям колоколов малого веса для оборудования сигнализаций (артчасть военкомата, детские колонии, театры и клубы, совхозы и др.)»
10. Арка ворот обители была сохранена главным инженером проекта гостиницы «Словакия» Михаилом Алексеевичем Яковлевым.
11. Можно также было бы упомянуть о храмоздательнице вдове саратовского купца Анне Ивановне Семидетновой. Во исполнение воли покойного мужа она дала обет построить новый храм в Саратове. Нанятый для этой цели архитектор Юрий Николаевич Терликов составил проект будущего трехпрестольного храма. В 1899 году строительство было начато под руководством Терликова и наблюдением игумении Евлампии. За четыре года храм был выстроен. Все строительство обошлось Семидетновой в немалые деньги 150 000 рублей. На Пасху 1903 года епископ Гермоген (Долганев) в сослужении городского духовенства освятил храм.
Вот это да! (я про колокола) Надо же!