Трамвай на Дачной линии

 

Комментарии

Обновил фото. Скорее всего сделано на конечной на Кумысной поляне

Выположенная поверхность, одиночный (моторный) вагон, освещение указывают на то, что снимок сделан в дообеденное время в районе нынешней радиовыши. Тогда можно предположить, что это остановка "13-ая Дачная"

Интересно... На фото одиночный провод, а бельгийцы вешали двойной, чтобы воздушные стрелки на разъездах не ставить.

Какой вывод? Может из-за того, что после "10-ой Дачной" больше не было разъездов. Кстати, ещё один аргумент в пользу выбранного местоположения на фото.Маршрут был сезонный и "восьмёрка" шла не из центра, где были двойные провода. Надо другие фотографии посмотреть.

Да вот не знаю, какой сделать вывод.

Если это после последнего разъезда, тоже странно - ведь при заезде на него так и так нужна была бы воздушная стрелка.

Может он, трамвай, сейчас сделает кружок и на обратном пути опять будет два провода. Вряд ли трамвайный путь упирался в банальный шлагбаум в ожидании когда к нему подойдёт планируемая линия со стороны нынешнего Заводского района. Интересно, здесь 65-ый, а на предыдущей - 67-ой. Тенденция, однако.

И на кольце опять-таки нужны и воздушная стрелка, и путевая! Раз уж на них экономили, почему бы и не тупиком линии кончаться? На тех вагонах это же элементарно было - развернул штангу, перешёл в другую кабину, поехал обратно.

Это я понимаю. Ну тогда, не знаю...

Хорошо, с рельсами согласен. Они могут заканчиваться тупиком. А как быть с проводами? Они же не могут закончиться на каком-нибудь последнем столбе в ожидании продолжения своей участи. Провода. насолько разбираюсь в электротехнике, надо замыкать обратно в сеть. Хотя в школе что-то рассказывали про особенности токообеспечения трамваем и троллейбусов. для меня это -  "китайский язык". Это к тому, что, может быть, провода всё-таки делали кольцо, "увлекая" за собой и рельсы? Поймите меня правильно, очень хочется найти как можно больше аргументов в пользу того, что это "13-ая Дачная" остановка. Уникальная остановка! Мы ещё не обсуждали экипаж, причины  отсутствия публики (они очевидны), время съёмки (с учётом длины теней в летнее время в "додекретный" период), случайно ли фотограф оказался на месте съёмки и не он ли сфотографировал 67-ой вагон, напрвляясь пешком (или на трамвае) с аппаратурой к кумысолечебнице.

Провода как раз заканчиваются на последнем столбе - крепятся к нему оттяжкой через изолятор. Электроснабжение трамвая идёт очень просто - "+" 600 вольт постоянного тока в проводе, а "-" в рельсе, и цепь замыкается по пути подстанция-провод контактной сети (коротко КС)-штанга(или бугель, или пантограф)вагона-мотор-колесо-рельс-"отсасывающий" провод-подстанция.

Если у вагона штанга с роликом, как у этих "бельгийцев", вагону на любой развилке=стрелке нужны и воздушные стрелки КС с автоматическим управлением, как у троллейбуса, у него же тоже штанги. А бельгийцы на этой длинной вылетной линии пртидумали повесить два провода КС, на многих других фото это хорошо видно. То есть из города вагон шёл, уцепившись за правый провод, на разъездах расходился вправо, доходил до тупика-конечной, переставлял штангу на левый провод (теперь он будет правым по ходу движения) и аналогично. Таким образом воздушные стрелки на разъездах, которые за зиму от безделья (линия-то сезонная!) ржавели бы и выходили из строя, ставить не пришлось.

Спасибо большое! Теперь всё понятно

А не идёт ли дорога немножечко под гору? Угол между рельсами и столбом со стороны трамвая более тупой. Если это фото трамвая который уже стоит на разьезде? Левостороннее движение было тогда? На заднем плане низина, может это Золотая Долина. На горе всё таки леса побольше, скорее это почти внизу, 10я дачная и есть.

 Все трое с форменными фуражками. Работают в одной конторе?

 Но одеты по разному, не в форме.Просто рабочие-трамвайщики?

 Рельсы стоят ровно, шпалы разного размера -стандарта нет!- и так ровно рельсы! Может только построили путь и проверка-обкатка? Опять же путь лежит на земле которая то ли водой подмыта, то ли насыпь сверху. Очень на отремонтированый путь похоже.

   А провод замыкается через электромотор на рельсы ;)

Пояснили, как отрезали! Под гору, т.е. в город? Стало быть, "10-ая Дачная"? Неувязка. Предательский павильон не там стоит. А стоял он долгое время так, что путь поднимался бы в гору, а не "под гору". Тогда можно было бы говорить и о том, что фотография сделана в предвечернее время, на что мастера того  времени вряд ли бы решились. Согласны? Ну нет здесь ощущения разъезда, даже при пробном "прогоне". Есть на сайте фотография классического разъезда, вчера её "подтягивал" в ленту. Зачем на "пробник" вывешивать название линии и её номер? Люди суеверные были, помнят конфуз при открытии трамвая в Саратове. Не было ни правостороннего, ни левостороннего движения. Кто пришёл первым на разъезд, - того и "тапки".  Стой и жди. В идеале выглядело, когда вагоны с обеих сторон заходили на разъезд. Мне такую ситуация много раз приходилось видеть на "4-ом" однопутном маршруте в 60-е годы при поездке с родителями на дачу. Это был высший пилотаж, когда два (всего-навсего ДВА)  вагона на маршруте одновременно с разных сторон разъезжались на разъезде. Оваций по этом поводу не помню, их просто не было. Была обычная работа, которая имела свои корни и традиции с момента открытия линии. В это трудно поверить, но это факт! Что касается "Золотой долины", то, честно говоря, сам долгое время считал, что это... "9-ая Дачная". Там тоже был такой же павильон (к слову, на всех остановках они были), а за ним - п/л "Строитель", "Солнечный", "Лесной" и т.д. Рельеф местности очень похож, даже без невидимых Савеловских гор. Так думал, буквально, до позавчерашнего дня, пока не появились комментарии-предположения admin (место съёмки) и elrond1_2eleven..(количество проводов). Внимательно посмотрел на фото, где одиночный вагон начинает преодолевать ярко выраженный подъём на плато. На той фотографии, кстати, видны и павильон на "10-ой Дачной", и отцепленный второй безмоторный вагон. На снимке - два трамвайных провода. Согласен, на плато (вокруг изначальной "Кумысной поляне") лес должен смотреться иначе. Для меня это пока единственный контраргумент, который не позволяет безоговорочно призвать администрацию сайта о признании местоположения снимка за конечной остановкой. Может опять, пресловутый оптический обман, с которым уже неоднакратно встречались на старых фотографиях. Да, это насыпь. Она и сейчас радует глаз почти на всём своём протяжении. Если это 1914 год, то все причастные к "Дачному маршруту" знали, что ведутся работы по прокладке встречного пути. В это время срезали противоположные склоны плато для серпантина под будущий трамвайный путь. Следы его до сих пор есть, и по нему ездят автомобили. Интерес у общественности к этому маршруту в окончательном закольцованном варианте был огромным. Но.. началась война. Поверьте, не хочется вслепую выдавать желаемое за действительность...

Я вот тут на досуге разглядывал район Кумыски на спутниковых снимках, и обнаружил интересное кольцевое образование точно на бывшей конечной трамвая на Кумыске http://maps.yandex.ru/-/CVFKuZpy аллея, образованная бывшей насыпью упирается точно в это кольцо.

Пожалуйста. дальше развивайте свою мысь. не все разбираются в гуглосплетениях. Это очень интеесно. Интереснне. чем особенности жестикуляции дорожных постовых

Игорь, да я не к тому чтоб развить мысль, а просто как наблюдение. Может это и случайное образование кольцевидной формы, деревья, ветки и т.д.... А может и нет. Я хотел сказать только то, что интересное совпадение, что на конечной точке насыпи бывшего трамвая имеется вот такое кольцевое образование. Конечно, надо будет летом пройтись и посмотреть на месте, может что ещё отыщется.

 

А это не более поздние посадки? Там ведь березовая рощица, даже со спутника видно. И сильно старыми деревья, насколько я помню, не выглядят, а береза живет как раз лет до 100-120.

Деревья не старые, это понятно, и посажены уже после ликвидации трамвайного кольца или тупика, смотря что там было. Но возможно что остатки этого кольца (?) как-то повлияли на рельеф местности (песчаный или щебеночный балласт, углубления и возвышенности на месте бывшей насыпи и тд), и отразилось на лесной растительности. Надо в общем на месте смотреть.

Я просто немного как бы "специализируюсь" на различных заброшенных дорогах, линиях и др. путях сообщения, глаз уже наметан, как говорится ) а космоснимки дают иной раз удивительные результаты, видны трассы старых дорог, заброшенных полвека назад и более.

Слушайте, бирка, а давайте кто раньше вспомнит друг другу напомним в конце мая, например, пройдёмся с сапёрной лопаткой по насыпи и кольцу этому подозрительному, и поисследуем. Я ещё прошлой осенью хотел по бывшей линии пройти, да ни черта не разобрался и насыпи не нашёл. А было ли там кольцо или тупик будет довольно легко обнаружить.

Эх, ну мне бы звякнул, телефонами же обменивались же! С удовольствием бы прогулялся по старой насыпи, тем более её маршрут давно пройден и изучен, с пути не сбились бы точно! А вот как раз окончание пути я не исследовал, потому что был уверен что там был тупик и все, смотреть нечего. Теперь конечно будет интересно пройти ещё раз и посмотреть, но теперь весной, в мае будет отлично! У меня и металлоискатель есть )))))) можно и железки поискать ))

Меня возьмите. Предлагаю подняться со стороны Заводского района по серпантину предполагаемого продолжения Дачного маршрута с выходом на 13-ю дачную.

Да нет, лучше, наверное, будет наоборот - спуститься в Заврайон при желании.

Исхожу их того, что окончание серпантина может быть указателем напрвления к "13-ой Дачной"

Под прошлой осенью я подразумевал осень 11 года, когда мы ещё не были знакомы.

А понял ) ну в общем в мае можно будет пройти по линии! И ещё у меня есть подозрения, что действующий ныне участок 4 маршрута перед самой конечной (метров 200) идет не по старому пути, а старый проходил по соседнему проулку. Там сохранились кое-какие артефакты )

И меня захватить не забудьте. С удовольствием и новым интересом ещё раз пройдусь по насыпи!

Вот. Постепенно начинае подходить к очередной загадке-отгадке. Остановка "Больша Поливановка".

Интереснее? как сказать... Suum cuiqite...

То, что на Кумыске, кроме двух-трёх десятков экземпляров, вторичный лес, - очевидно! Но насыпь, есть насыпь. Это, пусть и искусственная, но всё-таки форма рельефа, которая без вмешательства человека дльше проживёт. Она была сложена из серьёзного материала, явно не местного происхождения. Булыжники и сейчас повсюду встречаются. У насыпи на склонах больше шансов к размыву и самоуничтожению. А здесь водоразделы, где склоновые процессы минимальны. А мысль надо развивать, развивать совместными усилиями. это очень интерсно.

В народе этот трамвай называли Туда-Сюда из за того что он ходил по одной ветке.Доезжая до конечной остановке.водитель просто пересаживался в другой конец вагона и ехал обратно.

Вообще, однопутными были многие линии вплоть до 50-х годов, поэтому не очень понятно, почему такого прозвища удостоился только дачный трамвай.

 Кину рекламку(?) Дачной линии, в инете нашёл.

 Может была - не знаю где смотреть.

 

Файлы: 

Юрий, это рекламно-справочное сообщение с карты (копия) большого формата. Висит она в краеведческом музее на втором этаже в экспозиции, посвящённой родникам Саратова

предлагаю поставить теги "Кумысная поляна", "Остановка".
И еще. Может быть стоит ввести теги по номерам маршрутов?
например : "Трамвай №3" и т.п.

Не факт, что это Кумыска, может быть и одна из Дачных. "Остановку" поставил, какой-то павильон справа виден, вероятно, остановочный. По номерам маршрутов неплохо бы, наверное, но они ведь менялись неоднократно, да и не слишком громоздко получится?

Кумысная поляна- это ведь не только верхнее плато, как я понимаю. Но и его склоны. Всё это объединено общим названием сегодня и статусом - лесопарк "Кумысная поляна".
И простирается этот лесопарк далеко за пределы дачных в сторону Сокола

Трамвай же не по склонам ходил, а так же, как и сейчас, насколько я знаю. Границы лесопарка вот: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=51.545054&lon=45.861568&z=13&m=b&show=...Природный-парк-«Кумысная-поляна», так что вплоть до 10-й Дачной так называть вряд ли стоит.

Кольцо трамвайное было как раз на Кумыске. Не далеко от нынешнего комплекса югтррансгаз?- не помню , кто прихватизировал там пионерлагерь

волей сильных мира сего и территория в районе 2-й дачной, и Лесной республики- все исключили из лесо-парковой зоны((
Но как была , так и остается для саратовцев Кумыской))
Скоро и большую Кумысную поляну исключат из этого плана, в угоду элитных застройщиков.

Кольцо (вернее, конечная, линия-то однопутная) было дальше, где-то у "Березки", но не факт, что это именно оно.

В путевках в наш пионерский лагерь "Орленок" (закрыт после 1963 года) был указан адрес:"11-я Дачная, Большая Кумысная поляна". Лагерь вплотную примыкал к радиостанции с двумя высокими мачтами антенн. В лагерь добирались от конечной 10-й Дачной в гору по прямой узкой дороге, аккуратно выложенной булыжником, вдоль Татарского ручья. Тогда не знали почему "11-я Дачная", а дальше 10-й трамвая нет. Ваши комментарии меня заинтересовали и в интернете прочитал, что в 30-е пути от 10-й Дачной до Большой Кумысной поляны разобрали для маршрута №2.

"Орленок" - это не лагерь "Березка", который располагался на другой стороне от радиостанции.

"Орлёнок" был ещё а начале 1980-х. Я там содержалась полсмены:) Сейчас он называется "Молодёжный".

Мария, тот о котором Вы пишите, написано на сайте лагеря - открыт в 1964 году. Видимо, это разные лагеря пионерские.

В небольшом  уютном пионерлагере "Орленок" для детей учителей средней школы было всего четыре или пять отрядов. В 1964 году объявили, что лагерь закрыт и путевок не будет. Прошел по маршруту от 10-й Дачной до лагеря в 1995 году. На месте лагеря был пустырь, сохранились только остатки ворот со стороны Татарского ручья. Местные жители поведали, что ничего про лагерь не знают.

Спасибо , Виктор, за приведенные доказательства моей версии. а то я уже начала списывать всё на своё переутомление от расстановки тегов :-) и сдвигов в памяти.

Не совсем понял - в чем доказательство и чего именно?

что и до сих пор эти территории, как и всегда имеют адрес: Кумысная поляна.
Это я о своем, о девичьем))
Только это я имела ввиду. Не конкретно по этой фотографии остановки.
сейчас находила в инете адрес "Ровестника" югтрансгазовского, там так и написано: 11-я Дачная, Кумысная поляна.

11-я Дачная - да, Кумыска, с этим никто не спорит. И 12-я, если она существовала.

как же хорошо, что мы не спорим ;-). Спасибо! просто пытаемся найти истину.

Это район 10-й дачной. Линия горизонта более нигде так не выглядит. Линия трамвая проходила не там, где проходит в наст. время. Я часто ходил на Кумыску по прямой дороге от 10-й дачной, с телеграфными столбами и заброшенной усадьбой, и знаю как выглядит местность. 

В детстве я прочитал книгу о Саратовском трамвае- выпущена к 30- летию пуска редакцией газеты "Вожатый" (в Саратове была такая газета). В книге много фото дачной линии, в т. ч. и тупика на Кумысной п. На сайте из той книги что то есть, но много нет. Деревянные павильоны стояли только на разъездах (т. е. на фото разъезд) и на конечной. На конечной изначально была стрелка и 2 тупика, позже стрелка снята и 2 тупик разобран.

.  

ОК, добавил тег 10-й Дачной, спасибо. А как книга называлась, не помните?

Помню только что название звучит как лозунг: "Вперёд...." или "К победе(ам) вперёд...". Мне эта книжка досталась из разрушенного дома, оттуда же досталась и "Вчера Сегодня Завтра"-  про неё на сайте известно. Я тогда учился в школе и читал всё что попадало в руки. Помню что во "Вчера Сегодня Завтра" почти дословно повторяется всё, что связано с "плохими" бельгийцами- акционерами.

Навскидку про книги:

1."Перегон длиной в 100 лет"- книга о Прив. ж.д., 1970(или 1969) г., к 100- летию Ленина и Прив. ж.д. (именно так). В книге есть фото, что то оттуда уже есть на сайте, но фото в книге мало. В книге подробно описано по датам строительство, перешивка на у. к. и т. д., т. е. поможет в датировках.

2. "Волга. Боль и беда России", М. 1989 г. Цветная книга- фотоальбом (так называлась в накладной) с фотографиями волжских городов, в т. ч.  и Саратова.  Среди прочего в книге есть фото (цветное и большого размера), ул. Кутякова в момент когда улицу засыпали щебнем и разровняли, а асфальт ещё не положили.