Дом Кошкиной, украшенный к открытию университета

Ныне областная детская библиотека им. Пушкина. Обсуждение см. http://oldsaratov.ru/comment/62381#comment-62381.
Источник: 

из архива Евгения Ашанина (http://www.odnoklassniki.ru/profile/520702163462/album/607727111430)

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1909 году.

 

Комментарии

Комментарии ниже перенесены из темы форума "Саратов ли?".

Не рискую выкладывать сразу в основной раздел.

Там герб вроде сверху, над надписью, и сдается мне, что это не наши три стерлядки. А может, мне кажется.

Заменил вариантом получше, теперь, кажется, яснее видно, что герб не саратовский.

Смутное ощущение, что это Самара.

В Самаре коза на гербе, а тут явно не коза. Я бы сказал, там петух или какая-то другая птица. Вообще университетов до революции было всего 13 (хотя полный список я сходу не нашел), но "храмом науки" могли и что-то другое назвать.

Тьфу, вот мы балбесы-краеведы! Сколько не могли опознть Горького к Яблочкова. На заднем плане гостиница "Бристоль", где Яблочков помер, а основной объект съёмки нынешняя Пушкинская библиотека. Только ей окна в 1 этаже с тех пор поширше пробили. А ХрамЪ науки, возможно, и есть библиотека какая-то. Изба-читальня... Изба же бутафорская не зря.

Вот гостиница. http://maps.yandex.ru/-/CVrmeQ3u Библиотека, к сожалению, на панорамах почти не видна за деревьями. Арка дома справа сохранилась, литой козырёк, увы, нет.

Браво! Однако, кинотеатра "Мурава" не видать. Именно он и задрапирован? Или снято до 1911г. Может и впрямь декорация к открытию университета. Не без самоиронии..

*

Однако, назрели теги Дом Кошкиной и Библиотека им.Пушкина

ЗдОрово! Вот здесь и вывеска "Аптекарский магазин" видна: http://oldsaratov.ru/photo/gostinica-bristol/. Библиотека там только с 38-го, театр "храмом науки" не назовешь, так что, наверное, действительно открытие университета. Изба, правда, не совсем понятна, и герб тоже...

Вот эта вывеска "Аптекарский магазин" на гостинице "Бристоль".

По-моему смысл прозрачный: на месте деревянной избы встаёт храм науки. А "герб" вполне может оказаться и не гербом. См. напр. http://oldsaratov.ru/comment/41303#comment-41303

Задрапирован как раз вход в будущий театр "Мурава". Очевидно, стройка: специально для кинотеатра на свободном месте по ул.Александровской была сделана пристройка для отдельного входа (что требовали правила пожарной безопасности).

В советское время вход заделали, но остатки «бойниц» ещё видны. Уцелели и кремлёвские зубцы (мерлоны) на крыше.

*

Этот дом купец Парусинов подарил своей дочери, когда она вышла замуж. Зять попался азартный и проиграл дом в карты. Старик Парусинов не захотел платить карточные долги зятя и дом обрёл новых владельцев. Новая хозяйка О.С.Кошкина, которая в Саратове бывала редко, а больше жила в Москве и Санкт-Петербурге, мечтала здесь устроить детский театр. Она была художницей и входила в «Товарищество художников» (москвичей и петербуржцев), возрождавших древнерусское искусство. В столице, вероятно, и созрел план оформить её саратовский театр «Мурава» по эскизам этих художников. Приглашённый ею московский архитектор-художник Н.Н.Дивов оформил фасад и парадный вход. Внутреннее убранство в старом русском стиле (ткань и парча на стенах, тёмная дубовая мебель, узорчатый потолок, декоративное панно на темы сказок, решётки, изразцовая печь и многое другое) было выполнено по эскизам художников М.А.Врубеля, К.А.Коровина и К.Д.Козицына, украшено изразцами работы мастерской С.И.Мамонтова. Обстановка и отделка (орнаменты, мебель и проч.) были выполнены в студии художественной индустрии в Москве, принадлежавшей той же Ольге Сергеевне Кошкиной. Вероятно, в доме был врубелевский камин: художник сделал их в абрамцевских мастерских около двадцати. Многие саратовцы его помнят (камин не сохранился, как и весь интерьер). В доме к этому времени уже был театральный зал ремесленного собрания (позже  переименованный  в Театр общественного саратовского собрания),  с 1911г. - одновременно с  кинотеатром «Мурава»,  в 20-е годы - клуб «Красный строитель».

А с осени 1921г. здесь появился ещё и авангардный театр объединения саратовских художников, поэтов, актёров и музыкантов «ПОЭХМА» (предс. – В. Юстицкий) с элементами цирка, эстрады, музыки, с постоянными выставками в фойе. Театр «Арена ПОЭХМА» работал через день в кино «Мурава». Юстицкий ставил там "Паровозную обедню" В.Каменского, "Карла Моора" по Ф.Шиллеру, дирижировал исполнением собственных авангардных симфониий («Утро большого города», «Паровозная»). В 1937г., к столетию со дня гибели Пушкина, было решено отдать дом детской библиотеке.  См. http://www.stihi.ru/2010/02/17/5808

Файлы: 

Спасибо за интересную и полную информацию! В других источниках про два театра + кинотеатр в одном помещении не пишут, объединяют все в одно: http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/culture/murava.htm.

Много интересной информации. Сразу захотелось пойти пофотографировать здание. Если бы не жара )

Фото уникальное! Информация от AV очень интересная. СПАСИБО. Сейчас над каждым окном первого этажа находится голова льва(посмотрите любое современное фото). Львы охраняют читающих ребятишек. Причём на фасаде по Горького головы львов находятся как раз посередине сдвоенного окна. То есть видимо они появились во время перестройки здания(или  просто я их здесь не вижу). А какой чугунный навес-козырёк над входом в соседнее здание! В старые добрые времена я бы поставил соответствующий тег-"Литьё и ковка.Навес".

http://oldsaratov.ru/photo/ulica-gorkogo-kooperativnaya

 

Вот на этом фото 50-х годов львиных голов не видно, вход в бывший кинотеатр "Мурава" кажется превратился в обычную дверь и есть ли чугунный навес над входом в соседнее здание, тоже плохо видно. Зато видно, что крайнее с углу окно, на фасаде по Горького, не сдвоенное, а строенное. А сейчас первое окно от угла одиночное, а затем идут три сдоенных. То есть здание перестраивалось несколько раз. И это в дополнение к уже известным нам пристройке по Яблочкова и оформлению фасада кинотеатра "Мурава" по Александровской.

 

А вот как выглядел фасад по Александровской до появления(судя по дате снимка, хотя деревьев явно больше на этом снимке от 1904 года, чем на снимке 1909 года) здесь кинотеатра "Мурава".

http://oldsaratov.ru/photo/aleksandrovskaya-ulica-6

 

 

Мерлоны «ласточкин хвост». У этого архитектурного элемента любопытная история: Византия, Италия, гвельфы и гибеллины…

Всё началось со свадьбы Ивана III и Софьи Палеолог и её переезда в Кремль. Последней византийской принцессе, проживавшей до замужества в Риме, совершенно не понравились её новые деревянные покои. Великому государю всея Руси, а теперь и наследнику византийских басилевсов, требовалась роскошная каменная резиденция, где послы иноземных государств смогли бы увидеть все величие Третьего Рима.

 Софья Палеолог (реконструкция по черепу С.А.Никитина).

По совету жены Иван III  обратился к мастерам Первого Рима и в знак преемственности традиций, и как к лучшим тогда архитекторам и строителям Европы (итальянцы позднее отстроили Париж, Лондон, Мадрид и Стамбул). Очевидно и желание московского князя следовать библейским пророчествам: стены нового града «созиждут сынове инороднии», как и Первый и Второй Рим. Строительством стен нового Кремля руководили миланцы Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо (Марк Фрязин).Они-то и придали стенам и башням привычную им по северной Италии форму.

Кастелло Сфорцескозамок Сфорца в Милане.
Миланские архитекторы взяли за образец облик крепости Сфорца: форму башен и короны венчающих стены зубцов (привычные надстройки у кремлёвских башен появились позднее). Вообще, строительные приёмы Кремля обнаруживают сильнейшее ломбардское влияние. В каком-то смысле московский Кремль - лучший в России образец итальянской архитектуры 16 века.

Замок Скалигеров в Вероне.

В Италии, пережившей многовековую борьбу сторонников Папы и императора, замки гвельфов и гибеллинов различались по форме зубцов (мерлонов) на крепостных стенах. Зубцы в форме ласточкина хвоста были знаком того, что владелец замка принадлежит к гибеллинам - считается, что такая форма зубцов изображает взмах крыльев орла, бывшего императорским гербом. Гвельфы предпочитали строить стены с квадратными или прямоугольными зубцами, что больше походило на головной убор Папы. Итальянские архитекторы выбрали для крепости Великого князя Московского гибеллинские зубцы. То ли они сами были гибеллинами, то ли разумно полагали, что православный Великий князь никак не может быть сторонником папы. С тех пор зубцы в форме ласточкина хвоста очень полюбились русским зодчим, которые стали их широко использовать в крепостной архитектуре. Например, в крепостях Китай-города  Новодевичьего монастыря, Казанского кремля. А также в Саратове, над входом в синематограф «Мурава» на Александровской улице  :-)

 

Спасибо! Недавно посетил ) Как говорит в таких случаях историк Данилевский (Игорь) - "Храм Покрова на Нерли - великий памятник древнерусской архитектуры, созданный европейскими мастерами".

Спасибо. не знал об истоках этих элементов.

С карниза под крышей сбили лепнину, заменив пластиковыми панелями: http://om-saratov.ru/novosti/20-October-2015-i29830-s-biblioteki-pushkin....

Объяснения администрации: http://news.sarbc.ru/main/2015/10/21/175882.html.

Не знаю, наверное, не сильно актуально. но в 15 и 16 номерах Тектоники+ была опубликована хорошая статья Мушты о театре Мурава. при желании можно отсканить.

а пока вот такая ремарка о дате снимка:

Файлы: 

А что за фотография дома Приломовой?

Конечно, было бы любопытно прочесть статью.

Не могу сказать, что за фотография. Статью отсканирую завтра.

А вот "Саратовский вестник" от 14.01.1910 г.

Файлы: 

Проросмотрел картинки по тегу Дом Кошкиной. И правда, он стоит у http://oldsaratov.ru/photo/363 При этом место на карте правильное - угол Александровской и Б. Казачьей.  Когда-то давно забыли убрать ошибочный тег.  Удалил его на фиг. Расставил Дом Приломовой

Что-то я запамятовал, ставим ли мы теги снесённых исторических построек к фотографиям шедевров архитектуры, возведённых на их месте, напр. http://oldsaratov.ru/photo/16632

Я бы поставил для удобства навигации по сайту.

нет, не ставим.

а не создаст ли это жуткую путаницу и перегруз тегов?

На усмотрение сообщества.

Расставил заодно и Дом Приломовых

Ошибка была случайной в год становления сайта. Автор при подготовке статьи должен был посоветоваться с администраторами сайта перед её публикацией и любой пользователь исправил бы ошибку. А интеллигентные люди помогают сразу и не ждут чьей-то осечки.

Думаю, претензий к автору статьи быть не может: мы сами невольно ввели его в заблуждение. Не знаю, когда готовилась эта статья -  система тегов у нас рождалась долго и в муках. И процесс  продолжается.. А перепроверять все источники - никакой статьи никогда не напишешь :-)

А вот что касается экспертов-краеведов.. Знаю, что сайт просматривают, с некоторыми  участниками проекта oldsaratov в контакте (даже имел место обмен кое-какими картинками). Могли бы и напрямую обратить внимание на ошибку (вернее, даже, невнимательность).

Короче отсканировал статью но она 20 листов в формате jpeg + 3 листа про Н.Н. Дивова, но проблема в том что я не могу её добавить. даже методом приложения файла и пытаясь уменьшить размер, так как он позволяет добавить до 8 мб, но некоторые файлы хоть убей не сжимаются меньше этой цифры. Если admin сумеет расширить границы хотя бы до 15 мб, то я с удовольствием добавлю статью

Сложите в архив и в бесплатный файлообменник вроде Я.диска.

можно и так, а можно в яндекс фото добавить, а можно и возможности сайта расширить, если конечно это не архисложно и дорого.
вот вам архив, читайте

Спасибо!  Да, ё..шкин хвост, получилось, что самое начало статьи основано на фотографии другого дома. Хотя материала это нисколько не портит – интересно читать соображения специалиста-архитектора: иной угол зрения на предмет, куча любопытных подробностей. И вообще, приятно видеть, как наши досужие изыскания не только доставляют удовольствие кучке тихих ночных маньяков (это я о себе сотоварищи :-), но и дают творческий импульс и материал для основательных исследований. Идея воссоздать исторический портал – прекрасная!

Перестроенное по проекту арх. Климентьева здание-вставка со входом в театр «Мурава» (реконструкция по состоянию на декабрь 1911г.).

*

А мерлоны (фр.merlon от лат.merula) всё-таки пишутся через Е.

 

1896 г. Магазин и масстерская обуви И.А. Ауэр. Александровская улица, дом Медведева

По списку домовладельцев за 1901 год:

Медведева Мар. Мих., уг. Александровской и Малой Казачьей, кв. 184

Хм... если с одной стороны - гостиница, а с другой - дом Кошкиной (куплен у построившего его Парусинова), то где там дом Медведева? Во дворе?

В том же табеле у Парусинова дома на этом месте нет. Видимо, между ним (кстати, откуда известно, что это он построил дом?) и Кошкиной домом владел/а Медведев/а.

Cм. "душещипалку" из https://stihi.ru/2010/02/17/5808 (комментарий #10). Аберрация памяти - не построил, а подарил.

Всё не так? или эта Медведева и есть та самая дочь Парусинова?

Возможно. Хотя ниже написано, что она купила дом у Болдыревых... Надо разбираться.

Папа подарил денег на покупку:-)

"В 1887 году купеческие сыновья Фёдор и Андрей Трофимовичи Болдыревы продали купеческой жене М.М. Медведевой свое дворовое место на углу этих улиц. В середине 1902 года М.М. Медведева, оставшись вдовой, продает это большое домовладение потомственному почетному гражданину Владимиру Александровичу Кошкину." по Жабкину же))

1926 г. Клуб "Красный строитель". Фотограф М.Е.Буссель.

Видны "актуализированнные" фрагменты старого интерьера.

 

 

Любопытный бюст Ленина - еще не "канонический", явно работы кого-то из местных.