Самолет Як-1 на площади Кирова. 1944 г.
Добавлен AV ср, 01/02/2012 - 22:56
Истребитель Як-1Б майора Бориса Еремина.
Источник:
Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1944 году.
Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1944 году.
Комментарии
Случалось и такое:
Захваченный немцами истребитель Як-1Б командира эскадрильи 148-го истребительного авиаполка Леонида Смирнова на аэродроме. На самолет уже нанесены немецкие опознавательные знаки, но на борту сохранена надпись: «Сталинскому соколу Смирнову Леониду от трудящихся Фрунзенского района гор.Саратова». /
Из донесения 06.05.1943 г.:«Капитан Смирнов Леонид Дмитриевич, 1913 г.р., урож. г.Харьков, командир аэ 148 иап, не вернулся с боевого задания по прикрытию своих войск в р-не Неберджаевская на самолете Як-1. На счету имел 7+4 сбитых самолетов противника. Пропала вся четверка — Смирнов, Дронов, Цириков, Свиридов.»
http://waralbum.ru/28721/
Это конечно не по теме, но интересно.Среди трофейных самолетов у немцев были советские Ил-2, Ил-4, И-153, Як-1, У-2 и УТ-2.Илы немцы использовали в основном в качестве наземных мишений при учебных стрельбах и бомбометании. Несколько самолетов Як-1 использовались финскими летчиками, а машины И-153 применялись для тренировочных полетов в истребительных подразделениях JVS. Самолеты У-2 и УТ-2 использовались в армии Власова.Во Франции было захвачено около 300 исправных самолетов. Из американских самолетов - НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ B-17, Р-38, Р-47 "тандерболт" и несколько "мустангов". Эта информация из книги:Михаил Козырев и Вячеслав Козырев "Авиация стран ОСИ во второй мировой войне"
Поставил точку съемки.
Майор Еремин летал на самолете, купленном и подаренным ему саратовским колхозником Ферапонтом Головатым. - Гвардии майор Еремин. Командир гвардейского истребительного авиационного полка. Прибыл для приема вашего подарка - самолета Сталинградскому фронту.
- Ну вот и познакомились... Так, значит, - гвардия! Это хорошо!
На заводском дворе у одного из «яков» собрались люди. «Як» уже успели осмотреть и принять приехавшие с Ереминым инженер эскадрильи Анатолий Кадомцев и один из механиков. По дороге Головатый подробно расспрашивал гвардии-майора о том, что за самолет Як-1, какое имеет оружие, долго ли летает и так далее. На самолете сбоку, на фюзеляже, была сделана надпись: «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору Еремину от колхозника колхоза «Стахановец» Головатого».
На подаренном Ферапонтом “Як-1Б” с заводским номером 08110 Еремин отлетал два года. Когда у машины начала отслаиваться обшивка, саратовские авиаторы забрали его в свой музей. Еремин тогда написал Головатому письмо, что, мол, спасибо за самолет, машина прошла славный боевой путь, а теперь выработала свой ресурс и отправлена в музей.
Узнав, что его самолет больше не воюет, Ферапонт Петрович очень расстроился, — “Как же так, — говорил, — война еще не закончилась, а самолет списали. Надо покупать второй”. Что и сделал. Перед этим он написал еще одно письмо Сталину и попросил разрешения “купить на заработанные всей семьей трудодни истребитель самой последней конструкции для Красной Армии”. В письме была еще просьба: новый самолет вручить опять летчику-истребителю Борису Еремину.
Верховный Главнокомандующий ответил так:
mark, что дальше было, второй самолёт вручили или Ферапонтом Петровичем органы занялись? Интересно, рассказывай! ;)
мой хороший знакомый правнук (или прапра) Головатого... там наоборот было: сначала Ферапонтом Головатым занялись органы, а потом он купил самолёт :))
На обоих самолётах воевал лётчик Б. Н. Ерёмин, впоследствии генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза.
С 1946 года — председатель колхоза «Стахановец» (Саратовской области), после смерти Ф. П. Головатого колхоз стал носить его имя. Депутат ВС СССР 2—3-го созывов (с 1946 года).
Первый самолёт, построенный на средства Головатого, выставлен в Саратовском музее, второй — хранился долгое время в Москве, в Доме авиации.
Второй самолёт, на данный момент, находится в музее города Санта-Моника (США). В 1991 году ОКБ им. А. С. Яковлева заключило контракт с американской музейной фирмой «Ганнел» на отправку партии самолётов Як-3 в Калифорнийский музей. С ними был отправлен и знаменитый Як-3, построенный на средства Головатого.
Второй самолёт, построенный на деньги Ферапонта Петровича, хранящийся в авиационном музее Калифорнии, США
Прошло уже более 15 лет, однако Як-3 всё ещё находится в музее Санта-Моники. Б. Н. Ерёмин долгое время обращался в различные инстанции с просьбой вернуть самолёт на Родину, но это ни к чему пока не привело.[3]
Ф. П. Головатый умер 25 июля 1951 года в селе Степное Калининский район Саратовской области. Похоронен там же.
Значит второй самолёт як-3 уже был.
Спасибо, интересно.
Добавил в доп. мелкую, не не обрезанную.
Борис Николаевич Еремин в кабине своего ЯК-1, 9 мая 2000 года
Отец в детстве видел этот самолёт у Липок. Запомнил тканевую (!) обшивку по деревянному каркасу - оторванные лоскуты трепыхались на ветру...
перкаль сама по себе довольно прочная, плюс лак... учитывая в среднем недолгую жизнь самолетов в Великую Отечественную (по некоторым данным около 50 вылетов для штурмовика, 80 - для бомбардировщика, 100 - для истребителя, моторесурс движка до замены около ста часов) вполне нормально, металла-то на снаряды и танки не особо хватало..
Про "тихоходы" У-2, приспособленные для бомбардировок, писали в воспоминаниях в том духе, что "возвращаемся с ночного бомбометания, а в крыльях, в фюзеляже дырки пулевые, ветер свищет, но ничего, машина летит. А днём наземная команда берёт клей, шила, холстину, и начинает латать."
Я тоже помню этот самолёт!. Он стоял на площади напротив моей школы(73-я женская).Вокруг всё время толпился народ, а мальчишки старались на него забраться.
заменил основную фотографию и добавил тег архив ТАСС
Почему, собственно, ТАСС?
Upd Нашел - https://rosphoto.org/visit-online/collections/velikaya-otechestvennaya-v..., как и https://oldsaratov.ru/photo/25815. Но на tassphoto их нет...
Проявил картинку
Другой ракурс
https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-11-22/7384.html
Получается, это тот же самолет, что сейчас в Музее Боевой Славы Парка Победы на Соколовой горе.
Однако, надпись не идентична. Фото Дениса https://djhooligantk.livejournal.com/1180626.html
Именно так, вот обращение директора Музея Краеведения по поводу права на приобретение данной машины
Мда, машинистка-то была не шибко грамотна... И это не обращение, это черновик, подписей нет, и в углу подписано "проект", так что из него не следует, что самолёт был приобретён.
Фотограф Пясецкий Ю.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=6597010