Вокзал Барыкина

Источник: 

Альбом П.П. Пятницкого "Воспоминание о Саратове", https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=56231931

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1870-1879 годами.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Старый "Приволжский вокзал", сгоревший в 1899 году.

"Приволжский вокзал" находился вокзал на углу Большой Сергиевской (ныне улица Чернышевского) и Бабушкиного взвоза. Первое упоминание о нем — как о воксале Штафа (именно воксале — не от сокращения ли слов “вокальный салон”?) — приходится на 1863 год. Объявление в “Города Саратова справочном листке”:

“Воксал ручается дамам, которые пожалуют на танцевальные вечера, что вежливость и приличие строго будут соблюдаться”.

В 1865 году это уже воксал Беляева.

“В моем воксале на берегу Волги играет оркестр и арфистки. Вследствие тесноты и неудобства от многочисленных посетителей назначается плата за вход в воксал. Беляев”. (Саратовский справочный листок, 1867, № 128).

И, наконец, в 1868 году владельцем воксала становится купец Г.И. Барыкин, снискавший славу “главного увеселителя города”. Дела свои Барыкин вел совместно с родственницей М.К. Ивановой, продолжившей деятельность воксала после смерти купца в 1891 году.

Вот выдержки из газетных заметок, показывающие, что за увеселения царили в этом питейно-развлекательном заведении:

“В “Приволжском вокзале” удивляет публику “дама-геркулес”, на которую ставят 10 двухпудовых гирь, а в другом номере ставят наковальню, на которой отковывают подкову... Женщина-геркулес Эмма, лежа на полу, держит на вытянутых руках и согнутых коленях деревянную платформу, на которой шесть солдат-музыкантов играют несколько раз туш. Однажды гимнастка не выдержала этой тяжести и уронила все на себя” (1894 г.).

На подмостках “Приволжского вокзала” подвизается шансонетная певица Палмина, появление которой на сцене вызывает бегство из зала семейной публики. Зато завсегдатаи бывают в телячьем восторге” (1895 г.):

“Слушали у Барыкина малороссов — пили водку. Слушали куплетиста — еще пили водку. Когда дело дошло до свистуна—заметили, что сами насвистались, а потому дальнейшее покрыто туманом забвения” (1893 г.).

На фоне таких “экзотических” представлений очень редко проскальзывают сообщения о чем-либо серьезном. Так, в 1877 году здесь состоялся концерт с участием популярных драматических артистов М.М. Петипа и В.Н. Давыдова. “Миниатюрный зал барыкинского вокзала был буквально набит битком”.

Народный артист СССР В.Н. Давыдов пишет в своих воспоминаниях:

“Вокзал быв. Барыкина, а ныне г-жи Ивановой, остается лучшим после театра местом развлечения и посещается огромной массой публики”.

И там же:

“Хорошо помню вокзал купца Григория Ивановича Барыкина на самом берегу Волги, откуда открывался чудеснейший вид на красавицу реку. Здание вокзала, украшенное разноцветными фонариками, тонуло в зелени. Здесь играл оркестр музыки, декольтированные певицы в очень коротких юбочках, напевая не очень приличные куплеты, услаждали подвыпивших саратовцев, приходивших от их телодвижений в неописуемый восторг...”

В 1899 году вокзал полностью сгорел, но вскоре был выстроен новый — двухбашенное деревянное сооружение. В 1915 году его занял клуб приказчиков, а потом, уже в советское время, бывшее “заведение” было разобрано в связи с переустройством приволжской части города. На месте вокзала появился сквер, впоследствии застроенный жилыми зданиями.

https://elsso.ru/cont/cul/24.html

 

"Воксал" не от "вокальный салон", конечно.