Фотографии братьев Леонтьевых
ср, 18/11/2015 - 10:23
#1
Собрал здесь воедино мелкие темы по отдельным фото из альбома.
Сказали "Спасибо!"
Пока еще никто не сказал "Спасибо!"
Собрал здесь воедино мелкие темы по отдельным фото из альбома.
Пока еще никто не сказал "Спасибо!"
Комментарии
В фотоальбоме «Саратов братьев Леонтьевых» 2011 г. есть фотография коридора с правой стороны которого видны двери с тяжелыми замками, с левой – арки с низкими перегородками выходящие на улицу. В книге снимок подписан так: «Адрес неизвестен. Снесен?». Сходство запечатленного на снимке строения и уникального старого Гостиного двора сразу бросалось в глаза. Трудность с определением была в том, что Леонтьевы фотографировали Саратов начиная с 1920-х годов - к этому времени этот памятник классицистической архитектуры был снесен. Общим местом в современных краеведческих справочниках является тот факт, что в 1907 году старого Гостиного двора уже не было и на его месте стояло здание Управления РУЖД.
Во время обсуждения снимка среди участников проекта «Фотографии старого Саратова» появилась догадка, о том, что возможно старый Гостиный двор к 1920-м годам все-таки не был снесен целиком. Эта мысль нашла подтверждение в произведении писателя Л.И. Гумилевского (1890-1976) «Судьба и жизнь»:
«Здание управления выстроено на месте Старого гостиного двора. Архитектурный кусок этого гостиного двора сохранили по настоянию Архивной комиссии. Он примыкал к зданию Управления. Охраняли его крупные надписи на стене: «Не останавливаться», «Не мочиться». Однако прохожие и останавливались, и даже садились.»
Также в справочнике «Весь Саратов за 1925 год» старому Гостиному двору посвящена заметка, в которой указывается месторасположение сохраненной части здания:
«В начале нашего столетия железнодорожное правление купило это здание на слом и тогда же выстроило на его месте многоэтажный ящик - дом в духе делового 20 века. К этой громадине в уголке у Никольской церкви прилепился фрагмент старой когда-то сложной постройки».
Никольская церковь (Рождества Богородицы) располагалась на пересечении Московской и Большой Сергиевской (Чернышевского) улиц. Сегодня с этого перекрестка можно увидеть, что часть западной стороны здания РУЖД имеет «незаполненный» фасад – голую стену, что наводит на мысль о том, что этот участок должен был прикрывать двухэтажный «архитектурный кусок» прежнего здания, который и был изображен на снимке братьев Леонтьевых.
более подробно в комментариях здесь:
http://oldsaratov.ru/photo/ucelevshiy-fragment-starogo-gostinogo-dvora
Забавно! Прекраснейшее здание РУЖД обозвали ящиком. Видели бы они в своём благословенном 25 году дома Лагутенко!
Тем не менее здание РУЖД стало, пожалуй, первым предвестником того, что стало происходить с обликом города позже. Стилистически оно разрушило классицистический ансамбль Старо-соборной площади, а своим размером несколько подавило Троицкий собор, который является центром этого места. Кроме того в 1914 году, когда здание РУЖД было окончательно достроено, оно выглядело очень устаревшим - такая эклектическая архитектура была актуальна в 1880-х годах (например дом Горина на Московской и Комсомольской), а в 1910-х годах так уже никто не строил - тогда появлялись модерновые постройки типа Крытого Рынка, консерватории, особняков немецких мукомолов. То есть это было все равно как в 2012 году построить, что то из 1980-х, и даже хуже, потому что в начале века стиль чувствовался острее.
А так здание РУЖД мне и самому, конечно, нравится, только строили бы его где-нибудь на Обуховском взвозе, например, чтоб Гостиный двор не ломать.
У меня и личное чувство примешивается (нельзя быть человеку строго объективным, так буду же полностью субъективным) - не люблю классицизм. Александро-невский собор, к примеру, считаю самой чуждой и уродливой постройкой в городе - какой-то кубик с колоннадами под горбатым куполом.
Классицизм для меня в принципе неприемлемый стиль. Почему? - Классическая архитектра Греции, с которой классицизм пытается брать пример, была приспособлена к потребностям греков, к климату Греции, к материалам, в конце концов. Любую архитектурную систему я для себя проверяю на соответствие этим трём требованиям, причём главнее всего считаю последнее. Если Парфенон построен из глыб мрамора, зачем повторять его в кирпиче? Кирпич предусматривает другую технику работы, другую систему кладки, совершенно иную конструкцию и игру масс... Архитектуры Рима вообще не касаюсь - техника монолита с облицовко позволяет создать всё, что угодно, вообще не имея головы на плечах.
Что касается впечатления от размеров и пропорций - вы никогда не замечали, что на том же фото невозможно ощутить абсолютные размеры такого здания? В том же Гостином Дворе хоть какую-то масштабную метку даёт галерея на уровне пят аркады, без неё эта аркада могла быть величиной как с аркаду здания РКГ неподалёку, так и с циклопические николаевские триумфальные ворота, всё завист от точки рассматривания.
Что касается отделки. Гладкие и чистые белые классицистические фасады не хороши в стране, где пологода лежит гладкий и чистый (относительно) белый снег, глазу зацепиться не за что.
И, выбираясь из этой стены текста, замечу, что современная архитектура потому и пришла в упадок, что вернулась к римской системе, когда облик здания своершенно не зависти от его конструкции. Или, иначе говоря, под любой рисунок бредовой фантазии можно подобрать конструкцию. А такая псевдосвобода приводит к вычурности форм, снижает требования к профессионализму архитектора и отрывает его от реальности, от тех пресловутых трёх требований.
elrond1 2eleven! А классицизм как раз, на мой взгляд, и интересен тем, что вырывает человека из системы: люблю –не люблю, нравится – не нравится, чтоб дать мыслям какое-то новое направление. Классицизм – это почти «Черный квадрат» (прошу прощения за банальный пример).
Почему-то очень напомнило галерею нынешнего музея Федина. Именно 7 таких проемов выходят на Волгу.
Однако вряд ли в нём напротив проёмов амбарные двери ;)
Нет, нисколько. Присмотритесь - в "таинмтвенной" галерее пяты арок на уровне пола, а в музее нормальные пропорциональные окна с полуциркульным завершением.
Мне помнится, что до реконструкции под музей здание
выглядело несколько по-иному, так что не уверен, что
имеет смысл сравнивать.
Фрагмент Гостиного двора (слева) хорошо виден на этой фотографии
http://oldsaratov.ru/photo/dom-upravleniya-ruzhd
получается, что его предполагаемое расположение подтвердилось
Обратите внимание: нынешний отрезок ул Чернышевского от Московской до Челюскинцев на плане 1884г. обозначен как Никольская площадь.
Получается, что при строительстве здания управления РУЖД не получилось договориться с РПЦ насчет лавок Никольской церкви, и строительсто пошло в обход них?
Похоже на то.
Интересно еще, что выделенная на плане часть, похоже, строилась отдельно, когда все остальное здание уже было возведено.
Не совсем так. Вячеслав Иванович Давыдов рассказал, что эта часть старого гостинного двора была в собственности у РПЦ и они наотрез отказывались выселяться. Долго бодались, но потом подняли налог и РПЦ сразу съехала.
"Саратов братьев Леонтьевых" стр. 65
Фотоальбом «Саратов братьев Леонтьевых» был издан в декабре 2011 года – в это же время начал работу сайт «Фотографии старого Саратова». На сегодняшний день участникам форума удалось разгадать месторасположение почти всех зданий с неизвестным адресом из представленных на снимках альбома. Казалось бы, чем еще заняться?
К счастью, помимо загадочных домов существуют и ошибки издателей. Не с праздным злорадством, но со здоровой радостью исследователей предлагаем ознакомиться с одной из них.
На странице 65 мы видим каменный дом первой пол. XIX века с причудливо установленной дверью в круглом оконном проеме и парапетом на крыше.
В альбоме снимок подписан: «Жилой дом на Гимназическом взвозе. Ул. Некрасова, 3. Снесен. Сейчас жилой дом на Набережной космонавтов».
Слева - Гимназический взвоз и дом Пыпина
Нечетная сторона начала Гимназического взвоза (ул. Некрасова) довольно хорошо сохранилась благодаря известности своих прежних обитателей – писателя Чернышевского и этнографа Пыпина. Сопоставляя сегодняшний вид взвоза с его старыми фотографиями, мы легко обнаруживаем, что никакого каменного здания ниже дома Пыпина (ул. Некрасова, 5) не было – только деревянный трактир с кирпичным лицевым фасадом.
Повозка рядом с домом Пыпина. Джентельмены рядом с трактиром
Трактир на Гимназическом взвозе. Реконструкция В. Курсеева
После подробного изучения фотогеографии волжского берега, искомый дом был обнаружен на Воздвиженском взвозе, который являлся частью Первомайской улицы.
Воздвиженский взвоз
Дом располагался на территории сегодняшних летних кафе справа от арки (лицом к Волге) дома №6 по Набережной - рядом со «Словакией».
Дом № 6 с аркой
Краем глаза дом можно увидеть на американской кинохронике 1935 года, снятой с идущего мимо Саратова корабля. http://oldsaratov.ru/video/na-bortu-parohoda-proplyvayushchego-mimo-sara...
Воздвиженский взвоз в левой стороне кадра
Среди иллюстраций к вступительной статье альбома «Саратов братьев Леонтьевых» читатели могут видеть снимок красивого барочного храма с подписью: «Церковь в одном из сел Саратовской губернии. Первая половина 1920-х».
Пользуясь тем, что статья озаглавлена «Урок негромким голосом», участники проекта «Фотографии старого Саратова», в свою очередь, готовы преподать маленький урок издателям альбома (ну, в каком-то аккуратном обращении с имеющимся материалом, что ли…), смея надеяться, что наш голос не будет звучать дерзновенно громко.
Фотография храма была размещена на сайте около года назад в разделе Губерния под тэгом «Где это?». За все это время ни один из 700 (по статистике) ежедневных посетителей сайта не прокомментировал данный снимок, что странно, учитывая то, что на нем запечатлен довольно редкий в наших краях тип культовой архитектуры.
Неизвестно, сколько бы еще продлилась такая неопределенность, если бы однажды краеведам не попался на глаза альбом с таинственным названием «Черная книга» («Архитектура и ландшафты России. Черная книга. Утраты. Книга 2».2003 г.) на страницах которого была обнаружена фотография искомого храма, оказавшимся Благовещенской церковью в городе Свияжск.
Церковь Благовещения, 1775 г. Свияжск. Республика Татарстан. Снимок рубежа XIX-XX вв. Разрушена в конце 1920-х годов.
Свияжск — остров-село в Зеленодольском районе Татарстана, при впадении реки Свияги в Волгу. Основан в 1551 году царем Иваном Грозным. В 1957 году в результате наполнения Куйбышевского водохранилища Свияжск оказался на острове.
Передал информацию Елене Константиновне. Она благодарит вас за помощь.
Предположение
В книге В. Валеева «Из истории саратовских церквей» в главе посвященной старообрядческим церквям есть описание Мурашкинской церкви:
«Старообрядческая Белокриницкой иерархии церковь основана в начале XX века Мурашкиным, откуда и взяла в простонародье свое название Церковь помещалась в деревянном доме и имела другое название – Домовой. Дом находился на улице Горной и Мясницкой в квартале между улицами Никольской (ул. Радищева) и Мясницкой. В 1921 году во время пожара церковь сгорела дотла со многими домами горной части Саратова и прекратила свое существование»
Фотография церкви в книге отсутствует.
В альбоме фотографий «Саратов братьев Леонтьевых» 2011 года, а также в журнале «Тектоника плюс» №6 за 2009 года приводится фотография деревянной церкви с подписью: «Старообрядческий молельный дом. Ул. Октябрьская. Сгорел».
Октябрьская улица на снимке Леонтьевых не узнается – на заднем плане виднеется овражная не городская местность. В районе Привалова моста, продолжающего Октябрьскую улицу, довольно хорошо известного по фотографиям, подобный вид и здание не обнаруживается.
Из-за сходства в описании снимка Леонтьевых и Мурашкинской церкви, можно сделать предположение, что издателями фотоальбома допущена ошибка в указании улицы, и что на снимке – Домовая церковь близ Мясницкого оврага.
Комментарий Smil :
"С1902 года, по имеющимся у меня данным, до 1908 года, а может и дольше, домом № 164 по Большой Горной между Никольской и Мясницкой владел Новиков Деонисий Алексеевич, исполял должность священника старообрядцев. Его сын Гаврил был фотографом.
Может быть эта старообрядческая церковь была в его доме или рядом?"
Нашла еще информацию:
на улице Никольской № 71/73, дом Общества Христиан старообрядцев. 1915 год
По имеющейся у меня информации №№ 67-83 располагались между Б.Горной и Соколовой.
думаю круг сужается))
http://maps.yandex.ru/-/CVVvbXMx
http://goo.gl/maps/nbdgB
Вот еще адрес :
Саратовский вестник
№202 13 сентября 1917 года
Совет Свято-Троицкой общины христиан старообрядцев поморскаго согласия потрясенный зверским убийством семейства Халуевых, а именно престарелых Ивана Зиновьевича и его супруги Марии Алексеевны и их тяжко болевшего сына Поликарпа Ивановича, сообщает что погребение убиенных назначено в четверг 14 сентября в 11 в поморском Свято -Троицком храме Никольская 73
Спасибо, Smil! Посмотрел в БСЭ оказывается Святой Троицы это другой храм http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/churches/sviatoi_troitsy.htm
Будем дальше искать)
На 58-й странице альбома «Саратов братьев Леонтьевых» мы видим деревянный дом с единственным узором – красиво падающей на его стену тенью американского клена. Факт, что снимок этот подписан как «Адрес неизвестен. Снесен?», бросает, уже менее живописную, тень на местных краеведов (включая неких таинственных профессионалов, по слухам, критикующих сайт «Саратов на старых фотографиях») не сумевших узнать на фотографии музей-усадьбу Чернышевского.
Исправляем это недоразумение.
На снимке запечатлен флигель Ольги Сократовны Чернышевской, который ранее находился во дворе дома ее отца на Армянской улице (Волжской) близ «Липок», а в 1880 -х годах был разобран и перенесен на его сегодняшнее место.
Современный вид флигеля
Считается, что до пожара 1866 года на месте флигеля, также стоял небольшой домик, который ещё бабушка Н.Г. Чернышевского сдавала внаем.
Возможно, как раз в нем жил забавный персонаж из автобиографических очерков Чернышевского – Иосафат Петрович Скарино – католик, отчего-то предпочитавший посещать только православные храмы, а также больше всего любивший проводить время в разговорах на гауптвахте у Соборной площади.
Вид усадебного флигеля с Гимназического взвоза (ул Некрасова)
Отметим, что участники проекта «Саратов на старых фотографиях» предложили версии месторасположения всех зданий с неизвестными адресами из фотоальбома «Саратов братьев Леонтьевых», исключая загадочный снимок с головой льва.
В фотоальбоме «Саратов братьев Леонтьевых» под снимками с неопознанными зданиями дается подпись «Адрес неизвестен. Снесен?». По счастью, оказалось, что в случае с фотографией на странице 90, можно ответить: «нет!».
На одной из старых открыток с видами Саратова мы видим внешний фасад двухэтажного здания, которое своими архитектурными деталями (полукруглым окном, слуховыми окнами и «ордерными сухариками») напоминает дом с леонтьевского снимка.
Полевые исследования подтвердили предположение, о том, что на фотографии – дворовой фасад одного из корпусов Спасо - Преображенского мужского монастыря, построенного по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска (в советское время – территория военного института биологической и химической безопасности на проспекте 50 лет Октября).
Два таких корпуса стояли по обе стороны храма. На снимке из фотоальбома, по-видимому тот, что ближе к Украинской улице.
(Другой монастырский корпус. Храм был на месте "коробки")
Открытие двух корпусов позволит с большей точностью ориентироваться в фотогеографии Спасо-Преображенского мужского монастыря.
В вышедшем в 2011 году фотоальбоме «Саратов братьев Леонтьевых» среди фотографий без адреса оказался снимок Детского сада № 1. Участники форума «Фотографии старого Саратова» установили местонахождение здания – это район нынешнего дома на ул. Горького, 16. Окончательный вывод был сделан после анализа одной из фотографий улицы Горького, на которой помимо Детского сада №1 видна часть здания бывшего Саратовского авиационного техникума.
Более подробно здесь:
http://oldsaratov.ru/photo/detskiy-sad-no1-na-gorkogo
http://oldsaratov.ru/photo/ulica-gorkogo-k-sovetskoy
Некоторые снимки фотоальбома "Саратов братьев Леонтьевых" издатели честно подписали "Адрес неизвестен", но в редких случаях и схитрили; вместо точного месторасположения указав буквально "очевидную" информацию. К таким фотографиям относится "Избирательный участок" (стр. 46), на которой мы видим одноэтажный дом под снегом, украшенный транспарантами, звездами, гербами и портретами вождей.
Единственные ориентиры снимка – скромный декор здания и трамвайные рельсы на дороге.
После появления снимка на сайте «Фотографии старого Саратова», картина не прояснилась, а, наоборот, - затуманилась, так как оказалось, что выборов 22 декабря (дата с таблички над дверью, вместе со словами «в верховный совет» и «совет союза») в истории СССР не было.
Итак, шансы отыскать дом, и без того небольшие, уменьшились. Возможно братья-фотографы просто, случайно, забрели по снежной улице в какой-то параллельный мир? Зеркальность числа 22 намекала именно на это.
Но, по крайней мере, один из участников проекта не был подавлен суеверными предрассудками и спустя 7 месяцев, все-таки, отыскал дом в горной части Саратова, обнаружив в нем татарский детский сад.
Более подробно в комментариях здесь:http://oldsaratov.ru/photo/izbiratelnyy-uchastok-na-bolshoy-gornoy-ulice
Фотография фрагмента экспозиции выставки, оформленной Б.А. Протоклитовым в Саратовском музее краеведения. Изображение оформления вводной части отдела соц. строительства. Фотография 1934 года.
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8356357
В энгельсском краеведческом музее задаются вопросом о авторстве этих фото
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10224458
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10224457
а в Музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского есть такие фото, но тоже мелкие
Леонтьев А.В., Леонтьев В.В. Саратов. Бабушкин взвоз. Спуск к ул. Мичурина.
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10248848
Парк культуры и отдыха в Саратове (бывший парк губернатора Панчулидзева) - дубы
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10248850
Встреча Н.М. Чернышевской с избирателями в туберкулезном госпитале в 1947 г. Саратов, ул. Горная, 1. Избиратели слушают её лекцию о Н.Г. Чернышевском
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10233083
Уголок парка культуры и отдыха в Саратове. Бывшая усадьба губернатора А.Д. Панчулидзева, впоследствии бывший сад Института благородных девиц, где Чернышевский навещал Ек.Н. Пыпину
фото 1939
Ещё две мелкие фотографии Леонтьевых
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=11969981
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=11969986
Леонтьевы А.В. и В.В.(?) Внутренний вид римско-католического костела Св. Климента (1938)
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12601088
Синагога. Внутренний вид (1939)
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12601074
Ваза из дома Устиновых. с. Беково Сердобского уезда (1927)
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12600830
Выставка к 50-летию со дня смерти Н.Г.Чернышевского в Саратовском областном театре оперы и балета
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13145110
Леонтьевы А.В. и В.В. (?). Группа сотрудников Саратовского областного музея краеведения (1927 - 1928 гг.)
В экспозиционном зале музея изображены шесть человек в два ряда: 1-ый ряд - сидит (четыре сотрудника), 2-ой ряд - стоит (два сотрудника). 1-ый ряд слева направо: Сушицкий Владимир Афанасьевич (1900-1944) - зав. историко-революционным отделом музея, Чернышевская Нина Михайловна (?), неизвестный, Фурсаев Александр Дмитриевич (1900-1961) - основатель отдела природы музея (открылся в 1928 г.), в дальнейшем работал в СГУ, профессором на биологическом факультете. 2-ой ряд - неизвестные.
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13367112
Астрахань. Памятник С.П. Бурову в Братском саду (1929)
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13122642
Мемориальная доска на здании бывшего духовного училища
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14546225
Леонтьев Александр Владимирович - старший научный сотрудник Дома-музея Н.Г. Чернышевского 1958(?) год
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14567650
Вариант памятника Н.Г. Чернышевскому. Модель. Авторы - лауреат Сталинской премии скульптор А.П. Кибальников и архитектор Гришин
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14568947
Скульптура Н.Г. Чернышевского на первой Саратовской краевой художественной выставке. Февраль 1935 г
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14596105
Эскиз головы Н.Г. Чернышевского к памятнику работы скульптора А.П. Кибальникова (бронзированный гипс), 1951 г.
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14568950
Бюст "Чернышевский защищает диссертацию" работы М. Рукавишникова (эскизный проект)
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14596791
Ф.Г. Беренштам. Проект памятника на могиле Н.Г.Чернышевского. Рисунок переднего и бокового фасадов.
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14569102
Выставка к 50-летию со дня смерти Н.Г. Чернышевского в НБ СГУ
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14596129
Экспозиция 1953 года. Роспись на потолке V комнаты ("синей") мемориального дома Н.Г. Чернышевского
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14569136
Голосуют за Н.М. Чернышевскую (конец 40-х)
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14569092
Н.М. Чернышевская около скульптурных портретов своего деда. На первой Саратовской краевой художественной выставке 1935 г.?
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14686121
Профессор Ильинский В.Г. за работой в Доме-музее Н.Г. Чернышевского (1945)
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14685320
Зам. директора по научной части Дома-музея Павел Андреевич Бугаенко на торжественном заседании,посвященном 57 летию со дня смерти Н.Г. Чернышевского. 27.10.1946
Фотограф Леонтьев А.В. / http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14683446
Библиотека Дома-музея Н.Г.Чернышевского (1947)
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14670039
Хранитель фондов музея М.М. Чернышевская дает пояснения к щиту на тему "Н.Г. Чернышевский в саратовских памятниках" участникам заседания, посвященного 57 годовщине со дня смерти Н.Г. Чернышевского.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14710653
Зам. директора по научной части Дома-музея П.А. Бугаенко (1946)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14710655
Фотограф Леонтьев А.В.
Н.М. Чернышевская за работой в музее (1947)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14710368
Н.М. Чернышевская и украинский поэт Александр Степанович Левада в комнате Н.Г. Чернышевского в мезонине Дома-музея (1939)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14710367
Директор Дома-музея Н.М. Чернышевская и научный сотрудник музея С.И. Быстров в зале музея (1928)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14710373
Фрагмент экспозиции Дома-музея Н.Г. Чернышевского "Вилюйск" (1953)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14710376
Фрагмент мемориально-бытовой экспозиции "Гражданская казнь Н.Г. Чернышевского" (1953)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14710375
Группа работников Саратовского областного музея. Слева направо: Синицын И.В., Акимова Т.М., Чернышевская Н.М., Кротков А.А. (1931)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14798331
Экспозиция 1953г. II Комната, правый угол от двери "Отдел Чернышевский -учитель саратовской гимназии" (1953)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14798357
Экспозиция 1953г. Анфилада: 5-я (синяя) комната, дверь из 4-ой комнаты: левый простенок и рпавая стена от двери (по ходу экскурсии)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14798362
Скульптор А.П. Кибальников за работой над бюстом Н.Г. Чернышевского. Эскиз к памятнику
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14799072
Марианна Михайловна Чернышевская
Сотрудники Дома-музея Н.Г. Чернышевского, писатели и артисты слушают чтение пьесы о романе "Что делать?". Читает автор Выгодская. Фотография сделана на территории усадьбы Чернышевских (1951)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14798374
Слева направо: М.М. Чернышевская, М.И. Просянкин, Н.М. Чернышевская. Подготовка новой экспозиции (1951)
Александр Владимирович Леонтьев
Я не буду всех мучить бесконечными фотографиями Музея-усадьбы, поэтому выложу здесь ссылки, а вы сами решите какие интересны и что с ними делать:
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14799358 (1930-е)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14799204 и https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14799207 (1946 зима)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14799343 и https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14798349 (1952)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14798376 (1950-е)
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14799235 (цветник 1960-е)
Это какой-то неправильный подход.
На мой взгляд, если Вы взялись "разобраться" с этим объектом, то доводите дело до логического конца. Мне кажется, именно Вам (раз уж Вы "в теме") будет проще всего выложить в правильном хронологическом порядке, с выверенной датировкой и с правильными точками все имеющиеся там фотографии, отвечающие требованиям сайта.
С учётом одинаковых видов и ошибок в датировке, разобраться трудно
Н.Г. Чернышевский. Скульптура П.Ф. Дундука - модель 1940 года. Штамп братьев Леонтьевых
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15607861
Таблица "К истории СГУ на выставке к 30-летию Саратовского Университета им. Н.Г. Чернышевского"
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15607795
"Штамп братьев Леонтьевых", а как выглядит этот штамп?
Где можно посмотреть?