Архитекторы Саратова

117 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение

Архитекторы Саратова на сайте СГТУ: http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/F_person.htm

 

Комментарии

 

Александр Николаевич Клементьев (1852-1919)

проекты: Вторая мужская гимназия, Мариинская гимназия,Дом губернатора, Канцелярия губернатора, Театр Очкина (1904)

архитектурный стиль: неоренессанс

 

Файлы: 

 

А.Н. Клементьев с семьей

По справочникам Клементьев жил на Князевсом взвозе в доме Вейрман.

Дом № 7

   Большое и благородное дело начато!

 Благодарю Вас, уважаемый IZA!

 

 

Иван Васильевич Штром (1823-1896)

В 1881 году проектировал здание Радищевского музея. "Архитектор средний, но честный", - писал о нём в частном письме основатель музея - А.П. Боголюбов.

Файлы: 

Штром и Боголюбов дружили еще с Парижа:

http://yellow-mountain.livejournal.com/51583.html

 

Алексей Маркович Салько (1838-1918)

46 лет А.М. Салько проработал главным архитектором Саратова. Построил более 150 объектов, среди которых  Управление РУЖД на Музейной площади, Здание Биржи на Театральной площади, Покровская церковь на Большой Горной, Дом Никитиных на Немецкой улице etc.

Архитектурный стиль: эклектика, "кирпичный стиль".

Во времена старого Саратова творчество городового архитектора, шутя, обозначали термином "салькоко". 

Файлы: 

 

Семен Акимович Каллистратов (1874-1967)

Проекты: Саратовская консерватория (1912), Школа-дворец (1914 ул. Мичурина, 16), Школа -дворец (1915 ул. Университетская, 44), собственный дом на Вольской, 30 (сейчас в здании расположен интернат), дом Общества взаимного от огня страхования (1915 филиал радищевского музея на Первомайской, 75), корпус городской больницы (1916 ул. Пугачевская), гостиница "Астория" (1917) (пр. Кирова, 34).

Архитектурный стиль: модерн, ар деко. 

 

Файлы: 

В феврале 2014 года у всех будет отмечатся 140-летие со дня рождения Семена Акимовича Каллистратова, проработавшего в нашем городе почти 11 лет (с 1911 по 1922 годы).

Этому событию будет посвящено несколько мероприятий, одним из которых станет специальная выставка в областном краеведческом музее. В экспозиции будут представлены семейные фотографии, личные вещи и документы Каллистратова. Все это многие годы бережно хранилось в семьях его родных, в том числе у внучатых племянниц архитектора – Светланы Николаевны Калистратовой и Марины Анатольевны Дроздовой.

Воспоминания Марины ДРОЗДОВОЙ

http://www.vzsar.ru/special/2013/11/12/arhitektor-saratova.html

Саратовский листок. 19 сентября 1913 года.

Заявление архит. Ю. Н. Терликова.

Г. Терликов обратился в строительную комиссию Об-ва взаимнаго страхования с заявлением о том, что Обществом куплен проект на постройку дома, разработанный г. Каллистратовым, который не имеет права именоваться архитектором, так как имеет только свидетельство на право производства работ. 

Файлы: 

замените в описании тега Терликова фото с копирайтом 

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=36586323

Файлы: 

В Новороссийске энтузиастами-краеведами была найдена потерянная могила саратовского архитектора Семёна Каллистратова. Также они удалили поросль на участке и обновили табличку

https://vk.com/64saratov?w=wall-32331179_1658571&z=photo-32331179_456333...

Файлы: 

 

Алексей Зиновьевич Гринберг (1881—1938)

 

В 1920-е годы выиграл конкурс на эскизный проект Пролетарского дома в память Второго конгресса III Интернационала в Саратове, построив этот архитектурный памятник во время, когда почти все подобные "фантастические" проекты оставались на бумаге. К сожалению, художники, которым принадлежали первоначальные идеи и замыслы, в том числе и Гринберг, вскоре покинули Саратов, а незавершенное здание в 1931 г. было разобрано.

(информ. Игорь Казусь)

Файлы: 

 

Дмитрий Федорович Стерлигов (1855-1909) - гражданский инженер.

 

В 1882 году был причислен к технико-строительному комитету МВД. В 1883 назначен младшим инженером строительного отделения Саратовского губернского правления, с 1888 - младший архитектор того же правления, с 1900 – губернский архитектор, с 1904 – городской архитектор. В Саратове построил родильный дом (1903), Губернаторскую канцелярию на Вольской улице (1905 совместно с А.М. Клементьевым). Кроме того Стерлиговым было построено около десяти жилых домов.

(информ. из сети)

Файлы: 

 

Карл Людвигович Мюфке (Карл Герман Людвиг Мюфке) (1868-1933) – архитектор-строитель и педагог.

Переехал в Саратов в 1909 году по приглашению ректора Разумовского. Под руководством Карла Мюфке и по его проектам построены четыре основных корпуса Саратовского университета  (анатомический и физический институты, институт экспериментальной медицины), корпуса клинического городка третьей больницы: хирургической, болезней уха, горла, носа им. академика Н. П. Симановского, терапевтический, газовый завод университета на Белоглинской улице, им спроектированы корпуса института «Микроб». Ряд проектов не удалось реализовать (административный корпус на Московской площади, библиотека университета, дом для экспериментальных животных, химический институт, психоневрологическая клиника, клиника кожных болезней). С 1920 года по 1923 год он являлся профессором Саратовского политехнического института, до 1924 года профессором Саратовского инженерно-проектного института. Жил в доме по ул. Железнодорожная 23, построенного им  из остатков стройматериалов от  университетских зданий.  С 1930 года перешел на пенсию. Не имея возможности добыть себе немного денег на продукты, он вышивал гладью и продавал свои работы на Сенном рынке.

Умер в 1933 году в полном одиночестве от истощения в возрасте 65 лет. Похоронен на Воскресенском кладбище. В последний путь его провожали три человека: председатель месткома, бухгалтер и В.А. Артисевич – директор Научной библиотеки.

 

"В последний путь его провожали три человека: председатель месткома, бухгалтер и В.А. Артисевич – директор Научной библиотеки".

Информация не совсем точная. В это время у К.Л. Мюфке в Саратове была семья.артист в

 

"Саратовский рабочий", 15 февраля 1933 г.

Одно дело официальный некролог и другое воспоминания современников: "

После всего, что было сделано, Карл Мюфке получил от своих родных лишь равнодушие. Печальным остается тот факт, что проводить в последний путь талантливого архитектора не пришли ни его сыновья, ни его вторая жена. За гробом шли всего три человека: Амброжий Николай Михайлович, химик

по специальности, а в то время председатель месткома, Белорусова Александра Михайловна –бухгалтер университета одна из старейших работников, и я (В. А. Артисевич.).

 

(Цит. по: Соломонов В. А. Жизнь и судьба архитектора. С. 122.) Источник: http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/Bichanna_Block_ready.pdf.

 

 

 

 

 

Интересно, нумерация домов тогда была другая или где-то ошибка?

Наверно имелось в виду угол Железнодорожной и Михайловской 51.

А этот дом, оказывается, и сейчас имеет адрес "ул. Вавилова, 51".

 

Надгробный памятник К. Л.. Мюфке на Воскресенском кладбище

Файлы: 

По этой ссылке можно скачать книгу 

Бичанина  З.И. Создатель. Очерк жизни и творчества К.Л. Мюфке

Место, год изд.:Москва: АОО «Международный союз немецкой культуры», 2008.ISBN:978-5-98355-054-4Кол-во страниц:112 с.Описание:
Книга о талантливом архитекторе конца XIX – начала XX века Карле Людвиговиче Мюфке. Его жизнь и творчество были неразрывно связаны с такими крупными городами, как Казань и Саратов. Созданные им здания и сегодня являются украшением этих волжских городов. Привлекая большой фактический материал, автор воссоздает не только творческий путь зодчего, но и пытается показать Карла Мюфке в кругу родных, близких ему людей. Книга содержит богатый иллюстративный материал и будет интересна широкому кругу читателей.Файл:скачать (формат pdf)

http://www.rusdeutsch.ru/lib/opis.php?id=447

Дои Мюфке на железнодорожной построен не из остатков, а из бракованных кирпичей, кторые он не допускал к укладке при строительстве и  потом выкупил. И что интересно все корпуса университета построенные тогда включая мединститут, ставший первым его факультетом, были построены бригадой состоящей всего из 36  человек.

Из целых 36 человек, я бы сказал. И наверняка учтены только каменщики, без тех, кто им подносил, поднимал, месил раствор, строил леса...

Перед 4-м корпусом СГУ/СГМУ установят памятник Мюфке: https://om-saratov.ru/social/23-october-2018-i66825-v-lipkax-ustanovyat-....

СГМУ потратит на скульптуру Мюфке почти 5 миллионов рублей: https://fn-volga.ru/news/view/id/98150

Удостоверение Карла Людвиговича Мюфке. 1920 г.

ГАСО Р-329, оп.2лс, д.112

 

***

1901-1902 год. Список студентов, прибывших в Воронеж, попадавшие под надзор полиции как возможно состоящии в революционных организациях (ГАВО ф.И1. оп.1 д.63 лл.6 -26 ):

1. МЮФКЕ Константин Людвигович, дворянин - студент Московского университета (прим. sevdalink - брат раннесоветского архитектора Карла Людвиговича МЮФКЕ и дядя советского актера, прославившего тем, что он одним из первых сыграл в кино Ленина - Константина Карловича МЮФКЕ).
https://forum.vgd.ru/post/1892/93972/p2773184.htm#pp2773184

На канале «Россия-1» в цикле авторских передач А.И. Ховайко вышел в свет документальный фильм, посвященный творчеству и судьбе выдающегося архитектора К.Л. Мюфке, по проекту которого в Саратове были возведены ансамбль зданий Саратовского университета и Клинического городка.
Хранящиеся в фондах ГАСО материалы по истории вопроса представил главный архивист отдела публикаций и использования документов Ю.Г. Степанов.

«ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ». АРХИТЕКТОР КАРЛ ЛЮДВИГОВИЧ МЮФКЕ

«Не разрушать же старый театр!» — воскликнул на заседании в городской управе архитектор Алексей Салько. Тем не менее в апреле 1910 года адрес городского театра мог измениться. Почему? 

А также как возводили корпуса императорского университета? И какую роль для Саратова сыграл архитектор Карл Мюфке?

Об этом и не только смотрите в новом выпуске программы «Время от времени».

https://youtu.be/nT3U_Cv4c2w

 

Зыбин Петр Митрофанович (1857-1918) - работал в Саратове с 1895 года старшим архитектором службы пути РУЖД.

Основные проекты: церковь-школа (1898), железнодорожный вокзал (1899), собственный дом (Киселева 76) (1899), церковь-часовня "Утоли мои печали" (1903), глазная клиника на Вольской (1904),  колокольня в Спасопреображенском мужском монастыре (1904), здание богадельни им. П.С. Миловидова (1912), три здания доходных домов Пташкина (Советская 3-5) (1911-1913). Кваритры в этих домах были оборудованы по последнему слову техники: паровое отопление, газ, телефон, электричество, лифт (один из первых в Саратове). Городской общественный банк (1913) - Городской Дворец творчества юных. Умер в 1918 году. Был похоронен на кладбище при Спасопреображенском мужском монастыре. Могила не сохранилась.

 

 

Андрей Мушта

 

О нашем коллеге П.М. Зыбине. Наша эпоха- время бездумного копи-паста, но я надеюсь, что когда-нибудь в Саратове появится вдумчивый и компетентный исследователь архитектуры и архитекторов, возможно, ему пригодится эта небольшая информация о Зыбине 35-летней давности). Зыбин был обычным крестьянским пареньком, которого выделила среди сверстников помещица, она и оплачивала его учебу в МУЖВЗ. Еще с Училища он дружил с художником Рябушкиным. В Саратове Зыбин дружил с архитекторами Карпенко и Зацепиным. По жене Зыбин приходился родственником не только художнику Мыльникову, но и графику Шмаринову. Своих сыновей Зыбин учил тачать обувь- он считал, что архитектура- это хорошо, но профессия должна прокормить человека в любых условиях. Один из сыновей стал профессором в этой области, у его наследников я побывал в 1985-1986 годах.

 

https://www.facebook.com/groups/2099138370342876/permalink/2800232686900...

Шехтель Федор Осипович (1859-1926) - российский архитектор, живописец, график, сценограф. В Саратове прошли годы учебы.

По его проектам в городах Саратовской губернии построены: особняк К.К. Рейнеке (1912-1914), особняк П.И. Мальцева в Балаково (1910), церковь Троицы Живоначальной в Балаково (1908-1909).

Думаю Андрей Мушта не обидется за размещение без его согласия его статьи прекрасно иллюстрированной  О Шехтеле на нашем  сайте))

полностью статью можно прочитать в журнале «Тектоника плюс», № 7-8, 2009" или на его сайте 

http://www.mushta.ru/publikacii/

Настольная медаль Шехтель Ф.О.

Строительная комиссия Саратовского университета.

 

Файлы: 

Бойцы невидимого архитектурного фронта. 5-летний юбилей САРГОССТРОЯ.1927г.

Файлы: 

Уважаемые форумчане! Нужна информация об архитекторах М.В. Крестине и О.Н. Помориной - Крестиной. Знаю, что биогафические справки о них есть в книге "Архитекторы Саратова", но у меня нет возможности увидеть эту книгу. Я пытаюсь проследить родословную Крестиных, и, если мои предположения подтвердятся, то поделюсь своей информацией - возможно, для саратовцев это будет интересно. Помогите, если возможно, ознакомиться с информацией из книги.

Татьяна!

 

Огромное спасибо! Мои предположения подтверждаются:

в справке о Крестине сказано - сын домовладельца. Это очень скромно звучит. Если мои выводы правильные, то отец Михаила Крестина - Василий Николаевич был не только домовладельцем, но и с 1904 по 1917 год - гласным С-Петербургской Думы. Председатель 20-го городского общества вспоможения бедным, заместитель председателя городской исполнительной комиссии по постройке моста Петра Великого (Большеохтинского), а также член многих других городскох комиссий. Имя Крестина В.Н. увековечено на памятной чугунной доске, украшающей башни Большеохтинского моста. По адресной базе СПБ 1916 года владел пятью доходными домами на Выборгской стороне. Некоторые из них и сейчас впечатляют- ул. Академика Лебедева, 31 (бывшая Нижегородская), Лесной проспект, 13. Так что Саратов, действительно, "спас" на время архитектора Крестина "сомнительного" происхождения. Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что отец Крестин вышел из крестьян Витебской губернии. В "Полоцких епархиальных ведомостях" за 1901 год описывается подробно его благотворительность в отношении Руднянской церкви Городокского уезда. Там его называли "бывший крестьянин Руднянского прихода". Два года назад в Невельском районе Псковской области я нашла надгробную плиту с надписью "Николай Платонович Крестин". Вероятно, это дед архитектора. Ещё у М.В. Крестина был старший брат - Александр Васильевич, тоже архитектор, также закончил ЛИГИ, ученик Никольского. В группе своего бывшего учителя он работал несколько лет. Из осуществлённых в это время в Ленинграде проектов известны такие, как школа им. 10-летия Октября, Круглые Бани в Лесном. О группе Никольского и его учениках можно прочитать здесь     

http://alyoshin.ru/Files/publika/khan_archi/khan_archi_1_106.html 

http://alyoshin.ru/Files/publika/khan_archi/khan_archi_1_101.html

В последующие годы Крестин А.В. как-то оказался в Казани - преподавал в строительном университете. Вероятнее всего, Ленинград он покинул по той же причине, что и Михаил. 

Не знаю, интересна ли моя информация для Саратовцев, но может кому-то и пригодится))))   Ещё раз огромное спасибо за отзывчивость!

И интересна, и пригодится. Спасибо.

Архитектор Василий Люкшин. 1872-1945

фото из музея краеведения, обубликовано 

http://www.sar.rodgor.ru/gazeta/44/history/945/

Василий Алексеевич родился в 1872 году в безвестном селе одной из верхневолжских губерний. Родом он был из мещан. Отец его, трагически погибший в 1874 году (случайно был захвачен жерновами мельницы), содержал небольшой кустарный промысел. Маленький Вася воспитывался у деда, учился в реальном училище городка Новозыбкова на Брянщине, куда семья Люкшиных перебралась к началу восьмидесятых годов. Завершив среднее образование, Люкшин уехал в Петербург где со второй попытки поступил в институт гражданских инженеров, полный курс которого Василий Алексеевич закончил в 1901 году. 

 

В течение двух последующих лет молодой архитектор работал на железной дороге, проживая в Томске, а в 1903 году был приглашен на должность городского архитектора в Саратов. 

 

Первое время пребывания в нашем городе Василий Алексеевич снимал комнату в доме № 6 по Провиантской улице, а женившись в 1906 году, переехал в квартиру по адресу Малая Сергиевская, 81 (ныне дом снесен), где вместе с супругой Екатериной Евгеньевной (дочерью преподавателя Вольской учительской семинарии) архитектор прожил до старости. 

 

Основная деятельность Люкшина в дореволюционный период связана с подготовкой и исполнением проекта саратовского Крытого рынка, над которым он начал работать уже в 1906 году. 

 

Столь огромное, можно сказать, монументальное, сложное инженерное и архитектурное сооружение, естественно, потребовало напряженного и длительного труда большого коллектива специалистов, руководство которым осуществлял архитектор на протяжении почти десяти лет. 

 

Коснулась рука архитектора и саратовской церковной реликвии - Троицкого собора, переделка боковых входов которого в 1904 году осуществлена по плану Люкшина. 

 

Занимался Василий Алексеевич и устройством саратовских улиц. Так, покрытие трехкилометрового участка Астраханской улицы (от Константиновской до Сенного базара) брусчаткой из серого финского камня произведено было в 1911 году под руководством Люкшина. Поражает тщательность и надежность выполненной работы: вплоть до 1980 года (на протяжении 70 лет!) большая часть покрытия была исправна и с успехом выносила транспортные нагрузки современного уличного движения, не требуя ремонта. 

 

Кроме того, Василий Алексеевич принимал участие в строительстве корпусов Саратовского университета. Им были сделаны расчеты железобетонных перекрытий университетских зданий и под его наблюдением произведена их установка. 

 

После революции Василий Алексеевич продолжал долгие годы работать в строительстве. Однако профиль его деятельности изменился. Непосредственно составлением проектов архитектор не занимался, перейдя на административную и преподавательскую работу. 

 

Был Василий Алексеевич глубоко порядочным, интеллигентным человеком, очень умеренным и спокойным. Образцовый семьянин, он горячо любил своих дочек - Нину и Валю, которые отвечали отцу привязанностью и любовью. Добрый и мягкий по натуре, он, однако, обладал твердым характером: мнение свое Василий Алексеевич умел отстаивать, не стесняясь высокого положения оппонентов, подчас силой пытавшихся навязать архитектору свою точку зрения. Василий Алексеевич проработал до 73 лет - вплоть до своей кончины в августе 1945 года от воспаления легких. Похоронен он в Саратове, на Воскресенском кладбище. 

http://www.sarrest.ru/tourism/arx/as17.html

 

Файлы: 

Константин Андреевич Тон 

У нас на сайте не все архитекторы представлены.

Вот архитекторы и их творения http://www.sarrest.ru/tourism/arx/ps03.html. У нас эти здания есть, а теги "Архитектор ....." не везде есть.

 

И ещё. почему-то ни у нас, ни на  www.sarrest.ru  нет архитектора Стасова(Александро-Невский собор). Получается надо проделать огромную работу. Но только постепенно, расчитывая силы, не забывая о семье, о друзьях, о своих родных.

По тегу 'Архитектор...'. Предлагаю ставить теги следующим образом. Например, здание Радищевского музея-ставим тег "Архитектор Штром И.В." у одной из многих фотографий на сайте. Здание Александро-Невского собора-ставим тег "Архитектор Стасов В.П."  у одной из многих фотографий на сайте. И так далее по всем архитекторам. То есть сначала задача минимум, а затем созданный нами "скелет" будет обрастать "мясом", то есть тег 'Архитектор...' будет добавляться к уже существующему у остальных фотографий конкретного здания.А это уже постепенная работа. Мнения специалистов, ссылки на архивные документы нам очень помогут. Итак, начнём... Если можно, пока буду писать в комментах, кнопкой "Пожаловаться" не очень удобно.

АЛЕКСЕЙ МАРКОВИЧ САЛЬКО.

 

http://saratov.sgu.ru/salko_bio.html

 

Очень познавательная и немного грустная статья про Алексея Марковича Салько. Прочтём и лишний раз убедимся, сколько сделал этот человек для нашего города. Сколько прекрасных зданий построено по его проектам. Восхитимся его талантом, его человечностью. И при этом становится грустно. Грустно от того, что несмотря на тот огромный вклад, который он внёс в архитектурное развитие Саратова, несмотря на то, что он сделал всё для того, чтобы его современники называли Саратов столицей поволжья, хотя и зависел зачастую от выделенных казной средств, несмотря на всё это находились "люди", которые довели его своей "критикой"  до того, что он вынужден был обратиться в госдуму с просьбой об оставке.  Грустно от того, как сложилась судьба некоторых его детей. Кто знает, может быть если бы у него было больше времени, чтобы посвятить его детям, может быть их судьба сложилась более счастливо. Но он отдавал свою жизнь, своё здоровье, свой талант на благо России. И при этом оставался добрым, скромным, отзывчивым человеком. 

 

P.S. Сайт, на который ссылка, старый. Появилась ли в Саратове улица Салько или нет? Неужели действительно могила А.М. не найдена?  Боюсь услышать отрицательный ответ на оба эти вопроса. А ведь была такая идея присвоить новой улице на окраине Саратова имя Салько. 

Улица появилась, в Зоналке: http://2gis.ru/saratov/geo/6052347654516129/center/46.115338%2C51.587173....

Файлы: 

Плотников Г.Г. Некролог.

"Правда Саратовского края", 3 апреля 1934 г.

Здравствуйте. Не могу найти книгу "Архитекторы Саратова". Донецкий Б., Максимов Е. .Саратов, 2005.

Конкретно интересует есть в этой книге упоминание о Курзанове Р.С.

Да, есть. С. 61-64. На сайте СГУ-Библиотека также выложена книга самого Родиона Сергеевича, полнотекстовая версия, с иллюстрациями. К сожалению, скопировала, но не смогла вставить ссылку.

Искать надо в разделе "Электронная библиотека открытого доступа".

Вот ссылка. Стало быть, В. И. Жеребцов ошибался в своих воспоминаниях:

Больше половины своей, весьма продолжительной жизни, Р. С. посвятилъ составлению очень оригинальной книги—универсальной проэктировки стоимости всякихъ архитектурныхъ работъ въ разныхъ мѣстностяхъ имперіи. Въ этой

книгѣ были собраны всѣ свѣдѣнія о стоимости рабочихъ рукъ и матеріаловъ при всевозможныхъ постройкахъ. Трудъ, конечно, былъ колоссальный, непосильный для одного человѣка, и, что главное, обреченный на хроническую запоздалость предлагаемыхъ въ немъ свѣдѣній, ибо цѣны на рабочія руки и стоимость матеріаловъ измѣнялись гораздо быстрѣе, чѣмъ подвигался самый трудъ. Увидѣть свѣтъ этой книгѣ, конечно, было не суждено, Р. Сер. умеръ не окончивъ

и половины своего труда, а продолжать его трудъ не нашлось охотниковъ. Послѣ его смерти, масса изъ его письменныхъ трудовъ съ разными вычисленіями и планами, въ количествѣ нѣсколькихъ возовъ были проданы на вѣсъ татарамъ.

Труды СУАК. Вып. 30. 1913.

О Курзанове в воспоминаниях В. И. Жеребцова:

...архитекторъ Родіонъ Сергѣевичъ Курзановъ, это былъ очень талантливый и знающій хорошо свое дѣло строитель, но удивительно безалаберный и безпечный человѣкъ. На собственномъ домѣ онъ нѣсколько лѣтъ не могъ собраться починить прохудившуюся крышу, и затыкалъ худое мѣсто соломою. Домъ его на Малой Кострижной улицѣ чуть ли былъ не единственный стильный домъ въ городѣ. Это былъ бѣлый каменный домъ въ готическомъ стилѣ, съ красивыми башенками и шпицами, придававшими ему нѣсколько видъ лютеранской кирки. Пріѣзжіе изъ деревень крестьяне не рѣдко принимали его домъ за церковь, и проѣзжая мимо, останавливались и истово крестились. Родіонъ Сергѣевичъ отличался флегматичностью характера и

лаконичностью рѣчи. Однажды онъ, въ качествѣ  губернскаго архитектора, былъ спеціально командированъ для осмотра всѣхъ мостовъ въ губерніи. Возвратившись черезъ нѣсколько мѣсяцевъ въ городъ, онъ былъ вызванъ для доклада губернатору, и когда тотъ спросилъ его оффиціально, въ какомъ положеніи онъ нашелъ мосты въ губерніи, Р. Сер. лаконично отвѣтилъ: «такъ себѣ, Ваше Превосходительство». За это «такъ себѣ» ему предложили выйти въ отставку.

Труды СУАК. Вып. 30. 1913.

Скажите, а сколько домов на Набережной Космонавтов спроектированы архитектором Петрушко Э.М.?

http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/person/rogov.htm

Рогов Борис Павлович (24.07.1919, Саратов)

Инженер-архитектор.
В 1935 после окончания семи классов поступил учиться на чертежно-конструкторские курсы. С сентября 1937 по февраль 1939 – студент Саратовского строительного техникума. В августе 1942 был призван в армию курсантом 1-го Саратовского танкового училища. После войны возобновил учебу. В 1949 году окончил САДИ. Специальность – инженер-архитектор. Остался работать на кафедре «Архитектура». В период с 1949 по 1951 работал на кафедре совместно с К.С. Мельниковым. С 1952 по 1992 работал главным архитектором строительного отдела института «Гипропромсельстрой». К авторским работам относятся следующие постройки: главный вход на стадион «Труд»; главный корпус аграрного университета (ул. Чапаева); учебные корпуса № 8 и 9 СГУ (ул. Б. Казачья); Девятиэтажное здание областного отдела социального обеспечения (ул. Б. Горная). Кроме того ряд проектов сделан совместно с архитектором Л.И. Ячиным. Принимал участие в конкурсных проектах: реконструкция площади Кирова совместно с К. Мельниковым и реконструкция главного речного вокзала (автор). Член СА СССР с 1958 г.

Источник:

  1. Донецкий Б.Н., Максимов Е.К. Архитекторы Саратова: биограф. слов. - Саратов, 2005. - С. 169-170.
  2. Материалы к биографическому словарю архитекторов народов СССР. - М., 1987.

 

В 1959 году началась капитальная реконструкция здания цирка. Авторами проекта реконструкции были Кирилл Михайлович Макулов и Б.П. Рогов. 

http://saratov-kultura.ru/theatres/cirk.html

________________________________________________________________

Просьба к админам :

добавьте в первое сообщение  ссылку на  сайт СГТУ 

Архитекторы Саратовской губернии

 

http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/F_person.htm 

Интервью с архитектором Натальей Рапопорт (о 90-х - 2000-х): https://om-saratov.ru/chastnoe-mnenie/29-may-2017-i49360-proekt-na-vsu-jizn

Леонид Дорошенко (1920-1995) - автор многих известных зданий в Саратове: жилого дома с кассами "Аэрофлота", гостиницы "Словакия", стадиона "Локомотив", санатория "Октябрьское ущелье", ДК химиков и авиастроителей и других.

Пишет нам паблик "Остров Саратов".

Дорошенко Леонид Ефремович (1920-1995)

Архитектор, инженер-строитель.
Родилcя 23 ноября в Харбине (Китай). Автор многих проектов зданий и сооружений в Саратове.

Основные постройки

  1. Многоквартирный жилой дом №17, угол улицы Вавилова и Мирного переулка;
  2. Многоквартирный жилой дом №47, угол Московской улицы и улицы Некрасова;
  3. Главные входные ворота в Саратовский городской парк культуры и отдыха им.М.Горького.

А это пишет Политех: http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/person/doroshnk.htm

 

Г-ны старшие редакторы, сделайте описание к тэгу и расставьте оный доступными вам средствами массовой расстановки, а то у нас он только для "Локомотива" стоит.

ДК Авиастроитель - это начало 30-х. Или там какая-то реконструкция была? Для Дома РУЖД на Московской стоит архитектор Дегтярев (почему - не знаю). Вообще, сложно сказать, насколько вся эта информация достоверна. В "Саратове историко-архитектурном" кроме Локомотива (совместно с Дегтяревым) Дорошенко упоминается еще как автор ЛД Кристалл.

Политех пишет, что Дегтярёв работал в соавторстве (очевидно, с Дорошенко) над "Локомотивом", вполне возможно, что они вместе делали и дом РУЖД http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/F_person.htm:

Дегтярев Валентин Михайлович (01.06.1931, с. Тамбовка, Федоровского района Саратовской обл. – 16.07.1970, Саратов)

Из семьи сельских учителей. В 1949 году поступил на факультет городского строительства и хозяйства ЛИСИ. Получил диплом по специальности инженер–строитель. Получил назначение в Туркестанский военно-строительный отдел МВД. В 1955 году демобилизовался и поступил на работу в институт «Дорпроект». Меняет место работы и с 1968 года был переведен на должность гл. архитектора «Саратовпромпроект». По его проектам строятся жилые и общественные здания в таких городах, как Ртищево, Аткарск, Саратов, Кисловодск и др.

Основные проекты:

стадион «Локомотив», соавтор (1954);
дворец пионеров Ленинского района, автор привязки типового проекта, (скульптуру «Орленок» по его модели выполнил скульптор И. П. Елин);
автор архитектурной части памятника «Борцам революции» в сквере у театра оперы и балета;
автор проекта театра кукол «Теремок» (Бабушкин взвоз, 16).

Кроме того осталось много неосуществленных проектов. Славился подачей проектов, особенно в технике «отмывка». Член СА с 1963 года. Умение рисовать передалось детям и внукам.

Источник:

  1. Донецкий Б.Н., Максимов Е.К. Архитекторы Саратова: биограф. слов. – Саратов, 2005. – С. 95-96.

 

Ну вот по Дегтяреву есть ссылка на "Архитекторы Саратова", а по Дорошенко нет. То ли забыли поставить, то ли информация не оттуда. Есть у кого-нибудь сама книга?

Я бы советовал политехническому сайту особо не доверять, там тьма ошибок.

Дом РУЖД - это я поставил. Как и справку в теге. Это его первый проект. Знаю со слов архитектора Сергея Сердюкова, а ему сказал Виталий Петрович Бочкарёв, который был дружен с Дегтярёвом. Возможно они строили вместе. Это практикуется более, чем часто

Великолепно. "Со слов", значит, доверять, а письменному источнику - не доверять, в него, наверное, рыбу заворачивали...

В информации для вики-проектов вроде нашего не так важна достоверность, как прослеживаемость, поэтому указывайте источники везде, где только можно.

А почему бы собственно и не доверять, это довольно тесная тусовка. И в письменном источнике, повторюсь, куча ошибок. И они тоже собирались "со слов"

По-моему, первая часть коммента противоречит второй ;).

Да, нет. Там всё в основном из книги Донецкого, и видимо при перепечатывании наошибались. И это немудрено. Даже в книге всё мутно. Потому что у архитектора (реального) всегда есть соавторы (помощники), руководители итп. Там реально не особо разберёшь где что. Например, вот дом, который спроектировал Желанов, но там ГА Скоробогатов. ГАП Сапогина. А реально проект Желанова. Тут действительно можно спутаться. Это не очень корректно по отношению к работе архитектора. Сейчас пишут наоборот, но всё равно работы мало когда отмечают и в итоге дома остаются осиротевшими. И так начинается путаница. Что уж говорить про старые и малопримечательные здания.

Сын известного саратовского архитектора Юрия Менякина Иван Менякин зарегистрировал автономную некоммерческую информационно-культурную организацию (АНИКО) "Журавли" имени своего отца.

http://www.vzsar.ru/news/2019/04/26/v-saratove-sozdana-aniko-jyravli-ime...

Файлы: 

Великий архитектор Константин Мельников. Фото из его личного дела из архива САДИ.

Переснято в 1983 году Андреем Муштой

К.С. Мельников (слева) с преподавателями САДИ. Фото из архива В.В. Кудрявцева.

Б.Н. Донецкий "Зодчие Саратовского края" (2019)

Файлы: 

Второй слева архитектор Л.И. Ячин, в центре Н.И. Шевченко /в последствии профессор кафедры          "Сопротивление материалов"/, второй справа архитектор А.М. Старкмет.

Горпроект. 1946-51 гг.

Архитекторы Богачевский, Петрушко, Ботяновский.

http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22330671

Файлы: 

газета "Коммунист", 1939

В архитектурной мастерской Саратовского горсовета

Умер глава Саратовского Союза архитекторов Вячеслав Цой: https://www.vzsar.ru/news/2020/11/11/skonchalsya-glava-saratovskogo-souz...

Архитектор Валентин Дегтярев:

https://www.vzsar.ru/news/2021/01/11/teremok-pamyati-arhitektora-valenti...

газета "Саратов" 1996 год

Вырезанный коттедж - отдельно надо было))

Ну, поправь.

газета "Саратов" 1998 год

 

газета "Пресс-панорама" 1990

Шухов в Саратове

В. Цыбин

 

Файлы: 

Андрей Мушта о своем бюро "Галерея А2":

Из далекого прошлого. Год должен быть 1996 или1997. Выставочной деятельностью тогда занималась компания "Софит", они и пригласили нас, совершенно бесплатно, то есть даром. Старый партизан Александр Филиппович Вольников недавно рассказывал врагам о своем творчестве, но так ни в чем и не сознался. А между тем, на стенде почти половина материала- его проекты. Особенно удачным у него получился дом, макет которого стоит слева в углу на корзине для мусора. Возможно, это вообще лучший частный жилой дом 1990-х в Саратове. Справа в углу на тумбочке тоже проект А.Ф. Дом на Мичурина. Над ним- А.Ю. Кашанин, а не Arquitectonica, как могут подумать некоторые. Слева макет красного дома - проект Сережи Кругляка- он такую архитектуру называл: "как слышится, так и пишется".

 

- Почему "Галерея А2"?

Андрей Мушта:

могу рассказать, как это запомнилось мне- все это было очень давно. Сначала наша группа должна была называться "МОДУС", потому что в СССР тогда начали издавать крутой итальянский журнал "Домус". Название предложил Кругляк. Тема собственной мастерской вызревала долго, примерно с 1988 года. через пару лет предложил создать ТОО (кажется) сам В.В.Цой. Кругляк тогда ходил в джинсах-бананах "Пирамида", рисовал пирамиды на каждой второй своей картине, поэтому он предложил оригинальное название "Пирамида". Все снова согласились, и А.Ф.Вольников, втайне обожавший рутинную работу, начал собирать пакет документов для регистрации фирмы. Дела в ХППАПБ шли из рук вон плохо, зарплату не платили, работы не было. Добрейшая Лариса Мамыкина приносила из дома хлеб и сыр и кормила нас в обед разогретыми бутербродами). Донов и Вольников с утра до вечера обсуждали покупку-продажу18 КАМАЗов, Кругляк тихо переехал за ДК "МИР" в фирму братьев Купряхиных. В этот самый момент ко мне зашли два старших товарища, которых я хорошо знал по Жилкоммунпроекту- Юрий Демидов и Михаил Прохоров. Они с восторгом, не свойственном их немолодому возрасту, рассказали об удивительной женщине- начальнице отдела из Промпроекта, которая организует новую компанию, у нее в активе альбом из 50 (!) проектов частных домов, у нее полно состоятельных заказчиков. Нас ей они тоже расписали в лучшем виде. Вскоре у нас появилась и сама Людмила Диевна с огромными альбомами и красивыми словесными авансами. Мы договорились, для начала, украсить город Ижевск-сформировать центральную площадь нового района Сосновый Бор. Вольников должен был делать генплан и общественно-спортивный центр, Донов- детский центр искусств, а я - лицей. Мне как раз показалось, что в совместной работе мы с этим новым для нас человеком, мы поймем, подходим ли мы вообще друг другу. С этими я уехал в отпуск с семьей на теплоходе до Астрахани и обратно, а когда через неделю вернулся, то все радикально изменилось. Донову тогда нравились возрастные женщины, но и на Кругляка с Вольниковым гиперактивность Людмилы Диевны произвела неизгладимое впечатление. Они (точнее, от их имени Людмила Диевна) вчетвером, за время моего отсутствия, создали собственное ТОО "АЛАИС", забрали мою трудовую (!) у Цоя. Хотя я не попал в число соучредителей, зато попал в название компании (Александр-Людмила-Андрей-Игорь-Сергей) и на первое собрание акционеров). К этому моменту все уже начали немного осознавать, что Людмила Диевна была несколько авантюрна и чем-то напоминала гоголевского Ноздрева, но это еще было неточно. Как нам тогда казалось, если что, у нас был запасной выход- ТОО "Пирамида" с готовым директором А.Ф.Вольниковым. Наступил звездный час А.Ф.Вольникова. На первом собрании "акционеров" ТОО "АЛАИС" он показал себя настоящим мужиком- хотя его никто об этом не просил, сделал заявление о существовании ТОО "ПИРАМИДА". Людмила Диевна сказала, что они одна команда, и что предательства она не потерпит, "Пирамиду" передали каким-то ребятам из окружения В.В.Цоя. Вскоре выяснилось, что Людмила Диевна физически не может расстаться с живыми деньгами, нам она предлагала за работу электрические лампочки и чайный сервиз. Через два (!) месяца после этого Кругляк и Вольников тихо свалили из АЛАИСа, увлечение Донова продлилось на пару месяцев дольше (реперной точкой стал день рождения Л.Д. с цветными немецкими ликерами "Берлинер" и скандал, который ему после закатила его тогдашняя супруга). И нам снова пришлось создавать свою мастерскую, а правдорубу Вольникову- по новой собирать документы. Название снова сгенерировал Кругляк. В Москве, куда он часто тогда ездил, была компания "Галерея-А". Он предложил использовать это название. Я добавил цифру "2"- чтобы не было буквального совпадения, да и формат А2 был для нас ходовым тогда. А после этого мы сидели и пытались чертить среди ящиков с макаронами в кинобудке Клуба Института Похмелизации Сельского Хозяйства. Но об этом лучше расскажет А. Ф. Вольников.

источник 

Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. – Санкт-Петербург, 1893.

Гордеев Константин Дмитриевич

https://vivaldi.nlr.ru/bx000050223/view/?#page=95

Гражданский инженер, родился в 1855 году. Окончил курс в Строительном Училище в 1881 г. и назначен сверхштатным техником строительного отделения Саратовского губернского правления, а в следующем году – самарским городским архитектором. В 1888 г., оставив эту должность, Константин Дмитриевич был переведен младшим архитектором строительного отделения при тобольском губернском совете и в настоящее время состоит тобольским губернским инженером.

Прюссинг Рихард Леонид-Гвидо-Эристович

https://vivaldi.nlr.ru/bx000050223/view/?#page=294

https://oldsaratov.ru/tags/arhitektor-pryussing-r-fon

Гражданский инженер, родился в 1865 году. Первоначальное образование получил во 2-м Санкт-Петербургском реальном училище. В 1884 г. поступил в Институт Гражданских Инженеров, откуда в 1889 г. выпущен по первому разряду.

Формулярный список о службе Саратовского городского архитектора. коллежского асессора Алексея Марковича Салько. Составлен января 1871 года.

32 лет, православный, из приказнослужительских детей, имений нет, у родителей деревянный дом в Полтаве.

 

 

 

Заменил вырезку

Стерлигов Дмитрий Федорович

https://vivaldi.nlr.ru/bx000050223/view/?#page=343

https://oldsaratov.ru/tags/arhitektor-sterligov-df

Гражданский инженер, родился в 1855 году. Окончив в 1882 г. курс Строительного Училища с правом на чин X класса, был причислен к Технико-Строительному Комитету; в следующем году назначен младшим инженером строительного отделения Саратовского губернского правления, а с 1888 г. состоит младшим архитектором того же губернского правления.

Тиден Карл Васильевич

https://vivaldi.nlr.ru/bx000050223/view/?#page=357

https://oldsaratov.ru/tags/arhitektor-tiden-kv

Инженер-архитектор, родился в 1830 году, умер 24 апреля 1885 года. Получил воспитание в Строительном Училище (1843-52 гг.) и при выпуске с чином коллежского секретаря и наименованием «отличнейшего» был определен в курляндскую губернскую строительную и дорожную комиссию помощником начальника искусственного стола. Затем назначен (1857 г.) архитектором для производства работ в Саратовскую губернскую строительную и дорожную комиссию и вскоре (1861 г.) занял должность Саратовского губернского архитектора. В 1867 г. он был перемещен в Ковно на такую же должность, но вскоре снова вернулся в Саратов на место губернского инженера. В 1875 г. возведен в звание инженера-архитектора; скончался на 55 году жизни.

Госпожи Ефимовой и Воробьёва?

Возможно, дом Воробьева на Чапаева (Ильинской), хотя это вроде бы проект Салько.

Что касается дома Ефимовой, то как вариант – одно из зданий на этой фотографии на углу Рахова (Камышинской) и Новоузенской:

https://oldsaratov.ru/photo/9328

Адрес-календарь на 1893 год - https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_74480?page=258

Жаль не читаются фамилии..
2-ой выпуск инженеров-архитекторов САДИ. 1949 год.

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=29612529

 

Файлы: 

Весной 1949 года Мельников получил назначение на архитектурную кафедру Саратовского автодорожного института, где проработал в общей сложности около двух лет сначала старшим преподавателем, затем исполняющим обязанности профессора. В саратовский период жизни К. С. Мельников участвует в ряде конкурсов, среди которых проект интерьера Центрального универмага г. Саратова (был осуществлён с некоторыми отклонениями), проект реконструкции площади имени Кирова в Саратове, проект планировки и застройки посёлка Вязовка Саратовской области[7].

Википедия, естественно. Кто-то знает подробности? Мельников - non penis canina est, мировое имя.

Меня интересует реализованное.

В последней ссылке есть (о Крытом):

Предстояло выполнить проект интерьеров двух торговых секций. <...> Идея К.С. Мельникова и здесь была проста: поднять пол со стороны продавца на две-три ступени, создать хороший обзор товаров. Он считал прилавок архаизмом — покупатель должен видеть товар, потрогать его. Когда проект осуществили в натуре — всем понравилось: хорошее обозрение товаров, интересная мебель, выполненная по чертежам архитектора. Однако после снижения цен народу в универмаге заметно прибавилось. Кто-то споткнулся, упал: недовольство. И полы вновь сделали в одном уровне.

Это Донецкий, я ему не больно верю с тех пор, как он пытался выставить архитектором университета Шишико.

газета "Коммунист"

1983

Кто архитектор?

Файлы: 

газета "Коммунист"

1984

По проектам архитектора Усова

газета "Коммунист"

1986

Зачем нужен ландшафтный архитектор?

Ольга Сокольская

 

Рабинович Илья Израилевич, саратовский архитектор. 1912 год

газета "Коммунист"

1990

Что мы знаем об "излишествах"

Файлы: 

газета "Коммунист" (1990)

Е. Максимов об архитекторе Каллистратове С.А.

газета "Коммунист"

1990

Алексей Салько

газета "Саратовские вести"

1991

Человек своего времени

Д.В. Карпов

Статья Б. Донецкого

Фото универмага РУЖД есть: https://oldsaratov.ru/photo/33615, а 3-го дома облисполкома вроде бы нет, надо добавить отдельно. Интересно упоминание часовни, построенной в послевоенные годы на Воскресенском кладбище.

Это проект,скульптуры, как я п., не были учтановлены

https://oldsaratov.ru/comment/10922#comment-10922

Найдено при разборке дома № 44 по 1-й Аптечной.

Материалы по Полотнягину Вилорию Алексеевичу (? - ?), доценту кафедры технической физики Саратовского политехнического института;

и Полотнягину Владимиру (Вилорьевичу?) (ок. 1938 - ?), возможно, ставшему саратовским архитектором.

Также найдено личное письмо, которое не публикуется по понятным причинам.

Есть еще имя Вилорий - Владимир Ильич Ленин освободитель рабочих и крестьян (но букву "к" меняли на краткое "и", по типу "Валерий"). У нас высшую математику в политехе преподавал Вилорий Алексеевич Полотнягин. 36-го года рождения. Он объяснил значение своего имени, удовлетворив наше любопытство, и сказал: "Я своим родителям благодарен. А то сделали бы из меня какой-нибудь Трактор Иванович. Хотя, - говорит, - объяснять всем я уже замучился"

http://sovmusic.ru/forum/read.php?id=61074

Так что Владимир, видимо, тоже Алексеевич (брат). Архитектора с такой фамилией найти не удалось.

А может быть, это он же, просто в годы "Большого стиля" уходили от всей этой послереволюционной ломки?

У меня тоже была такая мысль, но, во-первых, в более поздних источниках (грамота и воспоминания студента) он опять Вилорий, а во-вторых, год рождения не совпадает (хотя студент мог и ошибиться, конечно).

Так это не дата рожления, это моя прикидка, исходящая из того, что в 1949 он пошёл в пятый класс, пошёл в первый в 7 лет и, скажем, ни разу не оставался на второй год. Там же и написано "около".

А в "более поздних источниках" Большой стиль кончился, началась оттепель.