На проспекте Ленина 1 мая 1946 г.

Коллектив научной библиотеки СГУ на первомайской демонстрации 1946г.

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1946 году.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Надпись на трпанспаранте: " Привет лауреатам сталинской премии!"

Ну в центре города у демонстраций было пара маршрутов - Ленина и Кирова. Значит снято там. Какая-то знакомая кирпичная решетка на крыше.

Это дом №106 на улице Ленина (Московской). Угол с Вольской. К счастью, здание сохранилось. Кроме маршрутов демонстрантов по Ленина и Кирова, был маршрут по улице 20 лет ВЛКСМ.

 Три колонны входили на пл.Революции.

Колонны шли от

пр. Ленина (и ул Горького от ул.Кутякова),

 ул. Первомайская,

 ул Горького (от ул. 20лет ВЛКСМ) .

 И к этим основным колоннам из всех близлежащих улочек представители предприятий вливались.

 

Я пишу о второй половине 50-х, 60-х годах. После 1970 года на демонстрациях в Саратове не был. Имелся в виду центр города между Чапаева и Вольской. Первомайская улица в этом месте была с булыжной пыльной мостовой, не приспособленной даже для проезда на велосипеде. Спуск от пр. Ленина по Чапаева был булыжно- грунтовым, там даже машины не рисковали проехать. Спуск от пр.Ленина по Вольской был булыжный, машины проезжали, но широкие народные массы никуда не вливались. Улица Кутякова была просто грунтовой, в распутицу можно было проехать только на тракторе.

И на трамвае, само собой... Интересно ведь - такие говнища по всем воспоминаниям, а пути лежали, не тонули.

Интересная штука- человеческая память...

Сколько не пыталась раскрутить бабушку (1896 г.р.) и  маму (1923 г.р.) на мрачные  воспоминания о голоде в Поволжье, Украине, репрессиях, тяготах войны , о трудных послевоенных годах, в ответ только светлые воспоминания. О золотистом мёде , в который они макали белый хлеб на пасеке у её дяди под Житомиром. Туда семья уехала в 1921. 

О том, как радовались первой елке в 1936 году, украшая её вместо игрушек орехами и помадкой сливочной , оборачивая их в яркие бумажки.  

О необыкновенно вкусной картошке, которую пекли в трубе голландки во время войны.  

 Ой, не об этом же хотела ))

Бабушка с таким удовольствием вспоминала стук по булыжной мостовой сабо, в которых ходили китаянки и кореянки. Так было весело слышать, как их маленькие ступни, закованные в деревяшки, звонко семенят по улицам Саратова.  И так образно бабушка рассказывала об этом, что я на всю жизнь влюбилась в булыжную мостовую. И так печалились мы  с мамой , когда последние остатки закатали  в асфальт на Астраханской. 

Бывая в других городах , чаще  всего гуляю именно по улицам с булыжными мостовыми...

 

 

 

 

 

 

Спасибо за рассказ! А что у нас здесь китаянки-кореянки делали?

И много их было, в метрических записях часто попадаются записи о рождении детей в их семьях. А род занятий или звания родителей  - торговля, чаще всего цветами. Ну, это мне  такие попадаются записи. А чем в основной своей массе занимались  они не знаю.

 

 

 

Вы путаете роскошную диабазовую брусчатку, которую сохраняют как большую ценность во всем мире и за которую переживали все нормальные люди, с булыжником. В булыжной мостовой использовались камни разных пород округлой, по естественным природным ялениям, формы. Камни были разного диаметра, большие камни постоянно выпирали и требовался непрерывный ремонт, который никто не делал. Ходить по булыжной мостовой в обычной обуви было невозможно, только в туристических (10 руб. пара) или в "каторжных" (6 руб. пара) ботинках. "Каторжные" ботинки выдавали в "ремеслухах" (ПТУ), но можно было купить в магазине "Рабочая одежда", располагавшийся в доме №№57 или 59 на пр. Ленина. Иностранцы в Ленинграде 70-х, 80-х на туристических автобусах обязательно заезжали в "Рабочую одежду" на Московском и покупали костюмы сварщика и "каторжные" ботинки, в которых хипповали уже на родине. Проехать на велосипеде по круглым камням было невозможно. Современные легковые автомобили часто бы ломались. А вот диабазовая брусчатка на Астраханской была отличной. Кстати, я где-то читал еще школьником, что брусчатку на Астраханской положили уже при советской власти в конце 20-х годов. Попробуйте что-то узнать.

Враньё совковое. С 14 года её клали. А до того две или три булыжные мостовые потопли бесследно.

Ещё мне старшие коллеги рассказывали, что уже во вполне историческое время в весеннюю распутицу где-то в районе Сенного у одного из их знакомых едва не утонул Запорожец. Заглох, он его оставил до следующего дня, вернулся - а уже до середины колёс.

 Булыжная дорога лишь возле а\д моста осталась.

 Или ещё где есть?

На Астраханской под асфальтом.

Это новодел 1965 года. Брусчатку, а не булыжник, на крутом подъеме к въезду на мост положили чуть ли не за неделю до открытия моста. Асфальт на таких подъемах при интенсивной эксплуатации сползает, а этот подъем какое-то время был единственным подъездом к мосту. Автобусы в Энгельс и весь поток транспота от Музейной спускались вниз по Валовой и поднимались к мосту по этой брусчатке. Готовые камни взяли скорее всего с Астраханской.

Я где-то слышал, что в парке Победы лежит брусчатка с Астраханской. Посмотрел сейчас по фотографиям, она действительно исчезает именно к тому времени.

В парке она слишком новая и шероховатая. Брусчатка с Астраханской была бы сильно заполирована.

Я лично считаю, что на Астарханской брусчатка нигде не снята (хотя своими глазами видел лишь в трёх кварталах).

тем не менее она с Астраханской....

 Мне тогда три года было. Спуск заасфальтировали, подъём - камни.

 Но вообще то автобусы с моста шли по Соколовой и сворачивал по Радищева. Год 67-68 помню прекрасно. Часто к бабушке до Кр.Рынка от Нового Моста ездили.

А Саратов-Энгельс автобусов (не было) не помню, троль ходил году в 66м по М.Северной разворачивался, вокруг магазина "Давыдки". А с него люди на автобус 2 выходили, на трамвай. С 67го примерно автобусы пошли, и родную 2ку на 12 переименовали, потом на 25й. Или наоборот, 12 на 2ку.

У меня была бабушка. Елизавета Петровна Чугреева. 1895 года рождения. Проживала в доме ул. Михайловская , дом 20. Она рассказывала, что ул. Астраханскую мостили пленные австрийцы с 1914 года.

Уважаемый mark! Ваша бабушка права.

сегодня встреила подтверждение её словам в газете «Волга"  (суббота, 2 нояб. 1913 г., №233) стр. 3.

 

заметка "Замощение улиц"

   Третьего  дня стоялось заседание комиссии  по замощению улиц.  Представлена на утверждение смета на 1914 год.  Комиссия решила устроит в первую очередь  асфальтом участки Александровской улицы от  Немецкой  до Константиновской, Немецкой улицы от Вольской до Ильинской  и Московской от Ильинской до  Вокзала. Гранитом  участок Астраханской  от Казарменной площади до Б. Казачей и Кирпичной до Сенного

 

 

Какое же варварство - гранитную брусчатку в асфальт закатать. Но часть все таки спасена- подъем на мост ею выложен и у журавлей!

Моя бабушка, к примеру, отчего-то считает, что жизнь - мучение, оттого у неё и воспоминания соответствующие, и прогнозы на мою.

Обуховский переулок то же был булыжной мостовой. http://oldsaratov.ru/photo/usadba-tyulpinyh-0 И сняли её до 1960 года. Я тогда совсем ребёнком был, но помню. Мостовую именно сняли, а не закатали. Помню как увозили камни на машинах. Да впрочем все наши взвозы были замощены.