Трамвайный вагон 211

Место съемки неизвестно, давайте думать...
Источник: 
Фото предоставлено участником sm-3

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1950-1960 годами.

 

Комментарии

а может тоже с пленки sm-3 ?

Да вы правы.

Подкорректировал описание, указал источник фото. Спасибо Вам за отличный кадр!

Разрешите унести фото для базы снимков подвижного состава электротранспорта СТТС (transphoto.ru)?

Конечно, пожалуйста.

спасибо! а идей по месту съемки нет?

Мне видится либо Рабочая между Астраханской и Ст.Разина, либо Слонова (Пушкинский пер.) на том же участке. Но не навязываю, давайте заслушаем начальника транспортного... тьфу, мнение других участников форума :-)

Вариант неплохой. Вдалеке ещё один вагон, значит движение частое и на участке минимум два маршрута, а по этим улицам ходили 9 и 10.

Могу ошибаться, но мне кажется, что дорога впереди понижается, а потом уже встает гора. Тогда ни Слонова, ни Рабочая, наверное, не подходят. Такой рельеф, например, на Политехнической при движении к центру города, но это точно не она.

Впереди еще один такой же вагон, а народ все равно на подножке висит? Странно. Если только передний сломан...

да не, обычный "час пик". Машин почти не было, а если это и правда линия 9-10, то в тот район больше и доехать-то тогда было не на чем. Вот народ и ломится.

А бывало ещё и так )))

Прямо как в Индии! Эрзац двухэтажного трамвая, так сказать.

Любезный birka birka!

Хочу рассмотреть этот очень правдивый снимок трамвая конца 1950-х.
Подскажите, где?

Почему-то сразу с первого взгляда, подумалось, что Большая Горная, район Сенного. По ходу маршрута, гора  видна впереди. И булыжная мостовая, по-моему тоже припоминается в этом месте...

Странно, ещё в 16.00 делал предположение об участке между "ВишнёвоЙ и "Стрелкой". Почему-то нет комментария. Вчера прошёл по этому участку. Есть ещё пара таких же столбов, как и справа. На заднем плане, похоже, - Соколовая гора. Слева частный сектор.Снимок сделан ближе к вечеру, народ едет домой в центр. Но это тоже предположение

Комментарий остался. Просто на форуме, где эту фото обсуждали со вчерашнего дня.

На участке между Вишнёвой и Стрелкой не было мощёной дороги. На Горной была. На Цыганской была. Но для Цыганской улица широковата. Стариные стальные столбы с частыми перемычками встречались в центре, не на дачных. Простую проверку - выйти на Горную и посмотреть, видна ли гора - сделать не могу.

При варианте "Вишневая-Стрелка" расположение тени смушает. Для вечера она слишком коротка. Больше склоняюсь к вариантам Слонова или БГ в направлении Лысой горы.

По виду и расстоянию до горы версия Слонова подходит больше, да и то - гора все же далековата (во всяком случае уж точно не Сенной). У меня вообще только что появилась мысль, которая кажется мне вполне реальной: а может это быть Кутякова ( тут и солнце светит вполне уместно этой версии)?

Александр, немного опередил, пока делал принтскрин картинки. Тоже считаю, что больше похоже на Пушкинский переулок от Астраханской, а гора не так уж и далека. По времени ближе к полудню судя по тени, только почему в это время так много народа?.. А строение слева случайно не уцелевший домик возле ДЦ Парус? Больше и ориентироваться-то не по чему.

 

 

Если смотреть с Кутякова гора зща вокзалом понижается влево, а вот с Рабочей глядя (потому что со Слонова на Яндекс панорамах ни шиша не видно...) гора, как на этом фото. Так что либо Рабочая, что едва ли. Там по левой стороне заводы всё больше. А на Слонова такой одноэтажный деревянный домишко мог быть.

А что, вполне приемлемый вариант, и домик похож.

Для того времени надо 2 часа прибавить

Для того времени ничего не нужно прибавлять.В ходе всех манипуляций с ним мы нечаянно получили родное Саратовское время.)

Это каким же образом, если у нас с Москвой было +1 ч? Потом подтянули к столице, чтобы мы программу "Время" смотрели в 21.00, затем ввели зимне-летнее время. Дачники раньше летом до 22.00 спокойно возились на своих участках. Не настаиваю на своём ПРЕДПОЛОЖЕНИИ относительно места съёмки. Отмечу только два маленьких момента. Завод ПУЛ, на котором работал с середины 70-х, начинал работать с 7.00 до 15.45. Было очень удобно, успевали и на Волгу съездить искупаться. Очень удобно для студентов-вечерников. Не знаю про другие заводы города, может у некоторых тоже был такой график. СЗЭАМ (105-ый) работал с 8.00. Это делалось для того, чтобы разгрузить общественный транспорт в "часы пик". Поэтому вполне возможно, что люди едут с работы "ранних заводов" при "короткой солнечной тени". Булыжники. Если пройти по старой насыпи от 10-ой Дачной, то они там повсюду встречаются и явно не местного происхождения. Это я к тому. что насыпь для "Дачной линиии" надо было чем-то отсыпать. Не "ляпунцом" же, в конце концов. Повторяю, это только ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ

Гора+трамвай+люк=Б.Горная/Хвалынская?

тоже склоняюсь к Большой Горной (пересечение с Чапаева или ближе к Сенному) - вид горы и ее левой оконечности по-моему только оттуда должен так смотреться

да ну? http://maps.yandex.ru/-/CVFcy-L0

а в объекты типа люка канализации, трамвая, столба, и формы облаков могут быть актуальны для любого перекрестка старого Саратова с трамвайными путями.

Почему обратил внимание на люк - на Слонова есть канализация любого типа, идущая вдоль тротуара? На Горной точно есть, на Кутякова - ливневки, их было бы видно.

Да у нас промежуток времени 1950-70 в лучшем случае, тогда на Кутякова не то что ливнёвки - асфальта не было.

Как ни парадоксально, но ливневая канализация была в этих местах как минимум довоенной, а возможно - и дореволюционной планировки и постройки. Отец рассказывал, как его товарищ в решетку на Кутякова провалился на велосипеде в конце 30-х.

Действительно, парадоксально. Ближе к Волге на крутых немощёных улочках и правда была, потому что трубы недалеко тянуть было. А с Кутякова тогда куда текло, не знаете? В Глебовраг?

Пушкинский пер.исключается,потому что после переноса тр.линии с Рабочей в58-59году сразу был уложен асфальт.Я точно помню.

Спасибо, это важная информация. Тогда круг сужается, что у нас остается? Кутякова? либо Рабочая до 1958-59 года, могла она так выглядеть в означенный период?

Скорее Кутякова,если ориентироваться по горе.

 

Я тоже вчера предположил насчет Кутякова. Завтра постараюсь сделать фото горы с Кутякова, чтобы было с чем конкретно сравнить и можно было как-то подтвердить эту версию

Поддерживаю ранее высказанную версию, это Б.Горная (район Вольской-Хвалынской). В кадре трамваи маршрутов №12 и №5. Время сьёмки утро, время года сентябрь-октябрь (характерный уклон горы говорит в пользу Б.Г)

Яндекс-панорамы не пробовали смотреть? http://maps.yandex.ru/-/CVFcy-L0

мне не совсем понятно, почему отметается вариант с ул.Рабочей? Фото скорее всего до 1958 г., судя по одежде и общему антуражу, домики такие на Рабочей вполне могли быть, кроме участка между Астраханской и Железнодорожной, занятого заводом, а вот вид горы на окончании ул.Рабочей в завокзальной части http://maps.yandex.ru/-/CVF1fC2j

Движение довольно интенсивное для того времени, в кадр попали ГАЗ-69 и грузовик, что не соответствует Б.Горной с практически непригодной для движения проезжей частью, Кутякова так же была практически непроходима для транспорта вплоть до конца 70х, мы это уже здесь обсуждали. А вот Рабочая была вполне транзитной улицей с существовавшем тогда переездом через ж\д и выходом в завокзальную часть.

Если бы снимок был сделан утром, то тени падали в противоположном напрвлении. Или тогда это не Соколовая гора, а Лысая

Гора имеется ввиду конечно же  Лысая

 Всё таки birca birca прав, это Слонова от Астраханской.

 Чуть дальше этой точки http://maps.yandex.ru/?ll=45.979744%2C51.533590&spn=0.188828%2C0.024303&... .

Так и не пришли ни к какому выводу..

А почему не рассматривается улица Радищева ?

мне почему-то показалось, что это отрезок перед Б.Горной. 

http://maps.yandex.ru/-/CVfwFD0X

Какие-то детские ассоциации...

 

 

 

 

 

 

 

 

Могу сказать о второй половине 50-х и 60-х годах. За каждым маршрутом были жестко закреплены определенные модели трамваев.

"МТВ-82" был на маршрутах №3, №5, №12 и, кажется, маршрут от "Комбайна" до "Синтеспирта".

"ТХ+ТМ" - №1 (иногда был КТМ+КТП, с середины 60-х почти всегда был КТМ+КТП), №4, №9 (на Пролетарку ТХ+ТМ ходил "до упора", то есть до 1969 года), №14.

"КТМ+КТП" - №1 (см. выше), №10 , №11 (ходил очень редко), №15.

"Gotha" - ходил недолго по маршруту №15, появился, кажется, в 1961 году и пропал уже в конце 1962 года. "Gotha" выглядел фантастически в сравнении с другими трамваями, раздвижные двери, виниловые, полосатые рубчиком сиденья. Но вандалы начали калечить эту красоту, этому способствовала отмена кондукторов. Обивку сидений резали на ремни, по привычке придерживали двери и они выходили из строя.

Что ходило на "Крекинг" я не помню.

Исходя из приведенных воспоминаний, могу утверждать, что это Большая Горная за Чапаева. В начале осени рано утром в воскресенье (до 1967 года суббота была рабочим днем) на трамвае маршрута №5 народ рвется на свои огороды на Дачные и Поливановку.

Для утреннего солнца тени короткие, на мой взгляд. Т.е. солнце высокое

 

 

Так нельзя смотреть. Вы ж вроде архитектор, про проекции знаете. На точечной проекции сохраняются углы треугольников, лежащих только в плоскостях, параллельных плоскости проекции, а тут вертикальная сторона треугольника лежит в такой плоскости, а нижняя - нет.

Вот если бы у нас был хоть один полный треугольник, скажем, основание столба, его верхушка и конец тени, можно было бы прикнуть по соотношению высосты столба к длине тени, скорректировав на перспективное сокращение, а тут нифигашеньки не понятно.

Судя по горам на заднем плане, это Кутякова, Горная, Слонова etc, и для улиц такого направления, судя по тому, как тени напрвлены по азимуту, речь идёт об утреннем пике. Судя по сочетанию тёплой одежды и облиственных деревьев, это осень.

Я лично считаю, что это Горная, по горам на заднем плане, в промежутке от Радищева до Сенного, но, увы, с тех пор и столбов таких не осталось, и попавшая в кадр застройка там с гарантией уничтожена, а не снесённая северная сторона в кадр не попала, увы.

Построение теней, в данном случае, идет от крайней точки  тени к точке от которой она падает, к источнику света, в данном случае - солнцу. Показала лишь направление. Не заморачиваясь с остальными точками.

 

 

Пример построения теней:

 

Файлы: 

Так это направление никакой информации о высоте источника света над горизонтом не даёт из-за того, что является точечной проекцией истинной пространственной линии на плоскость фотоматериала, и наклон этой линии на плоскости проекции зависит от обоих углов - и зенитного, и азимутального. Если бы мы знали азимут, то могли бы определить и зенитный угол, но мы азимута не знаем.

Вдобавок, вагон - предмет сложной формы, в отличие от гномона, поэтому мы не можем быть уверены, что видим одновременно и точку тени, и точку, отбрасывающую тень. Вторая может быть скрыта от нас другими частями вагона, потому что передняя оконечность у него суживается. Поэтому даже в проведённой вами линии мы уверены быть не можем.

Вот если бы мы знали достоверно все три точки - точку тени, точку, отбрасывающую тень, и точку, находящуюся отвесно под точкой, отбрасывающей тень... А так, как сейчас - нет.

Не стоит так заморачиваться))) 

Все в мире относительно))

у нас есть объем , и объем отбрасывает тень, мысленно проведите подобные прямые через условные углы параллепипеда и тени на земле ))) 

Все гораздо проще , чем нам кажется. тем более источник известен. Не лампа на столбе.

Не стоит создавать сложности на пустом месте.

Это все условно - имею ввиду показанное направление.

Так вагон-то не параллелепипед. Вот представьте, на кол надет цилиндр (который шляпа). При низком солнце край тени будет отбрасывать крышка цилиндра, а при высоком - его поля. Критическая высота солнца будет определяться арктангенсом отношения высоты тульи к ширине полей.

На этом же снимке я могу нарисовать треугольник так, что получится угол подъёма солнца не более 48 градусов, что даже в полдень возможно лишь с мая по август, но поскольку по направлению улицы и теней не получается полудня, это показывает, что рисование теней вагона на этом снимке совершенно бесполезно.
 

)))))

Не буду спорить, а тем более заниматься черчением. Мне достаточно визуальной оценки ситуации, чтобы понять, как высоко солнце стоит над горизонтом, по длине теней. не заморачиваясь ни математическими подсчетами, ни построением чертежей.

А Вам посоветую полистать учебник начертательной геометрии.)))

 

Вики пишет, что МТВ (названные там странно - вагоны марки РВЗ) были и на 14.

Я указал конкретный период: вторая половина 50-х - все 60-е. Это мои личные наблюдения, ни на каких справочниках не основанные. Вполне возможно, что по улице Ленина до удаления путей по маршруту №14 ходили МТВ-82 производства Рижского завода (РВЗ), но я родился в 1952 году и видеть этого не мог. Чуть-чуть застал и запомнил трамвай маршрута №8 (ТХ+ТМ) на улице Максима Горького, так как рядом располагался мой первый детсад №14 на улице Сакко и Ванцетти, 14.

Я думаю это Слонова

Полагаете, видно угол этого дома?

https://goo.gl/maps/TgCZnEPUq9F2

Файлы: 

Да

Подождем мнения других участников сайта. Я согласна с Вашим вариантом.

С одной стороны: домик подозрительно похож.

С другой стороны: нет люка перед остановкой, и на Слонова был асфальт (http://oldsaratov.ru/comment/23263#comment-23263)

Люки, знаете ли, вещь преходящая...

Если ориентироваться по горе на горизонте, то это Слонова...

На снимке место где ходят как минимум 2 маршрута. Первый вагон видно, на втором повисли люди, т. е. первый пропустили. 

На мой взгляд, это Большая Горная, примерно от Рахова.

Трамвай №5, впереди трамвай №12.

Похоже. Дома в створе улицы высоко поднимаются на гору, "светлое пятно" на горе за вокзалом, над впереди идущим трамваем просматривается силуэт- похоже на церковь на углу с Унмверситетской.