Плот идет под мост

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1969 году.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Последние годы редко бываю в Саратове и на Волге. Их ещё гоняют?

Давно не видел, хотя на дачу каждую неделю гоняю через новый мост у Пристанного.

Поставил точку. Сплав леса в плотах прекращён с 1990 г.

Спасибо. А по какой причине?

Экологи продавили это решение- типа часть бревен при роспуске плотов тонет ( топляки) и затем на дне в теплой воде гниют, выделяя аммиачные и марганцевые соединения. Года три назад была статья из которой следовало, что только в акватории Затона сейчас на дне лежит 5-6 тысяч бревен.

Во-первых, не "экологи продавили типа", а на самом деле, лесосплав - огромная проблема. Причём не на Волге, а на тех маленьких таёжных речках, где сплав шёл россыпью, и они до сих пор забиты этими брёвнами, которые как раз в холодном климате очень долго и специфически разлагаются, закисляя воду и губя всё живое. Мой ныне покойный старший коллега А. С. Парфёнов был родом из Сольвычегодска и мёртвые из-за молевого сплава речки описывал весьма красочно. Ну а уж когда сплав россыпью запретили, тогда и плотогонка потеряла смысл, вытащенный из тайги посуху лес кидать в воду невыгодно, проще по ж/д.

Про аммиак и марганец очень странное утверждение. В бревне азота очень мало, оно почти сплошь углеводы. А марганец так и вовсе микроэлемент.

Я знаю что это проблема, а "типа" потому, что тогда никто не проводил комплексных исследований по этой теме, просто "поверили на слово" и запретили. Мне вот тоже не понятно про аммиак и марганец, а еще как они посчитали эти бревна под водой. Это данные завкафедрой "Экология и техносферная безопасность" СГТУ Тихомировой для статьи. Можно найти в интернете. А бревна конечно же на дне есть, но не думаю, что в таких количествах. Вот на фото дно в районе Улешей, во время снижения уровня в 2010 году.

Файлы: 

Доводы экологов легли на подготовленную почву. В 1987 г. было постановление СМ РСФСР о поэтапном сокращении/ прекращении молевого сплава. Кроме проблем экологии была и транспортная: Магистральный лесосплав создавал проблемы движению судов через шлюзы, на каждой ГЭС под плоты выделялась отдельная камера (в Балаково- №26). Плот состоял из секций (240Х27 м., 80% под водой) связанных кое- как на Вятке которые проводили через шлюз (290Х30 м.). В 1988 г. я, практикантом, был на проводке таких секций в Балаково. Из Саратова в Балаково на "плоты" отправляли Рейдовый, до него- РБТ-505  https://oldsaratov.ru/photo/gubernia/41718https://oldsaratov.ru/photo/gubernia/39178 , РТ-336 отправлялся на Вятку- на сплав. При проводке плота одна нитка шлюза долго была занята, после в камере могли остаться брёвна- стояли под водой вертикально и могли проломить корпус при "спуске" (было такое), у шлюзов с 2х сторон собиралась "пробка". Вторая камера работала с задержками- подстраиваясь под расписание Метеоров и др. пассажирских.

В конце 1990 г. был реорганизован Волголесосплав, с этого года в атласе ЕГС исчезли плотовые ходы и рейды, в 1990-х (когда- не знаю) на мосту демонтирован знак "пролёт для плотов". На снимке человек стоит на мостках перед габаритом опоры.

В 1990 г. я работал на шлюзовом, в кон. ноября вернулись в Саратов и нас сдали в аренду какому- то армянскому кооперативу- добывать топляк лесным грейфером напротив Улешей. Добывали до 20 января, и добыли много но весь лес оказался ни к чему не годен. 

 

О, а мне рассказывали, что, наоборот, в топляке было много лиственницы и её мебельщики и столяры по окнам-дверям охотно покупали. Но по крайней мере в том, что топляк разрабатывали грейфером, показания, так сказать, сходятся.

Сомневаюсь что добытое кто- то мог использовать. В основном это были трухлявые/ гнилые брёвна к тому же промёрзшие. 

Ну, может, не один раз разрабатывали-то.

Может быть.

Интересно, а вот Шлюзовые и подобные буксиры, могли ли тащить плоты, хватало ли у них мощности?

По моему,они лишь направляли плот, а тащило течение.

Примерно в конце 80х начале 90х и течение реки замедлилось, Волга с этого времени и начала заиливаться.  Наверное, это тоже причиной прекращения сплава стало.

В целом да, буксир вообще не нужен, по Волге до плотин плоты ходили самоходом. С хвоста бросали якоря, чтобы тяжёлый хвост (там были избы для плотогонов, рули и соответственно, воробы для якорей) голову не обгонял, и всё. Но течение ослабло с момента заливки водохранилищ, разумеется, и, думаю, тогда же плоты без буксира стали ходить слишком медленно и плохо управляться. А заиливание просто через 20 лет после заполнения стало заметно.

Буксиры использовались для проводки под мостами, причём аж до 4 штук на плот, потому что под узкопролётными мостами плот расшивали вдоль пополам, два буксира тащили головы, два толкали хвосты, а потом сводили половины и сшивали обратно.

Озерные не отличались особо большой мощностью от подобных (800),они постарше и не были приспособлены для толкания (изначально) .  .И передний не только управлял - вспомни! - когда к плоту подъедешь близко , видна ощутимая скорость его отн. воды ! Где-то читал воспоминания речника с Озерного как они с плотом вышли из Камы и потащили его к Казани.Медленно,но дошли и без помощников.

Скорость относительно воды плот развивает и самоходом.

На Волге и в нужную сторону? Что помогает?

Как я выше написал, плотами управляли с помощью якорей и рулей. Подробности ищите в книжке Волга - река русская [Текст] : [Лит.-худож. сборник]. - Саратов : Кн. изд-во, 1954. - 248 с. : ил.; 23 см. В той же книжке, кстати, ЕМНИП, есть и описание рейса каравана нефтеналивных барж вверх с буксиром, и забавный эпизод, как они не могли 2 часа из воложки выйти на коренную Волгу, потому что 750-сильный буксир не осиляет, и надо дать "два полных хода", то есть форсировать котёл и машину.

 

А скорость относительно течения плот приобретает, потому что он не движется вместе с течением, как нам часто в школьных задачках вдалбливают, а скользит по наклонной плоскости, которой является поверхность реки (потому что исток выше устья). Наклон ничтожен, зато трения покоя в воде нет, и даже небольшой скатывающей силой плот разгоняется, пока споротивление воды не уравновесит скатывающую силу, и тогда он идёт с постоянной скоростью быстрее течения, и, соответственно, повинуется рулю. А беляна, как судно с лучшим гидродинамическим качеством, небось, ещё быстрее ходила и лучше управлялась даже без парусов.

И до какой скорости в теории разгонит скатывающая сила до равновесия со всеми видами сопротивления плавающего тела ,заменив дрейф движением в водоизм.режиме? Сможем мы на этой мизерной скорости эффективно управлять плотом? Вспомните фото старых деревянных барж  - какие у них большие рулевые перья! А  ведь их таскали буксиры или,в крайнем случае паруса.  И это всё  в идеальном случае,при полном отсутствии его величества Ветра ,ровном течении,ламинарном состоянии потока и проч..Силы,развиваемые ими могут быть на порядки выше.А про беляны и тормозные якоря, выпущенные с кормы зря Вы .Не смотрите  древние книжки про речки с быстрым течением, без частых подводных трубопроводных переходов.На сейчас все изменилось.Почти стоячие водохранилища.

Так я ж не говорю вам про ситуацию "сейчас", чего вы ломитесь в открытые ворота?.. Речь именно о прежних временах, а сейчас лес плотами гонять экономически невозможно по сотне причин.

Теоретического расчёта я вам, конечно, не дам, это сложная гидродинамическая задача, но качественно дело обстоят так, как я описал. За практикой - в упомянутую книжку.

Буксировать плоты могли и менее мощные буксиры, только скорость была б менее 1 км/ч. Шлюзовой по док- там имеет 600 л. с., (2Х300, дв. 7Д12) на самом деле прим. 510 т. к. электроход. Для управляемости плот должен иметь небольшую скорость относительно воды, на большом протяжении течение слабое или почти нет. Сплав только при помощи течения был до постройки ГЭС, рекорды по сплаву плотов были в нач. 1950- х. г. (было движение типа Стахановцев), подробностей не помню. На магистральном сплаве плоты буксировали "Озёрные", иногда МБ (пр. 07521), на сложных участках, на подруливание ставился др. буксир.

С постройкой ГЭС объёмы сплава стали сокращаться, т. к. время доставки леса леса плотами увеличилось в разы (с постройкой всех ГЭС), и увеличились потери из- за долгого нахождения древесины в воде (и некачественного формировочного такелажа). На участках: Чистополь- Куйбышевская ГЭС, о. Паньшинский- Саратовская ГЭС и Увекский мост- Волгоградская ГЭС течение стало слабым/ почти не стало. Кроме этого добавилось время на прохождение шлюзов: Тольятти- постановка на рейде в аванпорту, расчалка и проводка через 2 шлюза, (межшлюзовой бьеф 3,8 км), канал, Балаково- то же, 1 шлюз, счалка в нижнем канале, Волжский- то же, 2х камерный шлюз. На каждый проход ГЭС требовалась прим. неделя. (Ещё расчалка перед Сызранским мостом- из за малой ширины пролётов, их было 2 для плотов).

Заиливаться Волга стала из- за постройки ГЭС, но т. к. это равнинная река то процесс этот долгий (несколько столетий)- наносов в воде мало. Горные реки, где наносов много, заиливаются за несколько лет.

Закон о запрете молевого сплава (т.е.россыпью) был принят 18 октября 1995 г. Интересный факт - жители деревень по берегам рек заметили сокращение количества рыбы после прекращения молевого сплава.