Католический собор

Источник: 
https://www.facebook.com/groups/2099138370342876/permalink/2148481962075183/

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1998 году.

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

 

Комментарии

Повествование самого автора (Мушты), оно в свободной форме, ибо это был формат переписки в мессенджере [архитектор Евгений Спирин].

«Католический собор Св.Климента. Первый проект Собора на углу Октябрьской и Мичурина сделал архитектор Борис Смыков. Это был примерно 1995 год. Говорили, что эскизный проект двух соседних обьектов - Конто-банка в виде кубика и Собора в виде шатра предложил тогдашний Главный архитектор Барсуков. Это правдоподобно, но я этого не видел.

Здание у Смыкова получилось крупномасштабное, центричное (что несомненно было хорошо), но немного старомодное по форме. Вдобавок ко всему инженер-конструктор поставил его на 150 свай. Проект получился очень дорогой. Немецкая сторона, финансировавшая проект, платить отказалась. Она заказала немецким архитекторам альтернативный вариант и немцы сочинили проект за один день. Это был простой функциональный дом из легких деревянных конструкций. Внешне он напоминал школьный спортзал и его сметная стоимость была 1.000.0000 марок. Немецкий проект был отвергнут городскими властями, как не соответствующий духу места. Немецкая сторона согласилась профинансировать строительствонового здания в лишь в том случае, если расходы на проектирование и строительство не превысят 1 миллион немецких марок.

К нам в «Галерею» заказ принес бывший сотрудник ХППАПБ Володя Романов, который тогда оставил архитектуру и перешел к куда более прибыльной прорабской деятельности. С одной стороны, он был прорабом, с другой оказался католиком. Он уже построил католическую церковь в Марксе (по литовскому проекту со своими дополнениями) и должен был стать строителем нового собора в Саратове.
Католическая община через Володю Романова предложила нам заняться проектированием собора на следующих условиях: если проект будет согласован Городскими властями, понравится общине и смета при этом не превысит 1 миллион немецких марок, нам заплатят за проект. В противном случае мы просто сделаем бесплатную работу. Мы согласились.

Техническое задание сформулировал Настоятель собора, отец Яцек Фальковский. Стиль здания не оговаривался, вместимость- как у проекта Смыкова. Дополнительные помещения- квартира настоятеля и квартира монахинь, помещение для собраний прихожан Общины. Само устройство Католического собора довольно простое - алтарное пространство открыто для молящихся, слева от алтаря- помещение сакристии (ризницы). Отец Яцек вообще отличался либерализмом и широтой взглядов, о нем у меня остались самые приятгые впечатления.

Я начал работу над первым вариантом Собора. Очевидно было (в первую очередь- из-за ограниченного бюджета), что он не мог быть большим или высоким. Здание «закрепляло» пересечении улиц вступало в диалог с двумя большими и заметными в Саратове зданиями- Конто-банком Бориса Смыкова и жилым домом Виталия Желанова [Октябрьская, 9а].

Одной из тем, которые меня тогда волновали был несколько архаичный и вторичный стиль саратовской архитектуры. В Саратове тех лет продолжали мирно уживаться архитекторы, работавшие в духе конца 1960-х, в структурализме 1970-х годов, творившие в «исторических» стилях , в постмодернизме 1980-х (в провинциальных версиях разной глубины). Было несколько страстных, но неопасных поклонников деконструктивизма и Захи Хадид лично. При всем формальном антагонизме постмодернизм и деконструктивизм отобъединяли общие черты- «кучерявость», многодельность, дробность, измельченность и надуманность (молодые архитекторы Донов и Морозова могли часами спорить, на сколько градусов (11 или 11,5) нужно разворачивать модульную сетку в квартире какого-нибудь авторитетного заказчика из Заводского района. Они даже не подозревали, что ее можно не разворачивать вообще). Для меня было очевидно, что следующий стиль будет проще, спокойнее, рациональнее, ортогональнее, с преобладанием горизонтальных членений. При этом он будет отличаться от «сурового» стиля 1960-х годов и конструктивизма 1920-х годов. Слова «минимализм» тогда еще не было. Во всяком случае, мы о нем не подозревали. 
Проект Собора 1996 года был очень простым и рациональным. Небольшое (в силу финансовых причин) здание я сделал крупномасштабным и оно не пыталось «перекричать» соседей. Основной упор был сделан на сочетании простых материалов- белая фактурная штукатурка-красный глиняный кирпич и немного цвета. Здание было элегантно отодвинуто от пешеходной улицы, перед ним образовалась небольшая площадь со знаком-звонницей. Внутреннее пространство было направлено на алтарную часть- свет лился сверху, как у Ле Корбюзье.

"сельский к/т"

На Градостроительном совете (членом которого при А.Т.Синем я имел честь состоять) местная архитектурная общественность проект раскритиковала, назвала некрасивым и потребовала его переделать. Хорошо ко мне относившийся тогда Ю.И.Менякин доброжелательно, но твердо сказал, что проект напоминает ему сельский кинотеатр и представить такое здание в городском пространстве просто невозможно. Это мнение было подавляющим, остальные вообще искренно хотели «восстановления Собора в готическом стиле», хотя стиль Собора на Немецкой был романским. Всегда искавший компромиссов А.Т. Синий сформулировал итоговое требование- выразительность здания нужно усилить.

Это был уже не первый мой проект, в котором общественное мнение требовало «повышения кучерявости» - таков стиль провинции. Планировка всех устроила. Дальше начались поиски вариантов объемно-пространственного решения. На обсуждение собиралась вся немногочисленная католическая община Саратова, все хотели готику. Володя Романов мягко подталкивал к видоизмененному марксовскому варианту. Между первоначальным и итоговым вариантом было несколько итераций, иногда делались рабочие макеты, иногда обходились эскизами.

 

Среди проработанных и отвергнутых вариантов было красивое, но труднореализуемое (в условиях строительных технологий 1990-х) градостроительное решение- вписать в почти квадратный участок круглую в плане упрощенную колоннаду, чем-то напоминавшую модернистский Стоунхендж, здание при этом было незаметным и пряталось внутри. Этот вариант не прошел.

В итоговой версии я развернул здание таким образом, чтобы «закрепить» пересечение улиц апсидальной частью, которую я в этих же целях «выдернул» вверх (Это было спорное решение, т.к. ориентация католических церквей аналогична православным, однако Отец Яцек посчитал это допустимым). Передо мной, как перед архитектором стояла формальная задача «примирить» вертикаль апсиды с горизонталью основного здания, а также увязать разворот на 45 градусов с ортогональным окружением. Образ корабля не слишком явно, но все-таки присутствует в облике Собора. Структура здания очень простая - два независимых блока - объем собственно Собора и вспомогательные помещения объединены вестибюльным помещением с зимним садом наверху.

Конструктором Собора был замечательный человек и профессионал высочайшего уровня - Владимир Васильевич Чернов. Думается, без его участия собор просто не был бы построен. Он ухитрился опереть очень непростое здание на сборный ленточный фундамент. Только благодаря работе Чернова мы в итоге поместились в смету. Рабочим проектированием занимался наш старший товарищ Владик Левинсон.

В.В.Чернов невольно скорректировал внешний вид угловой части здания. Над абсидальной частью возвышался большой крест, который я предполагал сделать из 16-го или 20-го двутавра. Двутавр казался В.В. совершенно неэстетичным и он уговорил меня (отказать было невозможно, т.к. он очень сильно переживал, дело могло закончиться инфарктом) переделать сечение креста на прямоугольник, чертеж разработал он сам. При этом толщина креста немного выросла, но в допустимых границах. Следующий шаг произошел уже без нашего участия. По России тогда разъезжала гиперактивная бригада из Волгодонска, облицовывавшая купола православных церквей листами нержавейки, покрытыми нитридом титана. Они предложили свои услуги, по готовому кресту выставили новый каркас и облицевали его «золотом». Крест стал совсем толстеньким и крупноватым, а его поверхность- слегка помятой и «богатой». А.Т.Синий меня мягко критиковал потом за немасштабный крест).

Строительные работы выполняля компания «Доминос» Валерия Серова. В мае 2000 года я переехал в Москву. После этого я сделал для интерьера проект амвона и алтаря (приняли упрощенный вариант). Отдельные моменты так и не были выполнены или были выполнены не по проекту. Хотя в общем получилось похоже.

Окончательный макет делал Дима Айдаров. У Димы тогда были проблемы с работой. макет был на стройке, потому что прорабы совсем не понимали чертежи. Там его и убили.

Алтарь я хотел сделать из необработанного камня с полированной верхней частью. Такого не оказалось в Балаково. Сделал упрощенный вариант. Амвон хотел сделать из хрусталя с подсветкой. Ездили с Отцом Яцеком на производство - оказалось, что у них на Техстекло муфельные печи маловаты и отпуск такого куска хрусталя займет очень много времени. Сделал второй простой вариант.

Если подводить итог - по Собору мне тупо не хватило профессионализма - слишком много тогда у меня было проектов и слишком мало было реальных построек. Из того, что не было сделано-доведено: 1) Башня. Там использована торцовая кладка (что хорошо для гусельского кирпича), я хотел "погасить" задорный красно-розовый цвет кирпича тонированной грунтовкой. В идеале хотел всю крышу башни сделать стеклянной, но были проблемы по деньгам, по исполнителям и со смежниками (институтом Гипропромспецстрой) - принял упрощенный вариант. Венчание - хотел по верху башни и по фасаду в отдельных местах пустить полихромные вставки из бизаццы/металла (даже купили мозаику у Янкина, но потом отказались. 2) Звонница. Там был некий семантический дуализм - крест латинский на фасаде повернут на 90 градусов - в том виде, в каком Христос нес его на Голгофу. Ребята поправили и открасили "правильный" крест. Звонница должна была быть "самой вкусной"- в облицовке, с колоколами и бронзовой патинированной вставкой. Ну, что выросло- то выросло. 3). Хотел сделать эксплуатируемую кровлю - со второго этажа по винтовой лестнице. Но тоже как-то рассосалось. Вроде, всё. »

Очень интересно, спасибо!

Добавил ещё одну вырезку

Плюс заменил основную фотографию и саму вырезку более крупным сканом. Спасибо Андрею Муште!