Троицкая слобода с Волги

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

А почему Троицкий взвоз назывался Покровской слободой?

Это единственная открытка, на которой я видел указание на Покровскую слободу в Саратове. Могу только предположить, что поскольку запечатлен район перевозной пристани (рядом с будущим мостом через Волгу), то на это место перенеслось и название слободы, с которой Саратов соединяла эта пристань.

 

Вот еще нашел про Троицкий взвоз: "И от улицы отгораживали террасу каменные лабазы, в которых раньше хранились соляные — для всего города — запасы, а потом, когда появился керосин, хранился керосин, вначале называвшийся фотогеном, потом фотонафтелем и только в самом конце керосином."  Борис Пильняк. http://saratov-project.ru/?p=563

Ну а соль из Покровска и т.п.

Да, слева на открытке - тот самый дом Савинова, который описан у Пильняка.

Комментарий Станислава, перенесенный с дубля: 

 

В левом углу дом Савиновых, в котором выросли Борис Пильняк и академик-живописец Савинов. А напротив стоял дом Рыковых (первый председатель советского правительства):

http://saratov-project.ru/?p=563

Увидел, что эта открытка бытовала и под другим названием

http://oldsaratov.ru/photo/troickaya-sloboda-s-volgi.

А статью про взвоз Вы уже, получается, знаете  

Поскольку сам вывешивал рассказы Пильняка и Игоря Сорокина про дом Савиновых на saratov-project, то, конечно, знаю )

Ну тогда совсем спасибо! На всякий случай могу еще посоветовать (или напомнить) 5 главу фединской повести "Старик", где часть действия происходит, судя по всему, именно в Покровской слободе.    

Еще есть тексты в загашнике да всё рукм не доходят.

Кстати, вдруг понял почему Часовенный взвоз еще назывался Жадным взвозом - видимо как раз из-за Покровской слободы, где были чумаки - украинцы. Стереотип о жадных хохлах (типа анекдота про банан и сало).

В допах - открытка с подписью Троицкая слобода. Я так понимаю что это и есть верное название открытки. Меняем и дописываем тег "ошибка"?

Прошу добавить теги "Открытка", "Храмы Саратова", "Лошади". Фото до 1905 года.

В центре фото - Спасо-Преображенская церковь. На сайте есть тег с таким названием, но там нет этого фото.

Добавил теги.

Господа! Вопрос к сообществу по поводу т. н. Жадного взвоза. Может быть кто-то знает, имеются ли какие нибудь источники, кроме В. Цыбина "Волжские взвозы Саратова", где бы упоминалось это название - Жадный? Заранее благодарен!

И в яндекс и в гугле написано, что это другое название ЧАСОВЕННОГО взвоза. Большая статья на Сад сервье.

Ни яндекс, ни гугл, ни Сад Сервье ни даже книжка Цыбина - это не источники.

Источники - это путеводители того времени, адресные и телефонные книги того времени, карты и планы того времени, правоустаналивающие документы того времени и пр. в том же духе.
 

Согласен с Элрондом. Я веду к тому, что, по моему мнению, именно Цыбин ввел в оборот это название, которое в других источниках не встречается. В связи с этим представляю сообществу мнение Е. К. Максимова, который убежден в том, что Цыбин, встретив в каком - то источнике название "исадный"  неправильно прочел его как "жадный"- почерки канцеляристов и писцов 18 -19 вв. бывают настолько кудрявы, что читать их довольно трудно, и немудрено, что при чтении случаются ошибки.

К тому же крайне трудно объяснить, почему этот взвоз мог быть назан "жадным". Основные значения этого слова по Далю - от црковно-славянского слова "жадАти" - жаждать, хотеть пить, страстно желать, стремиться к чему либо. Отсюда значения слова "жадный": 1) Жадный - жаждный, хотящий пить; 2) Сильно желающий; 3) Алчный, стяжатель, ненасытный, обжора; 4) Желанный, милый, любезный. Если принять во внимание 1-е значение, то можно было бы предположить что на взвозе была сосредоточена торговля напитками - квасом, сбитнем. Однако, ими торговали обычно вразнос, по всему базару от Волги до нынешней ул. Чернышевского. Если "жадный" от "прожора, обжора", то может быть, на взвозе были харчевни  - но харчевни также были рассредоточены по всему базару, об этом говорят и документы и планы и множество выгребных ям на территории сквера при Троицком соборе, заполненных огромным количеством костей животных, а также битой посудой. Таким образом, мнение Максимова, на мой взгляд, заслуживает внимания. Ну а объяснение названия взвоза украинской жадностью считаю необоснованным - не все украинцы жадные, также, как не все русские -  пьяницы - жадных среди русских, думаю, не меньше, чем среди хохлов.

А "исадный" встречается? "Исад"="пристань", но слово это характерно для верхней Волги и Астрахани, в промежутке вроде не попадается... А происхождение может быть самым невероятным. Но и Цыбин, конечно, мог ошибиться.

Кстати, и тег такой на сайт есть, с двумя фотографиями: http://oldsaratov.ru/tags/vzvoz-zhadnyy

 

"Исады" от "изсад" - место высадки на берег, пристань; базар, находящийся близь пристани; слобода, поселок близь пристани. Об "исадах" в Саратове есть несколько упоминаний в документах: "...он, Андрюшка, с товарищи... рыбу ловят, и привозят на Саратов на исады, и продают в мир всяких чинов градцким людям" (Шахматов А. И. Выписка из дела о рыбных на реке Волге ловлях, пожалованных в 1658 году царем Алексеем Михайловичем жителям г. Саратова, "чем им сытым быть" // Труды СУАК. 1896. Вып. 20. С. 2); Д. Мордовцев в " Политических дижениях русского народа" приводит рассказ саратовского старожила о событиях Пугачевщины (С. 104), в котором есть упоминание о драке, случившейся на "свежерыбной пристани", что тоже, что и "исады"; Гераклитов пишет (Гераклитов А, А, Саратовские пожары 1800 1801 гг. // Труды СУАК. 1916. Вып. 33. С. 7), что в оба пожара "...частью повреждены, а частью истреблены совершенно четыре городских моста, только что устроенных, а именно: Горный, Исадский, Воздвиженский и Жоводеровский". Думаю, что под Исадским мостом следует понимать мост, устороенный (саратовские взвозы в те времена представляли из себя довольно глубокие водомоины, над которыми, как видим, даже устраивали мостики) именно над Часовенным взвозом. Казанский взвоз в те времена не имел прямого выхода на берег, он был крут и неудобен и спускался на вторую прибрежную терассу и им пользовались, вероятно,  для спуска к Горному (ведущему через овраг на "Горы") мосту. (См. фрагменты планов 1746 1769 гг.)

Файлы: 

Спасибо. Тогда да, "Исадский мост" - весомый аргумент.

Ну и у Минха: "Около Соколовой горы находятся сараи и печи для обжига извести; ниже Глебова оврага, через который выстроен деревянный мост, - Казанский (около которого бывает в мае весенняя ярмарка на судах), находятся садки с разною рыбою - стерляди здесь очень дешевы, так что летом можно иметь стерлядь более аршина за 60 или 70 коп. сер. - ниже садков во всю длину лежащей выше Покровской улицы тянутся по берегу Волги лабазы: рыбные, соляные и проч., затопляемые в разлив (тогда они уже пусты) наравне с верхушками крыш водою". 

Есть еще некоторая информация о Шапошном взвозе (сомнения) и о Симбирском взвозе, но об этом - чуть позже.

В работе Цыбина меня всегда смущало, почему Казанский взвоз - это Валовая улица (хотя Казанскую церковь отделяло от взвоза некоторое расстояние), Часовенный взвоз - продолжение Троицкой улицы (хотя к этому углу ближе Казанская церковь), а потом уже и Троицкие переулок и взвоз (где там место для переулка?). Или я что-то не так понимаю?

Лично на мой взгляд, к этой работе Цыбина надо относиться несколько критически и с осторожностью

Например, в самом начале: Нигде от Ржева до Астрахани улицы, спускающиеся к Волге, не называются взвозами. Нигде, кроме Саратова. Во всех других волжских местах употребляли слова съезды или спуски.

Но ведь это не совсем так! Немало взвозов есть, например, в Волгограде (и ещё больше было раньше): 

Дороги-подъёмы в гору от реки (Волги и Царицы) назывались «взвозами». Обычно они носили название улиц или площадей, на которые выходили: Астраханский, Бутырский, Камышинский, Киевский, Спасский... Но были среди них и названные по именам купцов... Кулыгинский..., Голдобинский..., Бизяевский взвоз...

http://царицын.рф/article/notes/134-v-poiskah-bizyaevskogo-vzvoza.html

В общем, согласен с Элрондом: Цыбин - это не источник.

Продолжаю тему взвозов. У Цыбина Троицкий взвоз назван так же и Шапошным. Думаю, это ошибка и вот по чему. Шапочная торговля в середине 18 и начале 19 вв. располагалась на Часовенной улице. На плане 1746 г. в экспликации под литерой S  указан "Шапошный ряд" (см. файл 1). Ф. Духовников в своей работе "К истории топографии Саратова" (Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы.1893. Вып. 1. С. 117) пишет, что "... при Казанской церкви, находилось древнее каменное небольшое здание, которое недавно только было уничтожено, и на месте его построен дом для священно-церковнослужителей Казанской церкви. В этом здании была в ограду комната, а на внешнюю сторону 8 лавок, в которых входы и отверстия для окон были узкия. Двери и затворы (ставни) в здании были железныя. В одних окнах были железные решетки, другия без них. Покупателям, по словам старожилов, продавали товар  в окна, которыя были без решеток. В этих лавках была продажа шапок и шляп мужских". Таким образом,  окончание Часовенной ул. более соответствует названию "Шапошный взвоз".

В той же работе Духовникова на стр. 131  упоминается Симбирский взвоз: См. файл 2. Вопрос - где же находился этот взвоз? Ответ в тексте  - у монастырского угла. Монастырь мог быть в то время только Спасопреображенский (бывш. Четырехсвятский) на "Горах", только что выгоревший - осталась только территория и церковь. Новый монастырь под Лысой горой заложили только в 1814 г. Если посмотреть на план (файл 1), то видно. что мимо монастыря идут два взвоза  - один от Волги, на северовосточной стороне, другой из оврага - на северозападной. Если учесть, что подъемы из оврага никогда в Саратове не имненовались взвозами, то остается только взвоз, являющийся окончанием Б. Горной улицы.  Считаю, что в давнее время (17 -18 вв.) из Саратова на Симборск вели две дороги - одна через Гебов овраг примерно по нынешней симбирской улице, а другая  - от волги по Симборскому взвозу на "Горы", далее через Соколову гору на север. Наверху дороги сливались и затем эта дорога шла на Долгий Буерак, Усть - Курдюм, Чардым, Елшанку и далее на север. На это же указывает четвертая дорога, изображенная на плане1746 г. (см. файл).

Файлы: 

коренной

Предлагаю Вам на форуме создать отдельную тему "Взвозы Саратова".

Жалко, если такая интересная информация затеряется в комментах.

Просьба к админам- перенести  коменты о взозах от сюда в тему. 

Благодарю за оценку, но думаю -  а стоит ли? Ведь о взвозах все более или менее известно, а данный материал лишь несколько небольших уточнений и предположений. Впрочем, если по вашему предложению админы перенесут материал на форум - да будет так.

Может, заменим на открытку с правильной надписью и без копирайта?

 

Текущая лучше качеством.