Автомобиль МОПРа на Первомайской демонстрации

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

МОПР была создана решением 4-го конгресса Коминтерна в конце 1922 года, но, судя по перечеркнутой свастике на вершине конструкции, это должно быть не раньше 1933 года, когда Гитлер пришел к власти в Германии, немецкая компартия была запрещена и ее члены подверглись репрессиям.

В 1933 году изрядную часть площади уже занимало погранучилище.

Может быть демонстрации проходили на незастроенном ещё участке вдоль Университетской?

 Или демонстранты выдвигаются в сторону площади Революции..

Сложно сказать. Вообще, по одежде я бы скорее согласился, что это все-таки 20-е, но не знаю, как тогда объяснить свастики.

Это не фашистская свастика. У них она в другую сторону.

Хм, действительно... Тогда вообще непонятно.

Это неважно, на флаге она, например, с разных сторон по-разному выглядеть будет, вот наши и ошиблись.

Создатели наглядной агитации не очень разбирались тогда в таких тонкостях :-)

Магнитогорск. 1933 год. Макет фашистской тюрьмы.

Файлы: 

Думаю, всё таки, там имелась в виду не фашистская свастика и не фашисты.

А какой-нибудь условный "царизм", с которым боролись "революционеры".

И точно такая же свастика была у нас в ходу задолго до фашистов:

Узнаёте страдальца?

Файлы: 

Свастике как символу уже более трёх тысяч лет, ЕМНИП, но в данном случае речь идёт о МОПРе, а главным врагом красной чумы была всё-таки в обсуждаемое время уже коричневая.
 

Свастика как символ царизма никогда не использовалась. А так ее много где и кто в начале века применял, но не как государственный или политический символ. В данном случае ни с чем кроме как с Третьим Рейхом использование свастики (как всем известного и узнаваемого символа) связано быть не может. Как символ "условного царизма" могли быть цепи, кандалы и т.д., но никак не свастика.

Да очень просто объяснить.

Свастика была утверждена Адольфом Гитлером летом 1920 года как символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

Пишет нам Виктория Всезнаевна.

А известна НСДАП стала куда раньше 33-го года.

Это все понятно, но до 1933 НСДАП не была единственной и руководящей партией Германии и не отправляла коммунистов за решетку, изображенную между двумя свастиками.

Во-первых, отчего вы считаете, что коммунистические агитаторы тут говорят правду о действительно бывших событиях? Это такая же геббельсня, пока не доказано обратное.

Во-вторых, про Италию забыли или не знали?

(Во множественном числе, чтобы не писать отдельно AV)

P.S. В-третьих, если смущает застройка площади зданиями гэбэшного училища, надо знать более подробно, как эта застройка шла. Площадь-то большая, может, этот край застроен позже.
 

В Италии свастика не использовалась, насколько я знаю.

Посажали итальянцы, а в агитации использовали наиболее известную символику, например.

Известной она стала, когда НСДАП пришла к власти.

У итальянских был другой символ, от которого и происходит слово "фашисты"

Не беспокойтесь, я осведомлён о том, что такое фасции. И вообще не имею привычки говорить о том, в чём не разбираюсь.

Безмерно рад вашей образованности :-)

Интересно, дед мой колесо такое же, как на этой телеге, сдал в лом или валяется ещё где-то...

Любопытная фотка, однако. Подтянул картинку, исх. - в доп.

Согласен с Artaga, что визуально – 20-е годы (будёновки и проч.). Однако

Подумал было, что речь идёт о Финляндии или Латвии (имели свастику в государственной и военной символике). Покопался в теме. Как я понимаю, в советской иконографии свастика как символ фашизма появляется в конце 20-х годов. При этом "фашизм" трактуется весьма широко.

Плакат 1929 года

 

1930г. Среди фашистских государств, чьи флаги топчут пролетарии - не только Италия, но и Япония и даже США (при этом с шестиконечными звёздами).

 

1931г.

 

1932г., однако..

Так что демонстрация вполне могла происходить до 1933 года и даже до начала строительства погранучилища.

 

Из ещё более раннего: в ноябре 1922 года в газете «Известия» было опубликовано «Предупреждение» А.В. Луначарского. Нарком просвещения писал: «На многих украшениях и плакатах» по недоразумению употребляется орнамент, называющийся свастикой (показан равноконечный крест с загнутыми концами влево). Т.к. свастика представляет собою кокарду глубоко контр-революционной немецкой организации ОРГЕШ, а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, в особенности на иностранцев, глубоко отрицательное впечатление»..

Ну вот, ну вот!

в ноябре 1922 года в газете «Известия» было опубликовано «Предупреждение» А.В. Луначарского. Нарком просвещения писал: «На многих украшениях и плакатах» по недоразумению употребляется орнамент, называющийся свастикой (показан равноконечный крест с загнутыми концами влево)

Что и требовалось доказать:

И тут "концы загнуты влево".

Скорее всего это совсем вскоре после этого "Предупреждения" Луначарского. Самих фашистов (как и их свастики) ещё никто из нормальных людей не видел, и нарисовали в точном соответствии с руководящим описанием...

Примерно также, как рисовали всяких-разных трудолюбивых негров, злобных рабовладельцев, диких британских колонизаторов в пробковых шлемах, зловещий оскал капитализма и прочие хорошие и правильные, но абсолютно выдуманные вещи.

Первомайская демонстрация 1923 года, скорее всего.

А позже народ просветился и стал грамотнее малограмотного наркома, и свастику стали рисовать правильно...

Вы, по-моему, делаете слишком поспешные и далеко идущие выводы. Точно можно сказать лишь, что здесь не раньше 1923 года. А вот про верхнюю дату сложно сказать что-то определенное, она может быть какой угодно, вплоть до конца 30-х.

В общем, согласен.

Хотя весь "антураж" скорее больше похож на первую половину 20х годов.

Да и автомобиль, скорее всего, Форд-ТТ, или что подобное из того времени, но никак не из 30х.

 

По поводу того, что "фашизм трактуется весьма широко":

В.Н. Дени. Лицо фашизма. 1927 год.

Свастика правильная. Здания на заднем фоне между ног у фашизда однозначно узнаваемые...

На мой взгляд, мы переносим своё послезнание на реалии 20х годов.

 

Лично я крайне сомневаюсь, что после появления подобных широко растиражированных карикатур кто-либо мог выйти на демонстрацию с неправильной свастикой.

Так что, на мой взгляд, надо ограничить верхнюю дату как максимум "до 1927 года".

 

Лично я крайне сомневаюсь, что после появления подобных широко растиражированных карикатур кто-либо мог выйти на демонстрацию с неправильной свастикой.

Ну а я после "опартунистов" на паровозе не сомневаюсь. Давайте узких датировок на таких зыбких основаниях не ставить всё же.

Ну я вот до сих пор запомнить не могу, в какую сторону она должна быть...

Эта же агит-машина на Советской 1 мая 1924 года. Поставил точную дату.

 

Файлы: 

Машина могла использоваться не один год. Кроме того, достоверность датировки СОМК неизвестна.