Школа-дворец на Мясницкой

Указано как фотография школы №99 на углу ул. Кутякова и Университетской (арх. Каллистратов). Изначальный вариант, зеркальный от текущего, в дополнительных. Источник - "Саратовский Крытый рынок. Очерки истории", 2006. Там обозначено как школа (№20, ныне гимназия №4) на углу Часовенной (Челюскинцев) и Вознесенской (Покрышкина) по проекту Люкшина. На самом деле не является ни той, ни другой.

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1915 году.

 

Комментарии

Теперь все школы-дворцы представлены!

Можно делать дайджесты и публиковать в новостях

а точка-стрелка разве правильно стоит?

такой уж у стрелки "юго-запад"

так у меня сомнение, что съёмка с Челюскинцев :)

Может с того же направления, что и http://oldsaratov.ru/photo/shkola-dvorec-na-voznesenskoy-0. Только до постройки близстоящего здания.

да там снято, походу, практически с угла Тулупной/Вознесенской, немного левее от угла

просто Яндекс-карты что-то у меня не фунциклируют, не могу показать 

Да-а. Учился я в этом здании и не думал, что его так со времён постройки переделали основательно. Начисто исчез карниз, от фронтона по фасаду остался один треугольник, а от фронтона по торцу вообще ничего, пилястры уничтожили. Даже окна в первом этаже с полукруглых на плоские перемычки переделали. Я даже не поверил в фото, съездил проверить, окна посчитал.

Самое примечательное там - коридоры, три один над другим. Длиной метров по 25 и шириной добрых 8. К школе сдедлаи пристройку по Челюскинцев, так в этой пристройке актовый зал меньше, чем один коридор старого здания.

Съёмка все таки с Челюскинцев. Со стороны Тулупной 1 этаж намного ниже.

Нет, точка стоит совершенно правильно. Длинным фасадом школа выходит на Вознесенскую, на левую её сторону, если смотерть от Московской, тут вид с левого угла на длинный фасад и левый торец. А с Челюскинцев сняли бы с правого угла фасад и правый торец.

Если, только, не зеркальное фото. Но тогда фасад первого этажа сильно переделан (входа сейчас нет).

Да какого там входа?! Это самое малое, я чуть выше перечислил, чего там нет теперь. Даже вместо пилястров на глухих стенах просто неглубокие ниши под полуциркульной аркой. Беда в том, что с тех времён уклон улицы стало гораздо круче, на момент съёмки-то тут почти ровно. Но есть одно  побочное соображение - на цоколе со стороны Челюскинцев видны заложенные окна, а на этом фото они ещё живы. Если с другого угла окон не было, в оригинале действительно зеркакльное фото представлено. Но установить это, боюсь, можно лишь забравшись в школьный подвал...

 Я имел ввиду что снято с противоположного по диагонали угла. Торец школы выходит на Челюскинцев, а длинная сторона на школьный двор. Снято не с перекрёстка, а с середины квартала. Хотя отзеркаленный вариант тоже хорош.

 Вы кажется писали что учились в зтой школе? Я тоже учился в ней и хорошо помню что со стороны Тулупной на первом этаже ( фактически в полуподвале ) находился спортзал окна которого находились со стороны улицы низко, так как мы в них заглядывали. А со стороны Челюскинцев школа была на этаж больше. На нулевом этаже были мастерские, а над ними на 1 этаже была столовая. Видимо иначально эта столовая являлась фойе.

Т.е. фасад школы со стороны двора такой же, что и со стороны Вознесенcкой? Школа не буквой П? Может еще подсказать ориентацию сильный уклон каменного забора. Челюскинцев поднимается (на зеркальном фото) или снижается в сторону Октябрьской?

>Т.е. фасад школы со стороны двора такой же, что и со стороны Вознесенcкой?

Ни в коем случае, школа именно что П-образная, во двор выдаются два крыла с кабинетами и лестницами. По торцу, как видно, 7 окон, из них. если считать от фасада, три окна одного полноразмерного кабинета, одно окно узенького (на втором этаже левого крыла на этом месте до меня был переход в корпус младшей школы) и ещё три окна нормального, а позади него лестница.

С mitil мы, видимо, учились в слишком разнгые времена, в мои (2004-6 гг.) в старом здании ни столовой, ни спортзала уже давно не было, о мастерских для уроков труда в подвале я краем уха слышал, но сам там не бывал, не было у нас уже трудов. При мне левое крыло было аварийным, но потом здание обтянули железом, и после того, как я покинул эту школу, кабинеты в нём восстановили и переход в соседний корпус тоже.

Что имею сказать по фотографии (сейчас будет wall of text, если буду говорить прописные истины, прошу не обижаться). Разумно условимся, что это профессиональное фото 1914 года. Оно сделано на стеклянную пластинку. На негативе получается всегда зеркальное изображение, если смотреть на него со стороны желатины, при печатании контактным способом негатив и бумагу складывают желатиной к желатине, и позитив получается правильным. Иначе - стеклом к желатине - сложить их нельзя, потому что не получится резкого отпечатка. Но допускаю, что позднее с этой пластинки отпечатки делали и проекционным способом, для увеличения, а при нём можно положить пластинку в увеличитель как правильно - желатиной вниз, так и неправильно - желатиной вверх, отчего отпечаток получится зеркальным. Могло быть и как-то иначе, восстановить конкретный ход событий я не в силах, но получение обратного отпечатка в результате ошибки при проекционной печати вполне возможно.

Так что я считаю теперь, что в книгу, являющуюся источником данного фото, попал по недосмотру такой зеркальный отпечаток, и автор поленился сходить на место и проверить. Эта версия хорошо подтверждается окнами подвала, я полагаю, фото надо отзеркалить. Точка съёмки - угол Вознесенской и Челюскинцев.

Да, я действительно учился несколько раньше 80-83гг. За давностью времён забыл, что школа П-образная. Спасибо, теперь вспомнил.

В ножках П были лестницы - левой пользовались, правая пожарная. Между ножками палисадник. Правда ножки не прямые, а уступом - с внешних сторон короче, с внутренних длиннее. С внешних сторон уступов глухие стены, вот из-за них то я и попутался!

 Входа в школу с торцевой стороны не было уже тогда. Со стороны двора к внутренней части левой ножки было пристроено крыльцо.

Значит всё встало на место. Фото отзеркалено, съёмка с Челюскинцев угол Покрышкина.

Развернул основное фото. В дополнительные добавил исходную фотографию.

И ещё небольшое добавление - боюсь, уклоны улиц нам тут не помогут, фото снято, видимо, довольно короткофокусным объективом (чтобы всё немаленькое здание вошло в кадр), луч зрения задран вверх, отчего и в центре, и по краям видны сильные отклонения углов от вертикали.

А по теням от солнца на окнах можно как-то соориентироваться?

Ну, судя по карте, такое освещение на отзеркаленном фото может там быть рано утром, когда дни длинные, а на изначальном - после полудня, так что я не берусь ничего утверждать, а пронаблюдать весь день, увы, не могу, живу, мягко говоря, далековато от тех мест.

Попалась чёткая фотография, на этот раз - не зеркалка, но опять с ошибкой: неверный адрес (к тому же в статье о другом архитекторе) - не везёт этой школе!. Почистил и поставил основной.

Так, друзья-краеведы. По-моему, это одна из самых наших крупных и застарелых ошибок. Мы доверились не очень авторитетному источнику, а доверять надо свим глазам и здравому смыслу.

Это НЕ ШКОЛА № 20 ныне 4 гимназия. Школа № 20, сиречь ныне 4 гимназия, как верно отметил МОСТ, близнец школы № 21, то бишь Лицея математики и информатики, это СОВСЕМ ДРУГОЕ ЗДАНИЕ. Никакая переделка не может сделать окна 1 этажа из полуциркульных прямыми.

Да, совпадает число окон, вероятно, это школа такой же планировки, того же архитектора.

Никто не обратил внимание на этот коммент. Надо снимать название и точку.

Уредактировал пока так.

Я что-то так и не понял, почему были оставлена точка и "№20" в названии, если это неверно...

Тут очевидно фотографии как минимум двух разных зданий:

1) Основная и третья дополнительтная - это одно здание.

2) Первая и вторая дополнительные - это другое здание.

Возможно указанный адрес и точка правильные для второго здания (первая и вторая дополнительные фотографии)?

См. описание и обсуждение.

Тут надо 1ю дополнительную поставить основной. И тогда точка и название будут соответствовать.

Вторую дополнительную надо вообще отсюда удалить, поскольку она уже есть в основных (http://oldsaratov.ru/photo/7315).

А вот ту, которая сейчас в основных (и третью дополнительную) надо вынести отдельно под названием "Где это?". Потому что это явно НЕ школа №20.

Иначе пройдет ещё несколько лет, а обсуждения будут продолжаться и продолжаться...

Сделал наоборот, поскольку переносить обсуждение долго.

А это не может быть школа-дворец на Большой Садовой и Мясницкой? Я ищу её фотографию и нигде не могу найти.

Коллеги, вернемся к определению места съемки?

Да, вроде, определили уже, что это разобранное здание, стоявшее на месте Восточно-Европейского лицея. Только вот не помню, где это на сайте..

Весь Саратов.1916

 

1926г. Опечатка  - не Большая, а 1-я Садовая (Мясницкая и Б.Садовая никогда не пересекались).

 

upd: Отзеркалил основное фото обратно.

 

Тогда надо точку ставить...

Да в общем-то никаких доказательств пока нет.

Вот теперь, наверное, действительно пора: https://oldsaratov.ru/photo/36494.

"1926г. Опечатка  - не Большая, а 1-я Садовая (Мясницкая и Б.Садовая никогда не пересекались)."

Кто знает! )

    https://oldsaratov.ru/comment/165975#comment-165975

В связи с последней находкой (https://oldsaratov.ru/photo/36494)  переименовал фотографию. Можем считать, что её загадка раскрыта. Форма окон и вышерасположенное обсуждение всё подтверждает.

Поставил примерно точку, создал тег.

Уберите, пожалуйста, "клювик", т. к. точное расположение здания неизвестно.

Судя по горе на горизонте, совершенно правильно стоит указатель.

А с перекрестка Мясницкой / Большой Садовой гора была бы гораздо выше. Особенно справа.

Здание могло находиться и на 1-й Садовой, плюс- минус 200 метров и гора выглядит так же, но "клювик" уже неправильно.

Я в той местности каменную кладку в 80-е годы видел, не могу вспомнить где. 

Ещё: Я не уверен какой из снимков зеркалка, а какой нет. И как здание было расположено. Обычно в тех местах где у зданий поехал фундамент, новые на том же месте не ставят. Дополнение: Подобные здания- школа да ещё и дворец проектируют с заранее определённым расположением по сторонам света. Т. е. классы- солнечная сторона, остальное- нет. По аналогии с такими же возможно, что и это расположено так же. На снимке, где его разбирают, в просвет похоже гора.

Нет, школы ставят по уличной сетке, причём, если была возможность выбирать между С-Ю, по моим наблюдениям, в дореволюционных учебных заведениях классные комнаты обращали скорее на север. См. 67 школу (крыло по Московской), школу Героев на Хользунова (крыло по Мичурина), школу на Ст. Разина, гимназию на Первомайской, 1, 2 корпуса Университета. В 27-й на Дегтярной расположение не помню, в 87-й, на Плац-параде и в ИРЭ не был.
На Ю классы обращены у одной 99-й из школ-"дворцов" и "полудворцов", потому что обращать её задом к площади было бы совсем уж некомильфо.

Как хорошо вы всё это знаете. Все здания вписаны по месту, школа героев- по углу улиц (не прямому), на С. Разина, как и на 2-й Садовой фасад- торец здания. Но: 20 и 21 расположены одинаково, 21 стоит не по сетке, что даёт основания предпологать что и третья одного проекта могла быть расположена так же. По фото видно, что перед фасадом нет улицы, на улицу выходит торец (так же как и у 21-й). В районе Мясницкой по месту вряд ли были ограничения, здание могли поставить любой стороной.

Ну как же, 21 тоже стоит по сетке - фасадом по Рахова, торцем к Посадского, и именно потому, что поставить её фасадом по Посадского означало бы вывести бОльшую часть классных комнат на юг и несколько даже на запад, чего, судя по всему, старались вообще не допускать.

Те школы, которые стоят торцем в улицу, стоят так по особенностям дворовых мест, которые у нас узкие по фронту и глубокие в квартал согласно генплану.

Если бы я это знал "хорошо", я бы знал планировки всех "дворцов" и "полудворцов", а также Мариинской гимназии, политехнической школы и т.п. Но кое-где я был, и внимание обратил, и факт есть факт - Мюфке, например, никто не мешал вывести учебные аудитории на юг, однако же он вывел их на север, то же в школе героев. 20-ю и 21-ю ничто не мешало построить по оси В-З и вывести классные комнаты на Ю, В и З (они строились в чистом поле), однако же так не сделали. Сознательное обращение классных комнат к Ю начинается, по моим наблюдениям, только в советские годы, да и то книжки 50-х по обустройству предметных кабинетов (физики, химии и биологии), которые я читал, на это скорее сетуют и советуют обращённые на Ю кабинеты для химии уж точно не применять.

21-я стоит как раз не по сетке, между ней и красной  линией по Рахова можно свободно поставить ещё одно такое же здание с дворовой территорией. Из трёх одинаковых зданий два по неизвестным причинам расположены одинаково относительно сторон света. При этом препятствий расположить их иначе не было, место строительства позволяло. Как была расположена третья мы не знаем. Может и так как показывает указатель (только с др. стороны улицы, а не так, как стоит), Может так же, но смещён на 50- 100 м, а может и одним торцем на 1-ю, другим на Б. Садовые. (В источниках по- разному: где 1-я, где Большая). Поэтому "клювик" желательно убрать, до точного определения.  Со всем остальным согласен. 

От 1-й до Б Садовой не одна сотня метров, так что здание не может стоять по обеим улицам сразу.

Когда я говорю "по сетке", я и имею в виду по сетке. Если бы я хотел сказать "по красным линиям" - так и сказал бы.