Улица Большая Садовая на углу с Городской

Пересечение улиц Б.Садовой и Танкистов. На месте дома, стоящего на заднем плане, сейчас находится здание ОАО "Агрегат". Фото 1949 г.
Источник: 

личный архив

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1949 году.

 

Комментарии

Поставил на карту.

Алексей Владимирович, такой технического характера вопрос - это со стеклянного негатива или с отпечатка на бумаге?

Этот снимок был отсканирован с фотографии.

Почему не видно ни рельсов, ни проводов, ни столбов для них?

А тут кстати рельсы по-моему видны. Они справа налево плавно возвращаются на Астраханский переулок.

А есть какая-нибудь карта, где показано как до войны проходила трамвайная линия 12 трамвая?

http://oldsaratov.ru/forum/saratov-20-y-vek там карты все

Почему то мне карты не открываются, это что-то слетело на сайте или что-то удалилось у меня в компе при "чистке"?    Проверьте, пожалуйста, кто нибудь открыть.

Не открываются, Антон обещал исправить, но, видимо, забыл: http://oldsaratov.ru/comment/75505#comment-75505. Однако 12-го маршрута трамвая там все равно нигде нет - в 27-м его еще не было, а на военной топографической карте 1942 года трамвайные пути не показаны. Посмотрел на немецкой аэрофотосъемке - тот район отснят только на самой общей: http://oldsaratov.ru/comment/14065#comment-14065.

Спасибо!

Спасибо.

Понятно.

Вернее, в общем понятно, что трамвай ходил... Только непонятно по каким улицам и до какого места.

В принципе, вроде бы в 50х годах ещё и наверху, когда Городскую улицу "выпрямляли", трамвайную линию тоже переносили.

Трамвай ходил от Сенного по Астраханскому переулку и далее по Городской, ныне Танкистов. Линию двигали в створе улицы, в частности, на этом участке она в то время должна быть прижата к ближнему к нам краю (судя по фото Рассветова, хоть оно и значительно позже) но на другие улицы её не переносили. Заканчивалась либо у пересечения с Артиллерийской, либо у Осипова.

Насчёт отсутствия столбов в кадре. Есть у меня предположение, что это была однопутка, и конташка висела на одиночных деревянных столбах с г-образными кронштейнами, вроде тех, что видны на фото Касовича с 50 лет Октября, и того, что сохранился каким-то чудом на конечной 9 маршрута. Стояли они редко и в кадр не попали.

из: http://djhooligantk.livejournal.com/51522.html
От Сенной площади линия проходила по Астраханскому переулку, доезжала до Кислородно-ацетиленового сварочного завода (ныне "Медтехника"). В общем-то изначально линия тянулась точно так же, как и сейчас за исключением двух моментов.
1 - Здания, где сейчас центр Дикомп не было ещё построено и на его месте располагался овраг. трамвай делал здесь небольшой S-образный уклон к насыпи в другую сторону, нежели сейчас.
2 - Кольцо 12-го маршрута (да, было кольцо!) располагалось не на Осипова, да и улицы собственно такой ещё не существовало. После завода трамвай ехал по пустырю. А сам посёлок СХИ стал отстраиваться уже вдоль трамвайной линии. Тогда он назывался "городок 1-го мая".
В то время в нём располагались лишь военный городок военно-конструкторского училища (позднее танкового, ещё позднее ракетного). Правда довольно крупный. Сейчас тут Региональный учебный центр боевой подготовки ракетных войск и артиллерии ВС РФ.
На месте нынешнего завода "Корпус" строили СХИ. Но потом построенный корпус для СХИ стал главным корпусом производственного объединения "Корпус".

Ну вот я твой пост и припоминал. Что конечная была близ Артиллерийской, я запомнил, а изгиб на Б. Садовой нет.
 

По поводу старого кольца около Артиллерийской, я так понимаю, оно было примерно вот тут?

 

По поводу S-образного изгиба, с учетом того, что мы видим на фотографии, вообще не понимаю.

Примерно так, как красным на схеме?

Такой же вопрос хотел задать...

Старое кольцо могло быть и на месте 74-го дома, и на месте кривого. Но в общем-то, да, где-то с восточной стороны Танкистов между Высокой и нынешней Осипова.

Совершенно верно!

Насчёт отсутствия столбов в кадре. Есть у меня предположение, что это была однопутка, и конташка висела на одиночных деревянных столбах с г-образными кронштейнами, вроде тех, что видны на фото Касовича с 50 лет Октября, и того, что сохранился каким-то чудом на конечной 9 маршрута. Стояли они редко и в кадр не попали.

 

Да, до конца 1954 года была однопутка:

В Саратове идёт строительство вторых путей трамвайного маршрута №12, связывающего центр города с расширяющимся рабочим посёлком в районе сельскохозяйственного института и аэропорта. Это одна из напряжённых по нагрузке городских магистралей. Пуск этого пути будет способствовать значительному улучшению городских перевозок, создаст удобства пассажирам.

Строители должны в короткое время выполнить большой объём работ. Только для постройки дамбы в Глебучевом овраге надо отсыпать 16 тысяч кубометров земли...

Надо отметить, что и заказчик – Управление саратовского трамвая и троллейбуса, которое должно выполнить ряд важных работ по укладке вторых путей, монтажу контактной сети, ведет их крайне медленно. По Астраханской улице уже теперь с успехом можно было бы пустить грузовые поезда для перевозки излишнего грунта. Но начальник управления тов. Соколов и строительно-монтажное управление не делают этого, они совершенно необоснованно затягивают укладку вторых путей в районе сельхозинститута.

Вторые пути маршрута №12 могут и должны быть построены к 15 октября 1954 года, что явится большим вкладом в дело дальнейшего благоустройства Саратова.

 

http://djhooligantk.livejournal.com/231903.html

 

На месте сегодняшнего "Дикомпа" располагался "Авторемонтный завод" и вроде бы как никаких оврагов там небыло.

Я написал про годы, когда пустили 12-й маршрут - начало 1930-х. Овраг был помоему поперёк Астраханского переулка, а не прямо на месте "Дикомпа".

А говорили, что во время ВОВ трамвайное движение останавливали. Может это когда ещё их не запустили после войны, провода нет, рельсов или не видно, или для паровозов поснимали, как думаете?

 

 

Ещё удивляет, что столб посередине перекрёстка стоит.
 

В Википедии написано, что 12-й маршрут единственный продолжал ходить во время войны. Не знаю, верно ли это.

Не единственный. Единственный, работавший постоянно на всём своём протяжении, да и то информация противоречивая даже в рамках одной книги:

"Маршруты и Судьбы. 110 лет саратовскому рельсовому транспорту" с. 45 и далее, курсив мой

548 лучших трамвайщиков ушли... 54 пали смертью героев... 73 пропали без вести...

С 1941 года из-за недостатка водителей и ремонтных рабочих был резко сокращён выпуск вагонов на линию, уменьшен объём ремонтных работ... Уже к январю 1943 года в ожидании восстановления в депо и ВРМ скопилось 70 вагонов... вместо 102 единиц на линию выпускалось 59 вагонов.

С января 1943 года ЦЭС полностью прекратила свою работу в связи с отсутствием дизельного топлива и чрезмерного износа дизелей (подозреваю, что дизели были ещё бельгийские - Эльронд) Из 15 маршрутов работали на полном их один - № 12 (несогласование родей и падежов как в книге - Эльронд).

К 1 января 1944 ходовой парк доведён до 98 единиц.

В течение 1945 года, как и в предыдущие 2-3 года... из 15 маршрутов... в связи с недостатком подвижного состава и неисправностью путей работало лишь 9. В 1945 году был восстановлен ещё один маршрут - № 10 (совпадает с нынешним).

В 1946 году из-за аварийного состояния путей бездействовали маршруты №№ 3 (Комбайн - Музейная по Чернышевского), 13 (в Затон), 9 (Мирный пер. и как сейчас через Пролетарку на Комбайн) и частично маршруты №№ 12 и 10.

Были восстановлены из неходового парка пассадирские вагоны, разобраны 3,5 км трамвайного пути маршрута № 3 (по Чернышевского от Московской до Провиантской) и одновременно введены в эксплуатацию новые участки, восстановлены бездействующие с середины 1942 года участки маршрутов №№ 9, 12 протяжённостью 5,8 км