Радио, телевидение, интернет

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

 

Комментарии

Пожилая пара у радио в поселке Агафоновка:

https://www.facebook.com/agolitzin/posts/4039228839477359

газета "Коммунист"

1958

Радиолюбитель Алексеев

Очень странная статья. В Англии, насколько мне известно, тогда использовался стандарт 400 строк с позитивной модуляцией, а в СССР - 625 строк с негативной. Хотя 625-строчный стандарт в Англии тоже мог быть, не отрицаю. Либо у этого радиогубителя был весьма интересный многосистемный телевизор (и куратор в сером доме), а вовсе не дубовый КВН-49.

газета "Коммунист"

1958

Саратовский завод репродукторов

К этому форуму надо относиться с осторожностью, похоже, топикстартер технически малограмотен:

динамические громкоговорители...  Ассортимент их чаще всего сводился к известным «тарелкам»

"Тарелка" - это громкоговоритель "Рекорд", как на снимках из Агафонии, и он электромагнитной, а не электродинамической системы.

газета "Коммунист"

1968

"Говорит Саратов"

Открытие саратовской широковещательной радиостанции. "Саратовские известия", 10 ноября 1926 г.

https://vk.com/id146317151?w=wall146317151_16452

Файлы: 

Общество друзей радио (ОДР)

 

Программа радиопередач на 29 марта 1929 г.

 

28 сентября 1934 г. Газета "Заочная радиопартучёба".

 

Файлы: 

Саратов. Радиоклуб.

Воспоминания старейшего радиолюбителя-коротковолновика Владимирова Александра Сергеевича, UA3BO, (1931-2008) (ex. UA0LT, UW3CO, UR2OR, UP2TA и UH8FT)

В моей семье радиолюбителем был мой дядя, после его ухода на фронт остался сундучок с разрозненными номерами журналов "Радио всем", "Радиолюбитель", "Радиофронт" за 1927 - 1937 годы и, как я разобрался, радиодетали для радиоприемника с питанием от электробатарей.
Чтение журналов было очень интересным, в них были помещены статьи о достижениях в области радиотехники, множество конструкций радиоприемников различной сложности, сведения о достижениях коротковолновиков и многое другое в помощь радиолюбителю. Мне очень захотелось построить самому радиоприемник. Для начала я решил построить детекторный радиоприемник автора Шапошникова, описание которого было очень подробным и рассчитанным на начинающего радиолюбителя, рассказано, как наладить этот приемник. Тем более, что в заветном сундучке были необходимые детали: головные телефоны (наушники), кристаллический детектор, слюдяные конденсаторы, клеммы и монтажный провод. Шапошников, для удешевления конструкции, настройку приемника на радиостанцию осуществлял не переменным конденсатором, а использовал один конденсатор постоянной емкости и контурную катушку со множеством отводов. Когда я изготовил этот радиоприемник, натянул на крыше антенну и подсоединил к водопроводной трубе провод заземления, то выяснилось, что он принимает только одну Саратовскую радиостанцию РВ-3 с такой же программой вещания, как и передачи по городской радиотрансляционной сети. А весь остальной диапазон забит "глушилками". Тогда я решил для точной настройки на радиостанцию установить конденсатор переменной ёмкости. Саратовская станция стала приниматься громче, но, по-прежнему, она была единственной. Я понял, что до конца войны радиоприемники конструировать бесполезно и стал делать усилители для проигрывания грампластинок. Летом 1947 года я жил в Саратове по адресу: улица Первомайская дом 86. Однажды летом я включил свой проигрыватель и услышал мужской голос: "Всем, всем, всем работает радиостанция УА четыре КЦД, прием" и так несколько раз. Затем начались переговоры с корреспондентом, которого я не слышал. В радиожурналах я читал о любительской коротковолновой радиосвязи, но что бы я мог принимать такие радиостанции на усилитель низкой частоты, не ожидал. Такие случаи повторялись и вызвали мой интерес: откуда ведется радиопередача? (Впоследствии я разобрался в причинах такого необычного радиоприема: во-первых, искажения в работе радиопередатчика из-за неправильного режима усилителя мощности и, во-вторых, пьезозвукосниматель моего усилителя имел входное сопротивление несколько десятков тысяч Ом и принимал все сигналы в эфире).

Я понимал, что для радиостанции нужна антенна и стал её искать. Она оказалась на крыше одноэтажного дома № 87 напротив дома, где я жил. В годы войны там размещалось какое то подразделение милиции. Я вошел в этот дом, там какие то люди в военной форме, но без погон, с бинтовыми перевязками у кого на руках, а у кого на голове, делали ремонт, было и несколько ребят примерно моего возраста. Мне рассказали, что теперь здесь будет Саратовский городской радиоклуб. В одной из комнат я увидел военную радиостанцию, которая работала в "коротковолновом диапазоне", при этом забивая своим сигналом не только диапазон средних и длинных волн, но и всю низкочастотную аппаратуру в квартирах соседних домов. Всё это вызвало у меня большой интерес и я, конечно же, написал заявление с просьбой принять меня в члены радиоклуба.

Начальник радиоклуба Лазуткин (имя и отчество его я, к сожалению, не помню) рассказал мне, что он набирает группу юношей и девушек для обучения их на курсах радиотелеграфистов, где и я буду учиться, а пока он предложил мне принять участие в оборудовании помещений.
Общая площадь помещений радиоклуба была небольшая. При входе в клуб, попадаешь в коридор: слева находилась кладовка с радиоимуществом, затем комната коллективной радиостанции (14 кв.м.) и в торце коридора находился телеграфный класс на 24 места. Справа из коридора был вход в общую комнату, где проходили собрания (25 кв.м). Из этой комнаты слева был вход в монтажный класс. (10 кв.м.), а справа вход в кабинет начальника клуба и сотрудников (примерно по 6 кв.м.).

В 1947 году в области было две коллективные радиостанции: UA4KCC - город Энгельс, UA4KCD - город Саратов (начальник радиостанции В.Штыхно) и три индивидуальные радиостанции 2 категории: UA4CA - Всеволод Штыхно, UA4CB - Юрий Чернов и UA4CC - Игорь Крушков. Все они были участниками Великой Отечественной войны. Ю.Чернов был избран председателем секции коротких волн.

Раньше меня в радиоклуб пришел Борис Мозер, у него был талант радиотелеграфиста. Он не только быстро освоил телеграфную азбуку, но и постоянно наращивал скорость приема и передачи. Он хорошо ориентировался в эфире и владел радиокодом. Начальник коллективной радиостанции доверял ему обучение молодых операторов.
В сентябре 1947 года начались занятия в группе радиотелеграфистов. Больше половины учебной группы составляли девушки, которые через месяц обучения перестали посещать занятия. Следующий набор составили призывники, которые проучились два месяца и в декабре были призваны на срочную военную службу. Из состава радиолюбителей эти курсы окончили 3 или 4 человека: Юра Костин, я и еще один парнишка, фамилию которого я не помню. Дальнейшее наше обучение происходило на коллективной радиостанции.

Мы поочередно работали с В. Штыхно, либо с Ю.Черновым, И. Крушковым или, чаще всего, с Б. Мозером. Оборудование коллективной радиостанции состояло из американской радиостанции МК19, питаемой от 12 - вольтового аккумулятора через преобразователь. Виды работы CW и АМ. Диапазон рабочих частот включал 40 метровый любительский диапазон. Она могла работать и на 80 метрах, но в 1947 году Министерство связи не разрешало советским радиолюбителям работать на этом диапазоне. Выходная мощность МК19 было около 10 ватт. С помощью старшего техника Саратовской радиовещательной радиостанции РВ-3 Юрия Юрьевича Потапова радиостанция подверглась модернизации; был установлен блок питания от сети 220 вольт, заменена лампа усилителя мощности на ГУ-807, была заменена катушка индуктивности контура усилителя мощности, чтобы можно было бы настраивать этот контур на 20 метровый диапазон. При работе на 20 метрах ГУ-807 работала как удвоитель частоты, что не соответствовало режиму работы и вызывало побочные излучения. Для приема сигналов корреспондентов мы использовали радиоприемник УС-П с сетевым блоком питания. Антенна - "американка" длиною 20 метров на высоте 10 метров.

Большую помощь в настройке аппаратуры оказывал москвич В.Б. Востряков (UA3AM). Именно он подсказал нам, как устранить самовозбуждение и побочные излучения. UA4KCD звучала активно и почти непрерывно. В апреле 1948 года я получил из ЦС Союза ОСОАВИАХИМ СССР удостоверение на наблюдательский позывной URSA- 4 - 908.

Теперь я работал и на коллективной радиостанции и дома на приемнике, переделанном из РСИ-4. В 1949 году я сдал все нормативы и подготовил документы на получение разрешения на радиостанцию 3 категории, но проверка затянулась до моего призыва в Армию.
В 1950 году уволился начальник радиоклуба Лазуткин и обстановка в клубе стала более напряженной. Областное руководство ОСОАВИАХИМА требовало больше внимания уделять обучению направляемых из военкоматов призывникам, а коротковолновое движение считали "любительщиной". Уволился и уехал на северную зимовку В. Штыхно и замолкла коллективная радиостанция.

Радиолюбители еще собирались в радиоклубе, но ситуация была скучная; комната радиостанции была опечатана, в других комнатах сидели курсанты из военкоматов и мы были лишние. В сентябре 1951 года я поступил в Саратовское военное училище МГБ и началась моя другая, военная жизнь, на протяжении 42 лет радио для меня было второй профессией, а когда я уволился в отставку, то коротковолновой спорт стал для меня первым.

Интересно, что там упоминается Мозер Б.

Про Штыхно можно почитать тут https://saratovradio.ru/nasha-istoriya/148-u3di-autobiografy

газета "Коммунист"

1983

На частоте мальчишеских сердец

газета "Коммунист"

1984

Говорит и показывает Саратов

газета "Богатей"

1998

"Эхо Москвы" в Саратове

газета "Богатей"

2000

Виртуальное "помогите" местного производителя

Константин Халин

газета "Богатей"

2000

Общение в стиле web

Константин Халин

Сувенирный радиоприёмник "Саратов"

 

Добавил картинку в заглавное сообщение темы.