Краткая история развития фотографической техники

1 сообщение / 0 новое

Там, где в квадратных скобках указан источник - информация от начала абзаца до ссылки на источник из источника, там, где не указан - мои рассуждения и сведения из тех источников, которые я читал, но пока не имею доступа к своей библиотеке, чтобы дать точные ссылки.

Целью этой статьи является просвещение участников сайта на предмет того, какие технические ограничения существовали у фотографии в то или иное время, и как это влияло на результат и выбор сюжета.

1826 г. - битумный позитивный процесс - Ньепс покрывал оловянную пластину битумом, экспонировал в течение дня, промывал в лавандовом масле для удаления незадубленных солнечным светом участков битумного слоя. Практического применения не имел. [1:12]

1839 г. - дагерротипия - иодистое серебро на медной пластине, проявление в парах ртути, фиксирование в растворе соли. Позитивный процесс[1:14], позволяет получить только одно изображение, распространился широко.

1840 г. - калотипия (процесс Тальбота) - первый негативно-позитивный процесс[1:14]

1851 г. - мокрый коллодионный процесс (Арчер) - процесс с немедленной экспозицией (пока не высохла пластинка)[1:14]

1863 г. - первые снимки Саратова (Муренко). Каким процессом пользовался Муренко - мне не известно.

1871 г. - сухие желатиновые пластинки (Мэддокс) [1:14]. Стало возможно снимать вдали от мастерской, заготавливать пластинки заранее и носить их с собой, а проявлять позже, а не сразу после экспозиции.

1873 г. - Фогель несколько улучшает спектральную чувствительность коллодионного фотослоя [1:15].

1884 г. - Эдер изготовил ортохроматические пластинки[1:15]

Здесь нужно сделать отступление о спектральной чувствительности. Галоидо-серебряные фотослои без специального очувствления реагируют только на синие (слабо), фиолетовые (сильнее) и ультрафиолетовые (сильнее всего) лучи. В результате на настоящих снимках на неочувствленной пластинке невозможно получить облака на небе (облака и небо одинаково светлые, см. настоящего Муренко без епархиально прифотошопленных облаков), и невозможно отделить по тону при равной освещённости красные, жёлтые и зелёные цветовые пятна (они одинаково чёрные). при помощи светофильтров удаётся несколько снизить чувствительность к УФ, но чувствительность к зелёным и более длинным лучам от этого не появляется.

Также для неочувствленных слоёв без светофильтра при съёмке пейзажа характерна дымка на горизонте от рассеянных синих и УФ лучей.

Ортохроматические эмульсии чувствительны к зелёным и жёлтым лучам, но нечувствительны к красным, поэтому на ортохромах с жёлтым светофильтром удаётся получить почти правильную передачу цвета тоном, за исключением красных пятен, которые остаются чёрными. Это те самые материалы, которые можно проявлять при свете красного фонаря. С помощью жёлтого светофильтра на ортохромах можно получить пейзаж без дымки и облака на фоне неба.

1903 г. - первая панхроматическая эмульсия, чувствительная к красному свету, то есть во всём видимом диапазоне [1:15]. По-прежнему имеется максимум в синих, фиолетовых и ультрафиолетовых лучах, но теперь красные пятна отличаются от чёрных.

Источники:

1. Д, Дариус "Недоступное глазу", М. "Мир" 1986 (пер. с англ. Jon Darius "Beyond Vision" Oxford - NY, OUP, 1984) 248 с. с илл., 70000 экз.

Сказали "Спасибо!"