Компьютерная 3D-реконструкция старого Саратова

42 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение

В последние годы широкое распространение получают компьютерные реконструкции различных архитектурных объектов, как существующих, так и давно исчезнувших, например, https://e-notabene.ru/istinf/article_28489.html.

Наш город не менее других заслуживает быть запечатлённым подобным образом, чтобы можно было, например, постоять у собора Александра Невского, пройтись по Миллионной улице, осмотреть старый оперный театр…

Это, конечно, мечты, но мечты осуществимые, и некоторая работа в этом направлении уже ведётся, а все заинтересованные приглашаются к посильному участию в ней.

Основой такой реконструкции старого Саратова должна послужить 3D-модель города, включающая в себя модель рельефа местности с нанесённой на него уличной сетью, на которой располагаются заранее подготовленные модели зданий и других объектов. При этом отдельные модели могут выполняться разными людьми независимо друг от друга, и затем собираться вместе.

Должна быть также реализована «временная шкала», чтобы по желанию можно было бы попасть в Саратов, например, 30-х или 80-х годов. Для этого модели объектов должны иметь несколько вариантов, соответствующих разным временным отрезкам. Пример такого здания – консерватория, несколько раз радикально менявшая облик.

Применив готовый «движок» от какой-либо компьютерной игры наподобие PABG, можно будет дать возможность зрителю «ходить» по городу, а в некоторых случаях даже открывать двери, подниматься по лестницам, заходить в комнаты. В тех же случаях, когда информации об объектах мало или её совсем нет, доступ к ним зрителя можно ограничить, а сами объекты закутать «туманом» разной степени густоты, в зависимости от степени их проработки.

Думается, среди пользователей сайта найдётся достаточное количество энтузиастов, совместными усилиями которых это непростое, но благодарное дело будет доведено до завершения.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Очень интересно!!! Вижу это как дальнейшее развитие проекта OldSaratov. Ведь наступит когда нибудь, что поток фотографий иссякнет. Давно у самого такая идея была (касаемо Вольска). У меня вопрос к Вам: какие требования к 3D модели, ну т.е. в какой программе должны быть ваполнены или какими быть в итоге?

Рад, что Вы заинтересовались!

На мой взгляд, не принципиально, в какой программе разрабатываются отдельные модели. Я сам пользуюсь САПР "Компас", мне это сподручнее, кому-то будет удобнее, например, SOLIDWORKS, или ещё что-то - таких средств очень много. Преимущества работы в Компасе- модель легко редактировать, использовать готовые элементы в других моделях. Недостаток - сложность работы со скультурными элементами - в модели дома маскарончики над окнами получились примитивными и уродливыми, а таже невозможность нанесения текстур, переходов цвета. Поэтому разрабоитку моделей вижу в два этапа: сначала формирование идеальной модели с помощью инженерной САПР, затем конвертация её в другой формат (видимо, STEP) и её художественная обработка с помощью, например, 3DS MAX. На первом этапе редактирование модели легко осуществимо, после второго - затруднительно. 

Разумеется, все модели должны быть выполнены в одном масштабе. я делаю их в натуральную величину, но их легко отмасштабировать, если потребуется.

Я тоже работаю в аналогичной Компасу САПР. Я так понимаю создание 3D моделей будет происходить по фотографиям?

В основном, да, хотя определение размеров зданий по фотографиям - задача нелёгкая. Определять размеры саратовских зданий в плане очень помогает немецкая аэрофотосъёмка - уникальный источник информации. Кроме того, по многим зданиям сохранились проекты, планы, схемы - много таких материалов выкладывала Smil.

Хорошо, я в теме. Я бы взялся, для начала, за не сложный объект.

Отлично. Собственно, выбор за Вами - объектов море и в Саратове, и в Вольске, который Вам особенно близок. Для затравки можно выполнить молель не здания, а, например, афишной тумбы или скамейки.

Ну если несложный, берите классицизм. Старый гостинный двор, например.

Предлагаю на пробу вот этот несложный, но нужный объект: https://oldsaratov.ru/photo/31489 (имею в виду скамейку, не театр, театр потом). Их делали массово и они постоянно мелькают на фото 50-х - 60-х годов. А если найдёте информацию, в какие цвета из красили - вообще будет зашибись!

Страница не найдена

исправил уже

Спасибо

Вот

Файлы: 

Попробую. С меня первый этап

так чего искать-то?) НАЖИМАЙ

Это вам надо с политехом связаться, с архитекторами. НЯЗ, тамошние студенты делают и делали обмеры, в том числе утраченных зданий.

Это в планах. С некоторыми сотрудниками кафедры контакты уже были.А вот нет ли у Вас знакомых программистов, которые могли бы найти подходящий игровой движок и собрать с моделью города в одно целое? Это можно сделать очень скоро, а в качастве модели на этапе отладки использовать кусок плоской поверхности с двумя-тремя домами, он, собственно, уже есть.

Как человек глубоко и безнадёжно гуманитарный), могу пока (на этом этапе) только поддержать морально. Зато двумя руками!!

https://oldsaratov.ru/comment/164708#comment-164708

Спасибо Михаилу за интересную тему. В 2004 году в СГСЭУ был разработан замечательный мультимедийный проект "Саратов вчера и сегодня". Так вот там были представлены трехмерные реконструкции старых саратовских церквей. В проекте они в avi-формате, а изначально создавались в программе 3D MAX, если ничего не путаю. Даю ссылку на сам проект, 3d-реконструкции можно найти в разделе "Культовые сооружения" http://saratov.sgu.ru/index.html

 

Спасибо за поддержку! Проект мне известен, надо попытаться связаться с его авторами. А у Вас хочу испросить разрешения время от времени обращаться с вопросами и высылать промежуточные результаты для конструктивной критики. 

Всегда пожалуйста. Не знаю Вашей профессии, но 3d-реконструкцией должны все ж заниматься профессиональные дизайнеры или архитекторы, ну или студенты, обучающиеся этим специальностям. Вот Вы пишете, что работаете в Компасе, но эта САПР не для этих целей. Можно конечно создать примитивный "игрушечный домик", но я лично это не приемлю. Если только для какой-нибудь бродилки. Солид недостаточно знаю, немного работаю в Инвенторе, но он тоже не подходит. В общем с вопросами обращайтесь, но я не знаю, какую конструктивную критику могу дать. Но идея замечательная, всем хотелось бы покрутить 3d-модель, скажем, крытого рынка.

В Компасе, как и в любой 3D САПР, можно создать точнейшую модель любого объекта. Другое дело, что она будет не так приглядна. Михаил написал о втором этапе - визуализация.

Соглашусь с Вами, что без архитектурных, дизайнерских и строительных навыков будет сложно вот так по фотографии, не зная конструктивных элементов здания, моделировать.

 

 

Как показала практика, моделировать это дело в CAD - плохая затея, так как потом результат придется экспортировать в игровой движок (Unity, UE, тот же blender, наконец..) Плюс ко всему, для игрового движка не нужна излишняя геометрия, которая только добавит нагрузки, а больше нужны качественные текстуры.

Полностью с Вами согласен. Но думаю в реализации этого проекта все средства хороши, кто в чём горазд. От себя могу давать окончательны результат в step файле. Ну а решать нужно это или не нужно, конечно уже тем кто будет делать окончательную "картинку"

Получил обнадёживающую информацию: компас-модели конвертируются в 3ds Max через формат SAT. Получаемые высокополигональные модели можно преобразовать внизкополигональные с помощью технологии запекания текстур. Так что, возможно, изначальное моделирование в CAD - не такая уж и плохая затея.

Михаил, мы как-то переписывались с Админом и он мне написал что у него мечта создать виртуальную трехмерную модель Саратова с возможностью смены временного периода и "с возможностью нацепить очки виртуальной реальности", а так как у меня есть этот злополучный архив СГП, а в нём порой попадается довольно-таки плотная развёртка улицы, то у меня параллельно от него возникла другая идея сделать что-то вроде яндекс-панорамы отдельно взятой улицы за условный там 1987 год. Но он сказал, что абсолютно не понимает, как это можно сделать. Я говорю, ну понятно, что это не на 360 градусов, но иногда и на полшага хватает. На что он меня спросил, что если я кручу в околоархитектурных местах, может "студенты же сейчас какие нибудь 3D Max изучают? Может преподов знаешь? Наверняка они там какую-нибудь хрень из года в год рисуют, типа соседнего корпуса или собачей будки во дворе. Может кто-то вдохновится идеей по нашим фоткам обрисовывать здания? хотя бы исчезнувшие/перестроенные. ну если они это и делают, может мы это как-то в паблик выведем? чтобы отрисованные модели появлялись у нас на сайте например. Можно прикрутить веб-плеер для моделек". Я решил узнать.
 

И в начале 2020 попал на градозащитный семинар, где я там пообщался с преподавателями СГТУ. И вот, что одна из преподавательниц мне отписала: "Николай, в общем пишите свои задумки, может быть со студентами что-то можно будет сделать. Трехмерки вряд ли получатся в рамказ моей дисциплины, мы занимались фотофиксацией и отрисовкой фасадов в векторе. Есть еще возможность в программе летней практики делать обмерные чертежи. Трехмерка с деталировкой для моего 3 курса непосильная задача.". Но скинула вот эти проекты, которые по-моему были на этом сайте http://saratov.sgu.ru/lost.html:

https://cloud.mail.ru/public/X8dP/2zaXkswfW

https://cloud.mail.ru/public/3XCo/atVcXY66c

https://cloud.mail.ru/public/2nKY/4vDeBhrX8

https://cloud.mail.ru/public/JvYG/YHTQF9wwD

https://cloud.mail.ru/public/4PTB/4E6aY2oVT

https://cloud.mail.ru/public/2LDK/3wUSkwoEc

https://cloud.mail.ru/public/3XHq/53KMyY9gX

https://cloud.mail.ru/public/dwYj/2226bi7sM

и вот эти дипломы по реконструкции культовых сооружений, но в основном это церкви в регионе. Саратовом никто не занимался. Но в связи с утратой декора это все же получается больше проектное предложение по фасаду

Поэтому, пишу, может удастся связаться с разработчиками. Антон, написал, что "собственно этот проект меня в свое время и вдохновил. я попробую поискать кого-то из вычислительного центра сгу, может и правда остались модели. А скрины вроде бы тоже из 3д модели нарезаны". Я написал, мол обмозгуй всё. Я если что спишусь. Потому что надо и с разработчиками связаться, может у них есть что-то новое. Ну и я продолжу общаться про 2д, что делают более младшие курсы. И что препод их заинтересована в сотрудничестве.

И оказалось, что Антон  работает в одной компании с человеком у которого жена скорее всего работала в этом отделе СГУ!!!
Но на этом пока всё. Никаких новостей. Вот так))

Весьма амбициозный, и при этом очень времязатратный проект, на который может уйдти несколько лет активной работы, если всё будет делаться с нуля. Начиная с поиска чертежей, заканчивая текстурингом и оптимизации моделей для веб-движка, что бы была возможность путешествовать в real-time без просадок по скорости. Как вариант, в качестве движка можно использовать Blend4web, он даёт неплохую картинку, имеет хороший рендер и заточен на использование вместе с пакетом моделирования Blender

Вы правы - несколько лет, никак не меньше, к тому же моделированием "за спасибо" можно заниматься только в свободное время и под настроение. В то же время некий результат, который можно представить на сайте, вполне достижим за два-три месяца - ведь путешествовать можно начинать с короткого отрезка улицы, а модели объектов на ней вовсе не обязательно должны быть вылизаны до идеала. Если Вы программист и разбираетесь в этих вопросах - давайте сделаем!

Я лишь могу посодействовать в создании моделей в свободное время. На большее, увы, сейчас нет возможности

Спасибо, это тоже нужно.

Хорошая идея. Могу поддержать администрированием, хостингом, вычислительными ресурсами, программированием.

Спасибо, Ваша помощь будет очень кстати. Я инженер-механик и о программировании имею весьма смутное представление. Спишемся, обсудим.

Пишите, что-нибудь придумаем.

Дорогу осилит идущий!!!
Рада, что идея, у многих сидящая в головах, начинает воплощаться в жизнь!!!

Разместила ссылку в архитектурном клубе Саратова на FB

https://www.facebook.com/groups/2099138370342876/permalink/2754897488100...

Надежда, спасибо за поддержку!

Строят трамвайные маршруты Саратова в игре Trainz

В симуляторе на трамае по Саратовуhttps://vk.com/saratov_trainz

Жаль что человек строивший жд маршрут через Саратов в trainz забросил его

Тщательные люди, даже дефомации пути моделируют...

Кстати, я к дому Шахматова приложил скан фасада из альбома чертежей в масштабе.

Всем привет!

Очень рад что наткнулся на этот пост!

Я пришел к похожей идее, пилю ее потихоньку . Более подробно можно почитать здесь - https://old-saratov-blog.vercel.app/

На сегодня статус проекта такой -  https://old-saratov-blog.vercel.app/posts/update_22_09_21

Я увидел что эта тема многим интересна, поэтому думаю что может получится. Если есть возможность помочь проекту моделями, временем или знаниями - буду очень рад пообщаться!

 

Проект «Виртуальный Саратов» (SARVR) разрабатывается лабораторией виртуальной архитектуры «VA» при кафедре «Архитектура» УРБАС СГТУ им. Гагарина Ю.А.

Концепция проекта заключается в воссоздании различных временных пластов исторической части города Саратова в виртуальном пространстве, которое позволит каждому жителю Саратовской области ощутить себя частью истории, прогулявшись по улицам старого города XVIII или XIX века. Так же в планах проекта имеются идеи по созданию виртуального города будущего, где наш город будет представлен концептуальными проектами студентов кафедры «Архитектура».

Как пояснил руководитель проекта «Виртуальный Саратов» кандидат архитектуры, доцент кафедры «Архитектура» УРБАС СГТУ Мосин Владимир Олегович: «На сегодняшний день, главной целью проекта является оцифровка (сканирование, с последующей обработкой) сохранившихся памятников архитектурного наследия и воссоздание утраченных объектов при помощи различных методов 3d моделирования. Утраченные объекты можно будет увидеть в виртуальном пространстве и погрузиться в ту временную среду, в которой они существовали. Это позволит не только создать базу 3d моделей объектов культурного наследия, но и даст толчок к развитию туристического потенциала нашего города. Познакомиться с виртуальным городом можно будет из любой точки планеты, а физически увидеть многие объекты культурного наследия можно будет только при посещении нашего города».

На сегодняшний момент, помимо сотрудников кафедры «Архитектура» в проекте уже принимают активное участие неравнодушные к судьбе города инициативные группы.

О своей готовности принять участие и оказать поддержку проекту заявили: Саратовский архитектурно-строительный колледж, студия компьютерной графики Continu-um, Центр «Пионер».

Достигнута договоренность о взаимодействии и сотрудничестве с инициаторами проекта «Старый город» Дмитрием Анпилоговым (член Общественного Совета по туризму Саратовсой области) и Николаем Поляковым.

Уже сегодня лабораторией виртуальной архитектуры «VA» при каф. «Архитектура» института УРБАС СГТУ им. Гагарина Ю.А., совместно со студией Continu-um, смоделировано более 15 исторических объектов. В рамках дипломного проектирования, частично воссоздана 3d модель собора Св. Климента студентом каф. «Архитектура» Ильей Лернером, при поддержке центра «Пионер».

К концу лета 2022 года планируется завершить пилотную часть проекта по воссозданию в виртуальном пространстве Проспекта Кирова, от ул. Максима Горького, до ул. Радищева. Будут воссозданы виртуальные модели католического собора Св. Климента, Консерватории, Александро-Невского собора и многих других зданий, входящие в границы проекта и прилегающие к ним.

 

 

текст Виктории Васильевой

https://www.facebook.com/groups/64build/posts/1967136966802166
https://vk.com/wall-7721988_69088