Фотограф Малиновский Г.Н.
Потомственный дворянин Григорий Николаевич Малиновский родился 10 января 1865 года в Санкт-Петербурге.
С 1 января 1887 года был принят Воронежским уездным присутствием на службу в Лейб-гвардии Преображенский полк фельдшером нестроевой роты, пройдя двухгодичное обучение в хирургическом отделении Санкт-Петербургского Николаевского военного госпиталя. В августе 1890 года уволился в запас в звании старшего медицинского фельдшера с прекрасными рекомендациями по месту службы.
С 1 января 1892 года по 1 января 1894 года служил старшим фельдшером при больнице станции Чертково Юго-Восточной железной дороги (ранее Козлово-Воронежско-Ростовской) на границе области Войска Донского и Харьковской губернии. Во время эпидемии холеры 1892 года получил наилучшие рекомендации от руководства больницы.
12 июля 1892 года венчался в церкви Лейб-гвардии Московского полка с дочерью петербургского ремесленника Анной Леонтьевной Астафьевой. В 1894 году находился на постоянном месте жительства в Санкт-Петербурге. Был прописан в Васильевской части, по 5-й линии, д. 34, а в 1897 году – в Литейной части на Артелевой(?) улице, д. 8.
8 октября 1895 года поступил на службу в Контроль сборов Юго-Западной железной дороги контролёром пассажирских поездов, а с 1 мая 1898 года перешел на ту же должность на Рязано-Уральскую железную дорогу с проживанием в Саратове, где и был зарегистрирован по временному месту жительства.
В Саратове прослужил до 26 августа 1905 года, после чего перебрался в Москву и был зарегистрирован по адресу Стремянный переулок, д.39 (дом Мартьянова), продолжая работать на Рязано-Уральской железной дороге.
27 сентября 1909 года в Успенской Божией Матери церкви села Таболово Подольского уезда Московской губернии за смертью первой жены женился вторым браком на крестьянской девице Любови Андреевне Кузьмичёвой, уроженке села Зиновьевка Зиновьевской волости Петровского уезда Саратовской губернии 1889 года рождения.
В 1914 году начал строить собственный дом у станции Расторгуево, о чём свидетельствуют сохранившиеся счета на стройматериалы. Дом сохранился до сегодняшних дней.
Благодаря службе на железной дороге, революцию 1917 года Малиновский пережил в относительном благополучии и с 1 сентября 1927 года в возрасте 62 лет попросился на пенсию по состоянию здоровья с должности контролёра поездов РУЖД. Последние упоминания о нем относятся к 1930 году. Согласно семейной легенде, его жизнь отобрала железная дорога – он погиб, попав под колёса паровоза.
У скромного и добросовестного железнодорожного служащего было интересное увлечение – фотография. В наши дни в Долгопрудненский историко-художественный музей от потомков Г.Н. Малиновского поступила коллекция стеклянных фотографических негативов, включающая в себя 284 стереопластинки и 4 обычных фотопластинки различной степени сохранности, в основном удовлетворительного и хорошего состояния.
Сохранившаяся часть фотографического наследия Малиновского относится к периоду 1903-1906 годов, но доподлинно неизвестно как долго продолжалось его увлечение фотографией. Часть негативов относится к периоду проживания в Саратове, где он запечатлел быт, пейзажи и архитектуру города и окрестностей. (см. по тегам https://oldsaratov.ru/tags/fotograf-malinovskiy-gn и https://oldsaratov.ru/tags/gubernia/fotograf-malinovskiy-gn, а также https://oldsaratov.ru/comment/194435#comment-194435).
Работая на Рязано-Уральской железной дороге, Г.Н. Малиновский сделал множество фотоснимков, связанных с железнодорожной тематикой и непосредственно с РУЖД –станции и сооружения, мастерские, паровозы, мосты и даже железнодорожные катастрофы (http://dolgoprudnymuseum.ru/zheleznye-dorogi-mosty-stantsii/).
Помимо железнодорожной темы в архиве Малиновского присутствует значительное количество негативов с изображениями монастырей и святынь, в основном Нижегородской губернии. Будучи человеком глубоко верующим, Григорий Николаевич путешествовал по святым местам. Бывал Малиновский и в Крыму, что также зафиксировано на его фотопластинках.
Начиная с 1906 года на фотоснимках Малиновского начинают появляться подмосковные сюжеты – известные усадьбы, железнодорожные станции, что в точности совпадает с его переездом ближе к столице.
Перенимая ли опыт коллег по увлечению фотографией, копируя ли работы ставшего на тот момент классиком фотографии М.Д. Дмитриева или других фотографов, Григорий Николаевич достиг определённых успехов в фотоделе. Искусство стереофотографии имеет свою специфику. Необходимо правильно выстроить кадр – передний, средний и задний планы для более полного ощущения объема. Нередко Малиновскому удавалось делать замечательные кадры, полностью раскрывавшие сущность стереофотографии.
Согласно условиям дарения, все негативы Г.Н. Малиновского отсканированы и выложены в свободный доступ на сайте музея.
http://dolgoprudnymuseum.ru/o-kollektsii-negativov-g-n-malinovskogo/
Комментарии
Создал тему по Малиновскому, чтобы выложить ряд фото, не подходящих для основного раздела, а также поделиться некоторыми своими соображениями и находками. Возможно, вместе удастся разрешить вопросы, которые пока остались без ответа.
Несколько "претендентов" на (авто)портрет самого Малиновского:
(Странность с датой - написано "Октября 12 дня 1906 г.", а на календаре 4 (17) ноября, суббота, что соответствует 1906 г.. Возможно, просто перепутан месяц в подписи).
Вот это подписано "Февраля 7 дня 1907 г. Я и Люся" (возможно, 2-я жена) - но разобрать на нем что-то, конечно, сложно:
Еще на 3 фото запечатлен некий задумчивый господин. Тоже не исключено, что (авто)портрет Малиновского:
Возможно, тот же человек виден на фото с (предположительно) Мизеровским (см. ниже):
На самом деле вот подписанный автопортрет Малиновского (собственно, и на фотографию в заглавном сообщении темы похож):
Получается, он много где есть в кадре - например, в снимке ниже с "именными" паровозами и на предпоследнем дополнительном здесь: https://oldsaratov.ru/photo/45521.
Люся - вероятно, дочь (подписано "я и Люся Малиновская"):
Брат, Николай Николаевич Малиновский, отставной артиллерии поручик, по саратовским справочникам 1898-1906 гг. 2-й заместитель начальника счетного отдела РУЖД (М. Сергиевская, д. Очкина), заведывающий отделом бухгалтерии (с 1902 помощник нач. счетного отдела). Проживал в д. Феокритова на углу Ильинской и Б. Кострижной.
Умер ок. 16 июля 1905 г.:
Предположу, что на последнем фото мать Малиновских. Есть еще пара фото с ней:
Мать и брат в поездках по святым местам:
Еще один брат или просто однофамилец с таким же отчеством?
Малиновский Валериан (Валерьян) Николаевич, ветеринар, сл. Самойловка Балашовского уезда. Упоминается в саратовских адрес-календарях 1898 и 1900 гг. Согласно "Российскому медицинскому списку", вып. 1896-1900 гг., родился в 1871, окончил курс в 1895. В более поздних выпусках (с 1905) не упоминается.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5504940
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5505060
Брат, видимо, по месту службы - в счетном отделе РУЖД (Дом Очкина на М.Сергиевской):
Сестра, возможно? Мне кажется, похожа на мать:
Жена?
Малиновский и Мизеровский.
Между сюжетами двух фотографов прослеживаются определенные параллели:
Окрестности Саратова:
https://oldsaratov.ru/photo/45467
https://oldsaratov.ru/photo/26365
Аллея в Липках:
https://oldsaratov.ru/photo/45641
https://oldsaratov.ru/photo/31532
"Пыхти-гора":
https://oldsaratov.ru/photo/45502
https://oldsaratov.ru/photo/31391
Дача в Разбойщине:
https://oldsaratov.ru/photo/45533
https://oldsaratov.ru/comment/67254#comment-67254 (№29)
Беляны:
https://oldsaratov.ru/forum/belyany
Возможно, служившие в одном ведомстве и имевшие общее увлечение фотографы были знакомы. Игорь Кувырков, сотрудник Долгопредненского музея, занимавшийся выставкой работ Малиновского, предположил, что на одном из его фото может быть запечатлен сам Мизеровский (слева):
Для сравнения - автопортрет:
Возможно, Мизеровский виден еще на одном фото (мое предположение):
Возможно и здесь он же: https://oldsaratov.ru/photo/45517#comment-194136&gsc.tab=0
Нет, этот куда более плотного телосложения и усы другие. Вот, видимо, он же:
Интерьеры двух, судя по разным полам, квартир:
Женщина с последнего фото похожа на женщину справа на последнем фото здесь: https://oldsaratov.ru/comment/194105#comment-194105.
Еще пара интерьеров:
На первом, видимо, ресторан или клуб. Справа висит кружка для пожертвований в "Голубой крест" - может быть, это как-то связано с саратовской пожарной командой, которую Малиновский много фотографировал? Что на втором - непонятно. Интересно смотрится в таком антураже велосипед (слева) :).
Несколько не саратовских мест, которые удалось установить.
Крым. Бюст генерала Хрулева на Братском кладбище в Севастополе (одно фото оттуда уже есть: http://dolgoprudnymuseum.ru/krym/; в источнике зеркалка):
https://sevastopol.su/faces/hrulev-stepan-aleksandrovich
На этих, вероятно, тоже Крым, но место определить не смог:
Москва. Площадь Земляной Вал (на pastvu определили: https://pastvu.com/p/1632756):
Плотина Борисовского пруда:
https://dzen.ru/media/ruskontur/samyi-bolshoi-rukotvornyi-prud-moskvy-5f...
Арзамас:
Саров:
(собственно, там два почти одинаковых фото, для одного место определено, для другого нет).
Козельск:
(из книги "Рязанско-Уральская железная дорога и ее район", 1913 г.)
Оптина пустынь:
(https://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/fevral/2017-02-09/dostoevskij_i_...)
Тамбов (вид от вокзала):
Предположительно Уральск:
Там был мукомол Сергей Феоктистович Монин ("Список фабрик и заводов России" на 1910 г., http://ibirzha.kz/eho-starogo-uralska-6/), но найти само здание не удалось. Возможно, и эти фото сделаны там же:
Видимо, еврейское местечко или еврейский квартал какого-то города на западе Российской империи:
Башня справа похожа на костел в Ружанах, но все же не совсем. Удалось найти фирму "Д. Ниренштейнъ и I. Раппопортъ" в Варшаве (дамское и мужское белье, 1912 г.): https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003797298?page=368&rotate=0&th..., но не знаю, то же ли это самое (здесь на вывеске "Рапопортъ и Ниренштейнъ").
Какой-то крупный вокзал с тупиковым расположением путей:
Садик при нем (судя по одинаковому забору на двух снимках):
Ну на городской фасад Павелецкого вокзала до того, как его зареставрировали до состояния пластмассы, вполне похоже. Перронный фасад не нахожу, но они должны соответствовать, по идее.
Нет, с перрона не похож, я его первым делом проверил.
https://pastvu.com/p/8626, например.
Такая башня- диспетчерская была в Аткарске:
По этому фото сложно сказать - такая же или нет, но все остальное явно не совпадает. А снимок добавьте в "Губернию", пожалуйста.
Двухпутный ж/д мост. Не нашел такого на РУЖД:
Это мост через Пахру на 2х путном участке РУжд (др. 2х путных на РУжд в то время не было) Москва Сар.- Кашира (кр. моста через Оку). Есть на видео с похоронами Ленина.
Спасибо! До сих пор стоит практически в том же виде: http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=86531.
Лодка на улице:
На крыше справа что-то написано или мне кажется?
(это в зеркальном отражении)
луговая
сторона
По-моему, не очень похоже. Да и смысл такой надписи на крыше непонятен.
это не утверждение, предположение.
смысл: луговая сторона- левый берег, низкий. На всех картах старых этот термин есть, в документах. Можно предположить, что так негативы с луговой стороны помечал.
Уточняю: это всего лишь версия.
Это не на фотографии написано, а явно на самой крыше.
Может всё-таки выход под трубы?)
Нет, конечно.
А это не Улеши?
16 июля 1906 г.
По поводу Саратовской ж/д - понятно...
Фотографии сделаны фотографом Г.Н.Малиновским. У него много снимков РУЖД...
На втором снимке на заднем плане, на мой взгляд, квадратная водонапорная башня, а на станции Улеши ничего похожего нет.
В 1906-м Малиновский уже не работал в Саратове: http://dolgoprudnymuseum.ru/o-kollektsii-negativov-g-n-malinovskogo/
Кстати, это два разных паровоза - П.111 "Фон Мекк" и П.104 "Герстфельд".