Дубовские предприниматели в Москве. Архив Нины Суховой

1 сообщение / 0 новое

Сухова Н.Н. Дубовчане – временные московские купцы

 

   В дореволюционное время Дубовка относилась к крупным торгово-промышленным центрам Саратовской губернии. Неотъемлемой составляющей коммерческой деятельности считалось участие в  многочисленных ярмарках: Макарьевской в Нижнем Новгороде, контрактовой в Киеве, харьковской шерстяной и крещенской урюпинскаой.  Времена, когда купцы выезжали на эти ярмарки с шумом и колокольным звоном прошли безвозвратно в конце XIX века. Значение  ярмарок было сведено к нулю развитием железнодорожного сообщения. Купцы стали налаживать прочные торговые связи в таких значимых городах, как Москва, Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Для проведения торговых операций в другом городе торговцы получали новое временное купеческое свидетельство и одновременно числились купцами по основному месту жительства.  Понятие временный купец появилось в России в царствование Николая I. В категорию временных входили иногородние предприниматели или местные торговые люди из других сословий (дворяне, мещане, крестьяне).

   Вплоть до революции дубовские предприниматели имели в Москве лавки, представительства и склады готовой продукции. Они торговали кожаными изделиями, табаком, мукой, горчичным маслом и даже открыли мыловаренный завод.

   Первым дубовским предпринимателем, получившим статус временного московского купца, был Андрей Андреевич Вааг. Он числился в московском купечестве с 1876г. Вааг Андрей Андреевич (1838-1940) из немцев Поволжья, совладелец горчично-маслобойного завода на углу Садовой ул. и Базарной пл. в Дубовке, купец 2-ой гильдии, наиболее активный общественный деятель Дубовки. Завод этой фирмы был прекрасно оборудован: поставлены были лучшей конструкции три пресса, фарфоровые вальцы, паровая жаровня, механическая подача между этажами и т.д. Торговые обороты в иные годы доходили до 600 тысяч рублей. Выпускался горчичный порошок, горчичное масло и жмых. Продукция завода Вааг удостоена множества наград на выставках.

   Завод имел представительство, а также склад в Москве в Средних торговых рядах в 4 корпусе. Сам владелец в Москве не жил. Представительством заведовал А.А. Панов. Оно существовало до 1917г.

 

Москва. Средние торговые ряды. Архитектор Клейн

   Молодое поколение Ваагов прочно обосновалось в Москве. Купеческий сын Евгений Яковлевич Вааг, дубовский купец 2-ой гильдии, также принимал участие в торговле горчичным маслом в Средних торговых рядах. Проживал он в Москве на Разгуляе в доме Камезаска.

Москва. Разгуляй

  Николай Яковлевич Вааг (1874- 1942) окончил Елисаветградское кавалерийское училище. Начал службу в 52-м драгунском Нежинском полку корнетом в1902 г. Вышел в отставку в чине поручика кавалерии и поселился в Москве. В это время он вместе с братьями, дубовскими купеческими сыновьями Леонидом и Павлом, создает в Москве за Семеновской заставой мыловаренный завод. Завод стал прибыльным и в 1914г. для него приобретен собственный дом в Волковом переулке на Красной Пресне. С началом Первой мировой войны Николай Яковлевич был вновь призван в армию, удостоен множества наград и Георгиевского оружия. Погиб в 1942г. в концлагере.

 

  Вааг Эдуард Андреевич на средства отца Ваага Андрея Андреевича в 1893г. приступил к сооружению в Дубовке парового кожевенного заведения по типу немецких и русских больших заводов. Для приобретения опыта в кожевенном деле Эдуард Вааг прожил несколько лет в Германии и побывал на крупных русских заводах. На дубовском предприятии выделывались тонкие лайки, сафьян, опойковая кожа и другие разновидности кож вплоть до используемых для машинных передаточных ремней. Успех гарантировался близостью производства к степным скотоводческим местностям. В Москве Эдуард Андреевич Вааг выкупил гильдейское свидетельство и приступил к торговле кожевенным товаром в 1895г.

    «Справочная книга о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства по г. Москве» сообщает еще об одном дубовском торговце Шарове Акиме  Никаноровиче  (1854-?), который в 1895г. открыл в Москве торговлю табаком. Лавка располагалась на Большой Никитской улице, 24 (в доме Варженевского и Булгаковой). В этом же доме он и поселился.

    Дубовский купец 1-ой гильдии Петр Ильич Казеев  совладелец пяти заводов в Дубовке: красильного, кирпичного, лесопильного, горчично-маслобойного и паровой мукомольной мельницы.. По коммерческим делам он часто посещал Москву и нашел целесообразным открыть в этом городе Торговый дом братьев П. и З. Казеевых 2-ой гильдии в образе полного товарищества для продажи муки. Крупчатка, производимая на мельнице Казеевых отличалась отменным качеством и была удостоена награды Общества берлинских мельников.

Банк Торгового дома братьев Петра и Захара Казеевых. Архив Н. Суховой

 Оптовая продажа муки производилась по адресу: Москва, Городская часть, 2-ой квартал, дом Шереметьева.

Шереметьевское подворье. Москва, Никольская ул., д. 10

     Дом Шереметьева на Никольской улице, владение 10 был построен архитектором А.С. Никитиным в 1862г. Это 3-х этажное здание с шестиколонным портиком (четвертый этаж надстроен в советское время). Два верхних этажа использовались под гостиницу, на первом этаже располагались торговые помещения. Первоначально владение 10, принадлежавшее Шереметьевым, предполагалось использовать для сооружения грандиозного театрального здания, проекты которого были заказаны известным зодчим Европы и России: Кваренги, Старову, Назарову, Кампорези. После смерти жены, актрисы Жемчуговой, Шереметьев отдал землю в аренду купцу Пороховщикову, который соорудил на этом месте гостиницу.

   Торговый дом братьев П. и З. Казеевых существовал в Москве на Никольской улице с 1880 по 1890гг. На это время Московская купеческая управа причислила П.И. Казеева к временным московским купцам. Значительное время по делам торгового дома в Москве проводил его совладелец Захар Ильич Казеев. В 1884г. из-за годичного пребывания в Москве он пропустил все заседания Царицынского уездного земского собрания, в котором он состоял несколько лет представителем от горожан.

   Семья Казеевых до и некоторое время после революции оставалась связанной с производством пищевых продуктов.

Петр Ильич Казеев

    Жена Петра Ильича Казеева Евдокия Никаноровна в 1901г. организовала оптовую торговлю зерном на товарной станции Уральско-Рязанской железной дороги в Гавриковом переулке в Москве.

Москва, Гавриков переулок. Торговые ряды XIX века. Архитектор Я. Даль

    В 1906-7-х гг. в соответствии с конъюнктурой рынка изменила род деятельности и открыла кондитерское заведение на Большой Пресненской улице, 10 в доме А. Попкова, где ей помогала ее старшая дочь Полина. Производством кондитерских изделий там занимались 8 рабочих.

    В годы НЭПа уже Полина Петровна Казеева стала владелицей кондитерской на Большой Никитской ул., д. 57/64.

Москва. Большая Никитская 57/64. Кондитерская Казеевых

   До 1917г. Казеевы успевают сменить несколько московских адресов, снимая не очень презентабельное, а потому недорогое жилье. Сначала обосновываются в доме Майковой на 1-ой Мещанской улице. Но уже через год арендуют на несколько лет дом купчихи Романовой на Берсеневской набережной с видом на Кремль. В апреле 1908г. Москву посетило страшное бедствие. После снежной зимы началось активное таяние снегов. Вода в Москве-реке поднялась на 9 метров. Квартира Казеевых оказалась полностью затопленной водой. Она была признана непригодной для проживания. Дешевое жилье было найдено на Божедомке в 1-ом Марьинском переулке, д.7, кв.13. В этом деревянном двухэтажном доме семья прожила 20 лет, а потом переехала в Арбатские переулки.

Москва. Божедомка. 1-ый Марьинский переулок, 7. Место жительства семьи Казеевых. Сайт Эторетро

   Этот дом на Божедомке, 7 фигурировал в фильме «Место встречи изменить нельзя». Его в фильме увековечила актриса Наталья Фатеева. Сейчас этот дом снесен.

   Дубовские купцы были известны по всей Волге и в центральных городах. Качество их товаров отмечено высшими наградами на российских и международных выставках. Революция и гражданская война остановили их деятельность. Спустя 100 лет мы забыли о людях, достижениями которых гордились раньше.

Сказали "Спасибо!"