Дубовская переволока
Дубовская переволока
Краснов Н. «Земля Войска Донского». 1863 г.http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=10360
Выгодное расположение междуречья Волги и Дона издревле использовалось торговцами различных этносов и национальностей. Сначала этим пользовались татары, обосновав тут свой Бельджамен, затем казаки, построив посад Дубовка. Близкое расстояние между крупнейшими реками обеспечивало постоянную загрузку этого торгового перекрестка. Несколько десятков тысяч людей работало с весны до осени, занимаясь разгрузкой, погрузкой и перевозкой грузов. Существовал способ проведения через водораздел даже судов.
Так, с 1789 года суда перевозили до 5 тысяч пудов (20—80 т) с Волги целиком, а суда большей грузоподъемности — в разобранном виде. Для перевозки под корпус подводили 4 дубовых колеса на осях (без спиц) или катки. Задние колеса имели диаметр 1,5 аршина (1 м), а передние — аршин (0,7 м). Катки монтировались к судну и припрягали от 10 до 50 волов. Вначале судно поднимали в гору на высоту до 100 метров, а потом в степи на горизонтальном участке или пологом спуске к Дону на судах при благоприятном ветре поднимали паруса. Перевозка судов по этой степной трассе, протяженностью около 60 километров, занимала 5 суток, а при попутном ветре — меньше четырех. Движение было многорядным.
Зарисовка Дубовской переволоки немецкого путешественника Адама Олеария. Музей истории Волго-Донского канала.
Сказали "Спасибо!"
Пока еще никто не сказал "Спасибо!"
Комментарии
Что-то на Олеария мало похоже
в соседней теме выложила рисунки старинные .
Донской волок между Доном и Волгой от посёлка Дубовки к Калачу-на-Дону. Ксилография (по рисунку Теодора Вебера, выполненному со старинной русской гравюры). 1878 год
http://oldsaratov.ru/comment/93906#comment-93906
Начало "Переволоки" с Волги на Дон от посада Дубовки до пристани Качалинской. С рисунка братьев Г. и Н. Чернецовых. 1850-60 гг