Датировка по фонарям и прочему на набережной

Фонари-"трубки" первоначально стояли вдоль берега от Ротонды до горки у 8 причала. В 1972 г. или первой половине 1973 г. опоры с "трубками" были поставлены вдоль набережной, по всей длине, от 8 причала до моста и далее до судоремзавода. Другие опоры на 1 ярусе демонтированы почти одновременно с установкой "трубок", в 1974 г. их уже не было. На 2 и 3 ярусах у реч. вокзала демонтированы позже.

Момент установки:

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

До установки:

Простояли "трубки" до 1983 г. Светили ярко, немного гудели, ночью под ними ловили рыбу- рыба шла на яркий свет. Фонари поставленные в/после 1983 г. светили тускло и рыбу не привлекали. 

Я так понимаю, там были люминесцентные трубчатые лампы низкого давления, с тлеющим разрядом? До них были люминесцентные высокого давления с дуговым разрядом - ДРЛки, а после жёлтые натриевые ДНаТ?

 1976 г. -  смонтирована лестница на верхний ресторан реч. вокзала и снесено речное училище.

С 1979 г. (после наводнения) прокладка труб и устройство автополива сначала на "ярусах", потом, в 1980 г. по остальной набережной. Были проложены магистральные трубопроводы большего диаметра, на больших газонах установлены крутящеися дождевальные установки. Прежние трубопроводы их не тянули. Эти "крутилки" хорошо видны на фото. К 1981 г. автополив смонтирован на всех газонах. В последнюю очередь орошение было смонтировано на узком газоне от реч. вокзала в сторону моста вдоль проезжей части и на отдельных газонах на горке напротив 2 и 3 причалов.

В 1982 г. деревянные лавочки заменены на вмурованные.

На снимках рассеиватели- "крутилки" и трубопроводы большого диаметра, проложенные в те годы:

На набережной между 2 и 3 причалом, зимой, хранили мостки о/п ПРУ. Каждую осень их плавкраном ставили на набережную, весной- ставили на воду. При этом обязательно разбивали хотя бы 1 фонарь и каждую весну разбитые фонари заменяли. Весной 1982 г. 1 или 2 фонаря заменили "неродными", не трубками- разбили много  или запас закончился- не знаю. Снимок с "неродными" фонарями мне где-то  попадался, на Oldsaratov я его не нашёл. Фото с разбитыми фонарями- весна 1982 г. 

Осенью 1982 г. и весной 1983 г. опять разбили несколько фонарей и весной 1983 г. заменили на "жёлтые" от 1 причала до к/т "Экран. Остальные фонари- от к/т "Экран" до Ротонды и от 1 причала до моста заменили на "жёлтые" в конце лета- осенью 1983 г.

На снимках 1983 г. "трубки" и "жёлтые" на соседних опорах у 1 причала и к/т "Экран".

Исправьте - пРочему в заголовке.

По электро- механическому табло перед лестницей- спуск из здания вокзала:

Табло появилось перед навигацией 1977 г. Первый снимок- табло ещё не было-  видно через музыкальный салон теплохода.

Снимки 1977 г. и до нач. 80-х -  с табло- следующие.

В 1983 г., в мае табло демонтировали при замене фонарей- трубок на новые фонари. 

В 1984 г., весной повесили новое табло, такое же как было до этого. Когда поставили "золотые огни"  табло смонтировали над лестницей- спуск из кассового зала в вокзале.

По теплоходам и пр. судам.

Всё по 1991 г. включительно.

Скоростной флот- Метеоры, Ракеты, Кометы, по ним на fleetphoto все даты верны.

Ракеты- первые № 38 и № 105 форточек на окнах салона не имели. Первая с форточками- № 192, в Саратове с 1969 г. Ракеты из др. городов в Саратов не ходили.

Метеоры. Самый первый Метеор- без № был в Саратове в испытательном пробеге в нач. ноября 1959 г. и 12-13. 05. 1960 г.

Первый пассажирский- Метеор-5 из Волгограда с 1963 г.- выше Саратова не поднимался. С 1965 г. первый на линии Куйбышев- Саратов, п/п Куйбышев, (№19) ниже Саратова (далее НБС) не ходил. Первый саратовский Метеор- №43 с 1966 г., второй- №66- с 1968 г. и не ранее 1968 г.- № 36. У М-36 демонтированы воздухозаборники не ранее 1976 г. Метор-82 имел название- Юбилейный. Построен к 100 летию Ленина 04. 1970 г. На линии Куйбышев- Саратов с 1970 г. Единственный с названием перед номером на "стабилизаторе". П/п- Куйбышев. У Метеора- 100 с 1975 г. в средней части изображён герб Саратова. Метеор- 164 (с 1981 г.) имел занавески в салонах разных цветов: носовой- красный, средний- голубой, кормовой- белый.

Первая Комета в Саратове появилась  в сер. 60-х г., работала как пргулочное судно на майские праздники. Какая Комета и в какой год работала- не знаю. С 1977 г. на линии Ульяновск- Балаково работала Комета- 10. Другие Кометы в Сар. области не работали.

 

Буксиры- толкачи. 

Паровой буксир "Бештау" (тип БОР-600) поступил в Саратов не позже 1970 г. Последнее паровое судно в Саратове. Списан в 1984 г. после навигации. Стоял в ковше, с него многое демонтировали, поджигали, надстройка превратилась в пустой каркас. В таком виде его в последний раз выводили на буксире на праздник 400- летия. Пароход изображал "застой", был украшен 5 "Брежневскими" звёздами, его протащили перед зрителями на набережной. На fleetphoto про него неверно. На снимке он с баржой пр. 567/555. Кто правит fleetphoto поправьте. 

Файлы: 

 Шлюзовые. 

В Саратове и области до 1991 г. работали только Саратовские и Балаковские шлюзовые. В 1991 г. появились транзитные из др. городов.

Первый шлюзовой в Саратове- №14 с 1964 г. Списан после навигации 1989 г. В 1990- 91 г. (может и дольше, не знаю) стоял в ковше. На первых д/э (по № 26, п/п Балаково) бортовые огни стяли на нижнем ограждении рубки, с № 27 огни стояли на крыше рубки. Первый в Саратове с  верхним расположением огней- № 51, получен осенью 1970 г., пеервая навигация- с 1971 г. На первом фото- шлюзовые с разным расположением огней. На шлюзовом- 51 с 1988 г. все окна надстройки заменены иллюминаторами, лобовые стёкла в рубке "панорамные" наклонные, выхлоп за корму, с 1989 г. установлена грузовая стрела за фальштрубой, пожарные брандспойты на крыше рубки и за фальштрубой, 1990 г.- герб Саратова между носовых "окон" на 2 палубе. (Переделок много, только те, что хорошо видны). Шлюзовой- 103 принадлежал Волготанкеру, почти постоянно стоял в Увеке. Отличие: с 1983 г. выхлоп в корму и с 1985 г. среднее (основное) лобовое стекло под наклоном, работал только с нефтеналивными баржами.  Шлюзовой- 117- первая навигация в Саратове- с 1975 г., отличие: корпус и фальшборта окрашены в цвет "морской волны". (Второй снимок, идёт легкачом в порт). У остальных шлюзовых корпус и фадьшборта- чёрные.

"ОС"- Очистительные станции (Пр 354 А, К). Первая, ОС-256 работала в Саратове с 1963 г. Отличия: Деревянная рубка обшитая рейкой, как на колёсных пароходах, "уши"- воздухозаборники сзади рубки, одна грузовая стрела https://oldsaratov.ru/photo/29820 . ОС-11 поступила в конце навигации 1973 г., работала с начала навигации 1974 г. https://fleetphoto.ru/photo/76139/?vid=11501, примерно в кон. 1970- х две грузовые стрелы заменили на одну, с балкой, на ней электроталь, после 1991 г. (когда- не знаю) окна в надстройке заменили иллюминаторами. На fleetphoto ошибочно обозначена как ОС-38, снимок 2001 г.: https://fleetphoto.ru/photo/15766/?vid=11498 . ОС-38 поступила в конце навигации 1982 г., работала с нач. навигации 1983 г., на снимке 2014 г. внешних изменений, с тех пор, нет: https://fleetphoto.ru/photo/130887/?vid=11498 , в кон. 1980- х: https://oldsaratov.ru/photo/5186  Редко, раз в год ОС ходили обслуживать суда в Балаково. "Опорожнялись" на фекальном причале, в ковше порта у устья Залетаевского оврага, подсланевые воды сдавались на специализированное несамоходное судно "Сарапулка"  https://fleetphoto.ru/photo/145847/?vid=13418 для отделения нефтепродуктов от воды. "Сарапулка" стояла на рейде напротив плавмагазина. Существовали сузогрузы для северного завоза, на Волге встречались редко, одного проекта с ОС, только вместо танков был грузовой трюм и стрела над ним. ОС на фекальном причале: 

Пригородными пасс. перевозками, в Саратове, занималось ПРУ (Пассажирское Районное Управление). В его составе был (для обслуживания каравана) рейдовый буксир, имеющий право заходить в зону ПРУ (т. е. к пасс. причалам). По 1985 г. включительно это был РБТ-505, снимка вблизи я не нашёл, однотипный РБТ-507: https://oldsaratov.ru/photo/gubernia/12910 , РБТ-505 виден здесь: https://oldsaratov.ru/photo/1339 , стоит у 8 причала. С 1986 г. на караване работал Рейдовый-24, в Саратове корпус и фальшборта были окрашены в серый цвет, и покрышек в качестве кранцев на корме было больше, остальное- без изменений, снимок 2010 г.:  https://fleetphoto.ru/photo/14150/?vid=5753

Самоходки. В Саратове с нач. 1970- х было 4 самоходки для перевозки пассажиров: СТ-3, СТ-4, СТ-10 и СТ-220, все трофейные (до прим. кон. 1970- х была ещё транзитная СТ-635, пр. СТ-600 тип Маныч, Унжа, основная работа- перевозка бахчевых и пр. с/х продукции из низовий Волги в Москву по Оке и р, Москве). СТ-3 и СТ-4- однотипные грузопассажирские суда, первая короче второй на 1- 1,5 м., на первой стоял ненадёжный двигатель Д12 с реверс- рндуктором, на второй- реверсивный SKL. СТ-3: https://oldsaratov.ru/photo/6712 , СТ-4: https://oldsaratov.ru/photo/28075 . СТ-3 списан после навигации 1983 г. Затонул у входа в ковш порта весной 1988 г., была неудачная попытка подъёма летом 1988 г. путём откачки (насосы плавбуя 1212), был переломлен корпус. В нач. 1989 г. поднят плавкраном большой грузоводъёмности, предварительно разрезан водолазами на 3 части. На СТ-4 с 1988 г. стояла новая рубка, с 1989 г. крупным шрифтом название: (в дополнительных) https://oldsaratov.ru/photo/32405 , проработал до 1991 г., далее- не знаю, в 1993 г. не работал: https://oldsaratov.ru/photo/31584 . СТ-220 переделан к 1970 г. из "трюмного" сухогруза, до переделки:https://fleetphoto.ru/photo/278267/?vid=70072 , с 1970 работал в Саратове: https://oldsaratov.ru/photo/40734https://oldsaratov.ru/photo/1030https://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/additional/2014-03/img3... , проработал до 1991 г, далее-? Кроме перевозки пассажиров эти самоходки обслуживали контейнерную линию Саратов- Хвалынск (пристани Маркс, Вольск и порт Балаково) и Саратов- Ахмат, так же перевозили ЖБИ изделия в Тольятти и Камышин. Часто брали "под борт" "хлебные" баржи из Духовницкого и Балаково. СТ-10 был чисто пассажирским судном https://oldsaratov.ru/photo/6816 , часто работал на "прогулочной" линии (вместе с ОМ-404) https://oldsaratov.ru/photo/10078 , на 6 причале- на Зелёный остров: https://oldsaratov.ru/photo/20637, на судоремзаводе: https://oldsaratov.ru/photo/1859 . Списан после навигации 1982 г.,(с 1983 г. вместо него поступил Волга-2), стоял на судоремзаводе, потом в Порту как зимняя "подставка" метеору, в 1991 г. начали резать корпус на берегу в ковше порта.

В каком смысле трофейные? Получены по репарациям?

Да, по репарациям.

Катамараны. В 1983 г. поступил и встал с начала навигации на прогулочную линию т/х Волга-2 (пр. Р-132, тип Волга), заменил списанную СТ-10. Кассир, продающая билеты выходила с мегафоном и объявляла:- "Желающие совершить прогулку на новом, комфортабельном теплоходе Волга-2, билеты продаются в кассе, время прогулки 1 час, стоимость- взрослый- 40 коп, детский- 20 коп". Весной 1986 г. поступил и работал с нач. навигации Волга-1. С навигации 1988 г. Волгу-1 взяли в аренду армянские кооператоры (дискотека на этом т/х давала хорошую прибыль), заменили г/д с 3Д6 на 3Д12, сначала со старыми винтами, потом заменили винты- поставили с шагом под 3Д12. Скорость прибавилась ненамного, зато потребление диз. топлива возросло в 2 раза и за судном тянулся шлейф дыма. И звук/ вибрация стали как на Шлюзовом. Снимок с шлейфом дыма на сайте попадался, я его не нашёл. Внешне отличаются окнами в дверях- выход на носовую часть, у Волги-1 они есть: https://fleetphoto.ru/photo/318410/?vid=1042 , у Волги-2- нет: https://fleetphoto.ru/photo/216981/?vid=1203 . На конец 2021 г. оба судна работают.

А "Волга-3" была? Меня иногда терзают смутные и странные воспоминания...

В Саратове- нет, (если только по пути с завода) всего таких судов было 4, Волга-3 поступил в Казань, работал в Москве, потом вернуся в Казань, Волга-4 (он же Ирин) поступил в Кострому, потом продан/ передан в Москву, внешне отличался от предыдущих: https://fleetphoto.ru/photo/250930/?vid=26382https://fleetphoto.ru/photo/73932/?vid=26382 , В кон. нулевых я их наблюдал в одном месте: С Братеевского моста с одной стороны, в в/м клубе- Ирин в убитом виде-  :https://fleetphoto.ru/photo/42356/?vid=26382https://fleetphoto.ru/photo/151154/?vid=26382 , с другой стороны, на причале в  парке 850- летия Москвы- Волга-3 https://fleetphoto.ru/photo/22751/?vid=126 , работал с этого причала вместе с бывшим Саратовским ОМ-349 (снимка не нашёл), какое- то время работал на центральном плёсе: https://fleetphoto.ru/photo/8098/?vid=126 . Волга-1 до поступления в Саратов работал в Астрахани.

Вот чего мне подсказали: В кон. нулевых конкурс на пасс. перевозки в Саратове "неожиданно" выиграли Казанские перевозчики, кому и принадлежит Волга-3. Вполне возможно что судно работало в эти годы в Саратове.

О-о-о. То есть есть некоторая вероятность, что я таки пока ещё в здравом рассудке.

Вероятность есть, но: для певозок льготников подходят и ОМики (они и перевозили), а судно- банкетоход с дискотекой одно и в те годы зарабатывало в Москве. В саратове таких своих 2 (без банкета, как в Москве).