Покровская церковь со двора

Источник: 

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1980-1990 годами.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Из допов надо вынести отдельно, безусловно. И это все-таки не собор, хотя его часто так называют.

Артём, по-моему ты путаешь собор и кафедральный собор. Соборов, как я понимаю, в городе может быть несколько (в Питере, например, - множество). Хотелось бы получить на эту тему квалифицированное разъяснение специалиста, на сайте такие есть.

М.б. ув.коренной растолкует?

Вроде другой церковник - likober (или его антагонист) пояснял, что это именно церковь, а не собор.
НЯП, собор от церкви отличается тем, что церковь либо в монастыре, ибо приходская, соответственно, имеет свой приход, приходского священника и общину, а в соборе служат архиереи, и прихода при них не бывает.
Соборов до революции было два - Старый (Троицкий) и Новый (Ал-Невский), а Духосошественский стал кафедральным собором после революции, когда в него перенесли епископскую кафедру в  связи с закрытием Старого и сносом Нового соборов.

  Для Elrond. Как правило при соборных церквях в подавляющем большинстве случаев были приходы, а при монастырях приходы были не всегда, когда, дапустим, церквей в городе не хватало (как это было в Саратове). Архиерей в кафедральном соборе служит не всегда, а в самые важные праздники - он вообще имеет право служить где ему угодно и где сочтет нужным.

Эльронд, в общем, все пояснил. Можно и в Вики заглянуть, там все написано, и про Питер тоже. likober писал по этому поводу: http://oldsaratov.ru/comment/72218#comment-72218. Покровская церковь собором никогда не была, как и Княже-Владимирская, хотя обе нередко так называют. Видимо, из-за размеров и облика.

В первоначальном значении собор  - это главный храм города. Настоятелю собора (соборный поп или протопоп) было в церковно- административном плане подчинено городское приходское духовенство, которое помимо всего прочего обязано было в большие праздники (обычно - на второй день праздника) "собираться" (отсюда и название) в главный храм для проведения торжественных, совместных (т. е., соборных) богослужений - отсюда и название. Если город был большой ( Москва, В. Новгород, Псков и т. д.), то в нем могло быть несколько соборов, которым подчинялись приходы определенных городских районов. Помимо этого, были и монастырские соборы - в тех монастырях, на территории которых находились несколько монастырских храмов. Пример - Саратовский Спасо-Преображенский монастырь в период после его переноса под Лысую гору. В Саратове изначально ( с 1621 г., а возможно и раньше)соборной была Троицкая церков, в 1634 г. указана соборная Никольская церковь, после 1674 г - снова Троицкая. В 18 в. на местах были были учреждены "духовные приказы", возглавляемые "заказчикам" или "управителями" из авторитетного местного духовенства, к которым перешли функции абминистративного управления приходами. За соборными пртопопами оставались лишь функции возглавителей соборных обшегородских богослужений. Т. о., наименование "собор" потеряло административное значетие и стало титульным, номинальным. Во второй половмне 18 в. в саратове появился "второй собор" - Крестовоздвиженская церковь женского монастыря. После "второго рождения" этого монастыря в 1829 г. церковь перестала называться соброной (хотя по факту была таковой), а именовалась "главной церковью" монастыря. С открытием Александро-Невского, Троицкий собор сохранил за собой наименование собора, но потерял его статус, став приходской церковью. Духосошественская церковь поличила статус соборной (предположительно) после закрытия Александро-Невского собора. Сейчас это не собор - официальный статус этой церкви - "Храм сошествия Св. Духа". Ни Новопокровская, ни Княже-Владимирская церкви НИКОГДА не носили статус соборов.

Спасибо за подробное разъяснение. Непонятно только, почему Духосошественский не собор - он ведь был кафедральным и в 2001-2014.

Духосошественскому статус кафедрального был присвоен в 2001 г временно - по указу патриарха до окончания ремонта Троицкогособора или до восстановления Александро-Невского. Троицкий отремонтировали в 2014 и тогда же статус кафедрального был ему возвращен, а Духосошественский стал приходским храмом.

И в 30-х он (предположительно) был собором, так как других действующих храмов просто не осталось... В Вики написано, что статус собора присваивается раз и навсегда - это не так на самом деле? На сайте епархии тоже постоянно проскальзывает "собор": http://www.troick-blago.ru/duhov.htm. В общем, по-моему, на фотографиях сайта переименовывать его в церковь все же не стоит...

Статус собора не присваевается раз и навсегда - этому есть множество примеров. Мне неизвестно, был ли присвоен статус собора Духосошественской церкви в 20-е, 30-е гг. официально. Это могли сделать обновленцы, базировавшиеся там некоторое время в конце 20-х, это могли сделать и тихоновцы 30-х гг., но документального подтверждения этому я не встречал. Из рассказа ныне покойного саратовского протоиерея Георгия Лысенко (в 40-е г. учился в саратовской семинарии, а затем служил в храмах Саратова и Энгельса) мне известно, что после открытия собора в 1947 г. тогдашнему саратовскому епископу Борису Вику духосошественское духовенство указывало на слабую посещаемость храма - до него было трудно добираться, транспорт по Горной не ходил. Тогда епископ официально на время сделал этот храм кафедральным собором и стал просить власти об открытии трамвайного маршрута - мол, люди жалуются, что не могут попасть на архиерейское богослужение. В результате в июне 1948 г. был восстановлен трамвайный маршрут № 13 (у. Ленина - пос Затон) шедший по Б. Горной. Т. о. в указанное время храм некоторое время был кафедральным собором. В последующее время в народе его продолжали (и продолжают называть до сих пор) собором. Однако сейчас он официально является "Храмом Сошествия Святого духа г. Саратова" - это определение  из текста указа патриарха Кирилла. Нужно просто определиться, будете ли вы именовать храмы на фотографиях сайта официалным названием, или же по "народному".

Спасибо за разъяснение. Вопрос, правда, в том, как он официально именовался до указа патриарха Кирилла - и в советское время, и после. У нас все-таки фото до 2000 года. Судя по сайту Саратовской митрополии, "собором" его называли не только в народе.

Возвращаюсь к вопросу о статусе Духосошественского храма до 2000 года. На храмовой печати 1987 г. значиться: "Община православных верующих Духосошественской церкви г. Саратова". На печати 1999 г. - уже Духосошественский собор. Т. о. в промежутке времени от 87 до 99 гг. храму официально был присвоен статус собора - правящий архиерей имеет такое право. Однако в народе в военные и послевоенные годы храм стойко именовался собором. Думаю, что  фотографии храма с 30-х гг. до 2001 г. можно смело подписывать "Духосошественский собор".

Ув. коренной, спасибо за обстоятельный ответ. Принято.