Жилые дома на Северном поселке

 

Комментарии

В скверике виден бюст Калинину М.И.
Это место?
http://goo.gl/maps/V9Vfx

Конечно. А кто-нибудь знает, когда установили этот бюст?

Видно, что раньше он стоял в другом месте - в центре клумбы.

и постамент отличается от современного

Одна дорога и туда и сюда...

Интересно, откуда сделано фото? Не из 9шки же! )

Да, фотография сделана с другого дома - Энтузиастов,51:
http://old.wikimapia.org/#lat=51.4872044&lon=45.931507&z=17&l=1&m=b&gz=0;459288973;514872022;0;16334;26231;0
(угол дома Энтузиастов,64 совпадает с углом дома Энтузиастов,62)

Переместил точку с девятиэтажки на 51-й дом, добавил тег Остановка.

Конец 50-х - время расцвета дурной славы ресторана "Радуга"(пр. Энтузиастов, 60)...

Уважаемый Murta, немогли бы отсканировать снимок с меньшим сжатием. По некоторым деталям можно определить дату съёмки. Сам я переехал в этот микрорайон в 1963 году в "хрущевку", поэтому этот район знаю с детства. Удалось рассмотреть за 83 школой здания возле стадиона "Торпедо", в народе названный "козлятник". Кинозал построен около 1950г, а спортивный комплекс 1964г(имеется надпись красным кирпичом). Деревья в сквере никак не тянут на двух-трехлетние. Дом слева №64 имеет на фронтоне дату постройки 1954. Сталинские дома по Крымской заканчиваются №5, далее №7(хрущёвка) строилась в 60е , видно 2 окна на 5 этаже, плоская крыша, а за ним крыша дома на другой стороне улицы. Огромные кроны деревьев выше дома №3 росли возле детского садика. К сожалению не видно правую сторону 83 школы, ведь в 1966 году открылась пристройка к школе, где учились с 1 по 4 классы. Из окна класса наблюдал строительство путепровода, с окончанием его строительства построили новую дорогу. Прикладываю фото Гобунова с нашего сайта. Удалось разглядеть Целинстрой, опоры ЛЭП по Новоастраханскому шоссе, под вопросом 38 школа, помогает сайт old.wikimapia.org
 

Файлы: 

А "меньшее сжатие" это какая кнопка на сканере? Если объясните, то попробую.

Всё зависит от типа сканера, например у меня планшетный НР (CIS) типа, он хуже, чем CCD. При сканировании попробуйте сканировать с разным разрешением, например 200dpi, 300dpi и т.д. От этого будет увеличиваться размер файла, сильно увлекаться не надо. Есть планшетные сканеры, например EPSON , они и сейчас продаются, имеют CCD - сенсор и хорошо сканируют фотографии. А дальше фотошопом корректируем снимок (контраст, резкость), на сайт можно залить файл размером не более 5Мб, но можно этот файл большим размером добавить в дополнительные. Можете попросить на сайте, Вам помогут отсканировать.  

Посередине стороны сквера, которая к Энтузиастов, просматривается что-то вроде ворот. Я не помню такого. Помню, что вокруг сквера была чугунная ограда.

Непонятную конструкцию в средней части сквера я увидел, что это не определил. Была мысль, что это афиша кинофильмов клуба "Торпедо", не пойдёшь ведь к клубу узнать какое кино будет. Клуб "Торпедо", в народе"козлятник" был ближайшим кинотеатром. До "Темпа" далеко, а "Космос" ещё не построили. Хотел уточнить у старшего поколения, кто точно может описать фотографию, как узнаю, отпишусь. Всегда через сквер ходил наискосок или вдоль боковых сторон, а в центральной части была сплошная решетка или нет, утверждать не буду. Памятник Калинину стоял на высоком постаменте в центре большой круглой клумбы, насыпанной конусом к памятнику. Частенько, чтобы сократить дорогу, шли через клумбу, зимой была тропинка. В 64 доме виден вход в парикмахерскую и сберкассу, в ней же была и фотография. За углом в этом здании была почта. Переехали на Энтузиастов 57 после 1970г. Дата постройки на сайте Реформа ЖКХ. Долго голову ломал, в каком году сделана фотография, приблизительно оценил 1965г. Если есть негатив, то можно на порядок улучшить качество снимка.

Был ещё один клуб с кинозалом - «Заря», к "Радуге" он был даже ближе чем «Торпедо»:

http://old.wikimapia.org/#lat=51.4911482&lon=45.937554&z=18&l=1&m=b

(есть даже петиция с требованием возродить заброшенный клуб http://mypetition.ru/petition/288#description, но он сейчас, к сожалению, в таком состоянии, что проще наверное построить новый)

Возможно для тех, кто жил в Сталинских домах, клуб "Заря" и ближе, но я жил на Крымском тупике 10 - это окраина Северного посёлка и до ул.Томской идти было намного дальше.В детстве всегда ходили в клуб "Торпедо". Ул.Крымская (чётная сторона) между 6 и 32 (современные дома) были застроены 2-х этажками построенными пленными немцами. А дальше до самого пруда стояли бараки. Сейчас можно посмотреть два оставшихся дома 12 и 14, скоро их разрушат. Кстати, к клубу"Заря" надо было перейти путепровод, затем по ул. Пономарёва и по 3 или 2 Кавказскому тупику. Небольшой крюк.
 

Конечно же от Крымского тупика ближе до "Торпедо", под "Радугой" я имел ввиду район остановки.
Сегодня ехал мимо дома 12 - уже активно ломают его, 14-й пока стоит.

Сравнил расстояние от моего дома до клуба "Заря" в два раза дальше, чем до Торпедо. Клуб "Заря" скорее всего построен для жителей 4 ж/у. Ещё надо упамянуть клуб"Строитель" на Подстанции и клуб на 20 квартале до постройки "Химика".

Не могли бы вы поподробнее рассказать про клуб на 20-м квартале, который был до "Химика".

Где он находился?

Это здание сохранилось, его адрес ул.Хомяковой 4б. До постройки ДК"Химик", в нем был кинозал, потом "Дом Пионеров", а сейчас "Дом творчества".

Файлы: 

Это здание мне хорошо известно - в 70-е там был спортзал.  А вот то что до этого он был ещё и кинотеатром я не знал.

Мне самому рассказывали как с дракой и оторванными пуговицами добывали билеты. А я узнал о существовании этого центра досуга от коллеги на работе, так как он жил в соседнем доме и он постарше меня на 5 лет.

Хотел добавить, что правильное название этого поселка "Северный", а "Южный" называли район "Подстанции", по географическому расположению к ГПЗ-3, возможно ресторан"Южный" получил название по своему району.

В своё время, проводил обследование домов в районе ДК Строителей (ул. Азина, 15, ул. Васильковская, 19 и т.д.). В старых паспортах БТИ там было написано “посёлок Южный” “Сталинский район”. Поэтому я с Вами полностью согласен, а в книге под этим фото было написано именно так. Но ради торжества справедливости, наверное, надо исправить.

Исправляю.

Спасибо. Интересно. Оказывается было два Северных поселка...

 

 

И в Ленинском районе.

 

А Вы знаете Lana, я тоже незнал о существовании другого поселка Северный, пока не увидел автобус маршрута №11 (Музейная площадь - п.Северный), мне помнится был такой в 70е годы, может ошибаюсь был ещё №12 с таким же маршрутом. Знатоки Ленинского района поправьте, если ошибаюсь.

Да, Юрий, Вы правы у автобусов №11 и №12  была остановка "75 школа",  вероятно она так же называлась и пос. Северный. 

пос. Северный и 75я школа - разные остановки, существуют и сейчас. Но до 1969 года остановки пос.Северный просто не было, т.к. появилась она после строительства путепровода через железную дорогу в 1969 г. До этого весь автотранспорт, и автобус 11 в том числе, пересекал ж\д пути в районе современного кольца НИИ (остановка "Шехурдина").

Остановка под мостом сейчас называется "Улица Ипподромная".

А остановка пос. Северный могла быть и где-то близ 75-й школы, потому что там тоже посёлки Северные были, 1 и 2, их застроили панельными девятиэтажками. 1 полностью, 2 почти. Нынешний частный сектор по Чкалова, Черниговской, Песочным - 3-й Северный, его застроить не успели.

Остановка под мостом на некоторых картах называется пос.Северный: http://transphoto.ru/photo/340030/

а на некоторых ул.Ипподромная http://boombob.ru/img/picture/Jul/01/1be5ee2610c2e1338dd1088ae78620e0/11...

так что вопрос спорный. В народе всегда была "Северный", что подтверждает и уважаемый Юрий Шанин, как бывший водитель автобуса, ну а я - как постоянный пассажир с 80х годов и поныне.

Однако, на 12 и 26 маршрутах её действительно всегда объявляли как "Ипподромная", а в сторону центра - вообще как "площадь Ленина" (!). В троллейбусах 10 маршрута объявляли (да и сейчас объявляют) как "Северный" в сторону 6 квартала, и как "Ипподромная" в сторону 3й дачной.

В автобусах 11 и 18 маршрутов в 80е годы объявляли как "Северный".

Да троллейбусная остановка в сторону 3-й Дачной вообще после моста.

А под мостом, строго говоря, 2 остановки было - одна до моста для 12, когда я ездил, были уже еврохламные автобусы, в них не объявляли (где 26 останавливался, я не помню, был мал) и вторая после для маршрутов, спускающихся с моста (в эту сторону я попросту не ездил).

Немного не так - у 12го остановки были после моста и в ту, и в другую сторону, 26й из центра останавливался далеко на Ипподромной, аж за райотделом милиции, и пассажиры, кому надо было пересаживаться на другой транспорт ,часто просили остановить у поворота на Ипподромную. Иногда водитель останавливал, иногда нет. А в обратную сторону, в центр, 26й делал разворот под мостом, и останавливался у ж\д платформы "пл.Ленина", там же останавливался и 12й. И остановку так же объявляли, "пл.Ленина". В сторону центра на ней почти никогда никто не выходил и не садился, и водители часто спрашивали в микрофон, есть ли кто на выход. Если нет - гнали дальше. Что интересно - в сторону центра под мостом была остановка только у 12го, 26 и у троллейбуса на мосту, остальной транспорт в сторону центра вообще там не останавливался, как впрочем и сейчас.

В 89м я работал на 26м маршруте на Лиазе. Именно так!

 пл.Ленина - потому, что ост. электрички так называлась. +++++++++!

Юрий, значит я вполне мог быть пассажиром вашего автобуса! В 1989 мне было 17 лет, и частенько ездил на 26 из центра в Ленинский, с пересадкой на Ипподромной\Северном.

Интересная информация.
А Вы могли бы уточнить, где располагались эти 1, 2, 3 северные поселки (границы) и когда были застроены.

1 и 2 Северные застроены в 80-е. Границы точные сейчас не укажу, надо деда расспрашивать.

Благодарю.
Но вероятно застройка началась еще 60-е, т.к. на этой территории имеется большое количество 5-ти этажных хрущевок. По рассказам местных жителей вдоль нынешней Шехурдина от Ипподромной до кольца НИИ был частный сектор, а вот когда застроили, это вопрос. Понятно, что дома вглубь поселка строили уже позже, в конце 80-х, там относительно современные 9-ти этажки стоят, например по Куприянова. Я смутно, но помню как эти края застраивали. А вообще интересно, этот поселок частного сектора доходил до нынешней Антонова, да и сейчас практически доходит.

Да, этот частник и проезды Строителей захватывал, сейчас и с той стороны идёт снос и застройка "цыганского посёлка". Подходил ли частник вплотную к Шехурдина и проспекту, я не знаю.
 

Пос.Северный называется остановка под мостом на 3 Дачную.

 11 и 12 автобусы никогда не ходили в п.Северный.

 В середине 80х у 11го писали п.Солнечный, у 12го - 6й квартал.

У 18го одно время ул.Перспективная, потом тоже п.Солнечный.

12й спускался вниз на Тархова по Лебедева-Кумача мимо Северного рынка,

18й по Перспективной к диспетчерской,

11й по Чехова.

41й ходил от диспетчерской по Тархова до Топольчанской, по ней вверх к рельсам.

 

Обращаю внимание:  в середине и к концу 80х. После всё немного изменилось.

Юрий, спасибо большое, что напомнили! Я про ту остановку, что под мостом совсем забыла. 

И birca birca спасибо. Получается, что, за кругом у НИИ был переезд? 

Был, я про него недавно рассказывал у себя в Контактике: https://vk.com/id15966921?w=wall15966921_10558%2Fall

birca birca спасибо. Очень интересно. Не подскажете, когда появился Северный поселок?

Карта 1942 г.

 

Гхрм... Вероятно после 42го... )

 В 70х уже был.

 Вот в эти 25 лет и появился... )

)). Раньше думала, что эта деревня приросла к городу. Интересно, кто заселял поселок?

Кстати, в самой глубине сохранившегося 3го Северного, есть интересное здание, по форме напоминающее административное. Вполне возможно, там когда-то и был сельсовет или что-то в этом роде. Так же забавно и название улицы, идущей к этому зданию от проспекта Строителей - Центральная. На первый взгляд обычное название, но в контексте нынешней планировки местности звучит странно, т.к. сейчас это маленькая грязная улочка в глубине сохранившейся частной застройки. Но в былые годы, видимо, эта улочка и была центральной в 3 Северном, тем более упирается она в то самое административное здание.

Да, а кстати, обозначенная на плане 1942г. МТС, сохранялась вплоть до начала 90х в виде гаража для грузовых автомобилей. Мы тогда жили как раз напротив, и каждое утро начиналось с рычания десятков тяжелых машин, выползавших с территории гаража. Позднее там построили мебельный завод "Карат+", который сейчас заброшен.

А ткни мне на карте, если нетрудно, какое здание ты считаешь интересным?

https://goo.gl/maps/BZmlL

вот ссылка на гугль-панораму, прямо по центру одноэтажный домишко, мне кажется какой-то он непростой. И улица в него упирается Центральная, хотя на гугле почему-то идёт как проспект Строителей (!) На Яндексе же подписана правильно: https://maps.yandex.ru/?ll=45.971339%2C51.587159&z=17&l=stv%2Csta

Да, интересный домик. Я его даже и не видел. Не случалось мимо проходить.

Очень сильно повлияли на развитие Саратова эвакуированные заводы.

 Эшелоны приходили, остановливались, вдоль путей разгружали станки и оборудование, через 30 дней завод начинал выдавать продукцию.

 Приезжали эвакуированные люди с эшелонами, подтягивались женщины с деревень - кому то надо было работать.

Где то им надо было жить, копали землянки, строили бараки, уплотняли жителей живущих неподалёку. Ес-но строили где то возле какой то мало-мальской инфраструктуры.

 Был неподалёку МТС, значит там было эл-во, колодец, магазинчик... уже не чистое поле!

 

 Так и начиналось всё, предположительно. Край Саратова то до войны был по ул Крайней, по Глебоврагу почти.

 Считайте все заводы Ленинского района - эвакуированные с запада.

Это в Заводском -Сталинском  заводы строились более менее планомерно. Крекинг, ГПЗ, САЗ, Зуборезный - заводы запланировано построенные, а в Ленинском - составы упирались в стоящий впереди и разгружались.

 

Если не прав - поправьте, кто знает верно.

Юрий, большое спасибо!

С чего Вы взяли, что все заводы в Ленинском появились в результате эвакуации?
Если взять предприятия дальше 3-й дачной, известные как Элмаш, ПУЛ, Алмаз, СНИИМ-28, Контакт, то они были образованы уже после войны и строились по специально разработанным проектам, а не где "состав разгрузился". Насчет СЭПО, тантала - может в чем -то Вы и правы, надеюсь люди знающие уточнят. Но вроде тоже они сами по-себе конкретно здесь образовались.

Я написал "считайте все".  Конечно не все до единого.

 И не могу припомнить ни одного завода в Ленинском районе созданного ДО войны.

 А Вы можете?

И ссылочку Вам. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%ED%E8%ED%F1%EA%E8%E9_%F0%E0%E9%EE%E...

2 октября 1945 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ «Об образовании Ленинского района в городе Саратове». В прошлом Ленинский район был пригородом Саратова, состоящим из дачных поселков. С того времени сохранились названия 2-я, 3-я, 4-я Дачные, поселки Елшанка, Поливановка. Жителей насчитывалось 32 тысячи. Вся промышленность — 6 предприятий, на которых трудилось 2300 работников. В 7 школах обучалось 2000 учащихся. Н лишь 2 детских сада и ни одной больницы. В центр города можно было добраться одним трамвайным маршрутом № 3.

Прошу быть более внимательным.
Разве я говорил, что предприятия ДО войны образовались??? Наоборот, все крупнейшие промпредприятия Ленинского р-на были созданы уже после 45-го года, не во время войны, а именно уже после. Я высказывался насчет Вашего утверждения про эвакуированные предприятия, я не уверен, что хотя бы одно из предприятий Ленинского р-на было создано на базе эвакуированного с запада страны. Может быть только нынешнее СЭПО. Поэтому прошу не переиначивать смысл моего комментария.
П.С. Насчет Дачных, Поливановки и т.п. широко известная информация, и я естественно это все прекрасно знаю, т.к. уже лет 25 интересуюсь краеведением.

Вскоре после войны. Моему прадеду при выселении с 6-го Кладбищенского проезда дали участок в 3-м Северном близ улицы Белинского где-то в 1952-54 годах. Давали 6 соток косогора и немного круглого леса для строительства.

Вот такая схема транспорта в том районе попалась:

Отсюда: http://molotok.ru/saratov-shema-passazhirskogo-transporta-1986-8-23-i529... (если у кого есть полная, не поленитесь, пожалуйста, отсканировать и выложить в разделе "Карты").

Файлы: 

Все такие схемы у Жабкина должны быть.
Эта туристическая схема, кстати, знаменита своими несообразностями. Путепровод выходит не на Ипподромную, а чёрт знает куда. В районе ул. Азина какие-то феерические то ли дезы, то ли капризы художника...

Даже на этом куске карты конечная 11трама (трамвайное депо) на ул Песчаной, конечная автобуса пос.Мирный на уровне ул Антонова...

Она, кстати, и не Песчаная, а Песочная. Песчаная - это в Агафоновке.

Дом № 64 построен в 1954 г.,дом № 60 в 1954 году.Источник: Сайт Реформа ЖКХ.Поставил нижнюю границу 1954 год.

Уже подробно писал о том, что фото как минимум сделано после 1960г. В левой части снимка ниже здания Целинстроя виден 5 этаж дома №7 по Крымской ул. В воскресение специально посмотрел на дом №7 по ул. Крымской. Дом видно, вернее 2 окна на 5 этаже и надпись 1960. Угадываются контуры здания за 83 школой, это спорткомплекс "Торпедо". Построен в 1964г. Верхняя дата приблизительно 1967г, так как ходил после школы покупать марки 1967года в газетный киоск в правой стороне сквера, а его на фотографии нет.

Спасибо, поставил 1960-67.

 "Проявил" картинку

Добавил теги ПрицепКиоскМагазин ("Промтовары" - Энтузиастов,64).

Поскольку это ушло в переписку с Юрий_59 (не понимаю, по каким правилам одни сообщения по "ответить" появляются в общей дискуссии, а какие уходят в личку), и, хотя обсуждение далеко ушло от исходного снимка, добавлю сюда мою попытку его датировки. В середине стороны скверика, обращённой к Энтузиастов, виднеется что-то вроде высоких декоративных ворот. Мне чудится, что в 67 году, году 50-летия ВОСР, это сооружение присутствовало, и на горизонтальной перекладине была растяжка с соответствующим восклицанием, что-то там да здравствует. Ни до, ни после я этих ворот не помню. Так что моя гипотеза - 67 год.