Богадельня Сретенской церкви и епархиальная библиотека

 

Комментарии

Уверен что это комплекс зданий верхнего базара, но конкретное место не соображу

адрес богодельни в адрес календаре за 1914 год:
ул. Московская, против Сретенской церкви
на фотографии http://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/moskovskaya_ulica_2.jpg
в левой части видны два здания двух этажных, может быть это то, что нужно?

Как-то грязновато для первой линии

и в адрес-календаре за 1916 год тот же адрес

еще адрес богодельни есть:

1902 год.

Мясницкая, дом церкви. 

 

Тогда справа должна быть Мясницкая, а её нет. Не то место.

да, видимо это здание утрачено

Нашла адрес-клендаре за 1912 год адрес епархиальной библиотеки:
Московская, за оградой Петропавловской церкви.
Видимо, это здание видно на панораме 1946 года внутри квартала Мясницкая-Московская-Александровская-Челюскинцев
http://oldsaratov.ru/photo/3524

А здание с торговой вывеской - по Челюскинцев скорее всего стоит

На фотографии видна ограда Сретенской церкви.
Здание богадельни находилось на церковной территории.
На прилагаемом рисунке (файл  sretenskaya_cerkov.jpg ), нарисованном на панораме 46-го года (http://oldsaratov.ru/photo/3524), я отметил церковную территорию зелёным цветом, богадельня отмечена красным, три проулка - белым, место съёмки - синим цветом (первый проулок, если считать от ул.Горького, был сквозным - он соединял Московскую и Челюскинцев 

(http://oldsaratov.ru/photo/410), второй проулок был Г-образным - он шёл от Московской, потом за богадельней поворачивал направо и выходил в третий проулок, который тоже был сквозным).

 

Здание (оно не сохранилось), которое видно слева, можно также увидеть и на этой фотографии:
http://oldsaratov.ru/photo/16045
(совпадают все элементы здания, кроме, разумеется, оконных рам -  всё-таки временная разница между фотографиями большая и рамы за эти пятьдесят лет были заменены)
Здесь мы видим людей идущих по второму проулку, богадельня находилась справа, за забором.

 

На этой фотографии - http://oldsaratov.ru/photo/16099 с краю, слева видна крыша богадельни.

На крыше дымовая (или вентиляционная) труба, с характерным узнаваемым профилем, левее должна быть ещё одна, но она в кадр уже не попала.

 

На этой фотографии - http://oldsaratov.ru/photo/7049 богадельня видна с другой стороны, со стороны третьего проулка, который пересекается котлованом.
Богадельня находится на заднем плане, справа.
Видны два глухих окна в левой части здания, а справа от них "нормальное" окно.
Все эти окна также видны и на панораме http://oldsaratov.ru/photo/3524.

 

Справа от богадельни видна (на обсуждаемой фотографии) высокая дымовая труба, которая находилась в здании на Кутякова: http://oldsaratov.ru/photo/3780

 

Отметил место на карте, добавил теги РешёткаКоляска. Убрал тег Где это?.

В 1886 г. Епископ Павел разрешил построить при церкви особый каменный корпус для помещения в нижнем этаже – сторожей, а в верхнем – залы «для религиозно-нравственных чтений». Постройка его (в северо-западном углу церковной ограды) окончена была в 1889 году. В 1911 г. в нижнем этаже этого корпуса было устроено помещение для приходской богадельни, а сторожа были помещены в подвальном этаже.

С 1890 г. в верхнем этаже названного церковного корпуса бесплатно помещается Епархиальная Библиотека. При устройстве Библиотеки были израсходованы церковные суммы Сретенской церкви на приобретение следующих вещей для Библиотеки: на шкафы – 50 руб., на полированные шкафы – 75 р., на барьер и столы – 283 руб., на вешалки и лестницы – 103 р. 50 коп., на чернильницы и венские стулья (три дюжины) – 124 р., на портрет Государя – 5 руб. 50 коп., на окраску зала – 130 руб.

(Степанов М. М. Исторический очерк Сретенской Петро-Павловской церкви города Саратова. – Саратов, 1913. С. 4-5.)

Епархиальная библиотека. Была открыта 30 декабря 1890 по благословению епископа Саратовского и Царицынского Авраамия. Библиотекой руководил комитет во главе с председателем — настоятелем Михайло-Архангельской церкви, протоиереем Павлом Ивановичем Чудновским. В библиотеке были бесплатный читальный зал и абонемент, книги приобретались на пожертвования. Фонд насчитывал 6000 экз. (на 1916).

Повадов Д. Саратовская епархиальная  библиотека / Библиотекарь Дм. Повадов // Книговедение. - 1895. - №9-12. - С. 16-19.

«Книги выдаются преимущественно лицам духовным и воспитанникам духовной семинарии, а также светским лицам, с которых берется залог в размере 2 р.» (Из Правил библиотеки). Кроме духовной литературы, выдавались научно-популярные брошюры (например,  серии «Издание общества распространения полезных книг»), была оформлена подписка на 46 периодических изданий. Всего при храмах Саратовской епархии существовало 526 библиотек (см. История русской православной церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочный указатель. М., 1993. С. 668). «Комната-читальня-библиотека (одна) большая, чистая и светлая. Епархиальной библиотеке много вредит популярности, среди жителей города, неудобное местоположение. Она заставлена: храмом и магазинами и в летнее время почти совсем не посещается (2-5 чел. в день), и только хорошо посещается в зимнее время, так что самый большой % посетителей падает на ноябрь, декабрь, январь и отчасти — февраль. С 1 января 1895 года по 1 июля посетило читальню библиотеки 1979 человек, подписчиков имеется 324. Учащаяся молодежь обоих полов более всего интересуется педагогикой; из отдела философии и психологии преимущественно берут воспитанники местной духовной Семинарии; периодические издания и духовно-нравственное чтение имеет более всего клиентов. Библиотеку частенько посещают сектанты, некоторые даже состоят подписчиками; между подписчиками есть даже сын Израиля, который читает «Вера и разум». Такое незначительное число посетителей объясняется еще и тем, что в Саратове, кроме Публичной библиотеки, есть хорошие библиотеки: в коммерческом клубе, в Дворянском собрании, библиотека Рязанско-Уральского ж. д. общества, Приволжская библиотека,  библиотека при земстве, очень хорошие  библиотеки при средних учебных заведениях, у букинистов... (только не «хорошие»), которые (библиотек-то), кажется, большею популярностью пользуются в городе, чем хорошо составленные».