Кладбище "Красный крест"

22 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение

Добрый день!

Ниже горпарка располагалось данное кладбище.

Там хоронили до середины 19 века, во время эпидемии холеры кладбище переполнилось и было решено открыть новое - Воскресенское.

В одной из тем форума приведены карты-планы Саратова начала 20 века.

например план 1910 года

и план 1925 года

 

В 1925 году кладбище все еще отмечено. 

Вопрос, в каком году кладбище разровняли и на его месте построили дома?

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

По-моему, в Саратове разровняли только одно кладбище - Немецкое (в районе "Стрелки"), после начала войны. В остальных случаях - кладбища застраивались постепенно. Про кладбище "Красного креста" в конце XIX века сообщалось: "Так как оно не было огорожено, то хоронили иногда на тех местах, которые назначены под постройки (напр. на Дягтярной площади)" . В 1848 году кладбище у Красного креста было упразднено ...". То есть в 1925 году, скорее всего кладбища уже как такого не было, а были отдельные могилы рядом с Иоанно-Предтеченской церковью. Храм, вместе с могильными памятниками, был разрушен , надо полагать, во второй половине 1930-х годов.    

     После выселения немцев происходило разграбление

 Немецкого кладбища при попустительстве властей. Уже

 позже, все порушенное, оно было ликвидировано.

 

 Кажется, кладбище при Спасо - Преображенском монастыре тоже разровняли. 

 

Спасибо, всегда было интересно, ведь по сути кладбище сейчас практически в центре города. Где-то читал, что до сих пор осталось пару надгробий, хочу пройтись там в частном секторе, возможно что-то и оталось.

Городское хозяйство: от Петра Первого до наших дней

Цикл статей Виктора и Николая Семеновых, подготовленных для газеты «Саратовская панорама»

Часть седьмая. В упокоении вечном

Хоронить умерших в старину было принято при церквах. И кладбища церковные такие назывались погостами. На погостах хоронили в селах. Если позволяло место, то и в городах старались соблюдать эту традицию.

Самой первой церковью в Саратове была Казанская. Стояла она на пересечении улиц Покровской и Валовой, у старых Казанских (Кабацких) ворот. При ней же было и самое первое кладбище, где предавали земле купцов, служилых и посадских людей, детей боярских.

Когда в 1860-х годах Саратовский городской голова и купец Василий Викулович Гудков взялся строить дамбу через Глебучев овраг, то землю брал с окрестных дворов и неподалеку от Казанской церкви, натыкаясь всюду на насыпной грунт и находя во множестве человеческие кости. А богатых людей раньше и хоронили богато. Священнику, например, под руки клали Евангелие в среброзлащенном окладе, а на шею одевали золотой или серебряный крест. На погосте Казанской церкви, в частности, был захоронен Петр Ульянович Беляков, бывший Саратовским губернатором в начале XIX века.

Старожилы этих мест и сейчас еще вспоминают, как в 1937 г. ломали Казанскую церковь, разоряли старинные склепы, перекапывали землю, выбрасывали черепа на дорогу. Добавляли шепотом: кто Бога не боялся, тот и озолотился... В 1960 году, когда строили дом и прокладывали теплотрассу, повторилась та же история.

Со временем в Саратове образовались кладбища в районе Московских ворот. Более раннее из них, по-видимому, располагалось внутри городской стены. Когда в конце 1840-х гг. здесь строили Вознесенско-Горянскую (Михайло-Архангельскую) церковь, то снова нашли много человеческих костей. Очевидно, что со временем кладбище на этом месте было закрыто и перенесено в поле, за Московские ворота, т.е. в район пересечения теперешних улиц Октябрьской и Челюскинцев. Одно время тут была часовня. В 1762 г. место это, кладбище и часовня, были еще в лесу, за городским валом.

Тут же, на перекрестке нынешних улиц Московской и Соляной, неизвестно в какое время (видимо, в XVIII в.) была построена Спасо-Преображенская церковь. В начале XX века стояла при ней часовня, и был небольшой скверик, как видно, бывший погост. Еще в 1920-х годах здесь кое-где торчали из земли остатки крестов и оград. Когда около 1960 г. сносили часовню и с помощью бульдозера вели "планировку" места под сквер, то повторилась характерная картина: нож бульдозера выгребал из земли груды костей, черепа выкатывались на дорогу, прямо под колеса проходивших мимо троллейбусов...

Был погост и при Свято-Троицком соборе, на котором еще в 1938 году сохранялись 6 или 7 оскверненных надгробий. Когда прошел слух о золоте в склепах Казанской церкви, то и могилы эти моментально исчезли.

В 1680 году уже существовал недалеко от берега Волги Крестовоздвиженский женский монастырь с небольшим погостом, где в 1744 году был погребен бывший комендант Саратова В.П. Беклемищев, встречавший Петра I в 1722 году. Здесь же в 1791 году похоронен И.К. Бошняк, командовавший саратовским гарнизоном во время осады города Пугачевым. Склепы с захоронениями умерших священников и именитых людей - благодетелей храмов - находили также при сносе церкви Рождества Богородицы, Александро-Невского собора и других храмов. * * *

В 1721 году вышел Указ: "не хоронить умерших при них [церквах] внутри города, кроме знатных персон", но выполнялся он не очень строго. А потому в 1772 году, после "Чумного бунта" 1771 года в Москве, вышел второй Указ: "не хоронить при церквах внутри города, а только на особых кладбищах".

Видимо, к этому сроку надо отнести и образование нового общегородского кладбища на южной окраине Саратова, за Белоглинским оврагом. Когда в 1818 году там построили Ильинскую церковь, то и кладбище с прилегающей площадью стали носить такое же название.

Из различных источников можно понять, что кладбище это включало несколько отдельных участков, в том числе и по северную сторону Белоглинского оврага. В то время в Саратове уже проживало много немцев; поэтому один из участков, где их хоронили, назывался Немецким кладбищем. При Ильинской церкви была еще и часовня, где отпевали умерших. Посреди кладбища стояла и другая часовня-памятник, в которой был похоронен бывший Саратовский губернатор А.Д. Панчулидзев.

В августе 1830 года в Саратове разразилась эпидемия холеры, от которой умирало до 200 человек в день. Для захоронения умерших была выделена отдаленная от жилых кварталов территория между двух оврагов на берегу Волги. Здесь был установлен большой деревянный крест, выкрашенный красной краской, отчего и само кладбище в народе получило название "Красный Крест". Так же прозвали и построенную здесь Иоанно-Предтеченскую церковь с часовней. В последующие годы на этом кладбище стали хоронить и обычных покойников.

В 1847 и 1848 гг. в Саратове вновь разразилась эпидемия холеры. Всех умерших похоронили на кладбище "Красный Крест", после чего его закрыли, так как стоки поверхностных вод попадали в Волгу, да и само кладбище уже было близко от города. А близлежащую улицу, по которой везли умерших, прозвали сначала Печальной, а потом Печальным переездом (когда пересекла ее линия железной дороги).

В том же 1848 году было закрыто и Ильинское кладбище. Правда, захоронения на нем изредка продолжались вплоть до 1855 года. В годы Советской власти от Ильинского кладбища не осталось и следа. Застроена и территория кладбища "Красный Крест", лишь единственное случайно уцелевшее надгробие еще виднеется в одном из частных дворов, и написано на нем: "Купцу Г.Н. Зайцеву, погибшему от бури на Волге июня 2-го дня 1846 г. Было ему 16 лет и 12 ден". Снесены обе церкви, часовни, утрачен прах губернатора А.Д. Панчулидзева и генерал-майора А.Н. Рылеева, героя наполеоновских войн, на средства которого была построена Иоанно-Предтеченская церковь.

В 1836 году городские власти выделили под новое кладбище большой участок земли за северо-западной окраиной города. В 1844 году богатый саратовский мещанин Алексей Пичугин на свои средства построил здесь кладбищенскую церковь во имя Воскресения Христова. На кладбище были построены дома для церковного причта. По фамилии жертвователя это кладбище стало называться Пичугинским, лишь позднее за ним укоренилось название Воскресенского, по престолу кладбищенской церкви.

Одной из памятных могил на этом кладбище была ныне утраченная могила Анны Рылеевой, дочери генерала А.Н. Рылеева, монахини Крестовоздвиженского монастыря, на свои средства открывшей при обители первую в Саратове школу для девочек.

Характерной принадлежностью кладбища были две богадельни - "Краснощековская" мужская и "Курбатовская" женская. Призреваемые в них подрабатывали милостыней, по мере сил брались ухаживать за могилами, "петь вечную память".

Одновременно с закрытием Ильинского кладбища было образовано лютеранское и римско-католическое кладбище у подножия Лысой горы, недалеко от Спасо-Преображенского монастыря, за линией железной дороги. Здесь стали хоронить немцев, поляков и др. лиц соответствующего вероисповедания. Здесь не было принято сажать деревья и кустарники, а надгробия выполнялись преимущественно в виде каменных плит с соответствующей надписью. Если умирала девица, то плита была из белого известняка. Для проведения похоронных обрядов на кладбище в 1867 году была построена каплица (часовня).

К 1960-м годам большинство надгробий этого кладбища было разрушено, лучшие плиты - растащены. В начале 70-х территория кладбища застроена домами частных жителей.
С давних времен существует в Саратове и Старообрядческое кладбище, расположенное за вокзалом, у подошвы Лысой горы. Время основания его неизвестно, но в 1841 году для отпевания умерших членами толка поморского согласия была возведена часовня, которая позднее, уже при Советской власти была перестроена и освящена как храм-часовня во имя Святой Троицы. Кладбище и храм сохранились до настоящего времени как действующие. Рядом с ними существует и Еврейское кладбище.

Еще в старые времена на Соколовой горе имелось Татарское (Магометанское) кладбище. В 1903 году его оконтурили, расширили и обозначили границы территории "между седловиной Соколовой горы и Маханным оврагом". Именно эта кладбищенская территория, по-видимому, и сохранилась до сего времени.

* * *

В 1811 году в городе сгорел Спасо-Преображенский монастырь. Три года спустя его перенесли за город, также к подножию Лысой горы, в район теперешней остановки "Стрелка" (ныне это Училище противохимической защиты). Полностью отстроен монастырь был в 1822 году, около этой даты возникло и монастырское кладбище. По крайней мере, в списке могил 1911 года числились два купеческих захоронения 1821 года.

Монастырский некрополь был сравнительно небольшим - не более 200 захоронений. Похороны стоили недешево, потому и погребены тут были люди особо знатные: настоятели -архимандриты монастыря, священники, купцы, семь действительных статских советников, в том числе бывший Тверской губернатор и камергер П.А. Слепцов, крупные чиновники, старшие офицеры, почетные граждане города. С 1864 года покоился здесь прах Афанасия Алексеевича Столыпина, героя 1812 года, бывшего саратовского предводителя дворянства, приходившегося родственником М.Ю. Лермонтову и П.А. Столыпину.

Была здесь могила Хрисанфа Ивановича Образцова, потомственного почетного гражданина, на пожертвования которого построена церковь Михаила Архангела и учреждено Хрисанфовское убежище для бедных. Был похоронен в монастыре и Павел Иванович Кокуев, коммерции советник и бывший городской голова, организатор Саратовской торговой биржи. Создатели русского стационарного цирка трое братьев Никитиных пожертвовали деньги на строительство монастырской колокольни с семейной усыпальницей в ее основании, где позднее и был похоронен один из братьев.

В 20-х годах XX столетия монастырь и кладбище при нем были разрушены, и почти все надгробия и останки умерших были утрачены навсегда.

Несправедливая участь постигла многие старые саратовские кладбища, надгробия, могилы и останки умерших, с которыми поступили вне человеческих законов, исторической памяти и традиций. Сходные попытки и намерения под предлогом реконструкции прозвучали в недавнее время и в отношении закрытого в 1976 году Воскресенского кладбища.

Для ритуальных услуг, кроме церквей с чином отпевания, в городе существовали пять контор по изготовлению памятников и надгробий, самой крупной из которых была фирма братьев Поповых на Московской улице, близ церкви Михаила Архангела. Провожали покойников до кладбища два бюро похоронных процессий, одно из которых занимало то же здание, что и теперешнее муниципальное предприятие "Ритуал" на бывшей Царицынской улице.

Каждое из погребальных депо имело по нескольку вычурно сделанных похоронных катафалков с шатровыми беседками на витых столбах, занавесками с бахромой и кистями, специальными ливреями на кучерах и других служителях. Особым образом оформлялось и убранство пары запряженных в катафалки лошадей - в одном бюро белых, в другом - вороных. Они имели длинные гривы и хвосты, наглазники, специальные попоны и некоторые другие особенности упряжки, гармонирующие с траурной обстановкой.

 http://yellow-mountain.livejournal.com/29411.html

 

«Энергетически неблагоприятным» местом в центре Саратова кое-кто может посчитать даже… сквер Первой учительницы. До революции на пересечении современных улиц Соляная и Московская располагалась единоверческая Спасо-Преображенская церковь, которую впоследствии разрушили. Но очевидцы говорили, что и в 1920-х годах на том месте из земли торчали остатки крестов и оград. Когда в 60-х годах прошлого века бульдозер расчищал место под будущий сквер, то вырывал из земли груду костей, а черепа катились прямо под колёса проезжающих по Московской троллейбусов.

В общем, если копнуть, следы городских погостов можно найти повсюду. До революции в Саратове было 49 храмов и часовен (притом что дореволюционный Саратов был меньше нынешнего по площади почти в шесть раз). Легко предположить, что свои кладбища были на Волге, рядом с Крестовоздвиженским женским монастырём. На этом месте сейчас гостиница «Словакия». В 1744 году на этом погосте был похоронен бывший комендант Саратова Беклемищев, встречавший в 1722 году Петра I. Склепы с захоронениями умерших священников и именитых людей также находили при сносе церкви Рождества Богородицы (сейчас дом по улице Московской, 10), Александро-Невского собора (ныне стадион «Динамо») и других культовых зданий.

http://www.gazeta-nedeli.ru/article.php?id=2698

 Фрагмент про немецкое кладбище: "Здесь не было принято сажать деревья и кустарники, а надгробия выполнялись преимущественно в виде каменных плит с соответствующей надписью." 

 Спорный момент. Так, в книге нашего земляка Р.А. Майера "Судьба российского немца", автор дает следующее описание кладбища: "Похоронили их на католическом кладбище, расположеном по левой стороне дороги на Москву, в двух километрах от железнодорожного вокзала на восточном склоне горы. на их могилах были установлены мраморные памятники, а само кладбище утопало в зелени раскидистых деревьев."

Цитата: "Одновременно с закрытием Ильинского кладбища было образовано лютеранское и римско-католическое кладбище у подножия Лысой горы, недалеко от Спасо-Преображенского монастыря, за линией железной дороги. Здесь стали хоронить немцев, поляков и др. лиц соответствующего вероисповедания. Здесь не было принято сажать деревья и кустарники, а надгробия выполнялись преимущественно в виде каменных плит с соответствующей надписью. Если умирала девица, то плита была из белого известняка. Для проведения похоронных обрядов на кладбище в 1867 году была построена каплица (часовня).

К 1960-м годам большинство надгробий этого кладбища было разрушено, лучшие плиты - растащены. В начале 70-х территория кладбища застроена домами частных жителей."

 

Может ли кто-нибудь указать современные координаты бывшего немецкого кладбища? Заранее спасибо.

Карта очень интересная, но учебная. многое может не соответствовать действительности.

Позвольте узнать, а чем же она УЧЕБНАЯ?т (надпись "Учебная карта"???)

При первом рассмотрении все соответствует действительности (предположительно конечно на 1942 г.) 

В свое время, при обучении на военной кафедре, попадались учебные карты, даже дома пара листов сейчас есть - НО это не реальная местность, выдуманные названия, рельеф и т.п.  Поэтому считаю, что вышеприведенная карта вполне реально отображает состояние местности, а вот с надписью "учебная" конечно вопрос, в чем "учебность"

Знаю точно все карты в СССР, которые были в свободном доступе, составлялись с ошибками намерено, чтобы враг, завладевший ей, не смог вести военные действия по карте.

Нормальные карты были лишь у военных и организаций по спортивному ориентированию.

У меня до сих пор лежит атлас дорог СССР 1988 года в котором расстония до населеных пунктов Саратовской области не верны

На каждый квадрат составлять карту с намеренным искажением действительности - это огромный труд, считаю что нереально. Вдумайтесь на сколько квадратов вся территория СССР таким масштабом покрывается (к примеру в одном квадрате стандартной 10-километровки - например М-38 - содержится 576 таких карт)

Бред короче

 

бред не боед, а по GPS если эту карту сравнить расстояния гуляют от 2 до 10 км, погрешность несколько большая, Вам не кажется?

а я собирал карты городов и областей во времена СССР. У меня их несколько сотен )))

у меня еще была карта "Кот ориент" конца 80-ых, начала 90-ых нашей области, местность ниже Саратова по Волге.

Помню, в начале 2000 долго смеялся над коллегами, пытавшимся привязать стару карту Нижнего Новгорода к GPS по мостам, и удивляющимся полученному результату)

В этой карте кстати есть интересная запись, о том, что карта составлена в том числе и по материалам плана г.Саратова масштаба 1:20000 (200-метровка) съемки 1942 г., кто-нибудь видел ее, слышал что-то о ее существовании? Я лично первый раз слышу. Очень хочется посмотреть.

Настоящая карта с грифом должна быть. а уж тем более 1942 года.

Да какие уж тут секреты...

Немецкая аэрофотосъёмка 1942 года:

http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/airarmamentindustry/slides/...

Ну у нас секреты всегда были от своих. Что уж говорить, если ограничения по точности до секунд сняли не так давно, хотя гуглевские съёмки были в открытом доступе)

Скан статьи А. Минха "Кладбища Саратова" из "Саратовских губернских ведомостей" 1881 год№№203 и 205. 

 

 

В теме, по сути дела, про "Красный крест" только первые 5 сообщений... Надо, наверное, все отсюда перенести в общую https://oldsaratov.ru/forum/karta-saratovskih-kladbishch.