Мавзолей-часовня губернатора Панчулидзева

Мавзолей-часовня саратовского губернатора А.Д. Панчулидзева (1762-1834) располагалась на северо-восточной стороне от Ильинской церкви, рядом с Белоглинским оврагом. Снесена в начале 1930-х годов. Из статьи Ф.В. Духовникова "К истории топографии Саратова начала нынешнего столетия" 1893 года. "А.А. Росницкий в статье «Кладбища в Саратове», написанной в 1843 году и напечатанной с дополнениями А.Н.Минха в 1881 году, различает около Ильинской церкви два кладбища. «Одно на южной стороне церкви, в расстоянии от неё в ¼ версты; оно не огорожено одним концом примыкает к большом мосту через овраг, а другим к даче Панчулидзе (теперь институт) и уже более 20 лет как закрытое… Другое кладбище (с памятником Панчулидзева) было на север0-восточной стороне Ильинской церкви и занимало большое пространство близ оврага Белоглинского; одно его отдедление к берегу Волги предположено было обнести оградой: основание ограды выведено кирпичом, с южной и западной сторон выведены столбы из кирпича…» А.Н. Минх предполагает, что старое кладбище с памятником Панчулидзева доходило до берега Волги; кромке него он со слов старожилов передает, что «Кладбище у Ильи пророка существовало еще лет сорок тому назад и занимало гораздо большее место Так часть Бахметьевской и Белоглинской улиц слывет под именем Ограды, так как находилась за Ильинской оградой». Кроме двух кладбищ , около Ильинской церкви было третье кладбище – немецкое. Оно, по уверению И. Кропотова «находилось там, где ныне южная стена ограды Ильинской церкви». Были еще и раскольничьи кладбища…"
Источник: 

книга "Из истории саратовских церквей" В. Валеева

Мы считаем, что этот снимок был сделан до 1930 года.

 

Комментарии

Вот тут более качественная http://igorpugin.ru/?p=1191

Кто подскажет где находилось кладбище рядом с церковью на ильинской ?

Подозреваю что оно находилось на месте современного лицея №62. Рядом с  часовней  А.Д. Панчулидзева

вообще-то оно там было очень крупное... плюс рядом находились кладбища других конфессий, плюс "чумное"...  поэтому сложно сейчас определить границы

Добавил в описание отрывок из статьи 1893 года, касательно Ильинского кладбища

Думаю, тут будет уместно разместить портрет Алексея Давыдовича и описание к нему из книги "Русские портреты XVIII и XIX столетий" - Санкт-Петербург : Экспедиция заготовления гос. бумаг : издание Великого князя Николая Михайловича, 1905-1909. - Т. 5, вып. 4. - 1909 г

.

 

 

 

 

 

Перенес точку: http://oldsaratov.ru/comment/129352#comment-129352. Трамвайные линии видны или это мне кажется?

Мне кажется, Вы точку неправильно поставили.

Рельсы несомненно видны. Но скорее всего это не трамвайные рельсы, а рельсы того самого "тупика" с вагонами: http://oldsaratov.ru/photo/27749

Т.е. точка должна быть дальше от Волги и от Чернышевского. Я бы её поставил чуть северо-западнее угла дома №129А.

ОК, перенес.

Поменял направление на противоположное.

Не могу дистанционно погулять по этим краям - гугл во дворы не пускает :-(  Если кого туда занёсёт - щёлкните, пожалуйста, телефоном место, где стояла часовня-мавзолей.

SarVestn/1911_01_26.

К истории часовни

Позвольте усомниться в верности определения местоположения часовни.

Тем более, тот факт, что она отмечена на 3-х картах, не завтсавляет в этом усомниться.

Находилась она на улице Большая Сергиевская (ныне парковка перед Чернышесвкого 100), между ней Белоглинским оврагом и берегом Волги.

 

Файлы: 

Поищите под другими фотографиями, наскольо я помню, этот вопрос очень долго и обстоятельно обсуждали.

Все обоснование построенно на этом предположении

Б. Сергиевскую пробили вдоль и чуть ниже жд пути, а жд тупичок заканчивается на возвышении и часовня сразу за ним, если смотреть на Волгу, также на возвышении. Снимок - фотофакт, и, если часовню не переносили, воспоминание противоречиво.

Хотя оно не верно. Сравним Немецкий аэроснимок и имеющиеся фото. 

Зелеными стрелками отмечен забор отделяющий основную ж/д ветку от проезжей части, при этом сама ж/д ветка (лиловая стрелочка) находится в некотором углублении / выемке грунта, видимо для спрямления плоскости путей, по типу как делают и с автодорогами сейчас при пересечении с глубокими оврагами. Поэтом церковь и не на одном  уровне с ней, а чуть выше.  Этот самый тупик хорошо виден и на фото и на немецком аэроснимке (голубая стерлка). Кстати если обратите внимание на те тупики, на которые думали раньше, те что относятся к грузовой ж/д станции, то можно четко увидеть, что они ни кто не продлевались до оврага, а заканчивались именно на этой станции и не пересекали Ильинский проезд (поэтому он и имеет такую форму).

Углубление между близлежащей территорией (забор которой отмечен розовыми стрелочками) и тупиком (голубая стрелочка) это не что иное как дорога соединяющая Ильинский проезд и ул. Чернышевского через овраг (желтая стрелочка).

Наглядный файл прикрепляю.

P.S.: а тут такой же забор, но трамвайная линия, только через два квартала от обсуждаемого.

Файлы: 

Вот в том обсуждении это всё и напишите...

Зачем копировать и писать в другую фотографию, если местоположение определяет это фото, в виду крупного плана часовни на данном фото.

P.S.: обсуждение прошлых лет тут

Затем, чтобы в одном месте информация была. Либо же завести под это тему на форуме в разделе "Клуб любителей точных мест" и сложить всё туда (г-ны старшие редакторы - это уже про вас).

Перенесите пожалуйста точку съемки на ул. Чернышевского. Ве доказательство выше.

А данный снимок подтверждает это доказательство https://oldsaratov.ru/photo/12039#comment-158287

Переставил, спасибо. На других фото тоже скорректировал.