Часовня-мавзолей Панчулидзева со стороны Ильинской площади

Комментарии

Мавзолей Панчулидзева?

Файлы: 

Очевидно, только от СарГРЭС тогда совсем далеко получается... И точка непонятна.

Удалил теги "Где это?" и "СарГРЭС". Заменил название снимка "Стройплощадка будущей СарГРЭС?" на предварительное - "Часовня-мавзолей Панчулидзева". Отметил место съемки на карте. В кадр попал один из двух тупичков.

Так мавзолей где-то в районе улицы Чернышевского получается... До того его ставили у 62-го лицея, вы в том числе: http://oldsaratov.ru/comment/80060#comment-80060

А там точка стоит не на том месте, на котором на своей схеме нарисовал Виктор Старков. А на старом месте, которое он зачеркнул как неправильное.

Просто никто точку не переставил на правильное место. И направление надо изменить на противоположное..

Я в курсе. Но по его версии там мавзолей все равно в районе 62-го лицея, а не улицы Чернышевского, просто вид с другой стороны.

Ну, значит надо разбираться.

Трамвайной линии на момент съемки, вероятнее, еще нет (это о тегах про трамвай). На снимке узкий жд мост и жд путь.

Это почему бы её ещё нет?

Лично мне кажется, что при увеличении видны даже опоры трамвайной контактной сети. В левой части фотографии.

На схеме 1916 года линия по Чернышевского уже проведена насквозь, а не через Бахметьевскую. Но на этой схеме есть и "перспективные" участки, которые, судя по всему, не были осуществлены никогда, так что непонятно.

На существующих старых картах и планах никогда не была пешеходно-транспортного моста через Белоглинский овраг в этом месте, как на Ильинской, 1-й и 2-й на Б. Сергиевской и т.д.. ЖД мост также на планах не показывался, но пешеходы и повозки по нему не перемещались. В противоречивом воспоминании упоминается дамба через Белоглинский барак (грубая ошибка-вместо овраг). Если она (дамба) и была, то такая хилая с крутыми спуском и подъемом, что через нее не проложили путь трамвайной линии и  ее не видно на снимке. Видно только однопутный жд мост. На схемах трамвайных маршрутов, видимо, указали перспективные проезды, не осуществленные из-за войны. На схеме 1911 года объезд оврага начинался сразу за Больницей по Белоглинской с конечной остановкой на Ильинской площади.

После Голодомора 1921-1922 г. начали приводить путевое хозяйство в порядок.

Только предполагаю, что в начале 20-х на этом маршруте конечной остановкой стал перекресток Б.Сергиевской с Белоглинской, путь на Белоглинской до Чапаева разобрали на ремонты.

Далее два варианта.

Или в конце 20-х что-то сделали с дамбой и проложили трамвайный путь.

Или в середине 30-х с устройством бетонного коллектора с большой досыпкой грунта до современного уровня (одновременно с коллекторами под Камышинской и Чапаева), когда по всему городу удаляли старые опоры в межпутном пространстве и изменяли маршруты (к 1934 г.).

Файлы: 

Белоглинский барак (грубая ошибка-вместо овраг)

Это не грубая ошибка, а диалектизм. "В астрах. и сар. буерак произносят барак, называя так овраги" (словарь Даля).

Всё так. В 1911 году трамвай в этом месте ходил в объезд, согласен:

Но про "из-за войны" не согласен. Во время войны шло вполне капитальное строительство, тот же Крытый рынок, например. И если бы не иносранные шпионы-революционеры, всё бы у нас было в порядке.

На схеме 1916 года трамвай уже ходит по Б.Сергиевской напрямую до Новоузенской:

Аналогично, на схеме 1927 года обозначена линия по Чернышевского напрямую:

Но, Виктор, частично я с Вами согласен: тот мостик в центре фотографии - я согласен, он именно железнодорожный. Трамвайная линия находится дальше за ним, ближе к Волге. Видны только рельсы и опоры трамвайной контактной сети левее этого моста. Возможно дальше там была дамба, а перед мостом был переезд трамвайно-железнодорожный, за крышей дома. И железнодорожная линия шла по косой линии от Волги на этот мостик. Мне кажется, что над крышей виден семафор, где пересекаются трамвайная и железнодорожные линии:

 

 

 

 

Пока можно только предполагать. Война помешала  строительству Крытого рынка, пришлось экономить на отделочных материалах и полностью исключить гранит для цоколя, прилавков торгового зала и тп. На схеме 1916 года трамвай продирается по Ильинской к Б.Горной и штурмует гору по Симбирской. Ну и глупые капиталисты - построили недешевый путь по Белоглинской, а через пару лет плюнули на него и кинули путь по крутым спускам-подъемам хилой дамбы.
 

Тем не менее, линию по Симбирской действительно построили.

А затем при советской власти разобрали и перенесли в Агафоновку.

Чтобы потом, парой лет спустя заново строить современную линию на СХИ, строя дамбы и действительно взбираясь в гору...

А если бы не разобрали уже готовую линию по Симбирской, её достаточно было бы продлить на несколько сотен метров, чтобы выйти к Пугачевскому поселку и избежать ненужного крутого спуска/подъема с поворотом...

Поэтому особой логики в событиях 20х-30х годов, на мой взгляд, искать не следует.

 

Про перенос линии с Симбирской в Агафоновку откуда информация?

Газеты, которые постоянно врут. :-)

История вопроса:

1) 2 августа 1911 года:

Рельсы уложены, остались провода и дамба.

2) 20 августа 1911 года:

Рельсы уложены, провода установлены, осталась дамба, но осенью 1911 года собираются пустить.

3) 8 декабря 1911 года:

Линии присвоен номер 9 в числе других действующих линий.

4) 4 марта 1926 года:

Симбирская линия будет разобрана потому что нет смысла её восстанавливать и эксплоатировать. Материал будет переброшен на вновь строящуюся линию.

Спасибо, что-то подзабыл этот момент.

Дамбу по Ильинской все-таки достроили? И открыли движение?

Есть что-нибудь о пути через Белоглинский овраг?

По поводу Белоглинского оврага я сейчас ничего не могу сказать. Надо разбираться.

Но я очень сомневаюсь, что какие-либо капитальные работы, какое-либо новое строительство велось в течение 1918-1924 гг. А в 1924-1925 гг. только восстанавливали ранее построенное. И вдруг на карте 1927 года уже вполне напрямую линия по Чернышевского...

Миха, вы путаете важные вещи.

"Симбирская линия" и "линия по Симбирской улице" - это совершенно разные вещи, Кладбищенская линия, скажем, не шла по кладбищу. Для полноценной самостоятельной Симбирской линии - по-современному "симбирского маршрута", как верно пишут газеты, требовалось устроить двухпутную линию по Б. Горной, участок по Ильинской с дамбой через Глебучев овраг и участок вверх по Симбирской улице, вроде бы до Б. Садовой планировалось. Но строили это всё участками и вводили точно так же как и сейчас - участками, недоделанное, полудостроенное и т.п. Соответственно, совершенно не понятно, какие именно участки были достроены, Симбирская линия, вполне возможно, функционировала на существующих на тот момент путях - по Московской от угла Ильинской до Александровской по Александровской до Горной и по Горной до угла Симбирской, т.е. вообще без метра новых рельсов.

Ну и абзац из раздела "просто поболтать" - от Симбирской линии было ничуть не проще провести линию к Северному военному городку. Где её вести-то? По Б. Садовой, конечно, улица широкая была, но там рельеф как раз очень неприятный, и всё равно пришлось бы насыпать дамбу через отрог Глебучева оврага у Хвалынской улицы, причём дамбу длинную - там то ещё болото. И всё равно вышли бы к Астраханскому переулку. Так что линия от рынка по Астраханскому переулку вдоль наезженной дороги с небольшой дамбой у современного Пугачёвского посёлка и дальше в гору к Сев. военгородку была вполне логична. И повороты там, возможно, были во времена оны не такие крутые, у меня есть подозрения (документально не обоснованные, только судя по столбам), что та трасса несколько менялась со временем (как, например, было с путепроводами через ж/д для 3 и 9 маршрутов, из-за строительства новых путепроводов параллельно старым на этих местах добавилось лишних кривых).

Это всё может быть и так.

Однако, в двух приведенных мной заметках в августе 1911 года написано, что рельсы уложены все, а к концу августа - контактная сеть тоже вся.

А в декабре 1911 года указаны границы "Симбирской линии", она же "маршрут номер 9" - от угла Московской и Ильинской до Большой Садовой.

Я соглашусь с Вами, что что-то путаю, и что "Симбирская линия" шла не по Симбирской улице, а каким-то другим хитрым образом, если Вы объясните мне маршрут между "углом Московской и Ильинской" с одной стороны и "Большой Садовой" с другой стороны. Необязательно даже "без метра новых рельсов", можно и по старым.

Я соглашусь с вами в том и только том случае, когда вы предоставите источники, из которых однозначно следует, что проложены пути и смонтирована КС на улицах Ильинской и Симбирской. На улицах. У-ли-цах, Ульяна, Леонид, Игорь, Цецилий, Аркадий, Харитон.

А не на "линиях" с офигенно конкретным обозначением конечного пункта "На Горах". На Андах? На Тянь-Шане? На Срединно-атлантическом хребте?

Как минимум одна карта и две схемы указывают на наличие трамвайной линии по Симбирской от Большой Горной вверх как минимум до Большой Садовой. Наверху там остались ещё фермовые электрические столбы, которые наверняка могли иметь отношение к трамваю.

Пересобрал свой пост о Симбирской линии https://djhooligantk.livejournal.com/1257694.html добавив то, что за последний год о ней появлялось. Если у кого-то есть ещё какая информация, буду рад! Но фотографий её по прежнему нет (

На сайте без моего участия утвердилось предположительное расположение часовни и в своем комментарии по Вашей ссылке показал направление съемки вниз по течению оврага (было вверх по течению), а, если и возможна неточность, то минимальная. Тогда же, в 2014 году, для многих было откровением, что в тех местах располагались захоронения, что овраг на этом участке был открытым до середины 70-х и зловонный бурный поток воздух не озонировал.

Надо радоваться, что появилась эта фотография и можно точнее определить место часовни.

Определив по аэроснимку трассу жд тупичка, перенес указатель точки съемки ближе к месту съемки.

Файлы: 

Да, что же это я - часовня ведь действительно была на Чернышевского:

http://oldsaratov.ru/comment/66167#comment-66167 (1-й файл, посл.колонка, посередине)

Совсем недавно читал, а тут из головы вылетело. Прошу прощения. Сейчас поправлю другие точки.

Файлы: 

Б. Сергиевскую пробили вдоль и чуть ниже жд пути, а жд тупичок заканчивается на возвышении и часовня сразу за ним, если смотреть на Волгу, также на возвышении. Снимок - фотофакт, и, если часовню не переносили, воспоминание противоречиво.
 

Да, непонятно как-то - где же она тут "посреди улицы"?

Возможно, изначально улицу хотели сделать чуть дальше от Волги? Как раз там, где эти железнодорожные тупики?

Я вот думаю - может, ее к Печальной планировали пробить? Тогда только могила на пути оказывается. Но это не согласуется со словами Минха, что Сергиевскую планировали продолжить по прямой...

Вполне может быть. Что изначально планировали её сделать не совсем там, где она в итоге получилась. В том числе получилось так как сейчас и из-за этой часовни. Возможна эта часовня и оказалась в таком заброшенном состоянии (как описано в вырезке), что улицу перенесли в другое место и часовня оказалась на задворках.

Надо сравнивать старые карты. И ориентироваться в первую очередь по железнодорожным линиям. Они обычно оставались на своих местах.

А эти "улицы"-грунтовки могли с какого угодно места слегка изменить направление и "продолжить по прямой" в каком угодно направлении. А потом взять и перепланировать и продолжить с совсем другого места и в несколько другом направлении. Тем более рельеф сложный и берег Волги изгибается.

С какого места планировали "продолжить"?

В каком направлении "по прямой"?

До какого места планировали "продолжать"?

Где-то в районе пересечения улицы Чернышевского и Белоглинского оврага.К САРГРЭС фотография никакого отношения не имеет.Примерное направление съёмки-на прикреплённом файле

Однако, судя по фотоархиву, с СарГРЭС это как-то связано. Начало строительства домов для работников электростанции?