Неизвестная церковь. Саратов?

«Одна из церквей, местоположение и название которой неизвестно. Некоторые исследователи полагают, что она находилась на углу нынешних улиц Астраханской и Большой Горной» - пишет В. Валеев об этом снимке в конце своей книги "Из истории саратовских церквей".
Источник: 

книга "Из истории саратовских церквей" В. Валеева

Нам неизвестна дата съемки.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

т.е. есть ещё и неописанные в справочниках и архивах церкви? @_@

Денис Уткин нашел на карте 1892 года церковь на пересечении Большой Горной и Астраханской

 

 

Ничего себе!

 

Но предполагаемое место вполне оправдано. На маминском, митрофаньевском, горянском, верхнем, на пешке, у духосошественского, на дегтярном - везде были церкви, а вот сенной базар как-то выбивается из списка. Так что там тоже могла быть церковь.

Валеев не пишет откуда все эти фотографии?

Нет, источники фото в книге не указаны.

В Справочной книге Саратовской епархии есть целый ряд церквей, фотографий которых в известной литературе и интернете нет. По крайней мере за несколько лет поисков не встречались. В первую очередь это храмы при учебных заведениях и на заводах. Может, это одна из них. Судя, по виду, постройка 19 века, так что в Справочной книге она быть должна..

В справочной кните только текстовая инфа?

Ага. Про каждый храм глава с иллюстрацией.

Вот тут можно скачать отсканированный вариант книги:

http://forum.relicvia.ru/topic15050.html

Ещё одна загадка из книги Валеева - это Церковь Святого Пантелеймона, которая была построена в начале 20 века на углу улиц Вольской и Крапивной (Шевченко) и просуществовала всего несолько лет. Ее фотографии пока нет!

По спискам церквей (исключая домовые) в адрес-календарях 1910-1912 гг. на сайте представлены практически все церкви, кроме Серафимской (Серафимовской) на углу Университетской и Б.Горной. Ни кто не знает, она выглядела также как и сейчас? Может это она?

да нет, многого не хватает. а были ещё церкви в посёлках на окраинах (Елшанка, Разбойщина...) - тогда они к Саратову не относились.

На церковь Серафима Саровского не похоже -

http://sobory.ru/pic/08180/08190_20110912_190624.jpg

и в книге Валеева про неё отдельная глава.

В начале 1901 года было направлено прошение о рассмотрении проекта архитектора Салько на постройку деревянной церкви в десятом планном квартале на месте, пожертвованном г-жою Семидетковой по улице Астраханской. В 1903 году на указанном месте (ныне на углу улиц Большой Горной и Университетской) была воздвигнута деревянная на каменном фундаменте церковь, которая в дальнейшем была обложена красным кирпичом. На плане города участок Б.Горной от Степана Разина до Астраханской именовался также Астраханской улицей.

Вы хорошо заметили, что фотографий старого здания церкви Серафима Соровского нет. Насколько близко к оригиналу её восстановили, также неизвестно. Например Ново-Казанская церковь сейчас восстановлена довольно грубо по сравнению с оригиналом -  http://oldsaratov.ru/photo/kazanskaya-cerkov-v-uleshah  - сравните купол и часовню с современными. Поэтому мне кажется, что  Ваша догадка имеет шансы. Но храм Саровского все же далековат от центра площади, также как и Казачья церковь, и здесь я разделяю вопрос admina о том, почему прямо на сенном "астраханском" базаре не было церкви.

В округе площади жили саратовские казаки, которые имели свое казачье станичное управление и свою Крестовоздвиженскую (Казачью) церковь (http://oldsaratov.ru/photo/kazachya-cerkov). Сенной базар перенесли из центральной части (с Митрофановского) на Казачью площадь в 1910 году ("Имя твоей улицы" Е.К. Максимов).

По книгам Семёновых - Сенной базар перенесли сначала на Московскую площадь. А на Казачьей площади он оказался в 1909-м, когда Московскую стали застраивать корпусами СГУ.

Это то, что осталось от Серафимовской церкви. Если мысленно представить, что колокольня стояла со стороны Университетской, то низ крыши основного здания похож на выступающий край, виднеющийся за колокольней неопознанной церкви справа. 

Обычно кресты с полумесяцами устанавливают на храмах, посвященных Богородице, какому-то празднику (напр., Введенская, Благовещенская, Успенская, Рождества Богородицы) или иконе (Казанская, Знаменская, Владимирская, "Всех скорбящих радости", "Утоли моя печали").

Спасибо, что обратили внимание на полумесяц! Надо будет теперь почитать об этом.

 

То, что успел узнать, благодаря blagovremenie , подтверждает версию Дениса Уткина, о том, что на снимке  церковь Серафима Саровского. Полумесяц в христианской символике обозначает Богородицу – говоря полунаучным языком – Богордица - это состояние перехода к Богу, как полумесяц – переход к полной луне. Поэтому полумесяц водружается на храмах «посвященных этому состоянию» - переходу к Божественному. Святой Серафим Саровский сподобился  видения Богородицы12 раз и на иконах часто изображен во время таких видений - вместе с Богордицей.

Учитывая что там был придел в честь иконы Божией Матери "Умиление" - могло бы быть вполне правдоподобной версией.

 

Увы, есть и доводы против такой версии - тезис о том, что колокольня была полностью деревянной, и ее проектировал А.Е. Мушта, в то время как основной храм - проект А.М. Салько. 

 

http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/F_chrch.htm

 

Вообще такое впечателение что церковь стоит в лесу, а не на площади в центре города. Может быть, это кладбище?

 

Вроде бы придел "Умиление" как раз появился недавно http://www.sarrest.ru/tourism/arx/pa113.html ; про деревянную колокольню не встречал (Ваша ссылка у меня не работает), есть только информация, что храм был деревянный, а потом обложен кирпичом. Церковь на Воскресенском кладбище была другой - прилагаю рисунок. Сенная площадь - не в центре города, даже сейчас, - это я насчет зелени, которой и не то, чтобы очень много.

Добавил в дополнительные.

"Подрихтовал" основную.

Вероятнее всего это старая Богородице-Владимирская церковь, разобранная в начале XX века для постройки нового каменного храма. http://oldsaratov.ru/comment/46335#comment-46335

Поменял заголовок "Неопознная церковь", поставив знак (?), добавил тег.

 

Очевидно, из-за схожести названий у нас в комментариях и описаниях фотографий путаница - церкви Маминская (Владимирская) и Богородице-Владимирская (в честь Владимирской иконы Божьей матери?  Рождества Богородицы?), как я понимаю, стояли на разных углах Астраханской и Б. Казачьей:

Маминская – в нынешнем дворе дома по Астаханской, 81

Богородице-Владимирская – возле электростанции             

Ув. кореннойlikober и др. эксперты по храмам – просьба уточнить правильные названия этих церквей.

 

 

 

Файлы: 

Чтой-то почти год прошёл, а уважаемые специалисты до сих пор молчат. Наверное, сами не знают, что это за церковь.

По-моему, тут какая-то путаница произошла. Маминская - это и есть Богородице-Владимирская. Что рядом с ней стояла еще одна церковь с таким же названием, мне представляется крайне маловероятным. Вероятно, новая церковь и должна была заменить собой Маминскую, которая была деревянной и обложенной кирпичом. Что за церковь на заглавном фото - неизвестно. Может, и не саратовская вовсе.

Убрал из названия и тегов Богородице-Владимирскую церковь, снял датировку, добавил тег "Саратов ли?".