Трамвайно-автомобильный мост на Стрелке
Добавлен Admin пн, 19/12/2011 - 23:39
В дополнительных - статья из газеты "Коммунист" от 4 июля 1973 года об открытии моста.
Источник:
Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1973 году.
Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1973 году.
Комментарии
Место почти не изменилось. Привязал к карте.
Кстати - кто-нибудь точно знает какой тип трамвая на фото? Я вот помню года до 1980 такие еще ходили по "тройке" (и только по "тройке" - первые и пятнадцатые были уже все новые усть-катавские) - у них были створчатые дверцы, более тесный салон и на задней площадке в торце вагона были установлены сиденья. Сейчас внимательно рассмотрел фото - да, вот именно такой вагон я и припоминаю, но в силу малого возраста на тот момент не помню подробностей
Помню их называли "ленинградские"
Любопытно! А вообще - насколько широко они у нас были распространены? Я-то застал уже, по всей видимости, конец эксплуатации этих трамваев. Сейчас рассмотрел фото повнимательнее и обнаружил еще одну деталь, которую припоминал скорее бессознательно - наклонные окошки вверху салона, благодаря которым в салоне было очень светло
Вагон ЛМ-68 Ленинградского пр-ва, в народе прозванный "аквариум" за свою большую площадь остекления. В Питере и сейчас основной парк трамваев состоит из их модернизированного варианта ЛМ-6ВМ. В Саратове активно эксплуатировались в 70е годы, последние вагоны этой модели были списаны в 1981г. В Кировском депо сохранился один такой вагон. Используется в качестве сарая, в довольно грустном состоянии.
Спасибо за информацию! Жалко - с удовольствием посмотрел бы еще раз на такой вагон - но, видимо, придется ехать в Питер - при случае обратить внимание. Помню, внутри вагон был, видимо, тесноват, но мне, тогда ребенку, очень нравились именно сиденья в торце вагона - видимо они были достаточно миниатюрны и в силу этого и казались мне тогда удобными!)
а мне нравились ручки дверей с внутренней стороны - за них можно было потянуть и приоткрыть дверь на ходу, привод был пневматический и потому относительно слабый. А перед ЛМ-68 ходили вагоны ЛМ-57, тоже ленинградского завода, на многих старых фото Саратова они есть. Но эти были списаны в середине 70х и я их помню очень смутно. Очень запомнился запах кожзаменителя в салоне, которым были обиты сиденья, и характерное шипение, с которым закрываются двери.
Фото последнего сохранившегося в Саратове ЛМ-68 в Кировском депо:
http://s39.radikal.ru/i083/1108/85/c89126458028.jpg
Что удивительно - у этого сохранившегося вагона осталась табличка с указанием именно 3-го маршрута! Значит, действительно последние вагоны этого типа использовались именно на "тройке", как я и помню! А вообще, чисто внешне ЛМ-68 много интереснее КТМ-5 - так считал в детстве и, посмотрев сейчас на фото, подтверждаю это и сейчас. Не знаю почему, но его гофрированные борта просто вызывают какое-то зрительное отторжение. А еще прочитал про КТМ-5 и с огорчением узнал, что вагон считался дешевым и поставлялся в города "с наименее благополучными хозяйствами". То есть - к нам...
Да, вот сейчас прочитал и действительно вспомнил про пневматический привод: если у КТМ-5 двери открываются с противным скрежетом цепи, то там двери открывались с таким приятным шипением!
По-идее надо бы спасти уникальный вагон, но у трамвайщиков нет денег на его восстановление. В принципе руководство депо совсем не против его продажи как металлолома, и теоретически его можно выкупить, но все упирается в деньги и место его дальнейшего хранения. Лично у меня таких денег нет. Но нет ничего не возможного - вот тут рассказана история спасения уникального ЗИС-154, найденного минувшим летом в Саратове. Там же в альбомах смотрите историю спасения ЗИС-155, так же найденного в Саратове летом 2011:
http://fotki.yandex.ru/users/axel-cri/view/406868?page=0
хотя трамвай конечно не автобус... ему нужны рельсы, да и по весу он много тяжелее, по железу вытянет тыщщ на 40...
Тем более, как я понял, этих вагонов вообще всего четыре осталось в разной степени сохранности, включая наш... Спасти такой вагон для нашего города было бы совсем неплохо. Сейчас вообще все идет к исчезновению трамвая как вида - тот же перенос "тройки" из Мирного переулка и прочие инициативы могут понемногу полностью выпилить трамвай, как это уже случилось в соседнем Воронеже
Третий маршрут был укомплектован только этими трамваями. Усть-Катавские ходили в заводской район. А ленинградские обладали отменной плавностью хода, не гремели и не вибрировали.
birca-birca 40к нужно чтобы только выкупить металолом?
Да как бы не больше. В нем тонн 8-10 будет.. а ещё погрузка-транспортировка. Но в случае с автобусами (см. ссылку выше) я эти все вопросы решил самостоятельно, хотя с трамваем конечно масштабы другие. Больше вес, сложнее погрузка, транспортировка. Хотя всё решаемо конечно, было бы желание и $$$$
А у нас в Саратове есть кто занимается реставрацией в таких масштабах? Или тоже нужно увозить в другой город?
частникам такой проект будет вряд ли интересен. нужно пробиваться к властям... а это сложно, у них и так забот полон рот. С автобусами конечно было проще - честно говоря, ЗИС-154 я сначала выкупил и перевез к себе на свои деньги, а уж потом нашлись спонсоры-реставраторы.
Депутат Писной любит старую технику, он занимается реставрацией старых автомобилей. Может к нему обратится? Пиар в виде редетеля старины ему не повредит, тем более у него хорошая ремонтная база.
Собственно об этом трамвае у нас целый репортаж был:
http://djhooligantk.livejournal.com/41727.html
и такое есть для интересующихся: Автобусные раритеты в Саратове: ЗиС-154 ЗиС-155 Икарус-620
К примеру в МСК в Монино активисты занимаются восстановлением самолетов, было бы не плохо у нас создать что-то похожее
Да это всё понятно, мы бы тоже с удовольствием занимались бы восстановлением.
Но финансовый вопрос сводит на нет все благие начинания. Дело это хлопотное и затратное. По моим прикидкам, на восстановление любого их найденных автобусов потребуется как минимум миллион. Это по самым скромным подсчетам. Единственное в чем сейчас могу помочь - предоставить территорию для хранения техники. Осенью купил дом с участком, теперь места навалом.
Кстати какая судьба ждет теперь те автобусы? Они попадут в музей или к частным коллекционерам?
Вот по этой ссылке http://fotki.yandex.ru/users/axel-cri/view/406868?page=0 рассказано не только об эвакуации и транспортировке автобусов, но и об их дльнейшей судьбе - ныне они находятся у частного коллекционера, что в общем-то радует, ибо государство у нас зачастую не сильно заморачивается сохранением истории. Недавний и очередной пример тому - брошенный и разграбленный музей ТТУ в депо Солнечный.
было бы не плохо разместить на сайте обращение ко всем неравнодушным к истории отечественной техники о розыске остатков старых автобусов-троллейбусов-трамваев 50х-60хг.г. Пока ещё хоть что-то можно ещё найти. Ведь нашелся же в прошлом году редчайший ЗИС-154, в РФ их всего два, наш теперь третий. Или уникальный Икарус-620 - в реставрированном виде в РФ такого нет вообще.
Да легко, как будет время - накидаю текст и опубликую. Если есть какие-то мысли для поста - скиньте на anton@kheystver.ru или info@oldsaratov.ru
и совсем неплохо было бы... что бы появился интерес у такого кто сделал на Соколовой горе....его возможности...да к нашему неравнодушию..эх
если обнаружится что-то ценное по автобусам-троллейбусам - выкуплю сам до лучших времен, хоть на чермет не уйдет. А там видно будет. Но вот трамвай не под силу, увы. А у того человека, что был в свою бытность движущей силой создания музея техники на горе, сейчас нет тех возможностей, мы все это знаем. Кстати контакт с ним есть самый прямой, да что толку..
Если бы была гарантия что трамвай останется в Саратове то можно было бы и денег собрать
я и говорю..эх. но может быть найдётся неравнодушный патриот без кавычек...ну настоящий Саратовец..коренной..ну тот который всё это сам помнит.. и сейчас у "руля" и если такой найдётся..а вдруг дрогнет сердце...
Надо бы нам наверное по этому вопросу перебраться за рамки обсуждения на форуме. Может в аську? 636179661
Просто трамвай.. как бы это сказать.. В общем ему рельсы нужны чтоб его "выгуливать". Все-таки мне кажется, было бы эффективнее приложить свои усилия и может быть, некоторые финансы, для помощи ТРАМВАЙЩИКАМ в его ремонте. А отремонтировать его сравнительно просто, все запчасти есть в Питере, где, как я уже говорил, активно эксплуатируются вагоны ЛМ-68М, на которых большинство элементов конструкции взято от предшественника ЛМ-68. Есть в трампарке ребята-энтузиасты, готовые помочь в деле восстановления ретро-вагона. Директор парка готов выделить пару толковых рабочих. Думаю это был бы правильный вариант. А вот что касаемо автобусов и троллейбусов - тут другое дело, зачастую ретро-транспорт стоит на огородах или в виде сараев и их активно пилят металлисты. Скоро уже ничего не останется. Уже потеряли Икарус-556, такая машина сохранилась только одна, в Мосгортрансе, а сейчас можем потерять и Икарус-260, таких вообще в РФ нет в отреставрированном виде. В общем пишите все неравнодушные в аську или в контакт, ник тот же что и тут на форуме.
А Икарус-260 настолько редок? http://sarmetro.ru/index.php/index/1-latest-news/654-rasprodazha-avtobusov.html
Это моя ошибка в сообщении, речь конечно об Икарусе-620.
http://img-fotki.yandex.ru/get/5311/14656367.8/0_5a18c_61d8557b_XL
Добавил в дополнительные статью из газеты "Коммунист" от 4 июля 1973 года об открытии моста, сузил даты.
А вообще мост для трамваев там сто лет был. Другой, конечно.
Мост на карте 1912года.
Ну да, в статье и упоминаются "старые металлические трамвайные мосты" - уж не знаю, настолько старые или все-таки поновее ;)
Наивные... Про Лукойл и не думали ;)
"Автострада по Линейной улице" -это Новая дорога, ныне ул. Соколовая вдоль кладбища, получается?
Да, ул.Соколовая-Шехурдина.
И сейчас этот мост их соединяет, только в обратную сторону.
Раньше ездили в две стороны. Однажды проезжая в трамвае (примерно в 76-77гг, лет 15 мне было) аварию там видел. Зимой. На изгибе, примерно где Луговая подходит. Правильно сделали, что одностороннее ввели.
Чуть правее был старый мост только для трамваев. Помню новый мост построили а тот ликвидировапи. Р S Товарищи, состоится у нас праздник города 7 сентября?
Пресс-служба администрации МО «Город Саратов» сообщает
http://www.saratovmer.ru/news/2013/08/14/27998.html
Я имею в виду состоится встреча 7 сентября участников нашего сайта?
У Константина Усачёва день рождения. Пожелаем ему здоровья и творческих успехов!
Насчет даты съемки, которую мы ограничили 1973-1981. При пристальном рассмотрении мост выглядит несвежим. Потеки видны - а им нужно время, чтобы образоваться. Да и бетонные склоны, что слева - или бурьяном поросли или кустарничек пробивается (кстати, на этом месте сейчас кусты). За год-два такого не бывает. Так что, скорее всего снято году в 1978-80.
Дороги под мостом со стороны Тракторной не просматривается. Пусть не расчищеной, под снегом, нет её.
Пять лет без неё?
И авто мост от Б.Садовой к Стрелке уже был? Когда его построили? А то может и нет его ещё, в статье о нём ни слова, только про железные трамвайные мосты. Тогда и точка может быть с другой стороны.
Не, по фонарям жд и "перекладине" видно, что точка фото со стороны автомоста. И на Яндексе и на Гугле. Но дороги нет. Значит, наоборот, только что после постройки, 73-74гг.
По номеру- до 1979, по пантографу- до 1977 г.
Судя по тому, что вагон одинарный, то тут самое начало 70х.
Поправлю на 73. )
Вообще, на фото мост только построили, дороги под ним не видно. А в статье от 73года написано, что идет отсыпка и строительство развязки.Поэтому и ограничил 73м.
Соглашусь.
Особенно с учетом того, что вагон одинарный.
На мосту копоть от тепловозов (за сколько лет это могло образоваться?), потёки, растёт бурьян, никаких следов свежей стройки. Самое главное: Нет старого (железного) трамвайного моста. Одинарные ЛМ ходили до конца, последний ЛМ на маршруте был одинарный. На пантограф переставлен полоз от КТМ с узлом крепления (сразу я это и не заметил). Это не 1973 г.
1) Бог его знает, от чего эта "копоть". Мог при стройке постоять полдня под строящимся мостом какой-нибудь железнодорожный кран на мазутной тяге - вот и копоть.
2) А отчего эти потёки? Осенью после первых для моста дождей. Потёки видны как на новых ж/б конструкциях, так и на копоти после крана. Значит потёки совсем свежие, как и копоть.
3) Бурьян на склонах мог вырасти за один год.
4) А какие должны быть следы свежей стройки? Ж/б конструкции выглядят совсем новыми...
5) А где бы тут должен бы быть виден старый (железный) трамвайный мост?
6) Лично я не помню в середине-конце 70х ни одного одинарного вагона ЛМ-68 на тройке. Помню только спаренные вагоны.
7) Пантограф с полозом от КТМ лишний раз доказывает, что эти манипуляции стали проводить практически сразу, после появления в Саратове КТМ.
Кстати, вот точно такой же "модифицированный" пантограф: https://oldsaratov.ru/photo/14590
Фотография из газеты "Коммунист" от 4 июля 1973 года.
Трамвайное движение открыли раньше автомобильного. На консолях еще не смонтировали светильники.
Я ошибся. На обоих снимках стоит родной полоз. Похож на КТМовский, загнутые штыри не заметил, верхние перекладины как у КТМ, очень похожи, это модель пантографа такая, есть такие же но без перекладин. Полоза от КТМ на ленинградские п-фы переставляли,с переделкой, это было. Старый трамвайный мост, если б он был, попал бы в кадр. Я помню сохранившеися его остатки на противоположной стороне, было понятно где трамваи въезжали на мост, возможно с этой стороны его сразу снесли, как только открыли движение. Насчёт бурьяна и копоти- согласен. Вагоны- одиночки попадались, но редко. Последние ЛМ ходили по одному, самый последний долго ходил один.
Остатки от старого моста со стороны проспекта и сейчас есть. https://goo.gl/maps/kysgPqrWSZv