Аэрофотосъемка Саратова времен Второй Мировой войны

 

Комментарии

вот ещё. Более полная, но менее качественная.

 Кстати, на этом снимке прекрасно видно промежуточное трамвайное кольцо в районе 2й дачной, о котором было много споров.

Файлы: 

Интересное наблюдение - при внимательном рассмотрении видим на Чернышевского между Радищева и Соборной железнодорожный состав (???) Даже дымок от паровоза виден. Моё мнение - ж\д ветка, некогда проходившая от Саратов-II к набережной, в месте пересечения с Чернышевского имела соединение с трамвайными путями. Такое нередко практиковалось в военное время для ускорения перевозки грузов и раненых в черте городов, широко известны фотографии паровозов на трамвайных путях в Ленинграде, например. 

Очень интересный материал! Отчетливо видна ветка через Печальный переезд. Также весьма интересный факт: емкости с нефтепродуктами Улешовской нефтебазы стояли практически у самой Чернышевской на месте нынешних жилых кварталов! 

и в войну на них зенитки размещались...

Кто-нибудь знает: что это за ломанные линии в Липках? Они присутствуют и в других местах города. Оборонительные сооружения (противовоздушные щели)?

 

противовоздушная щель - по сути окоп... смысл его кривым рыть? тем более, что в Саратове с противовоздушной обороной плоховато было, светомаскировку толком не соблюдали, какие тут щели...

Смысл очевиден.

Укрывшихся в прямом окопе осколки поражают всех враз.
В изломанном - только в одном звене.

но не настолько замысловато...

Есть мысль, что это что-то учебно-тренировочное. Или укрытия для мирного населения на случай бомбардировки.

Аэрофотосъемка 30-го сентября 1942-го года

о... и мой файл с отметкой, сделав круг. здесь оказался :))

Не совсем правда по теме...


 

 

Файлы: 

Спасибо. Интересный документ!

Это сообщение, несколько дней тому назад отправленное двум краеведам, предлагается сейчас вниманию всех, кого оно может заинтересовать.

 

Уважаемые Виктор и Денис!

 

Цель моей поездки в архив была сканирование оригиналов немецкой аэрофотосъёмки, негативов. Сканируя негативы 24х36 мм я получал лучшее разрешение, чем от отпечатков 9x12 cм с этих негативов. Что же говорить о немецких негативах 30х30 cм на хорошей плёнке, сделанных прекрасной цейсовской оптикой! Увы, моя мечта не осуществилась. По-видимому в архивах США этих негативов нет. Есть отпечатки  30х30 cм сделанные немцами тогда же контактным способом. Некоторые имеют заметки, сделанные на негативе, а также аккуратные надписи - расшифровки на самом отпечатке разноцветными чернилами. Например условными знаками показаны огневые позиции возле дома моего деда на 2-й линии места Очкина. Видимо здесь в 1942 году стояли две зенитки, защищая товарную станцию. Чаще всего снимали военные объекты: подшипниковый завод, Комбайн (знаете какие комбайны там делали), Крекинг, СарГРЭС. Эти места я знаю плохо и они меня мало интересуют. Самого города, жилых кварталов мало. Я отбирал самые чёткие снимки без облаков, сделанные с высоты менее 7 км.

Файлы можно получить по ссылке:

 

https://www.dropbox.com/sh/obrmbk3os17epn6/AABWZJT7x4_6R5RBkEHb9wDra?dl=0

 

На моём компьютере файлы с длинными названиями не открываются в Microsoft Picture Manager, хотя они открываются в других редакторах: MS Paint, Windows Photo Viewer, Adobe Photoshop.

Поделитесь пожалуйста тем интересным, что заметите на снимках. Может быть на oldsaratov.ru завести раздел об аэрофотосъёмке?

Главное. Лет двенадцать тому назад я прочёл в интернете, что у некоего саратовца есть негативы немецкой аэрофотосъёмки. Вот бы получить! Может вам это удастся.

 

Михаил.

На одном из снимков отчетливо виден Астраханский переезд и автотранспорт, который пересекает ж/д пути. Интересно, а в каком году Астраханский переезд для автомобилей закрыли?

Никто что-то так и не сказал Вам спасибо! Поэтому хочу Вам выразить глубочайшую признательность, зато что сделали такое замечательное дело.

Снимки, конечно, надо все выкладывать, только понять как это сделать лучше. Возможно стоит как-то грамотно нарезать и выложить все кусочки без исключения, либо выкладывать так, если позволит сайт.

Спасибо за добрые слова. Рад, что снимки понравились. Я тоже с любопытством их рассматриваю.

Михаил, спасибо!!!! Неоценимый вклад в коллекцию карт и планов Саратова Вы сделали. 

Пожалуйста. Давно обещал, наконец сделал.

М-да, а ссылка уже умерла. (

я всё скачал если надо, вот https://yadi.sk/d/ZPi2a0h1mlVwYQ

Спасибо!

Вот как хорошо!  Я искал кт.Темп, какой он был, глядь - ан нету. (  )). Спасибо!

Мне было интересно увидеть как выглядело место, где отец построил наш дом. На этом участке аэрофотоснимка мало узнаваемых сегодня ориентиров. Наметил приблизительно расположение улиц, которые появились позднее между Первой и Второй дачными. Местность вокруг дома лесника Семакина называлась Кукуевская дача. Обозначенная цифрой 1 изуродованная перестройками двухэтажная дача стоит и сейчас. На местe большого песчаного карьера, в котором в 1961 году выстроили новое здание и переселили туда 76 школу, находились несколько небольших.

Непонятно что это за беспорядочно рассыпанные прямоугольники. Может быть это жилые бараки? Несколько бараков я помню, видел их возле карьера в начале 1950-х. Внутри карьера тогда была конюшня. Мы заходили к конюхам, на стене висела сбруя.

 

Поправки приветствуются.

Михаил, хочется искренне поблагодарить вас за проделанную работу! Снимки действительно интересны и новыми открытиями,  и подтверждениями старых гипотез. Мне чрезвычайно волнительно было увидеть съёмку Астраханского преезда и Красного моста. Территория моего детства. По адресу ул.Крайняя, дом 2, когда-то находился дом, куда принесли меня родители из роддома ж/д больницы, и где я прожила 15 лет. Это барак, для рабочих асфальто-бетонного завода. Был построен в 1938 году, снесён всередине 80-х. Целый мир, мир моего детства и моих друзей. Ау, где вы? На фото подписала объекты, правда не все. Конечно, названия объектов относятся к 70-м годам, как я их знала и запомнила. На моих личных фотографиях остались лишь фрагменты этого дома. К сожалению, сейчас не могу отсканировать. Позже выложу в эту тему. Ещё раз спасибо.

Отвечаю Эдуарду Курзыкову, в 70-е годы Астраханский перезд для машин точно был закрыт. Ранее - не помню.

Спасибо за информацию! Очень интересные комментарии на фото "Астраханский переезд"

В середине 60-х переезд работал,часто были большие очереди.Михаил,большое спасибо!

Рассматривал снимки, и обнаружил странный фундамент на месте 9-ти этажек и магазина Юбилейный, кто-нибудь знает что-это?

Фундамент  церкви Рождества Богородицы (Никольская)

https://oldsaratov.ru/photo/16652

https://oldsaratov.ru/photo/2998

Перед войной был заложен фундамент нового дома. После войны планы изменились.
 

Картина А.Тихомирова (фотографии с этой точки нет :-)) Церкви строили алтарём на восток.

1884г. Никольская площадь (А - старый гостиный двор).

 

(если добавить резкости, видны даже трамваи на остановке)

Согласен с Виктором, это явно несостоявшаяся "сталинка" с вогнутым угловым фасадом, которую, в отличие от церкви, начали строить не под углом к Московской улице, а по красной линии. Мой любимый "метафизический след" церкви - этот самый угловой фасад (очевидно, со входом буквально на месте входа в церковь) и ориентация фасада по Чернышевского: не параллельно улице, а несколько под углом. Этот след явно читается и сейчас в расположении красных многоэтажек.

 

Левее предвоенной стройки - одноэтажные корпуса старой "Пешки":

..

Если кому попадётся проект этого непостроенного дома - выложите, пожалуйста.

upd: Из несостоявшихся "сталинок" - проект дома на углу Коммунарной и Немреспублики (Д.В. Карпов):

https://oldsaratov.ru/comment/12469#comment-12469

 

Имеются ли какие-либо наказания для живущих на месте разрушенных храмов?
 

Не совсем понял вопрос. Вы имеете в виду церковные? Это вряд-ли. Пол-страны так живёт. Да и в других странах не редкость.

Когда-то говорили про кары небесные.
 

Ну, я, конечно, наполовину представитель народа, наиболее плотно общающегося с Ним, но вот об этом речи как-то не заходило :-)

А вот что за строение во дворе Управления РУЖД?

У деда, который работал там в это время, уже не спросишь...

 

https://oldsaratov.ru/photo/4445

Какие-то деревянные постройки были там и раньше

 

Это капитальная часть здания, которой позднее сделали такую же пристройку по арке. Проходил там (в поликлинике) формальный осмотр на приписке в армию. Кто-нибудь, сделайте современную фотографию со двора.

В голодные 60-е свободно проходил из ворот через двор с бидончиком к столовой (цоколь вдоль Ленина), где иногда продовали остатки натурального молоко из бидонов.

Голодный люд пасся у этой столовой, ожидая пропуска за недоеденной пищей. Когда позволяло рабочее время матери, она приносила оттуда паровые котлетки. Видимо, жд бонзы пренебрегали советами врачей.

Для ностальгирующих по тому времени - мясо, пропавшее из госудаственных магазинов (а других и не было) в 1963 году, так и не возвратилось в свободную продажу почти до кончины СССР. При этом номенклатура и прикормленная интеллигенция получала пайки в социалистических распределителях, замаскированных под столы заказов.

а я уже показывал эту фотографию?

Файлы: 

Спасибо. Правая часть от ворот выглядит очень аккуратно, как будто изначально построенная.

Интересно посмотреть со двора.

Жена работала в упр.жд с 79 по настоящее время. И дед работал в той поликлиннике.  Виктор, у меня постоянно ощущение, что мы в разных Саратовах жили, я в нормальном советском городе, а  Вы в каком-то голодном и разрушенном. Неушто из за десяти лет разницы в возрасте так кардинально разные мнения?   Очень неприятно читать вот такие посты про голодный люд и бонзов.  Ведь, все, что Вы достигли в жизни Вы обязаны этому "проклятому" социализму.  (

Я не был сиротой и всему обязан честному труду родителей, а не социализму. Смертельно больного отца, единственного специалиста-гидролога отдела изысканий "Востокгипрогаз", вывозили самолетом с последней командировки по проекту "Мессояха-Норильск" осенью 1970 года.

О разрушенных исторических зданиях сожалел всегда и про отсутствие еды знают все, кто тогда жил.

После расстрела рабочих в июне 1962 года замолчал и Саратов

Сейчас и честный труд не в большом почете, и отца пришлось бы вывозить за свои деньги.

 Про отсутствие еды враньё, во всяком случае тогда мясо шприцом не надували и сырок Дружба был сьедобный.  Расстрел рабочих в Новочеркасске был специально подстроен оппозицией, а болтать, те кто работал честно, никогда не любили попусту.  Как и до Революции, как и сейчас.  

Кто знает, что за воронки на площади Революции?

Такое ощущение, что самолет прорвался чтобы сбросить бомбы на пустом месте.

Файлы: 

..или, наоборот, окопы для зенитных орудий или пулемётов.

Про площадь Революции отец, к сожалению, не помнит. На Аткарской, где он жил, зенитные пулемёты располагались на чердаках двухэтажных домов РУЖД, прикрывали станцию Саратов I и вокзал, стреляя из окон (вернее из специальных проёмов в крыше с откидной крышкой). Пацаны из дома паслись у пулемётчиц, собирали гильзы. На территории трампарка стояла зенитная батарея.

Файлы: 

По словам отца, в стороне от железнодорожного моста на Увеке был построен фальшивый мост. Есть он на немецкой аэрофотосъёмке?

Она до моста не доходит.

А вот это обещание Жабкина в итоге сбылось, и если да, то где лежат снимки? https://djhooligantk.livejournal.com/1415445.html

Выше сам Михаил Лавренко и выкладывал: https://oldsaratov.ru/comment/135491#comment-135491. Ссылка, правда, уже не работает, но есть другая: https://oldsaratov.ru/comment/142952#comment-142952

А-а, в Я.диске... У меня он на работе заблокирован. Надо подумать, как бы их хранить общедоступно. В ЖЖ, что ли?