Могилы жертв событий 1905 года

 

Комментарии

Не революции, а погрома...

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16773565

Католическое кладбище, очевидно.

P.S. Про Бориса что-то ничего не нашел...

Файлы: 

Написал "событий" (погром ассоциируется, скорее, с еврейским кладбищем)
 

Какова вероятность, что прощание было в Костеле из-за того, что Синагогу сожгли?

Околонулевая, на мой взгляд. Тем более что и похоронили не на еврейском кладбище.

А это тоже не ясно, на каком кладбище похоронили. Кроме как силуэта "Красного Креста", ничто не говорит, что это за кладбище. А силуэт каплицы к примеру совершенно не совпадает с той, что была на католическом:

Файлы: 

Кресты однозначно указывают, что кладбище не еврейское. И насколько я понимаю, они не православные, поскольку просто 4-конечные, а на одном еще и фигура распятого Христа. Не понял, о каком силуэте "Красного Креста" речь...

Об этом силуэте: https://oldsaratov.ru/photo/40144#gsc.tab=0

Учитывая, что Еврейское сливается со Старообрядческим, то кресты могут быть)

И причем тут "Красный Крест", который вообще на другом конце города: Церковь Иоанно-Предтеченская (Красного Креста)? Кресты, повторяю, не православные:

Русский православный крест

Латинский крест

И по вашей же ссылке прямо написано, что это памятник на католическом кладбище.

P.S. Еврейское кладбище рядом со старообрядческим, а не сливается с ним.

Погибшие не были иудеями, что ясно не только из имён, но и из текста приложенного документа, где указано, что ритуальная часть будет проходить в римско-католическоц церквм. Откуда предположения, что их должны были похоронить на еврейском кладбище? В другом приложенном документе указано, что могилы их разрушается, и что угроза разрушения грозит и могиле Шмидта. Шмидты были похоронен на "немецком" кладбище в завокзалье, где последний из Шмидтов уже после революции работал сторожем.

По поводу "каплицы", здесь можно сделать два предположения - первое, что она отличалась по внешнему виду от первоначального проекта. А второе - что на фото вообще не "каплица", а надземный склеп например, которые на "немецком" кладбище были.

В другом приложенном документе указано, что могилы их разрушается, и что угроза разрушения грозит и могиле Шмидта.

О каком документе речь? 

О странице журнала в допах (см. слева внизу). Но я так понимаю, там имеется в виду лейтенант Шмидт, поскольку речь идет о "борцах за свободу" и написано "И это не только в Саратове, но везде".

Так вон, газетных вырезка в дополнительных вариантах фотографии.
И самый важный момент который упущен в обсуждении, то что еврейское кладбище в завокзалье существует с 1920х годов. До революции его не существовало. Саратов не входил в черту оседлости, иудеев было исчезающе мало, и для их погребений использовалось старое иудейское кладбище на Соколовой горе (под журавлями), которое и подвергалось погромам. Действующее же иудейское кладбище возникло в начале 20х гг 20в., заняв часть территории старообрядческого. Это обсуждалось в соответствующей ветке несколько лет назад.

Протоколы Саратовской городской думы:

1879 год

 

1880 год

Если бы иудеев было мало в городе, вряд ли бы они построили себе Синагогу.

От того, что Еврейской кладбище появилось за вокзалом в 20-е годы, это не значит, что до этого оно было на Соколовой горе.

Кстати всегда задавался вопросом, почему обозначено кладбище из 3 частей, если там только лютеране и католики.

1912:

P.S.: относительно вырезки, комментарий над вашим разъясняет, что это не саратовский Шмидт.

Со слов представителей еврейской общины, в старой ветке о кладбищах Саратова, якобы существовало некое иудейское кладбище в районе Стрелки. Там же и обсуждение о трех частях кладбища.
Что значит: "это не значит, что до этого оно было на Соколовой горе"? То, что иудейское кладбище было на Соколовой горе подтверждено картами, и на ваших скриншотах из последнего поста об этом же.

Андрей, все что "со слов", остается вне обсуждений. Здесь доверяют документам, а не ОБС.

Прежде чем спорить, стоит вдуматься. О том что оно было на Соколовой горе это обще известный факт, но последнее указание на картах на него там 1881 год, в 1880 году уже дано распоряжение об устройстве нового еврейского кладбища "за католическим в направлении монастыря". О чем лично Вы не в курсе, и утверждаете, что оно было на Соколовой горе до 1920-х.

Если хотите сослаться на обсуждение, будьте любезны приложить ссылку на тот комментарий, в котором об этом говорится. Перерывать весь сайт в поисках того, что Вы имеете ввиду, нелогично.

 

Это пост под номером 98, не знаю насколько корректно отобразится ссылка: https://oldsaratov.ru/comment/125846#comment-125846

Но почему вы считаете, что католиков похоронили на иудейском кладбище?

А почему Вы считаете, что Горабик, это католики?) У меня в сознании не стыковки пока что))

Отпевать собирались в костеле, похоронили на католическом кладбище - действительно, и кто ж они такие?..

Предоставьте документ, подтверждающий захоронение на католическом кладбище. Ах, да, его же нет... И да, ну надо же, оказывается в 1905 году иудейское и католическое кладбище находятся в одном месте. А еще в погромах, в которых погиб Горабик, погибла и Синагога. А еще разве у католиков фамилии склоняются? А у Горабиков склоняются. 

P.S.: сарказм и ехидство предлагаю все же оставлять при себе, и вести диалог с уважением друг к другу.

Еврея в костеле не стали бы отпевать. Не в одном месте, а рядом. А здесь два памятника с латинскими крестами, и между ними, значит, иудейское захоронение?

Первый раз слышу, что у католиков фамилии не склоняются. Не предоставите ссылку на такую информацию? Шмидты, например, склоняются.

Горабик - чешская фамилия, кстати: https://www.familysearch.org/en/surname?surname=horabik

Либо польская:

https://pl.wikipedia.org/wiki/Wies%C5%82aw_Horabik

https://pl.wikipedia.org/wiki/Marek_Horabik

https://pl.wikipedia.org/wiki/J%C3%B3zef_Horabik

Думаю так по причине того, что церемония прощания была в католической церкви, как следует из листовки, ну и упоминания "креста" в газете . По поводу фамилии согласен, что звучит "не католично", зато имя отца - Людвиг, не иудейское.

Поставил предположительно точку, исходя из https://oldsaratov.ru/comment/125474#comment-125474.

XII. ПОХОРОНЫ Т. ГОРАБИКА. Одной из жертв погрома был т. Горабик, рабочий завода б. Гантке. Промучившись несколько дней в больнице от тяжкой раны, он умер 30 октября. Утрата прекрасного товарища, которого знали и ценили не только рабочие своего завода, но и вся широкая рабочая масса Саратова, вызвала тяжелое настроение, с одной стороны, а с другой — породила желание похоронить • его так, чтобы память о нем надолго сохранилась. Наш комитет и комитет местной организации партии эсеров (Горабик был членом эсеровской боевой дружины) развили широкую устную и письменную агитацию за устройство демонстративных похорон. Наш комитет писал: «Товарищи! В кровавой схватке с врагом погиб один из бойцов пролетариата — рабочий завода Гантке — Людвиг Горабик. 20 октября, отделившись от боевой дружины, он был зверски искалечен черносотенцами и тяжело ранен. 30 октября славного борца за светлое будущее не стало... долг пролетариата почтить павшего в борьбе за святое дело свободы. Саратовский комитет РСДРП приглашает товарищей 1 ноября в римско-католическую церковь к 3 ч. дня для участия в похоронной процессии. Порядок должен охраняться участниками. Товарищи! В ком не угасла святая жажда свободы —• пусть, придет к дорогой могиле и скажет товарищу последнее «прости». Мужество — наша защита, оно же — залог победы». Была выделена организационная комиссия, при чем комитетом эсеров был выработан план шествия. Решено было итти на Немецкую ул. к костелу, а затем, после обряда, по той же улице двинуться к кладбищу с развернутыми красными знаменами и пением революционных песен. Охранять процессию от черной сотни и полицейских наскоков должна была боевая дружина. Однако полиция не допустила 'Осуществить этот план. Распорядителям процессии было предложено итти от квартиры Горабика по Астраханской ул. на кладбище, не пытаясь осуществить своего плана, ибо все улицы, ведущие в центр города, будут заставлены казачьими и солдатскими нарядами. Во избежание кровавых столкновений пришлось принять навязанный план. С утра стали сходиться рабочие, служащие, учащаяся молодежь. Часам к двум набралось тысяч пять, и процессия двинулась. Впереди обитого красной материей гроба несли более двух десятков венков с красными лентами... Провожающие шли рядами, взявшись за руки... по бокам и впереди процессии шла цепь вооруженных боевиков... Хор и вся процессия неустанно пели то «Вечная память», то «Вы жертвою пали», «Служил ты не долго, но честно для (блага родимой земли», то — боевую Марсельезу... Около технического училища были выкинуты на бамбуковых, складывающихся древках черный траурный и красный флаги. Когда выходили через переезд к кладбищу, был выкинут третий — красный — флаг. На кладбище перед открытой могилой говорили речи П. И. Клочков и П. М.-Мерситов от нас и А А. Минин и А. А. Герасимов от эсеров. — «Спи, дорогой товарищ, — говорил Мерситов, — мы смыкаем свои ряды в борьбе и не кончим ее до тех пор, пока не победит пролетариат». Думалось ли ему тогда,, что он, большевик, будущий член ПК нашей партии, в момент победы пролетариата будет ярым ее противником... Будет помощником палача Деникина, вспоенного и вскормленного той самой черной сотней, от руки которой погиб славный Горабик... 

http://elibrary.sgu.ru/djvu/books/974.pdf

Чертеж часовни (каплицы), освященной 14 сентября 1867 года. Проектировал  архитекторский помощник Вальницкий.

 

Файлы: 

ГАСО 16.1.922 Дело по отношению Тираспольской консистории об утверждении проекта на постройку Часовни на Римско-Католическом  кладбище в г. Саратове. 1862 год.

Увы, в деле чертежей и планов каменой каплицы не оказалось.

 

Чертеж часовни (капицы), освященной 14 сентября 1867 года.

Проектировал архитекторский помощник Вальницкий.

план


разрез

фасад

Smil, а почемУ вы добавили эту информацию в тему "Кладбище Красный крест"? Насколько я п., речь идёт о католическом кладбище у подножия Лысой горы:

"Одновременно с закрытием Ильинского кладбища было образовано лютеранское и римско-католическое кладбище у подножия Лысой горы, недалеко от Спасо-Преображенского монастыря, за линией железной дороги. Здесь стали хоронить немцев, поляков и др. лиц соответствующего вероисповедания. Здесь не было принято сажать деревья и кустарники, а надгробия выполнялись преимущественно в виде каменных плит с соответствующей надписью. Если умирала девица, то плита была из белого известняка. Для проведения похоронных обрядов на кладбище в 1867 году была построена каплица (часовня)". https://oldsaratov.ru/comment/18590#comment-18590

 

По словам местного жителя (удалившего потом с сайта свои сообщения и фотографии), часовня ещё цела (только сейчас - внутри коттеджа адресу Завокзальный поселок, д. 35)  и находится на углу 4-го Украинского и 1-го Светланского проезда, примерно здесь же проходит граница кладбища и идет оно в сторону вокзала вдоль ул.Тракторной и вверх., Где заканчивается – не определить, но,  например, на ул. Посадского люди натыкаются на могилы. Кое-где еще можно увидеть могильные камни. Часовня в советское время была коммуналкой.

 

 

Файлы: 

не вчитывалась в тему.  слово "кладбище " было определяющим))).  этот пост, как и идущим перед ним, был создан несколько лет назад. вчера я его подправила.

Перенес к фото кладбища.

Судя по немецким аэроснимком каплица, это нынешний дом по адресу: Дачная улица, д.21 https://yandex.ru/maps/-/CCUQzVqaHC (не путать с 21/36)

Хорошо бы проиллюстрировать наглядно...

К сожалению не всегда на это есть время, тут вполне достаточно было открыть аэроснимок и современный космоснимок.

Файлы: 

Кажется построили каплицу не по этим чертежам.

Хотя на заглавном фото, под которым эти коменты, тоже не похоже на каплицу на приложеном фото.

Файлы: