Большая Садовая от 1-й Беговой
Добавлен Константин Усачев ср, 08/02/2012 - 19:28
На снимке остановка трамваев №9 и №10 - Беговая.
Источник:
http://vk.com, альбом группы "История Саратовского края и Нижнего Поволжья"
Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1974-1979 годами.
Комментарии
На проекте пока не видел фотографий этого района, а очень бы хотелось посмотреть. Может, есть у кого? Всё-таки район Политеха - район моего детства.)
Это что, сохранившаяся трамвайная ветка по Большой Садовой (!!!!) До каких же лет, она была тут? Уже КТМ-5 ходили!
Вообще-то по ней до сих пор трамваи ходят.
Сейчас трамваи ходят влево, а тут стрелка - 10й маршрут шёл влево на Клочкова, а 9-й по Большой Горной доезжал до 4й беговой улицы и только там сворачивал в сторону Политехнической. Я об этом писал тут: http://djhooligantk.livejournal.com/69930.html
Интересные исследования. Только девятка по Большой Садовой шла, а не по Большой Горной. Понимаю, что описка, но поправим для ясности.
Да, конечно.
Я думал, что ветка эта после войны себя изжила и решили на рельсах съэкономить - по Политехнческой от рельс 10-ки проложить пути, как сейчас. Как видно из этой фотографии, рельсы на Садовую всё лежали. Есть ли старожилы, кто может разъяснить использовались они как либо?
Помню по детству, а это с середины 70-х, никаких рельсов по Б.Садовой от 1-й Беговой уже не было. Будем ждать разъяснений более старшего поколения.
то же помню с этого времени, 9-ка ходила как и сейчас, рельс не было... часто там бывал
Константин, наверное немного подзабыл. Именно в начале-середине семидесятых (когда мы с ним гоняли там на велосипедах) в указанном месте была не просто остановка, а диспетчерский пункт маршрутов 9 и 10. На фото его хорошо видно. Это деревянный домик рядом с трамваем. За ним была небольшая ветка-тупичок вдоль основных путей, которая опочковывалась от них сразу после ул. Беговой. А от поворота трамвайной линии к Политеху с одного и другого направления отходила ещё одна вспомогательная ветка по Б. Садовой, которая пересекала 1-ую Беговую и заканчивалась тупиком во дворе жилого дома №66 по Б. Садовой улице. Кстати, этот дом и дома 50, 52, 54 были построены с заужением Б. Садовой и до сноса частных домов во дворах там прослеживалась старая, "чётная" сторона улицы. Так что когда-то тупичок вовсе не занимал место во дворе, а преспокойно располагался на где и положено - на улице.
Эти ветки-тупички были необходимым атрибутом диспетчерского пункта и использовались для отстоя и изменения направления движения трамваев.
На велосипедах гонялись, это помню, только это было скорее в конце 70-х. Помню, что и диспетчерская была, но остальные подробности не остались в памяти. Ну а ник Mike... Я, кажется, догадываюсь, кто ты. ) Писать имя и фамилию здесь не буду, спрошу только, ты жил в квартире 27? )))
Жил. И с удовольствием вспоминаю наши детские годы в этом районе. Надо порыться в архивах. Были у меня и фото, и любительская киносъёмка тех мест.
Да, детские годы были замечательные. Поройся, может что найдёшь, интересно. А может сохранились и рисунки сериала про Диктора и Мальчика с хитом "На радуге"?)))
что и требовалось доказать ))
А можно нарисовать примерную колею этого тупичка и особенно интересует как он заканчивался во дворе жилого дома №66.
Круглые трамвайчики даже в 1982 году иногда были. Разворотов никаких не было, но рельсы за диспетчерской лежали и в 90-е.
может кольцо промежуточное там было? По виду, примыкающая ветка используется не активно.
да, заросла кустарником и причём линия в одну сторону.
Книга "100 лет ТТУ" утверждает, что в Саратове КТМ-5 появились в 1972 году. Правлю.
Отлично! Большое спасибо!
Здравствуйте. Помогите пожалуйста найти фотографии дома от которого осталась лишь часть кирпичной стены на Вашей фотографии. Это дом по адресу угол 1-Беговой и Большой Садовой.
В этом кирпичном, ждвухэтажном доме на первом этаже располагалась аптека №11.
мне кажется проще всего пройти по окрестным домам и поспрашивать баушек на лавочках про этот дом, возможно у кого-то есть фотографии где он присутствует. Вероятность конечно небольшая, но она есть, раньше люди часто фотографировались около своих домов (см. например сайт Old.Moscow).
Налево был магазин "Полосатый", где были большие очереди за спиртным
Почему он так назывался?
Там весь дом так называют из-за продольных полос красного кирпича. Это первая девятиэтажка в микрорайоне, 1971 года постройки.
Магазин с другой стороны, сейчас там "Турбо-Скат".
Там были большие очереди не только за спиртным. В конце месяца "выкидывали" какой-нибудь дефицит, и со всей округи сбегались покупатели.
Да. Помню выходил из этого магазина в 1989-1991 году, мой преподаватель по научному атеизму в политехе(1970-1975) с заветной добычей под мышкой. Рухнули идеалы.
А точка неправильно стоит. Почти на 1йБеговой должна быть.
Поправил. Что-то я в датировке засомневался. Дом 7 по 1-й Беговой построен в 1968 (http://kommunalnik-1.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27:7&catid=6:2010-12-03-19-47-17&Itemid=9), а тут на его месте пока еще развалины старого.
Нет, он в стороне получается, вот его и не видно. Хотя что ж, кусок стены еще минимум 4 года из земли торчал?
113й по Б.Садовой стоит. Его можно узнать когда построили? А потом вилку...
А по карте два 113х...
Кстати, да, вот здесь http://oldsaratov.ru/photo/bolshaya-sadovaya-ulica-ostanovka-begovaya-tramvaev-9-i-10 в предпоследнем комментарии утверждается, что после 1976. А откуда взялась верхняя 1975?
Кусок стены возможно лежит поперёк дороги, чтобы машины не ездили.
А дата - вот уже выяснили, что и 77й может быть.
А мне сдаётся, что учась в Политехе в 79м и дежуря в ДНД, гуляя вечером по положенному маршруту, я тоже обращал внимание на "рельсы в никуда". Но не утверждаю. Просто бывает ощущение глядя на фото, что это когда то видел.
Учился 1970-1975, энергофак. Общагу № 5 знаю досконально. Никак не вспомню этого места?
Кусочек торца 5-го общежития как раз виден над трамваями. Дальше, видимо, 4-е и жилой дом по Полевому проезду.
Наконец-то удалось найти список домов с годами постройки! http://www.reformagkh.ru/myhouse/list?tid=2315095&sort=alphabet&item=tp&mkdsort=name&mkdorder=asc&page=4. По нему Б. Садовая 113 введен в эксплуатацию в 1973.
оптимистичный список. все дома исправные... особенно порадовался за Театральную площадь, 9, бывший дом Палей... этот тот, откуда художественную школу выселили и он потом горел...
Аварийными названы 345 домов (там можно отсортировать по статусу), но понято, что это только вершина айсберга. Для нас же главное - год постройки. Теперь многие фото можно будет датировать гораздо точнее.
опять же Театральная,9 стоит 1917 года постройки, в реальности на несколько десятилетий старше...
Дома в которых я жил почему-то задублированы 2 раза. А у того, что был введен в эксплуатацию в 1988 году стоит дата "1980", когда даже такого типового проекта не было.
Понятно, что ошибки и неточности будут и использовать данные надо с оглядкой. Но это все же лучше чем ничего.
Добрый день,DJHooligantk. Помоему вы собираете фото люков? Вот нашел в Вольске. Если нужен - очень рад. Не нужен - извини!
это только у меня так тормозит или у всех?
Я думаю стоит вытянуть эти данные в отдельный файлик, Excel например, для быстрого поиска. Как думаете?
Если возможно, было бы здорово, конечно!
ок, попробую вечером написать скрипт по извлечению данных
Двух моих домов там кстати нет(
первая версия парсера отработала, по ссылке Excel-документ с разбитием на две колонки: адрес и год. 4907 строк. Но год проставлен не у всех, да и многих адресов совсем нет. Не думаю что стоит верить этому документу как истине в последней инстанции.
Если есть идеи в каком виде будет удобнее - говорите
Если вдруг есть программисты-питонисты, то исходники скрипта открыты, можно дорабатывать https://github.com/okolobaxa/ReformagkhHouseLoader
Денис (или Константин, не знаю кто ставил дату), так почему сверху 1975?
Фотограф Рассветов?
Заменил основную фотографию вариантом, добавленным С. Карчевским, исходная фотография в дополнительных. Добавил тег Фотограф предположительно Герман Рассветов
Я конечно могу ошибаться. Но эта картинка похожпа на диспетчерский пунк трамвайной линии по 2 Садовой перед поворотом к к/т Родина. Кажется. Слева стояли здания общежитий СПИ и там была столовая в одном из зданий. Но это мои воспоминания до 1971 года. Перед Родиной на ул. Крайняя была развилка трамваейного пути на 9 и 10 маршрут. Вот этот сарайчик был выкрашен суриком краснокоричневого цвета. С правой стороны стоял 5 этажный дом. В полуподвале был прокатный пункт. Я там брал на прокат кинопроектор Луч-2. Камера у меня была "АВРОРА" -2 с трансфокатором, пленка Супер 8Х2 . Питание от плоской батарейки.
Да. Это он и есть. Только к тому времени это уже была развилка на тупик, с которого была сделана эта фотография.
Мне кажется фото сделано в 1982-83 годах.
На сайте принято аргументировать свои версии .
Да понятно что воспоминания не пришьёшь, но вот именно в таком состоянии именно этот кадр был и в 82-м и в 83-м. С левой стороны как смотреть, за домиком диспетчерской лежали рельсы, даже когда там начали лепить стоянку они ещё лежали, а за рельсами был базарчик, потом был пустырь, потом стоянка.
Именно рельсы апендикса видно на фотографии.
ничего не поняла из приведенных аргументов.
Вот фотография датированная, на которой хорошо видно как шли пути
P.S.
Извините, оказывается забыла приложить ссылочку к своим словам
https://oldsaratov.ru/photo/4896
Документации у меня нет, но если у Вас есть собственные аргумены - с удовольствием их выслушаю, ведь требовать аргументы может только тот человек у которого есть контраргументы, не правда-ли?
Неправда. И из ваших слов действительно ничего не понятно. Рельсы основной линии идут перед трамваем прямо.
Ну тогда приведённые мною аргументы абсолютно равноценны вашим контраргументам.
Я из ваших слов понял только то, что по вашим воспоминаниям в 1982 году было примерно так - значит, это 1982 год и есть. Почему это не может быть раньше, непонятно. Трехзначная нумерация трамваев была до 1979, кстати.
Вы уж извините, но любые изменения никогда не происходят в один год. Я не помню когда их меняли. Именно про нумерацию трамваев я вам ничего сказать не могу.
А Вы уж извините нас, мы тут все зануды, на слово никому не верим, даже себе.
Я не против,
P.S. а вам фото входа на стадион "Локомотив" не нужно? 1969 год, там слева окошко было где пиво продавали, красивая фотка и с чувством юмора.
Обязательно добавляйте фотографии, которые хотите. Но только правила соблюдайте. Если это портретная фотография, где люди занимают почти всю площадь кадра и не видно сооружений, зданий, то тогда на форум можно выложить. Любая фотография, как города так и ее жителей, ценна.
Посмотреть можно https://vk.com/id407775226?w=wall407775226_1055%2Fall
...нет, с точки зрения архитектуры она сюда не подходит, извините.
Отличная фотография, с деталями: ворота, арочки , прически и одежда. Да еще датирована точно.
Такие фотографии помогают в определении дат других , недатированных фотографий.
Да? Попробую сейчас.
Трамвайные и троллейбусные номера, в отличие от автомобильных, менялись именно одномоментно.
Вот тут мне нечего возразить, в трамвайных номерах я не компетентен, Вам виднее.
"Рельсы основной линии идут перед трамваем прямо." - да, но где они поворачивают (внизу фото) шёл ещё прямой кусок вдоль тропинки, полузасыпанный, а тут как-бы уже ничего не идёт.
Если увеличите фотографию, увидите , что перед нами два пути:
красной стрелкой обозначила прямое направление.
:D Хорошо, не меняйте, согласен, что память не является окончательным аргументом, и я не исключение.
Просто несколько лет назад мы уже занимались этим вопросом. Я даже съездил на это место несколько раз и нашёл место съёмки этой фотографии. Там даже столб этот остался, с держателем контактной сети, что на этой фотографии. Почтитайте вот этот пост, вам будет интересно: https://djhooligantk.livejournal.com/1020044.html
Да, спасибо, я читал его, я ещё там ответил что у вас "Стимул" неправильно датирован, посмотрите, там фото не 1983 года, а скорее всего 1985.
Спасибо!
я ничего не требую, пытаюсь понять правы или нет Вы, и стоит менять даты или нет
Менять конечно, это точно не 72-75, это в районе 82 года, +/- 1 год
Раньше на фотографиях собственники обязательно писали год и кто изображён.
Не менять, конечно. Пока не появятся весомые аргументы. Т.к. память человеческая часто играет с нами в игры)))
Было бы хорошо узнать есть ли хоть какое-то обоснование стоящего сейчас интервала дат.
Если увеличить фотографию, то хоть и не четко, но виден номер вагона, идущего навстречу. Мне кажется, это или 562 или 567:
Если это так, то оба эти вагона 1975 года выпуска, поступили в Саратов также в 1975 году. Это нижняя дата. Если стоящий сейчас интервал обоснован, то остается только 1975 год.
Если не обоснован, то верхняя дата - 1978 год, интервал 1975-1978 гг.
Потрясающе. Значит, теперь мы год знаем точно. Скорее всего, фото датировано исходя из лет обучения в СПИ.
Вот я бы и хотел узнать точно, на основании чего стоит этот интервал дат.
По поводу нижней даты, вероятно вот поэтому:
Осталось понять происхождение верхней даты.
Согласен, это аргумент.
Круто! Мне вообще-то видится или 902 или 912... а такие были номера вообще? или 582?
Ловко вы его увеличили, я кроме белого пятна ничего не различил, а тут сразу видно что 3 цифры.
Думаю, вполне очевидно, что первая цифра может быть или "3", или "5", или действительно "9" - завиток внизу вполне хорошо виден.
Последняя цифра может быть или "2" или "7".
На сайте https://transphoto.org/list.php?did=1395 есть список номеров трамвайных вагонов.
КТМ-5 появляются начиная с №408.
На "5" есть десять вагонов, подходят: 542, 562, 567. Но вторая цифра совершенно не похожа на "4".
Нумерация вагонов заканчивается на №698. Т.е. на "9хх" - таких номеров не было.
Остаются только два возможных варианта: 562 или 567. Оба вагона были построены и поступили в Саратов в 1975 году...
Грамотный разбор. Мне понравилось, спасибо, достойно уважения.
По-моему, и "4" вполне может быть. Предлагаю поставить 1972-79 (не нашел, когда именно была проведена перенумерация в этом году).
Номер вагона справа начинается с четверки. Тень средней цифры на левом вагоне совершенно не похожа на четверку.
Но не суть важно. Все вагоны пятисотых номеров построены в 1974-1975 годах. Зачем тогда занижать нижнюю дату?
Предлагаю поставить интервал максимально широко: 1974-1979 гг. (раз уж стоящая верхняя дата 1975 год никак не обоснована).
ОК, пусть будет 1974-79.
Я в ахудивлении, вычислять возраст по номерам трамвайных вагонов... Это, конечно, высокий уровень расследования, я не спорю. Но проще воспользоваться воспоминаниями старожилов этого района или заглянуть в список домов управляющих компаний.
Девятиэтажка, которая сейчас стоит справа вместо зелени и столбов, начала строиться в 1979 году. То есть снимок не мог быть сделан позже.
Так что 1974-79 - нормальные даты.
Ваше "ахудивление" выдаёт сильное незнакомство с методами оценки источников, которые мы тут развиваем уже больше 10 лет. И "воспоминания старожилов" - наименее достоверный из них, в отличие от нумерации вагонов, которая объективна. Данные по домам, как правило, содержат год сдачи в эксплуатаию, а не постройки, что полезно лишь для довольно грубых датировок. И ты ды и ты пы. Так что не учите отца этому самому, как говорится.
Я изначально выразил уважение к вашим методам, но что делать с тем, что я старожил этого района и знаю точно, когда начал строиться этот дом? А вы тут "не учи отца - и баста!"
Поскольку Вы старожил этого района, то попрошу Вас обратить внимание на эту фотографию из моего семейного архива - https://oldsaratov.ru/photo/23232, и ознакомиться с обсуждением. Может быть, Вам удастся определить место?
У трамваев ещё трехзначные номера. Значит?
Если честно - не помню. Не могу по поводу номеров ничего сказать.
Проблема тут в том, что в 1979 году у трамваев в Саратове сделали номера из четырех цифр. Поэтому тут не позже 1978 года.
А вот это уже аргумент.