Большая Садовая улица. Остановка "Беговая" трамваев 9 и 10

 

Комментарии

там явно куда-то ещё рельсы уходят. Только вопрос - куда?

Денис придёт - расскажет..

В 77 - м году я уже был достаточно взрослым человеком, часто тут был, но этого ответвления рельсов совсем не помню. Думаю, что это не рельсы, а колея от машин на снегу. Посмотрите правее: там точно такие же "рельсы".

были там рельсы, совершенно точно... а насчёт "колеи" - не смущает, что она так идеально на рельсы выходит? :))

Смущает, но не очень. Больше смущает колея, что правее, которая въезжает прям на остановку трамвая! Думаю, тогда была снежная зима и водители ездили не там, где положено, а там, где можно было проехать. В т.ч. по остановкам и по рельсам.

а ничего что там ещё и провода идут, и машины никогда так идеально ровно не накатают, и стрелку на остановке хорошо видно? Да собственно есть известное фото диспетчерской, где это ответвление на переднем плане. По-моему только слепому не видно что это рельсы.

Есть ещё такие фото?! Там должны был рельсы за остановкой, а за ними пристроен ещё закрытый навес-базарчик где кооперативным мясом торговали...

Вот это, наверное, имелось в виду: https://oldsaratov.ru/photo/2062.

Может быть... 

Сам внешний вид улицы и именно с этого ракурса в 1983 году точно был такой как на фото, кажется только в 1984 году побомбили частные дома, и довольно быстро начали стройку 9-этажки. Почему решили что это 1972-1975, а не 1983? В 1983 году было всё то же самое.

Вот эта дорожка прямо в таком состоянии, если не ошибаюсь, была чуть ли не до 90-х и вот этот кирпич торчал до последнего, его там воткнули чтобы машины напрямую не ездили по "пешеходной зоне" там где 2 человека идут. По этой дорожке весной текли ручьи и стояли лужи, и её обходили по бокам. Эти двое идут в сторону "Стимула"

так это не колея, а часть разворотного треугольника... а дорога для авто идёт ещё правее, её прекрасно видно.... да и снега толком нет для снежной зимы... а ездить по рельсам - удовольствие ниже среднего :))))

Согласен. По рельсам ездить зимой просто опасно, это знает любой водитель. К тому же я вытягивал эту картинку фотошопом и увеличивал насколько возможно. Совершенно очевидно что там колея, причем именно разворотный треугольник, судя по путевому развитию и расположению стрелок. Да и провода над треугольником видно. Точнее не сами провода, а точки их крепления к растяжкам между столбов. Да собственно, уже несколько человек подтвердили наличие там путевого развития, нам только осталось выяснить его назначения, и я думаю, мы это выяснили.

В 1977 году остановка назвалась "Диспетчерская". Деревянное здание на остановке - это диспетчерская, а рельсы, скорей всего, кольцо трамвая.

Судя по путевому развитию, больше похоже не на кольцо, а на разворотный треугольник.

Наверное, это так и называется... Мне объяснили, что это за рельсы, но внятно пересказать   может не получиться :)))

   После войны трамвай доходил только до теперешней остановки "Стрелка", где трамвайная ветка заканчивалась. Трамвай начинал "пятиться" назад и въезжал задом наперёд на эту линию, таким образом развернувшись, он возвращался на рельсы и ехал в обратном направлении.

  Ещё говорят, что раньше "десятка" поворачивала там, где сейчас, а "девятка" продолжала двигаться по Большой Садовой и выезжала на Политехническую около входа на завод "Энергомаш". Возможно, она двигалась по этим рельсам.

Большое спасибо за информацию! А насчет движения девятки прямо по Б.Садовой все верно, именно так эта линия нарисована на довоенных картах, в прошлом году об этом рассказывал DJ Hooligan.tk в своем ЖЖ. И кстати, если присмотреться, то можно заметить ответвление от основной линии рядом с будочкой диспетчерской. Видимо, в этот тупичок заезжали вагоны для мелкого ремонта, или отдыха водителей (или обеда). Мне кажется, что в конце этого тупичка стоит вагон (возможно старый списанный), но из-за плохого кач-ва фото трудно понять какой модели. Так же нечто похожее на старый вагон заметно левее диспетчерской, ближе к дороге. Возможно, что это тяговая подстанция, которые раньше довольно часто делали из списанных вагонов. По очертаниям похож на МТВ-82 или ЛМ-57.

В тупичке действительно стоял старый вагон, правда точно не скажу для какой цели, на рельсах был ограничитель движения, его я почему-то хорошо запомнила.

"Ограничитель движения" - это брус, поперёк приваренный?

Получается, что и 9 и 10 трамвай после войны ходили только до "Стрелки"? А до каого года это продолжалось? 

Вроде бы до 1950-х.

Девятка ходила не до "Стрелки", а по Б. Садовой выезжала на Политехническую около входа на завод "Энергомаш" и шла дальше.

Про девятку - это указано на всех старых картах и на военных снимках можно разглядеть. Интересно до каких пор 9-ка ходила по Большой Садовой дальше. Я предположил в своём посте что до войны, а после решили сэкономить на восстановлении путей, частично объединив маршрут с 10-кой. Но хотелось бы узнать как оно на самом деле было :)

Вроде бы до 1950-х

Спасибо большое за фото. Что интересно, совершенно не помню этих ответвлений трамвайных путей, хотя жил неподалёку. Но до трамваев ли тогда было 10-летнему пацану) А снимали с полосатого.

И я там недалеко жила, но тоже не помню рельсы за Беговой по Большой Садовой, хотя всегда там ездили и ходили в "Родину". А фотографировали с 7 кажется этажа "полосатого" - точно!

ну дык то было после войны, насколько я понимаю, годов до 60х, потом рельсы перенесли в соответствии с современной схемой движения.

Но до трамваев ли тогда было 10-летнему пацану

Хех-хе ))) ну эт кому как )))) я вот помню, в далеком 1984 г. (как раз 11 стукнуло), катался на только что открытом 11-м маршруте трамвая )))) Маршрут работал всего 2й день, и водительша всё время сверялась с названиями остановок по бумажке ))) Потом, помнится, ездил на вновь открытом маршруте автобуса №33 на ул. Техническую. Водитель долго не мог понять, для чего какой-то мелкий мальчишка расспрашивает его о начальной и конечной точках маршрута, пути следования и интервале движения )))) Так же помнится, катался на велике по пути следования нового троллейбусного м-та №13 на Политех. А ещё помнится, взялся самостоятельно составлять карту г.Энгельса, для чего ездил в Энгельс на автобусе и тупо бродил по улицам, зарисовывая в блокнотике схему. Год точно не скажу, но по пр.Кирова ещё ходили автобусы, примерно 1983, т.е. так же в возрасте 10 лет ! Попробуй сейчас отпусти пацана в другой город погулять там одному.... Или маньяк какой-нить нападет, или ещё что... мда.

Неее. У меня тогда были совершенно другие интересы.) Вот фотографией увлекался, но чтобы пойти поснимать город - и мыслей таких не возникало.

как и у тех фотографов , которые держали салоны и фотографировали людей. не задумываясь о необходимости оставить на память фотографии городских пейзажей ;). 

Проявление пленки было сложно - зачастую получалось очень бледно (проявитель самодельный, но лень было заново смешивать - пользовался старым уже), сейчас никакой пересъемкой и никаким фотошопом ничего, увы, не вытянешь со многих пленок(( А если б кто подсказал, что надо виды города снимать...

Эх.. жаль что мне в те годы фотография была не очень интересна..

А мне была интерсная, да я тоже людей в основном фотографировал. Хотя есть ещё целая коллекция фотографий автомобилей )

Было бы интересно сейчас сделать снимок из этого же самого окна! 

Вот вам сила домашних архивов, отличное фото!

Если строящееся здание - столовая политеха (столовая №30),то получается нестыковка с датой. Тёща утверждает что в 72ом столовая открылась (она в ней работала). Кстати аппендикса трамвайных рельсов она не помнит, хотя говорит, что трамвай иногда ходил до диспетчерской. 

эти рельсы я помню, правда тогда не понимал зачем они... а в 1977 я уже в школу пошёл... ещё в 1982-83 там приходилось бывать, но тогда рельсы уже не использовались по-моему и вообще от них уже остатки были... кстати пункт сети приема макулатуры под названием по-моему "Стимул" не рядом был?

трамвайные вагоны КТМ-5 в Саратове с 1972г. (штучно), массово двумя-тремя годами позже. На фото же видим минимум 2 КТМ-5. Вряд ли на периферийном 9-10 м-тах могли встретиться сразу два вагона этой новой тогда модели, которые в 1972 г. только-только начали поставляться в Саратов и были на линиях в небольшом колич-ве, в основном на маршрутах 1 и 15, потом на 3, и только после на всех остальных.

вполне могли, т.к. из-за аварии и ли ремонтных работ  трамвай №3 бывало заварачивали на маршруты 10 и 9 , что бы не накапливать их на Астраханской.

Ещё более сомнительно - в случае аварии вагоны 3го маршрута заворачивали, как правило, на Кутякова\Чапаева\Советская и далее по маршруту. Поворот с Астраханской на Кутякова существовал задолго до пуска 11го маршрута, и использовался в служебных целях и в случаях аварий ПС. Так же вагоны №3 могли ходит через депо на Ст.Разина с выездом на Б.Садовую и далее по маршруту, так же существовала схеме разворота вагонов по треугольнику на Б.Садовой у выезда из депо. Да, и вот ещё - уточнил у отца - по №3 ходили вагоны ЛМ-68 вплоть до нач. 80х (последние ушли в 1981), т.к. считались более вместительными, и ходили только в виде СМЕ (сцепка из 2х вагонов). Да и собственно, вроде разобрались уже, что снимок датирован правильно - 1977 г. А к 1977 уже повсеместно была произведена замена вагонов на КТМ-5, ЛМ-68 оставались только на №3, а на периферийных 4 и 6 до нач. 80х ходили ЛМ-57. Потом все старые вагоны согнали в несостоявшееся депо на 8й дачной, где они долго ржавели года до 1988-89.

Я извеняюсь, а можно поподробнее про несостоявщееся Депо на 8-ой Дачной...

С конца пятидесятых стало ясно, что построенное в 1935 году Кировское депо, рассчитанное на 70 вагонов, обслуживать 250 уже малость не может, трамваи на ночь ставили по уложенным прямо на асфальт вдоль депо рельсам по Ст. Разина, и для вагонов 3,5,7,4 маршрутов решили устроить хотя бы площадку для ночёвки поближе к их "месту работы" в районе 8 Дачной. Вдобавок, НЯП, планировалось расширение движения в ту сторону, в частности, в Елшанку через Поливановку. В Поливановку в итоге 6 маршрут построили, а в Елшанку сделали троллейбусное движение, поскольку как раз в это время трамвай у нас начали гнобить. Площадку для ночёвки вагонов организовали недалеко от нынешней стрелки 4 и 6, но пользовались ли ею - для линейных вагонов науке не известно. Судя по всему, дело было уже в середине-конце шестидесятых, когда уже строилось Заводское депо, куда передали излишки подвижного состава, и в Кировском стало полегче. Так что на эту площадку после окончания активного строительства новых линий и удвоения путей на старых свезли всякую путейную технику вроде грузовых платформ и дозаторов балласта. Потом туда же отправляли списанные вагоны - Х, МТВ, ЛМ-57, (как года два назад вывозили, например, списанные троллейбусы из 1 депо в 4-е) где их потихоньку разибрали или растаскивали на металл. Говорят, деревянные Х там просто сгорели. Потом построили 3 депо в Солнечном, надобность в этой площадке отпала, и её освободили и продали. Рельсы от основной системы отрезали, но кусок перед воротами в прошлом году ещё лежал. Да и сейчас, наверное, никуда не делся.

Лежит-лежит ))) и столб с консолью под КС тоже стоит, прямо у бывшего въезда в депо. Лет 5 назад мы с товарищем там побродили немного, нашли кучу старых проездных прямо на земле.

Хочу ещё добавить, что депо должно было стать частью системы скоростного трамвая.

В данноевремя там находится лесоторговая база

Пригляделся, столовая уже построена, просто вид у неё такой, что создаётся иллюзия строительства. Общагу машфака построили в середине 70-х, её хорошо видно. А "Стимул" был чуть правее сарайчика, что на фото, сам туда макулатуру таскал, чтоб выменять её на дефицитную книгу. Так что 77-й год верно проставлен.

значит правильно в мозгу отложилось: ходили в "Стимул", ковыляя по остаткам рельс....

автор фотографии И.Морозов  сам датировал свои фотографии  и уверена не ошибся, просто он раньше и не мог этот снимок сделать - в институт поступил  как раз в этом году, фотография сделана из окна съемной квартиры. Но постараюсь уточнить.

Аха, ладно, раз были "ремонтные работы" на сайте, придется заново изложить. Итак, на фото видим некий тупичок у диспетчерской и разворотный треугольник, которые, между прочим, активно используются в маршрутном движении - об этом говорит грязь на рельсах, в случае малого использования рельсы были бы чистыми. На карте Саратова 1979г. обозначены два интересных маршрута трамвая 9-а и 10-а, ходившие не из Мирного переулка, а от служебного кольца у Детского парка и далее до конечных 9 и 10 соответственно. Вполне может быть, что в 1977г. маршруты 9-а и 10-а ходили только до Беговой, затем через треугольник разворачивались и уходили обратно, а к 1979г., видимо были продлены уже до конечных. Такая организация движения представляется вполне логичной, т.к. в р-не 2й Садовой и Беговой сосредоточено много организаций, учреждений и предприятий (Политех, 3я Совбольница, Саратов-II и т.д.), и эти дополнительные рейсы могли брать на себя пиковую нагрузку утром и вечером.

читал.. свидетельствую.. :)) может уже "час икс"? http://oldsaratov.ru/news/tehnicheskie-raboty-17-18-iyulya

Да, был час икс, но я не успел предупредить. Теперь все ok!

А я в свою очередь ещё раз напомню о существовании этой фотографии диспетчерской с уровня земли: http://oldsaratov.ru/photo/bolshaya-sadovaya-ot-1-y-begovoy

Здравствуйте, Все.

Трамвайный треугольник использовался как запасной вариант для разворота трамвае,в случае аварии на линии.В снежные зимы 10-й матшрут чистили плохо ,вся Агафоновка выходила через улицу на которой находится баня и мото от Политеха под стадионом к диспечерской.Атрамваи разворачивались и ехали к Крытому,9-ку старались чистить, а 10 маршрут обходился топ-топом.На Беговой Жила с 1974 г. дом по Б.Садовой 113( зыки строили) вдоль тр.линии за диспечерской построен после 1976г.

 

 

Наташа, спасибо за интересную информацию, мы в общем-то что-то подобное и предполагали в ходе размышлений о предназначении данного разворотного треугольника.

Это не разворотное кольцо,а улавлевотель кто на ж/д работал тот знает сам живу досих под в пятиэтажке слева угол видно б.садовая 113,двухэтажка это политеховская столовка,дестиэтажка досихпор общага политеха напротив три пятиэтажки, б.садовая94,96,98 живу там с1974 4-подьезда сдалиси и нас заселили,а4-ре достраивались,а улавлевотель нужен если вагон сорвет с тормозов улетит в отстойник что и видно на ж/д делались перед поворотами,спусками чтоб обезопасит других а тут даже не поворот а зегзаг,а самом начале 70-ых не помните трамвай с людьми улител с путепровода на вокальной второй вагон отчепился у 9-ки кажется,вот

Трамвай - не ж/д, не делали таких сложностей для трамвая... А вот разворотные треугольники, тупиики, запасные пути на конечных и промежуточных станциях - делали. Так что пока ваша версия слабовата.

На фото торцем виден дом Б.Садовая №94, в котором находился Саратовский ТИСИЗ. Вход в трест, был почти напротив остановки автобуса №18 "ул.Беговая", если ехать с заводского района.
Других, близких по адресу изображений не нашлось или м/б пропустил что-то. Иногда ГИП просил подвезти по пути

Если я не ошибаюсь, здание столовой еще на стадии строительства.  Судя по названию дела ... ГАСО Р-3665, оп.1, дело 937 принято в эксплуатацию в 1973 году.
http://sar-archive.ru/gaso_dijit/rubr_15/R-3665.1.pdf

Тогда надо менять дату.