Художники и скульпторы

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

 

Комментарии

Саратовские художники в мастерской. начало 20-х. 

Фотография из книги Ефима Исаковича Водоноса "Очерки художественной жизни Саратова эпохи "культурного взрыва" 1918-1932 ". СГХМ им. Радищева

 

На 2-й Весенней выставке Саратовской школы живописи. 1925. Слева направо: 1 ряд – И. Дмитриев, Н. Бакланов, М. Аринин, В. Кашкин, В. Юстицкий, П. Уткин, К. Поляков, не устан., В. Сидоренко, М. Чернышева; 2 ряд - не устан., X. Гольд, не устан., Г. Мельников, А. Горюнов, не устан., Н. Балакирев, Б. Кутельман. (Из архива О.О. Ройтенберг).

 

Файлы: 

Алексей Кравченко. Родился в Покровской слободе. Учился он в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также некоторое время в Мюнхене, в студии Ш.Холлоши.  В первые годы Советской власти участвовал в художественном оформлении массо­вых революционных праздников в Москве и Саратове.

в 1935 году преехал в Мариуполь.

"Художник В.К.Ткаченко разбирает мой этюд"

http://fotki.yandex.ru/users/volodya-bochkariov/view/389609/?page=0

Из альбома Владимира Бочкарева

Файлы: 

120 ЛЕТ БОГОЛЮБОВСКОМУ РИСОВАЛЬНОМУ УЧИЛИЩУ 

Автор: Савельева Елена Константиновна - ученый секретарь 

11 февраля (по старому стилю) исполняется 120 лет Боголюбовскому рисовальному училищу – Саратовскому художественному училищу имени А.П. Боголюбова. Этой дате посвящен рассказ о первых двадцати годах в истории училища. 

Алексей Петрович Боголюбов, создавая в Саратове музей, задумал его как единое целое с рисовальной школой, дабы, выражаясь старомодно и высокопарно, «возвысить образовательное дело юношества». Музей получил имя деда - Радищева. Школе Боголюбов, оставивший капитал на её организацию и содержание, счёл возможным дать своё имя. Двенадцать лет потребовалось, чтобы с обычной российской неторопливостью Саратов и Петербург решили необходимые вопросы, касающиеся устава, финансирования и подчинения. По воле Боголюбова саратовская школа стала филиалом петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица (ЦУТР) и была ориентирована на подготовку специалистов для художественной промышленности. 

11 февраля 1897 года очень скромно в присутствии немногих гостей, столь долго ожидаемое открытие, которое не суждено уже было увидеть Боголюбову, скончавшемуся несколько месяцев назад. В четыре часа дня начались занятия. Число желающих учиться превзошло все ожидания. Разные источники называют цифры от 100 до 120 человек. Два преподавателя – В.П. Рупини и П.Н. Боев - вынуждены были организовать четыре класса вместо предполагаемых трёх. Весной состоялась первая отчётная выставка ученических работ, после которой в вестибюле были вывешены переходные годовые баллы. 

К осени 1897 года училище занимает все полагающиеся ему помещения на первом и втором этажах, классы оборудуются специально мебелью. Попечительский совет хлопочет об устройстве электрического освещения. В Боголюбовку приезжает из Петербурга скульптор Н.П. Волконский для преподавания лепки и выпускница ЦУТР Е.И. Гопфенгаузен для преподавания рисования на только что открытом женском отделении. Черчение в это время ведёт архитектор П.М. Зыбин. В 1898 году в штате преподавателей появляется В.В. Коновалов. Талантливейший педагог, уважаемый в Саратове и известный за его пределами художник, он очень скоро становится кумиром учеников. Преодолевая достаточно ограниченные рамки училищной программы, он пытается развивать в своих питомцах творческое начало, самостоятельность. Проводя в музейных залах промежутки между занятиями, они продолжали учиться. Развитию творческих способностей и расширению кругозора весьма способствовало введение в программу в 1902 году нескольких новых предметов: истории искусств, композиции, теории перспективы. 

В течение нескольких лет училище обживает здание. Учащиеся под руководством П.Н. Боева расписываю стены и потолки музейных залов. В.П. Рупини, являющийся одновременно дирекором музея и училища, занимается размещением экспонатов, поступивших по завещанию Боголюбова, перевешиванием картин, необходимым ремонтом. Складываются постепенно училищный быт и традиции: поездки в Разбойщину на этюды, посещение Городского театра, вечера с «живыми картинами», совместное празднование Рождества и Пасхи в Татарской гостинице, где выпивалось не менее двух вёдер фруктовых вод. Лучшие учащиеся получают специальные стипендии, о неимущих заботятся, снабжая их материалами для работы, помогая материально. 

День следовал за днём, год за годом. Заметных событий в Боголюбовке происходит немного. Кто-то уезжает продолжать образование в столицы. До десяти саратовцев одновременно учились одновременно в Академии художеств, ЦУТР, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Строгановском училище. В размеренных ход училищной жизни вторглись события 1905 года, отозвавшись забастовкой учеников, появлением самиздатовского сатирического журнала «Утро и уходом самых непокорных. В 1906 году был переведён в Екатеринбург В.П. Рупини, вслед за ним уехал В.В. Коновалов. 

В жизни БРУ начался новый этап – время директорства П.Н. Боева. Сторонник идеи ремесленных классов, он организует преподавание столярного дела, чеканки, вышивки, некоторое время существует иконописная мастерская. Учащиеся выполняют оформительские заказы в городе, участвуют со своими изделиями на российских и международных художественно-промышленных выставках. Из прежнего состава педагогов продолжают работать кроме самого нового директора, Н.П. Волконский и Ф.М. Корнеев, П.М. Зыбина сменяют последовательно В.К. Карпенко и М.Ф. Львов. В ремесленных классах преподают выпускники Строгановского училища П.А. Троицкий и М. Бердникова, мастер-столяр М.Е. Карев. А.О. Никулин, энергичный, молодой творчески работающий отчасти заменил в сердцах боголюбовцев В.В. Коновалова. Появился преподаватель анатомии Я.Ф. Павличек. 

Боев обдумывает возможности отделения от ЦУТР, пытается добиться расширения здания, надеясь, что доходы от деятельности ремесленных классов помогут музею и училищу через какое-то время существовать самостоятельно. Эти планы не сбылись, так как средств на поддержание БРУ не находится и у саратовского начальства. Их недостаток приобретает хронический характер, бастуют сторожа и служители, музей остаётся без охраны и поводов для беспокойства хватает. Начавшаяся война принесла волну мобилизаций, в училище стали приходить письма с германского фронта. В январе 1917 года состоялась последняя в истории БРУ выставка ученических работ. 

Двадцать лет училище честно делало своё дело, следуя тем благим целям, ради которых оно и было задумано Боголюбовым. Среди его выпускников, снискавших российскую известность – художник Александр Савинов и скульптор Александр Матвеев. Отдельно назовём прекрасных пейзажистов Ивана Щеглова, Фёдора Белоусова, Михаила Аринина, соединивших в своём творчестве уроки БРУ, впечатления от саратовской природы и тонкий колористический дар. Двое из них позднее стали педагогами уже Саратовского художественного училища. Как замечательные графики прославились Даниил Даран, Владимир Милашевский, Борис Зенкевич. Евгений Кацман и Виктор Перельман вошли в историю как организаторы Ассоциации художников революционной России. Те из выпускников Боголюбовки, кто не получил известность на творческом поприще, работали оформителями, декораторами, ретушёрами, занимались педагогической деятельностью, всегда храня благодарную память об училище, педагогах, Радищевском музее.

Группа саратовских художников на творческой даче (1960-е).  Сидит 1-й слева - Гришин П.А. в сапогах, телогрейке, шляпе, с сигаретой в руке

http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=1597852

Файлы: 

1986 г. Саратов В период работы художником-оформителем в научно-производственном объединении "Авторемонт" Да здравствует 1 МАЯ!

архив Виктора Гайворонского

Открытие частной художественной галереи "Давид". ДК "Кристалл". (3 февраля 1993)

Фотограф Чижов И.

Открытие малой картинной галереи на Поволжской строй бирже (3 февраля 1994)

Фотограф Чижов И.

Открытие выставки - продажи картин Б. Давыдова в галерее "Эстетика" (7 февраля 1996)

Фотограф Чижов И.

Резчик по дереву Гордеев (7 февраля 1994)

Фотограф Чижов И.

60 летие Анатолия Васильевича Учаева в Художественном музее (10 февраля 1999)

Фотограф Чижов И.

А.В. Учаев в процессе работы над картиной, посвященной женщине-матери. 18 декабря 1984 г. Скиданов В./Фотохроника ТАСС

https://www.tassphoto.com/ru/asset/id/17259944/--/page/6/fromSearch/1/in...

А.В. Учаев с посетителями музыкально-художественного салона "Автограф" в Саратове. Декабрь 1988 г. Набатов Юрий/Фотохроника ТАСС

https://www.tassphoto.com/ru/asset/id/18370939/----/page/9/fromSearch/1/...

Художник Учаев в своей мастерской. 12.05.2000

Фотограф Чижов И.

В мастерской Виктора Чудина

фото со странички Луизы Московской-Мураховской

Художник Штокало В.А. - студент 1-го курса Саратовского художественного училища с однокурсниками у Радищевского музея (1948-1949)

http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13983785

В.Н. Ощепков - студент скульптурного отделения Саратовского художественного училища с однокурсниками (1969-1965)


http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14035467

Файлы: 

Художник-любитель Евгений Савельев, инженер-технолог завода энергетического машиностроения. 1984 г. Набатов Юрий/Фотохроника ТАСС

https://www.tassphoto.com/ru/asset/id/18082407/---/page/6/fromSearch/1/i...

 

А. Руфанов

ЧТОБЫ НАРИСОВАТЬ, НУЖНО ПРОЖИТЬ

Не появись "Странники", я бы, наверное, ничего и не узнал о нем. Осенью на заводе мы создали Клуб Любителей Фантастики и вскоре Евгений Савельев принес на заседание клуба "Странники" свои работы.

Тридцать лет назад в степном селе жил мальчик. Его мама работала ретушером в фотоателье и учила, как могла, сына рисовать. Благо, ученик не отказывался.

- Начинал рисовать, как и всякий мальчишка, с танков, пушек, самолетов. В пятом классе открыл для себя фантастику Герберта Уэллса и Жюля Верна. Пожалуй, впервые я качал рисовать на фантастическую тему после прочтения "Страны багровых туч" Стругацких. Конечно, космос, роботы, контакты, чуть позже - будущий мир Земли.

Женя оканчивал школу, пора было искать свою дорогу. Маме уже было трудно объективно оценить способности сына, и она в тайне от него послала письмо с рисунками в "Огонек". Ответ ошеломил. Сухим канцелярским языком консультант журнала отстучал, что мальчик работает в чуждой, непринятой у нес технике сюрреализма. Еще не окрепший художник подвергся первой обструкции.

Женя вскоре переехал в Саратов, работал токарем, фрезеровщиком, потом - Саратовский политехнический. Иногда он не выдерживал и брался за... ручку.

- К рисунку шариковой ручкой пришел сам. У шарика богатейшие возможности и единственный недостаток - трудоемкость, - говорит он.

Его техника требует времени и полной отдачи. Рисунок пишется не меньше месяца, только тогда возникает ощущение прозрачности гермошлема и причастности к событиям иных миров.

- Когда делаешь рисунок, то как будто сам входишь в него, становишься одним из героев сюжета или просто присутствуешь рядом, видишь каждую песчинку в окружающем пейзаже. Если рисуешь взрывающуюся звезду, то ощущаешь себя космонавтом, видящим ее на экране, если человека, парящего в небе, то как будто летишь сам. В каких только чудесных событиях я не участвовал!

Евгений работает дизайнером-разработчиком новой техники. Недавно его перевели в группу по разработке перспективной модели саратовского холодильника. Но в своих рисунках он давно уже шагнул дальше: прошел период дизайнерской прорисовки машин грядущего поколения и вышел к человеку будущего, к образам разведчиков "бешеных" атмосфер и к парящим меж звезд влюбленным. Он всегда рисовал людей мужественных и красивых. А его не понимали близкие друзья, семья, когда, почти дождавшись желанной квартиры, он перешел на другой завод, где стал ближе к любимому делу.

Женя - оптимист. Несколько лет назад, играя в волейбол, неудачно подпрыгнул, отломанный кусочек позвонка неправильно сросся. Пришлось делать операцию и буквально сызнова учиться сидеть, ходить... Потом он часами накручивал круги по стадиону. Оптимизма ему и сейчас не занимать. В общежитии бывший красный уголок перегорожен посередине: справа - детская, слева сплав кухни с гостиной. На стене кульман...

В 1984 году Женя отослал большую подборку в журнал "Техника молодежи", кое-что напечатали. Пришло письмо из школьного музея космонавтики города Зеленодольска. Дети просили помочь. Что было под рукой, отослал им. Не осталось даже фотокопий. Ра бота опять начиналась сначала.

- Я не писал порой по два года. Потом садился, и все возвращалось, как будто и не было промежутка.

Я спросил его о главном холсте. Он ответил:

- Главный холст - итог жизни, чтобы нарисовать, нужно ее прожить.

Заря молодежи (Саратов).- 1987.- 23 мая.- С. 9.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003

http://www.fandom.ru/inter/saveliev_1.htm

Волконский Николай Петрович.  (02(20.11.).12.1868-07.03.1958)

Скульптор, художник, педагог. 

Николай Петрович Волконский родился в 1868 году в небольшом селе Крестцово  Ярославской губернии, в крестьянской семье. В 1892 году Волконский поступил  в Петербургскую Академию художеств  сначала вольнослушателем, затем студентом. С 1893 по 1897 годы становится учеником в мастерской профессора скульптуры В. А. Беклемишева. Но за дерзость и участие в забастовке подававшего большие надежды студента исключили из училища.

 

В 1897 году  В Боголюбовку приезжают из Петербурга скульптор Н. П. Волконский для преподавания лепки  и формовки и выпускница ЦУТР «учёная рисовальщица» Е.И. Гопфенгаузен для преподавания на только что открытом женском отделении. Черчение ведёт архитектор П.М. Зыбин.

Волконский преподавал в училище до 1917 года.

В1900 году скульптора командировали  на Всемирную выставку в Париж. В 1902 году Николай Петрович преподнёс в дар Саратову 14 бюстов-портретов выдающихся русских писателей и философов. Скульптурные портреты украсили любимый саратовцами парк «Липки».

 

После революции в Саратове по инициативе Волконского был открыт рабочий политехникум. Вдохновенные лекции по искусству привлекли к Волконскому много талантливой молодёжи. Одним из лучших учеников и последователей Волконского считается Александр Кибальников.

Достигнув пенсионного возраста Николай Петрович Волконский в 1927 году переехал на постоянное жительство в Камышин. В нашем городке, на улице Набережной, прошла его вторая жизнь: умер великий скульптор здесь же 1958 году. Работал учителем рисования в нынешней школе №1

http://faces.mukcgbs.ru/Faces/Details/03120bf6-ecc6-4243-a9e4-0f4567bb9d6e

 

Предалагаю фото добавить вописание тега  

https://oldsaratov.ru/tags/skulptor-volkonskiy-np

 

В 1899-1900 годах в Саратове на углу улиц Большой Кострижной (ныне Сакко и Ванцетти) и Ильинской (Чапаева) появился дом аптекаря Фридолина, спроектированного архитектором Юрием Николаевичем Терликовым. Газета «Саратовский листок», описывая дом магистра фармации А. Г. Фридолина, особо отметила новинки в архитектуре – «гипсовые скульптурные украшения скульптора Н. П. Волконского» : «На фронтонах красуются громадные акротерии, на колонах и пилястрах – ионические с гирляндами капители, имеется символическая арматура специально аптекарско-торгово-промышленного характера: с жезлом и шапкой Меркурий, с чашами и змеями Эскулап".

 В 1902 (в некоторых источниках в 1903) году в парке «Липки» г. Саратова были установлены 14 бюстов–портретов выдающихся русских писателей и философов, преподнесенных в дар городу талантливым скульптором : А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н.Толстова… Среди них и статуя  девочки – его дочери… Этот комплекс памятников называли ещё Аллеей писателей. Бюсты украшали главную аллею парка, проходящую параллельно Волжской улице. Они  были отлиты  и безвозмездно   поставлены  на  пьедесталы.
В настоящее время, к сожалению,  от этой аллеи ничего не сохранилось 

....

К  столетнему  юбилею Н. Г. Чернышевского им  был сделан  бюст-портрет писателя, который  находился  в  университете им. Чернышевского.

Одна из работ скульптора бюст Н. Е. Каронина-Петропавловского
на Воскресенском кладбище г. Саратова.

http://www.mukcgbs.ru/home/Details/14bf1175-7665-460b-b98c-48c508f3213c

Волконский в мастерской 

http://dialog1918.ru/2017/08/17/v-kamyshine-gostit-vnuchka-izvestnogo-sk...

город Камышин. Н.П. Волконский (крайний справа) на приемке школы №1. 1936 год

1949 год. Скульптор с женой

"В 1902 году Николай Петрович преподнёс в дар Саратову 14 бюстов-портретов выдающихся русских писателей и философов. Скульптурные портреты украсили любимый саратовцами парк «Липки».

 

Те самые бюсты? Их что, установили ещё до революции?

Пока не выяснила, скопировала текст статьи...

На сайте есть послевоенное фото аллеи, на котором виден достаточно большой участок, на нём  нет бюстов.

Ссылку дайте, пожалуйста.

Едва ли смогу, это надо всё пересматривать заново.

Скорее всего, там была гораздо более сложная история.

1) По этой информации получается, что какие-то "бюсты писателей" были изготовлены Волконским и установлены ещё до революции.

2) После революции на их месте или в дополнение к ним были установлены бюсты "видных деятелей революции" (и появилось название "Аллея героев") - преимуществено разнообразных троцкистов и прочих "врагов народа".

Естественно, что по мере того, как они "обнажали своё нутро", бюсты этих "двенадцати негритят"  в 30е годы постепено удалялись.

3) Вероятно, к послевоенному времени бюстов или не осталось, или оставшиеся бюсты потеряли товарный вид и их решили заменить "бюстами писателей и деятелей культуры".

4) В результате, какое-то время в 40х - начале 50х не было вообще никаких бюстов.

5) К середине 50х установили известные бюсты, которые простояли до 90х, и фотографии которых есть на сайте. Были ли среди них первоначальные бюсты Волконского неизвестно. Но то, что там были и бюсты, сделанные кем-то ещё - несомненный факт. Например, бюст Николая Островского. 

Вполне вероятно, что именно так. Эта тема давно меня

интересует. Я опрашивал тех, возраст которых 80+ , в

частности свою крёстную 92 лет. Никто не помнит, увы,

когда появились бюсты.

Сам помню "Аллею писателей" с 1956 года.

"Молодой сталинец" 1949 год.

Художники В.Б. и Н.М. Эльконины за рописью плафона "синей" комнаты музея Чернышевского (1950)

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19024270

Файлы: 

Самодеятельный скульптор Е.Н. Колосов

"Коммунист" 1958 год

 

Снимал Алексей Скородумов году в 1991-92 в деревне Кошели. Я худой и волосатый, на заднем плане улыбается Марс -- лучшая в мире овчарка.

- Николай Аржанов

 

2018

Заря молодежи, 1958

 

Интересно, журналиста уволили за то, что он назвал Кибальникова - Н.П., а не Александром Павловичем!?))

Наборщики могли допустить неточность.

В заголовке? Не думаю. Плюс это не какое-то "срочно в номер", а рядовая заметка, которая проходит обычную корректуру.

Перенес в тему "Проектная документация" - "Градостроительство" это для общей планировки и массовой застройки.

ну и зря проектная документация - это уже конкретные серьёзные бумаги и чертежи, а тут просто полуновость о конкурсе

Ну к Градостроительству она тем более никаким боком не относится. Перенес в раздел "Люди", в тему "Художники и скульпторы". У нас нигде не было про Кибальникова какого-нибудь развернутого обсуждения? Можно было бы отдельную тему создать...

Согласен. значит надо какую-то тему создать о строительных новостях и планах.

Ну можно создать и про Кибальникова, я не против, материалов думаю будет много

А как это - проект признан лучшим, но получил вторую премию?

Значит, первубю решили не присуждать. Такое бывает.

Может потому что двое выиграли!?

Нет, Мария права.

Анатолий Учаев и Эмиль Арбитман

архив Лилии Кроль

Скульптор Андрей Щербаков со статуей Меркурия. Это копия его же саратовской скульптуры для города Дмитрова. 17.05.1999

Фотограф Чижов И.

 

газета "Коммунист", 1935 год

Дундук заканчивает работу над бюстом Чернышевского.

газета "Коммунист", 1935 год

барельеф Ленина

Коренной москвич Николай Борисович Глинский, родился на Плющихе в 1901 году в семье промышленника, почетного гражданина Москвы Бориса Глинского. Семья жила в доме в котором детские годы провел Лева Толстой.

Не в Хамовниках, куда писатель въехал, став уже известным на весь мир Львом Николаевичем, а в доме на Плющихе, опИсанного в трилогии "Детство. Отрочество. Юность". И детство Коли Глинского прошло в этом же доме, он рано полюбил рисование, часто бывал с родителями в оперном, драматических театрах и цирке. Учился в школе сестер Золотаревых, в гимназии им. Г. Шелапутина.
В апреле 1918 с семьей выехал в Крым, на дачу под Ялтой. Армия генерала Врангеля, квартировавшая в Крыму, не обошлась без Николая Глинского и вместо ученичества, по протекции Ф.Шаляпина, у Константина Коровина, он участвовал в боевых действиях под Токмаком и Каховкой. 9 ноября 1920 эвакуировался с войсками белых из Ялты в Константинополь. Жил в лагере для беженцев, торговал газетами, малярничал, был гладильщиком в прачечной при Николаевском госпитале. Пробился и поступил в лицей для эмигрантов, ставший гимназией, которая в 1922 году была переправлена в Болгарию.
Получил диплом Софийской Академии Художеств, еще студентом рисовал для дамских журналов, учебников и научных изданий Софийского университета. По заказу Национального драматического театра создал 18 костюмов для оперы «Царь Федор Иоаннович». В Софийской опере оформлял спектакли «Борис Годунов» , «Жар-птица», «Садко», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста». Декорировал залы для праздничных балов и вечеров в иностранных посольствах. Писал пейзажи, занимался книжной графикой и прикладным искусством, преподавал в русских гимназиях.
В 1929 году учредил Общество русских художников в Болгарии, возглавив его в 1944-м. Участвовал в выставках; входил в Союз болгарских художников и Общество независимых художников. В 1943-м принял болгарское гражданство, а в
1946году получил советский паспорт. С 1945-го по 1955 год работал главным художником Софийского Дома офицеров Советской Армии, оформлял газету «За Советскую Родину».
Знакомство с русскими художниками в Болгарии, всегда начинается с рассказа о замечательном человеке Николае Борисовиче Глинском, - живописце, театральном художнике, декораторе . По заказу Софийского Военного музея он сделал копию знаменитого Самарского знамени, изготовленного жителями Самары для болгарского ополчения. Оно развевалось на Шипке и стало не только болгарской, но и русской святыней. По заказу болгарской царицы Джоанны он с 1930 г. на протяжении тринадцати лет каждый год расписывал пару пасхальных яиц для ее матери-черногорки, остававшейся православной, (королевы Италии), Наверное королева Италии могла наскрести денег и на Фаберже. Но почему-то, пасхальные украшения для королевы, 13 лет расписывал Глинский.
В 1955 вернулся в СССР, но, имея рекомендации Народного художника Н. Жукова в Большой театр, поселится в Москве он не смог и работал школьным учителем черчения и рисования в поселке Ставропольского края. Только через год Глинский переехал в Саратов и получил должность главного художника Саратовского театра драмы. Оформил 26 спектаклей и несколько постановок в театре оперы и балета. Иллюстрировал детские книги, участвовал в областных и республиканских выставках. В 1982-м в Выставочном зале Саратова, в 1992-м вторая персональная выставка в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева, после которой часть работ была приобретена в собрание музея, а в библиотеку Всероссийского театрального общества, Николай Борисович, передал свою коллекцию (200 000 иллюстраций) по истории костюма, собираемую более 60 лет. До сих пор стоит рядом с театром двухэтажный кирпичный дом № 116 по улице Рабочей, в котором жили в квартире №8 Глинские. В 2002 в Саратовском музее прошла выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художника.
В многообразии жизненных судеб и испытаний, у каждого репатрианта был свой путь к советской России . Сложно, трудно и страшно начинать жизнь заново. Тяжело было и болгарским политическим эмигрантам в России, не легче было и русским беженцам в Болгарии. Верно сказано, что эмиграция не теща, блинами не накормит. но таже и очевидно, что без державной поддержки выжить изгнанникам не возможно. Возвратившись домой репатрианты привезли в сердце частицу страны, давшей им приют.
Николай Борисович Глинский сказал: "К моему бескрайнему сожалению, лучшие годы, против моей воли, были отданы чужбине, но выпало мне потрудиться и для моего народа. Я всегда, где бы ни был, чувствовал себя русским. Свое возвращение на Родину я воспринимаю как огромное счастье, которое не обошло меня стороной. В 1999 году, за год до столетнего юбилея, Николай Борисович Глинский умер и похоронен на Елшанском кладбище в Саратове.

"Не дай мне, Боже, догореть
Углем в золе;
Не дай мне, Боже, умереть
В чужой земле..."

Опасение, ставшее пророчеством, поэта, саратовца Алексанра Митрофановича Федорова сбылось. В чужой земле нашли последний приют и саратовец Федоров и москвич Глинский, но их творческое наследие известное по всему миру, замкнуто на Саратове, а это не только гордость и уважение. Это судьба.

 

 

текст Олега Ржанова

 

 

Юрий Набатов дополняет:

В дополнение к твоему воспоминанию о замечательном художнике Глинском, дипломнике Софийской Академии Художеств, учредителе (1929 год) - руководителе (1944 год) "Общество русских художников" в Болгарии.
В моём архиве в рулоне лежит плёнка, которую нужно найти (а это трудновато). Вот только нашел среди отпечатков, которые я делал для него, пока один снимок.
Мне посчастливилось побывать у него в квартире, в доме во дворе драмтеатра (тогда имени Карла Маркса). Готовил для ТАСС информацию о нем. 80-90 годы прошлого столетия. Не могу вспомнить или в связи с очередной его выставкой, или о жизни художника-эмигранта. Точно год не помню. Договорился о встрече. Помогли сотрудники драмтеатра, но только предупредили, что он всегда с опаской встречает новеньких. Встретил Николай Борисович меня «чужака» холодно с опаской. Показав удостоверение и рассказав зачем к нему пришёл, Николай Борисович сев на стул стал рассказывать о своей прожитой жизни. С его разрешения я стал фотографировать. Своё дело делать мне трудновато давалось, потому что он никак не мог привыкнуть к моим просьбам: «сядьте так, повернитесь так, возьмите в руки картину, или встаньте у картины». Встал он со стула и подошёл к столу тогда, когда я стал переснимать его рисунки, наброски, которые он доставал из папки. Расстались дружелюбно. Попросил он принести ему фотографии. В круговерти будничных забот, забыл. Но напомнил его звонок: « Где, обещанное?». Выполнил своё обещание. Принёс!