Ипподромы
сб, 18/08/2018 - 20:17
#1
Тема посвящена ипподромам дореволюционного Саратова и попыткам определить, где конкретно сделаны фотографии по тегу Ипподром с резными деревянными павильонами, датированные 1910-ми гг. - на месте стадиона "Локомотив" или на 1-й Дачной (ипподром в Монастырской слободке, существовавший в 1915-26), а также идентифицировать местонахождение последнего.
Сказали "Спасибо!"
Пока еще никто не сказал "Спасибо!"
Комментарии
По словам А.Вантеева, дед рассказывал о спортивном празднике "на старом ипподроме, рядом с кладбищем". Действительно, ипподром находился здесь в 1915-1926гг. На доступных картах его не нашёл, из и-нета выудил вот что: В 1915 году из-за повышения арендной платы за землю ипподром был перенесен (с Привокзальной площади) за Монастырскую слободку (район 1-й Дачной), где находился до 1926 года. Как ни странно, в мятежном 1917 году на ипподроме было проведено 12 беговых дней, пришедшихся, естественно, на дооктябрьский период. Еще более странно, что в 1918 году – когда началась гражданская война, бескормица и разруха, – на ипподроме 31 раз устраивались бега. В августе был выигран большой юбилейный приз – в честь 60-летия саратовского ипподрома. А впрочем, и тот и другой «странный факт» говорят о живучести и практической «вечности» конного спорта – какие бы политические события вокруг ни происходили. В 1926 году ипподром вернули на прежнее место возле железнодорожного вокзала (см. напр. kinologysaratov.borda.ru/?1-2-15-00000143-000-0-0 Ещё раньше на "поле у Воскресенского кладбища ( ныне ст. Темп)" проводились первые футбольные матчи. Архитектура на снимках - явно ипподромная, даже конюшни имеются. При этом - ничего общего с известными на этот момент фотографиями ипподрома у вокзала. Получается, на этих снимках - ипподром на 1-й Дачной. Поставил теги на всей серии, подождём соображений о точках съёмки
Интересная информация.
А в каком месте он располагался на 1-ой Дачной?
Денис, помните на представлении программы "Родники" в Областном музее я обратил Ваше вниание на огромную карту, где чётко указано на "тупиковость" Кладбищенской ветки. Полагаю, это не случайно. Для проведения спортивных состязаний нужен был транспорт, в нашем случае, - трамвай. Все спортивные площадки того времени имели трамвайную привязку. Место нынешнего стадиона "Темп" тоже не исключаю.
Загляните на сайт "Сокол" Саратов, сегодня выложил интересную фотографию из коллекции Ю.А.Сафронова. Пожоже, мы нашли ещё одно футбольное поле на месте бывшего стенда Общества охоты. Но это только предположение.
Согласен с доводами AV
Вообще то стодион о котором вы говорите, и я говорил, здесь показан. Даже написано Ст. Ну это справа от мосточка через Ж/Д.
Вот ведь ёлки-палки! Всех убедил, тегов понаставил...
А потом наткнулся на сюжет у Ивана Плешакова http://vk.com/wall-29603798_243
Знаменитые демонстрационные пoлёты "летунов" Bacильeвa и Aгaфoнoвa в Саратове в 1912г.
У нас уже есть снимок, на котором чётко видно, что полёт происходит над будущим стадионом Локомотив (в кадре - новые казармы на Московской и полковая церковь):
Очевидно, на снимках П.Вантеева и в сюжете у И. Плешакова - западная трибуна ипподрома на Привокзальной площади, не попавшая здесь в кадр (или это здесь же, вдоль Аткарской, но павильонов не разглядеть из-за нечёткости снимка). Есть расхождения в датировке полёта Васильева - 1910 или 1912, но для нас это сейчас не принципиально - дело происходит ДО появления ипподрома на 1 дачной...
Меняю теги и заголовки на "Локомотив" или будут другие мнения?
Есть другие мнения... Когда на военных парадах над Красной площадью пролетает гордость нашей Авиации это не означает, что они, самолёты, взлетели... на Красной площади. Недавно Ю.А.Сафронов дал посмотреть свою книгу об истории авиации в Саратове. Там есть фотокопия плана города с чётким указанием места площадки аэроклуба. Это современный ботсад СГУ, ближе к Студгородку.
Как-то уже обсуждали и пришли к выводу, что все "полёты над Саратовом" - фотомонтаж.
Вывод. Если бы обозначенные архитектурные шедевры деревянного зодчества действительно были на территории нынешнего "Локоотива", то они непременно попадали бы в объективы тех, кто снимал старый Ж/д вокзал. Согласитесь, ракурс и перспектива, - замечательные! Но таких снимков нет. На сюжете Ивана Плешакова не нынешний стадион "Локомотив"
недавно помогал дочери с рефератом на тему истории бегов в Саратове, много литературы просмотрели, в том числе и о полетах...
"Васильев и Кебуров приехали в Саратов из Казани, где до этого у них проходили полеты. Им предстояло провести “ авиационную неделю” в нашем городе, показать свое мастерство на аэропланах “Блерио”[26](см. Приложение 2) и “Анрио”[27]лучших французских летательных аппаратах.
Полет “человека-птицы” впервые состоялся в воскресенье, 26 сентября, на ипподроме (на месте стадиона “Локомотив”). Это событие настолько заинтересовало жителей города, что крыши домов, балконы, деревья и заборы были заняты ими. Васильев собрал свой аэроплан на “скаковом поле” вместе со своими помощниками. Публика замерла в ожидании невиданного зрелища, лишь военный оркестр разбивал тишину бравурными маршами. Авиатор сел и взлетел, как “бабочка”, в воздух, поднявшись на 250-метровую высоту. Самолет сделал круг над ипподромом и приземлился.
Три минуты полета несказанно удивили десятитысячную толпу, не видавшую до сих пор ничего подобного [28].
Через несколько дней, 29 сентября, Васильев совершил полет на аэроплане от ипподрома до Полтавской площади (сейчас это Детский парк) и обратно. На 300-метровой высоте в течение 7 минут авиатор реял над городом.
3 октября 1910, узнав о предстоящем полете, многочисленные зрители собрались на пристанях, улицах и базарах[29]. Ровно в 12 часов дня полюбившийся городу авиатор поднялся на 250-метровую высоту, пролетел над Константиновской улицей, перелетел Волгу и, долетев до Покровской слободы (г. Энгельс), описал над ней на 500-метровой высоте круг. Обратно Васильев пролетел над Московской улицей. Этот 13-минутный захватывающий полёт взволновал буквально каждого жителя города. Около 5 часов вечера в Саратовское небо поднялся другой участник “авиационного дня”, авиатор Кебуров. А вскоре и Васильев вновь поднял свой красивый аппарат. Это были прощальные полёты авиаторов в Саратовском небе. Позже Васильев в интервью с прессой заявил, что в Саратове получил “первое крещение”, так как в такой ветер, какой был во время его полета, “никогда ещё не летал”[30]."
"В истории Саратовской авиации в 1911 году настал новый этап развития: авиаклуб начал комплектование авиашколы, и в начале июля был заключен контракт между городской управой и аэроклубом на сдачу 14 дес. кв. сажени земли за новыми казармами Башкадыкларского полка (территория бывшего ракетного училища).
Вторая “авиационная неделя” состоялась 25 сентября 1911 года. В город был приглашен студент петербургского технологического института Агафонов А.А., которому ассистировал Глущенко С.Н. Авиаторы осуществляли продолжительные и фигурные полеты на высоту, полеты с пассажирами и другое[34].15 июля 1912 года состоялось долгожданное для всех саратовцев событие – торжественное открытие аэродрома, на котором присутствовали члены аэроклуба и около 2 тысяч зрителей[36]."
источники:
[28]Король В. Полет над Волгой…
[29]Максимов Е. Летят над Волгой самолёты…
[30]Король В. Полёт…
[31]Эра воздухоплавания // Саравиа…
[32]Тотфалушин В.П. Первые самолеты в Саратовском небе…С. 105.
[34]Тотфалушин В.П. Первые самолеты… С. 105.
[35]Там же. С.106.
[36]Твои четыре века,город.Саратов,1990.С.96
А что за книга об истории авиации в Саратове?
В краеведческом музее недавно была презентация книги "Вольск и вольчане в войне 1812 г.". Юрий Александрович принёс эту книгу-альбом про авиацию. Естественно, ухватился за неё, читал всю презентацию. Там много о его дяде, Герое Советского Союза, который учил летать Гагарина в Саратове. Собственно, альбом посвящён дяде, но с очень любопытной предысторией. Понятно, автор сказал, что тираж подарочный и это последний экземпляр. Название мудрённое; крылья, небо, Саратов. Если очень надо, позвоню и спрошу.
Кстати, Юрий Александрович осваивает компьютер и очень "рвётся" на наш сайт
Издание называется "Обретённые крылья"
Я наверное поддержу уважаемого Игорь Пугин 1. Действительно, до революции фотографировали , в основном, на ящичные фотоаппараты. Фотопластинки были низкой чувствительности. Вспомните, как делалась "выдержка". Фотограф снимал с объектива крышку, обещал , что "вылетит птичка", и производил экспонирование. Если бы, таким способом фотографировали полет аэроплана, скорость которого была неизмеримо больше, чем скорость трамвая или парохода, изображение было бы нечетким. Или имелся, какой-то шлейф. Помните, на одной из сшитой панораме на сайте, нет части кузова у "Жигулей"? Пока делали второй кадр для панорамы - автомобиль переместился. Выдержка у старых камер была несколько секунд. Но даже при скорости 100-150 км/час, за три секунды аэроплан переместился БЫ! Солидарен!
Ребята, вы хотите сказать, что все фотографии самолётов в воздухе, сделанные в начале века – фотомонтаж? И эта тоже?
Или всё–таки скорость в разные моменты полёта была, мягко говоря, неодинаковой? И расстояние от фотографа до самолёта?
Ну да ладно, давайте на минуту предположим, что вы правы, и все снимки полётов в 1910-х годах, где бы они ни были сделаны – коллаж, монтаж и «дурилка картонная». Что это меняет для определения места съёмки?
1) Ипподрома на 1-ой дачной ещё НЕТ в природе.
2) Архитектура в кадре ипподромная (других стадионов такого размера в городе НЕТ).
Если рассуждать логически на тему «где это» - вывод напрашивается сам-собой.
3) Насчёт того, что «снимков нет» - тех фотографий, которые мы обсуждаем, тоже «не было» ещё пару недель назад. Найдутся постепенно, в т.ч. и нашими молитвами.
Ну и, наконец, см. комментарий omitrohin
Уважаемый AV! Я высказал свое обоснование по этой теме. Причем, я никогда не подчеркивал исключительную категоричность -"нигде и никогда". Самолет, приведенный на вашем снимке, похож на "Фарман-4". Скорость этого самолета была 55 км/час. Или 55 км в 60 минут. Таким образом, за 1 минуту "Фарман-4" пролетал 55 км : 60 мин=0,916 км, или 916 метров в минуту. Или 916метров :60 сек= 15,26 метров в секунду! Значит, выдержка затвора фотоаппарата должна быть хотя бы 1/20 секунды! А таких выдержек на старых ящичных фотоаппаратах НЕ БЫЛО. Потому, что не было по светочувствительности материалов, позволяющих делать фотографии на таких коротких выдержках. У "Ньюпора -17" скорость была уже около 170 км/час. Значит и пролетал он за 1 секунду около 50 метров! Да, могли быть снимки аэропланов в воздухе! Но это была большая редкость! Поэтому, большинство фотографий аэропланов - именно на земле. С уважением!
Уважая Ваше мнение, выложу фотографии фотоаппаратов (масло масляное) образца 1910года.http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%...
Носимый, снимать можно с рук. Уже и плёнка на бобине.
По http://leibstandart.ru/military/2829/58706/ можно объектив увидеть, 1/25я есть. (продаётся за 5000?! )
А как же, простите, кино? И 16 кадров в секунду, и 24. Тем более на открытом воздухе в солнечный день.Ну ладно можете сказать, что там позитивная плёнка - так позитивные плёнки ещё менее чувствиетльны, чем негативные, НЯЗ.
Чувствительные материалы были. Ящичная пластиночная камера не исключает затвора с отсечками долей секунды, он надевался при необходимости прямо на объектив вместо крышки.
15 июля 1912 года в Саратове открылся аэродром аэроклуба. Располагался он "за новыми казармами Башкадыкларского полка, недалеко от земской селекционной станции" (Тотфалушин В.П. "Детские годы" саратовского спорта. 2015 г.). После начала 1-й мировой аэроклуб закрылся, самолеты были переданы в действующую армию. Можно предположить, что позже на его же место и переехал ипподром.
Правда, не совсем понятно с Васильевым - судя по той же книге, в Саратове он был только в 1910-м, в 1912-м приезжал один Агафонов.
Upd Нашел на карте 1912 года обозначенный аэродром: https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/oldsaratov.ru/maps/files/saratov/1... - он по другую сторону ж/д находился относительно ипподрома. Проверил по июльским газетам 1912 года - Васильев в полетах на открытии аэродрома и позже не участвовал. Остается предположить, что это все-таки 1910 год и на фото ипподром на месте "Локомотива" (как и на всех других, которые мы посчитали ипподромом на 1-й Дачной). Собственно, дореволюционных фото ипподрома у нас нет, сравнить не с чем... На более поздних, 30-х гг., таких строений нет, но они могли либо не попасть в кадр, либо были уже утрачены к тому времени.
И все же непонятна датировка - судя по книге Тотфалушина и заметкам в газетах (проглядел, правда, пока мельком) Васильев и Агафонов вообще никогда не летали в Саратове вместе. В 1910 на ипподроме летали Васильев и Кебуров, в 1911 на площади у казенного винного склада - Агафонов и Глущенко, в 1912 на аэродроме - Агафонов и Шпрингфельд, в 1914 снова на ипподроме - Раевский. В 1913 публичных полетов, как я понял, не было...
По расположению ипподрома по сторонам свет можно, думаю, попытаться определить как размещались сооружения на ипподроме.
Видимо, в районне улицы цветочной точку можно поставить
http://maps.yandex.ru/-/CVr3eLNN
Судя по железной дороге, всё же южнее.
Подозреваю, что многоэтажки между Мельничной и Луговой построены как раз на месте бывшего ипподрома, который вполне мог использоваться как спортплощадка для школ Красноармейской слободки и не застроился частным сектором.
А если принять во внимание, что переезд был между Вишнёвой и 2й Дачной (Деловой тупик), то ипподром расположен прямо на перекрёстке Проспекта с Технической.
совмещение
исправила точку. Получается не 1 Дачная. Ипподром был на территории нынешнего завода, между Технической и Деловым переулком
Отлично! Значит вероятно никаких артефактов от него уже не осталось.
А теперь по деталям на фотографиях привязываем к найденной территории.
Строения находились , по моему, со стороны нынешнего проспекта 50 лет Октября.
http://oldsaratov.ru/photo/12507
Если приглядется, то Лысая гора присутствует на фотографиях с трибунами. Косвенно подтверждают и тени длинные на фотографии с девушками -физкультурницами.
http://oldsaratov.ru/tags/ippodrom-na-1-dachnoy
Зелный массив за оградой ипподрома подсказывает , что фотография сделана в сторону ветки жд.
на двух других фотографиях - футбольные ворота , второй план и тени помогают определить с какой стороны стояли эти ворота.
Думаю, можно на фотках выставлять точки.
Не правы ни те, кто считает, что он был в районе Стрелки, ни те, кто ставит его на место Тантала или Радиоприоборного завода. Мне, жителю 1 Дачной, сразу четко видно, где он располагался.
Всех ввела в заблуждение кривая вилюшка, которая упирается с "горной" стороны проспекта 50 лет октября в ипподром (показана красным) - это вовсе не улица Техническая, как может показаться на первый взгляд. Это старинная улица Наумовская, буквой "Г" переходящая в Алексевскую (пусть не смущает, что она сейчас более распрямлена - 30 лет назад, когда тут были домики, она была более параллельна проспекту). Я на ней живу и, когда мы сюда въехали, я застал деревянные дома, расположенные как они показаны на этой карте. И вообще местность была не такая, как сейчас, а такая, как на карте.
На месте Арса (показан зеленой точкой) и ТНТ был хаотично разбросанный поселок. Правда, вела грунтовая дорога от нынешнего детсада Кристаллик к перекрестку и далее уходила на мост, и ее называли Технической. Но поверьте - вилюшка от нее была в другую сторону, не к Вишневой, а в сторону базарчика. Так что на карте в ипподром упирается не Техническая, а Алексеевская.
Оранжевым цветом показана улица Выгонная - она тоже старинная, соединяет нынешний Эльдорадо с железной дорогой. В 50-е годы на пересечении Выгонной и проспекта была остановка трамвая. Не исключено, что с ипподромных времен.
Итак, получается, что ипподром был ровно на 1 Дачной. Там, где сейчас располагается предприятие Транс-чего-то там и высотный жилой сектор. Кстати, интересен факт - этот сектор единственный здесь новый. Вокруг - старинные дома.
замечательный анализ, но привязка по карте в координатах выполнена автоматически. Значит мап с погрешностями?
Первоночальное мое определение на глаз было верным...
Согласен, что обозначеная синим - это Техническая.
Но мне кажется, что Выгонную (оранжевую) надо поместить чуть ближе к Технической.
У меня вопрос к знатоку местности: что это такое в красном овале?
Я в тех местах жил в начале 90х. Не застал.
Но мне кажется, что обозначенная мною желтым улица больше похожа на нынешнюю Волгоградскую, чем на Алексеевскую.
Я так понимаю, что это учебная карта 42 года? Я бы не стал ей доверять. Аэрофотосъёмка немецкая надёжнее.
с аэрофотосъемкой попробовала сравнивать:
получается - плато на месте Технической улицы и завода, как не крути.
Скажите, а вот это (в красном кружке), случайно не ипподром?
И не могут ли "выгонъ" и последующий ипподром быть напрямую связаны:
А прикиньте ка ещё размеры ипподрома! Это не футбольное поле. Штук восемь(если не двенадцать) полей.
Если то что нарисовано на данной карте повернуть, то длина будет от 50лет Октября до жд путей. А ширина треть этого расстояния. И расположено наискосок. То есть перед ним, со стороны города, была какая то площадь (ворота ес-но)
Да и неровности почвы. Горка как раз по Технической идёт, на Алексеевской низина.
И изгиб жд дороги возле депо - напротив Алексеевской.
Мне кажется Smil права. Ну может на Техническую сдвинуть точку, ведь от Делового тупика сначала здание, затем ипподром.
Миха, обрати внимание на жд, где изгиб, Волгоградская не там относительно жд. А синим обозначен переезд через жд по нынешней улице Деловой тупик. На него выходит Тулайкова. 1919й год, не 90й. )
Я не знаю, как вы эти топографические карты читаете, но у Вас на карте четко виден Ипподром, слева от Монастырки и Военного городка. А привязываться нужно не к улицам, а к высотам слева и справа- там четко видна Вокзальная гора. А справа тоже- триангуляционные линии есть (то есть горизонтали). Тут уж не перепутаешь!
Ипподром- это овал такой . Изгородь так показывается. Он слева, за железной дорогой.
Не знаю на сколько нам поможет эта информация и точно ли по этой схеме был отведен участок под ипподром в 1915 году. Выгонный участок №206 сроком до 1921 года.
Кто-то у нас привязкой старых карт занмается.
ГАСО 4.1.3645
Но в деле есть документы о плате аренды за 1916 год.
Вот именно. Карта то с ипподромом 1942 года?
Комментарии выше - предположительные рассуждения.
Документ о выделении в августе 1915 года участка выгона с границей истока Глебучева оврага с севера, расположенного между трактом и железной дорогой, известен.
Сомнительно, что в военное лихолетье с поражениями на фронте (Великое отступление 1915 года) и полной реквизицией лошадей на фронт, там что-то успели организовать и построить.
На недавно обретенных Михаилом Лавренко аэроснимках 1943 года нет и намека на ипподромно-спортивный характер участка бывшего выгона.
Тем не менее, на карте его обозначили. Из той же книги Тотфалушина: "расходы ... на перенос ипподрома составили 5716 рублей 79 копеек" (солидная сумма по тем временам). До 1918 на ипподроме прошло 4 беговых сезона, затем два года он не работал, после бега возобновились и проводились до 1926-го.
Я, однако, прихожу к выводу, что предполагаемый "ипподром на 1-й Дачной" - на самом деле ипподром на месте стадиона "Локомотив": http://oldsaratov.ru/photo/13170#comment-137369.
И "спортивные снимки" 1919? года с деревянными трибунными помещениями, встречающимися на снимке 1912 года. Когда участок на городской дыре выделили только в августе 1915 года.
Согласна с Вами, Виктор. Чехарда в определении места ипподрома. И в датах съемок. Надо все обсуждения и фотки свести в одну тему, для удобства, и разбираться.
Но то, что здание одно - факт.
Только перестроеное... Зелным выделила пристроенную часть
Отлично, Smil! Время съёмки чётко отсылает к ипподрому ("Конный бег") на месте стадиона Локомотив. Меняю заголовки и теги на фотографиях с этими павильонами. Просьба выставить точки, хотя бы примерно. Можно ориентироваться по условному изображению построек на карте 1911 года.
Остаются ещё несколько снимков, обозначенных в свой время как Ипподром на 1-й дачной. Тоже "Локомотив"?
http://oldsaratov.ru/photo/12512
http://oldsaratov.ru/photo/12514
http://oldsaratov.ru/photo/12515
А не могли постройки перевести на новое место? Обычное дело, когда павильоны, срубы разбирают, пронумеровав детали, и на новом месте возводят. Можно предположить, что какие-то строительные работы проводятся: справа видно рамы?.. Или спинки кресел, стульев...
Вот именно!
Более того, когда строят какие-либо постройки на новом месте, их собирают из уже готовых деталей. Применительно к деревянным павильонам: все эти башенки, застекленные рамы, "круглые" окна с резьбой и т.п. - их явно не на месте, не на пустыре с нуля изготавливали, их привозили на место постройки в уже готовом состоянии, а на месте только собирали.
Вопрос только в том, их привозили из мастерской, вновь изготовленные по каким-то стандартам или эскизам. Или привезли с прежнего места, где их предварительно разбирали.
В общем, я вижу два возможных варианта:
1) После "закрытия" старого ипподрома около ж/д вокзала, его постройки были полностью разобраны, перевезены на 1-ю Дачную и собраны вновь на новом ипподроме.
2) После "закрытия" старого ипподрома его постройки по большей части так и остались на своем месте, а бывший ипподром мог использоваться для каких-то других мероприятий - для различных спортивных соревнований (но не для "бегов", не в качестве именно ипподрома), в качестве аэродрома для показательных полетов. А на новом ипподороме были сооружены новые постройки "по мотивам" - отсюда общая "похожесть", но несомненные мелкие отличия (признаки "перестроенности" сооружений на предполагаемом новом ипподроме). В пользу этой версии говорят некоторые фотографии 1919 года, где окрестности явно пустые вплоть до горизонта и какой-то горы на нем, что совершенно не похоже на местность вокруг ж/д вокзала.
В 1943 году у истока Глеб. оврага между шоссе и жд за 1-й Дачной нет никаких намеков на ипподром, только пустыри.
С высоты на пустырях обязательно должны быть видны ипподромно-стадионные овальные контуры, а их нет.
А вот это?
Эта миниатюрная площадка расположена в другом месте.
Вы же сами показали городской документ - план выделенного участка, ограниченный с севера истоком Глеб. оврага.
увы, я не привязывала его по координатам. Поэтому не могу сказать ничего по этому поводу.
Просьба к адиминам: создайте, пожалуйста, тему по Ипподромам... Соберем там все обсуждения...
Ок, создал, перенес туда все комментарии по теме.
Придерживаюсь мнения, что павильоны и трибуны были разобраны и перевезены на новое место со старого ипподрома. Может это и обусловило высокую стоимость переезда. А на фото и карте 1940-х годов от ипподрома могло уже ничего и не остаться, если он действовал до 1926. Больший вопрос - где он был до его восстановления в 1938 году на Локомотиве.
Почему в 1938? Вроде в том же 1926: http://horsesportsaratov.narod.ru/History.html. У нас есть несколько фото 30-х гг., мы считали, что это и есть будущий "Локомотив"...
P.S. Денис, вы выкладывали фото http://oldsaratov.ru/photo/15462 из книги Липина - она у вас есть? Что там написано о месте проведения спортивного праздника?
Книга есть, после переезда найти не могу. Всё по сумкам на полу валяется. Шкафов под книги в квартире до сих пор нет.
Ясно, надо будет как-нибудь до библиотеки добраться.
Посмотрел в библиотеке - там написано просто "Саратовский ипподром", без уточнений.
По поводу 1938-го Мария выкладывала статьи из газет. Их уже в эту тему перенесли. См.в самом низу
Тем не менее, ипподром в том районе, вне всякого сомнения, существовал. Вот, например, заметка из газеты "Известия" от 29 сентября 1925 года (http://elibrary.sgu.ru/Gazet/Izvest/1925_09_29.pdf):
(Обратите внимание на последние строки).
Видимо, за 16 лет следов уже не осталось, тем более что участок к тому времени уже использовался для чего-то другого. Я бы не назвал это "пустырями", здесь какие-то строения, дороги и пр.:
Да вот сомнительно, судя по заднему плану этих фотографий, а также последнего дополнительного к http://oldsaratov.ru/photo/13170. Вероятно, место проведения спортивного праздника должно быть указано в источнике фото http://oldsaratov.ru/photo/15462. Надо бы раздобыть эту книгу...
В 1925 ипподром был около Монастырской слободки: "Сар. изв", 23 и 26 мая 1925 г.
В 1928 ипподром существовал: "Саратовские известия", 15 и 18 апреля 1928 г.
В 1930 ипподром точно работал, но где - неизвестно. "Поволжская правда", 28 июня 1930 г.
В 1939 - около вокзала.
Нашел в другой теме выложенные вами заметки об открытии ипподрома у вокзала в 1938, переношу сюда (см. ниже). Получается, действительно в 1926-38 он был непонятно где (может, по-прежнему в Монастырской слободке?). Или его перенесли к вокзалу в 1926, в 1930 закрыли и потом вновь открыли только в 1938.
Об ипподроме.
Что-то непонятно, он же там с 1889 года был (с перерывом в 1915-26)...
Может, перерыв больше был?
Так у Семеновых в "Саратове дворянском". Может, в "Лошади в старом Саратове" другая информация...
Открытие ипподрома. "Коммунист" 11 ноября 1938 г.
Значит, неверно у Семенова о восстановлении ипподрома в годы НЭПа... (см. выше).
Его могли восстановить в годы НЭПа, а потом опять закрыть.
135-летие Саратовского ипподрома. 5.09.1993
Бесплатно возят детей на телеге с сиденьями и спинкой
Фотограф Чижов И.В.
газета "Богатей"
1997
Конский бег
В. Семенов