Пароходы и прочие суда

297 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение

http://alliruk.livejournal.com/399218.html

 

Бывший "Leopold II". Построен в 1888 году. Бурмейстер ог Вайн'с, № 147.
Приобретен в 1911 г. На 16-ый год принадлежал Русскому Северо-Западному Пароходству, приписан к Либаве под № 238. За годы Первой Мировой и Гражданской войн - походил по рукам...
Затонул в 1923 г.

Пишут о нём на ФлитФото http://fleetphoto.ru/photo/188759/#167033 - Эльронд

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

 У этого парохода очень интересная история (см. напр. http://www.divesport.lv/index.php?option=com_content&view=article&id=61:...)

В 1919г. вся территория "независимой Латвиийской республики" состояла из этого судна, на котором правительство Ульманиса укрывалось от немцев под охраной англичан.

Латышская открытка 20-х гг. Карл Ульманис высаживается в Риге с парохода "Саратов"

 

Пароход "Пушкин" общества "Самолет"

Файлы: 

Принадлежал обществу "Самолет",после переименован в "А.С.Пушкин",в 1920 году около Казани проломился,стоя на якоре,срезало льдом,восстановлен.В 1964 г. брошен в Саратовском затоне и разрушен.

Построен 1887, Cockerill http://fleetphoto.ru/ship/53817/

Пароход "Святослав" общества "Кавказ и Меркурий"

Файлы: 

 газете "Русское слово" за 1905 год  сообщили о гибели  парохода "Кавос":

Саратов, 12, VIII. Сегодня ночью около Камышина сгорел буксирный пароход общества «Кавказ и Меркурий» «Кавос» с 80,000 пуд. нефти. Утонул машинист. Остальная команда спаслась. Убытку 100 тыс. руб.

http://russkoeslovo.com/page/4/?s=саратов

Саратовский листок. 31 июля 1911 года

пароход "Святослав" перед причалом в Саратове.

Построено - 1889, рег. № 1479 http://fleetphoto.ru/ship/63299/

Пароход "Цесаревич Николай"

Файлы: 

Есть фотография лучшего качества

Пароход "Александр Грибоедов" общества "Самолет"

Файлы: 

Пароход "Граф Лев Толстой"

Файлы: 

Буксирный пароход "Писемский"

Файлы: 

Пароход типа "Амазонка"

"В 1881 году Зевеке командирует своего сына Александра в Америку для ознакомления с появившимися там новыми речными судами – выбрать наиболее пригодный тип корабля для Волги. Таким был признан плоскодонный заднеколесный пароход, ходивший по реке Амазонке. Решили строить такие пароходы в России целиком из дерева и своими силами.

Однако для руководства строительными работами выписали из Америки мастера Думбара."

http://www.sport.saratov.gov.ru/center/index.php?SECTION_ID=224&ELEMENT_...

 

 

 

 

 

Пароход "Жемчужина"

 

Ходили, однако, до 1955 года...

У причала в Саратове: http://www.oldsaratov.ru/photo/vid-na-saratov-s-peskov-0

 

 

1913г.

 

Пароход "Владимир"

Файлы: 

1913 год. Октябрь, 24. Саратвоский вестник.

15 октября, ночью, на Волге выше г. Хвалынска, противъ хлебной пристани Духовницкое, затонулъ пас­сажирский, пароходъ купеческая О-ва «Владимиръ». Въ эту ночь на Волге была сильная снежная буря. 

Торговая баржа

Файлы: 

Пароход "Коперник", фотограф Вильям Филд

Пароход "Энгельс"

 

Пароход "Сергей Алымов"

"Сергей Алымов" Стоял в качестве копуса дома отдыха "Кристалл" (г. Саратов); к середине 1980-х годов над пароходом был надстроен третий ярус помещений. «Сергей Алымов» принадлежал ведомственной базе отдыха, и был в очень ухоженном состоянии. Находился пароход в 50 метрах от уреза воды, куда был заведен во время сильного паводка. Как и на всех пароходах, принадлежащих базам отдыха, особое внимание уделялось корпусу и надстройке парохода. Зато все механизмы были наполовину разобраны. Ныне пароход стоит на турбазе с одноименным названием "Алымов" с. Елшанка, чудь дальше Чардыма.

С гугла кстати прекрасно виден ) надо бы съездить, отфоткать его нынешнее состояние.

Состояние у него такое же как и на фото выше. За пароходом ухаживают. Всетаки стоит он на газпромовской турбазе, а средства на поддержания парохода в приличном состоянии у них имеются))).

В пароходе кстати сохнарились предметы интерьера того времени и в машинном отделении до сих пор пахнет мазутом ))) 

В 1 корпусе ФТЛ в бывшей котельной до сих пор стоит расходный мазутный бак, и в нём немного мазута, хотя с послевоенных лет здание топилось газом, пока не подключили к централизованной сети. И основная ёмкость, кстати, закопанная перед зданием, сохраняется, только люк её заасфальтирован.

О, гугл снимки обновил, теперь отлично видно и пароход и виллу Грищенко.

 

Да, съездить надо, но до наступления "курортного" сезона

Но пароход может быть закрыт. Но на "разведку" можно съездить, узнать обстановку на турбазе и вредность охраны.

http://www.infoflotforum.ru/index.php?showtopic=25473&st=80 Это координаты раздела "Брошеные пароходы" на форуме ИНФОФЛОта. три года назад мы с товарищем делали репортаж по Саратовским "брошенкам" и "утопленникам" для журнала ИНФОФЛОТ, параллельно выкладывая некоторые материалы на форум. Там есть фото, по-моему даже интерьеров, которые сохранены почти в идеале. Турбаза принадлежит ОАО Саратовгаз и деньги на содержание более-менее выделяют. Охрана (мы были в несезон, апрель) скучающая,  из местных. Они нам много интересного поведали. например, что на место последней стоянки Алымов зашел своим ходом по весне, по высокой воде, после чего были установлены подпоркии и намыт вокруг него пляж. Но до сих пор весной Волга разливается и пароход оказывается как-бы на воде. Капитан просил три дня на "прощание" со своим судном. Попросту - заперся в каюте и пил, после чего забрал на память штурвальное колесо и удалился. (хотя это уже похоже на местную легенду). Машина частично разобрана, за сохранностью днища особо никто не следит, обшивка его прогнила насквозь и спуститься в машинное отделение не получилось, ограничились только несколькими фото. Насколько мне известно пароход Сергей Алымов до сих пор находится на том же месте и в настоящий момент это чуть ли не единственный сохранившийся (хотя бы внешне) пароход проекта 737.

Добрый день1

 

"Алымов" находится на вечной стоянке на одноименной базе выше "Кристалла", Если не путаю, бывшей базе "Трансгаза" (?). А у "Кристалла" стоял "Виктор Гусев". В 1979 г. на судне произошёл пожар, его отбуксировали в Чардымский залив и бросили у берега. Окончательно разобран в 2013-2014 гг. После утраты "Гусева" к "Кристаллу" привели "Михаила Калинина " (экс - "Баян"), но он там находился всего один сезон.

Возможно это тот Гусев который стоял в заводи за турбазой "Зеленая гряда" которая соседствует с Алымовым. Так вот на том сгоревшем остове я в 90х, еще пацаном, лазил и нашел монетку, сильно оплавленную и затертую. Толи 3, толи 5 копеек и было написано "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

Пароход "Энгельс". Фото Льва Варламова из архива Ирины Таскановой, 1947 год

Файлы: 

Прогулка учащихся городских школ

Файлы: 

Саратовская переправа. Едут на экскурсию в Покровск.

Пароход «Переправа» общества РУЖД был впоследствии переименован в «Первый». На железнодорожной переправе РУЖД, это было основное судно, использовавшееся для переправы через Волгу ж.д. пассажиров.

1963г. У Саратова

 

Фотографии Юрия Кривоносова. 1957г.

 

Начало ХХ века. Однако, традиция..

 

Фотографии Юрия Кривоносова. 1957г.

1926г. Наводнение в Покровске.

а эту можно и в раздел "Губерния" отправить

Что это?

Файлы: 

1957г.

Караван судов, идущих из Германии (ГДР) на Волгу, 1958 год.

"Добрыня Никитич", "Рылеев", "Багратион", "Кавказ", "Михаил Кутузов", "Дмитрий Пожарский". "Дмитрий Донской", проект 588.

Файлы: 

журнал "Огонек" 1961 год №37

Никита Сергеевич Хрущев и сопровождающие лица с командой теплохода "Добрыня Никитич"

Теплоход "Капитан Рачков", 1981 г.

 

1975г.

 

А вот и Никита Сергеевич приплыл:

Пароход "Н.С.Хрущев", построен в начале 30-х годов в Балаково. Первоначально назывался "Энергетик", последнее название-"Слава". Списан в 1961 году.

 

Душевные названия встречались у волжских пароходов:

 

Совсем недавно:

Начало и конец советской эпохи в названиях пароходов...

 

 

Саратовская область. Паромная переправа через Волгу между Духовницким и Хвалынском

Файлы: 

Файлы: 

Файлы: 

Файлы: 

 

 

Файлы: 

не знаю. видели ли такюу открытку. на молотке нашла.

Файлы: 

Два парохода, упомянутые в "Крутой ступени" Иосифа Кассиля.

   "Измайлов выбежал на мостки, затем стал подниматься по набережной. Там толпился народ, видимо давно ожидающий прихода почтового. "Гражданин" у самых пристаней подходил задом. Этого требовали условия бухты. Развертываться можно было только до входа в бухту, а так как пароход должен стоять всегда носом вверх, то и приходилось подходить, идя вперед кормою" (действие происходит осенью 1931 г.)

 Пароход "Гражданин" Источники: http://fotki.yandex.ru/users/alexander-d2010/view/457250/?page=1, http://www.alabin.ru/alabina/exposure/collections/post_card

" "Гражданин" переименован в "Полководец Суворов" (1950г) Работал на Волжских линиях. Единственный пароход, работавший до 80-х годов без замены надстройки. Списан в 1982 г".
Библиотека корабельного инженера Е.Л.Смирнова

 

"...Так рассуждал про себя Николай Измайлов, глядя на осеннюю воду с верхней палубы теплохода "17-й год". Вдали показался Князевский затон".

Теплоход "17-й год"

Источник:

http://fotki.yandex.ru/users/alexander-d2010/view/457253/?page=1

 

 

Файлы: 

Переправа

 

Из киниги В.Цыбина "Пароход на Волге". Саратов. 1996                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                "Семь часов утра, и уже нестерпимо жарко… Перевозный пароход — монопольное достояние какого–то покровительствуемого судьбой подрядчика, поддерживающий сообщение между Саратовом и Покровскою слободой, в течение двадцати минут делает тщетные попытки отвалить от пристани: Волга за ночь еще обмелела, и пароход почти вплотную сидит на песчаной мели. С десяток рабочих изо всех сил отталкиваются шестами; слышны крики: «Стои́т», «Нейдет…»; капитан парохода командует то «Самый малый вперед», то «Самый малый назад»… Наконец, пароход медленно сползает с места, медленно огибает огромную песчаную отмель, обещающую в близком будущем окончательно отрезать Саратов от Волги, и, волоча за собою две огромные баржи с подводами и «черным народом», направляется к Покровской слободе. На пароходе — только и разговоров, что о прелестях переправы: как городская управа, заботясь лишь о городском доходе, сдала переправу в бесконтрольное распоряжение «чумазому» предпринимателю; как гурты скота, по целым дням, стоят некормленые на покровской стороне, ожидая своей очереди; как целыми же днями стоят воза с пшеницей и другою кладью, — и это в то время, когда Покровская слобода живет, в сущности, одною жизнью с Саратовом, когда торговые и всякие другие интересы требуют постоянного сообщения между Саратовом и слободой. "     А.А. Кауфман. По новым местам. (Очерки и путевые заметки).1901—1903. — СПб., 1905. (http://rus-turk.livejournal.com/173435.html )

 

"Коммунист", 26 декабря 1937 г.

Спасибо, интересные сюжеты.

Подтянул, увеличил.

Файлы: 

Последняя страница фотоальбома.Место сьёмки неизвестно.

Файлы: 

Теплоход "карл Либкнехт" , ныне "Юрий Никулин", 1970 г.

Файлы: 

1973 год. т/х "Приволжск" в порту Волгограда

из фотоальбома "ГПТУ - 39 РФ г. Саратов" на сайте Одноклассники.Александр Фролов.

 

 

Файлы: 

"Сторожевой"

в той же группе фотку взяла

Журнал "Огонек" 1928 год №31

Файлы: 

из альбома Кияновского Дмитрия на сайте

http://www.panoramio.com/photo/3263404

 

 

А не стоит эти фото выложить в основной раздел? По-моему, вполне достойные. Еще вот такое там есть (это, может, и выкладывали):

Файлы: 

Печально.Не успел обратить внимание Виктора Старкова на это фото - ведь это  Комета,и если фото в Саратове,то будет ещё плюсик к его сообщению,что у нас такие работали.А то был большой спор с одним пользователем .

"Иосиф Сталин"

нашла фотку в сообществе "Камышин", может и в Саратов заходил этот теплоход?

из коллекции Ольги Порхуновой (Редкокашина)

 

Из той же коллекции, но название не рассмотреть((

там же из коллкции Вадима Арефьева

Пароход "Савин" ставший причиной большого майского пожара в Саратове в 1914 году. Фото из книги "Старый Саратов на фотографиях и открытках"

Файлы: 

журнал "Огонёк" 1944 год

Файлы: 

журнал "Огонёк". 1954 год.

 

1959 №24

"Ленин"

фото из сборника "Очерки истории нижегородской науки и техники"

http://www.docme.ru/doc/89466/sbornik

Уважаемый AV.

Уверена, что Вам эта книга знакома, но для тех кто заинтересовался этой тематикой :

встретилась книга

Александр Борисович Широкорад "Великая речная война. 1918 - 1920 годы"

"Великая речная война. 1918 - 1920 годы": Вече; Москва; 2006
ISBN 5-9533-1465-5
Аннотация

Книга военного историка А. Б. Широкорада повествует о наименее известном аспекте Гражданской войны в России - боевых действиях на реках и озерах. Речные и озерные красные и белые флотилии сыграли в этой войне крайне важную роль. Как правило, огневая мощь флотилий существенно превосходила огневую мощь сухопутных войск, сражавшихся на различных фронтах и театрах военных действий. Книга иллюстриована картамаи, схемами, чертежами и фотографиями.Вот несколько страниц из этой книги

  http://www.docme.ru/doc/97128/shirokorad-a.b.-velikaya-rechnaya-vojna.-1918%E2%80%93192...
 

То, что из императорской яхты "Межень" сделали штабное судно комфлота волжской флотилии - это логично.

А самый интересный сюжет - речной авианосец 1918 (!) года:

Авиабаржа "Коммуна" .

В те годы любили гидросамолёты, потому что садиться на воду и взлетать с неё было безопаснее, чем на землю - вода же ровная. Соответственно, это не авианосец в нынешнем смысле, а скорее плавучий ангар.

"Саратовская областная газета" 21 июля 2011 

Татьяна Лисина "Берег левый, берег правый"

Параход "П.И. Баранов"

Параход "И.А. Гончаров"

Второй снимок подписан неверно. На первом- пароход "Баранов", снимок сделан намного ранее, когда он назывался "Князь Юрий Суздальский"- головной в серии.

Второй снимок подписан "пароход И.А. Гончаров"; на самом деле это танкер "Бригадир"- постр. в 1883 г., списан 03. 1965 г. На фото он стоит в Саратове как заправщик, видны стрелы для подачи рукавов (толстых шлангов) на суда. По видимому это единственный снимок этого судна, на fleetphoto.ru его фото нет.

П/х "Гончаров" постр. в 1896 г., списан в 1962 г.  После списания был осушен на Сазанке- стоял в качестве жил. корпуса на т/базе, в хор. состоянии. Был цел ещё в нач. 90-х г. Недадеко  от него стоял п/х " Марксист", списан  в 1959 г., в заброшенном виде. Про Саратовские пароходы есть в д/ф "Вернуть пароход" реж. Д. Ульянов.

 

Файлы: 

Добрый день! На Сазанке, точнее, напротив Энгельсского порта, стоял пароход "1 Мая", принадлежавший предприятию "Авангард". Ранее судно находилось в устье Терешки, но в начале 1990-х было отбуксировано к месту этой, последней стоянки. В зиму 1995-96 на нём и "Мечникове" сгорели надстройки. К 2003 году корпус был разобран.

Спасибо. 

А вот корпус "Бригадира", похоже, затоплен у Зелёного острова, у левого борта "Погодина", но ближе к берегу. Его характерная корма хорошо видна из-под террасы крыльца сторожа лодочной базы (у калитки расположен якорь, но чей - неизвестно). В железной палубе просматриваются характерные горловины люков.

 

За Шмидтами твердо закрепился статус миллионеров. Уже одна только опись транспортных средств, принадлежащих товариществу, красноречиво подтверждает этот факт. Для перевозки зерна и муки фирма имела четыре парохода («Иосиф», «Михаил», «Мельник» и «Колонист»), два теплохода («Инженер Корейво» и «Карамыш»), а также около 40 непаровых судов, среди которых находились 25 барж. Между прочим, теплоход «Карамыш», построенный в 1910 году, был на тот момент первым грузовым колесным теплоходом на Волге.

http://article.saratov.ru/saratov/mansion_pi_schmidt/?sphrase_id=65225

_______________________________

ГАСО Ф4, оп.3, д.51

1910 год.

Пароходное предприятие Торгового Дома "Братья Шмидт".

"Иосиф", "Колонист", "Мельник",  "Крупчатник", "Русалка" 

_____________________

Смирнов Иван Васильевич, купец , товаро-пассажирский пароход "Два брата".

https://oldsaratov.ru/comment/147051#comment-147051

 

____________________________

Пароходное предприятие Торгового Дома "Э. К. Борель".

"Эмануил", "Ваня",

 

___________________________________

Лайхиа Андрей Еремеевич, финляндский уроженец, контора в Саратове.

Пароход "Выборг"

 

___________________________________

Шликин Степан Николаевич, саратовский мещанин.

Пароход "Мотодор"

"Самсон" проходит через Жигули

литография из книги 

"The Russian Shores of the Black Sea in the autumn of 1852 : with a voyage down the Volga, and a tour through the country of the Don Cossacks" 

автор Лоуренс Олифант; издана: Эдинбург, Лондон, 1854 

Файлы: 

Попалось мне тут фото. Может было?

 

 

Файлы: 
Файлы: 

пароход Н.в. Гоголь

 

Это не тот пароход, который сейчас ходит по Северной Двине?

Путешествие в Россию , 1891

Павел Lancrenon  ( Фотограф , 1857-1922 )

Волга.  Город скрылся под водами озера созданы плотины на Волге

http://www.culture.gouv.fr/public/mistral/memoire_fr?ACTION=CHERCHER&FIE...

корабль на Волге, дата снимка 25 июля 1891года

http://old.syzran.ru/html/lankrenon.html

Файлы: 

Carrick William (1827-1878)

Boat people sur la Volga

http://www.photo.rmn.fr/cf/htm/CPicZ.aspx?E=2C6NU08NPRHL

 

Файлы: 

"Пароход Общесва по Волге"

И опять рука Е. Минх.

кто-то много открыток с автографом Е. Минх  продает вот тут

 http://images-00.delcampe-static.net/img_large/auction/000/194/746/130_0...

Файлы: 
Файлы: 

Пароход "Усердный"

Пароход "Ермак"

Файлы: 

фото Вознесенского

 

Файлы: 

Пароход "Князь Николай  Жеванов"

Дизель-электроход "казахстан". Канал Волга-Дон

Файлы: 

Пароход "В.К. Ольга Николаевна"

Файлы: 

пароход "Некрасов"

Файлы: 

Суда РУЖД

 

Плавучий элеватор:

 

Плавучий док:

 

 

Паром "Переправа Вторая" у Сормовской верфи:

 

 

Вот отсюда: http://seti.vounb.volgograd.ru/library/raritet/Sputnik_po_reke_Volge/pag..., там еще куча судов (с 15 страницы), не знаю, какие имеют отношение к Саратову, какие нет, что-то, может быть, уже было.

Из альбомов  выпускников речного училища ГПТУ - 39  на сайте Одноклассники

РК-870

"Балашов"

Ледокол "Ока"

 

 

 

 

http://www.odnoklassniki.ru/group/51107593650240/albums

"Комдив Гай" у Саратова. 1984-1985 год. фото Станислава Гридассова.

 

 

 

 

 

Файлы: 

Стоит ли выкладывать в основной раздел это фото из альбома Бакмана-1970 "Саратов"

 

 

Файлы: 

Ракеты, Метеоры и многое другое в альбоме "ретрофлот" и других фотоальбомах slavaam

https://photo.qip.ru/users/slavaam/3636639/80767066/#mainImageLink

Увы, качество ужасное. 

1936 г. Дубовка, пристань.Справа параход "Владимир-Ульянов-Ленин", слева "Академик Желудков".

на одноклассниках выложил фотографию Филатов Евгений

"Виктор Гусев"

Построен - 1955, МРП, Москва

Использовался в качестве корпуса дома отдыха "Кристалл" (г. Саратов);

в 1979 г. сгорел; постепенно разобран.

http://rivershkiper.livejournal.com/54544.html

Файлы: 

А нет ли где фото пожарного парохода Самара -всегда стоял в затоне в 1966 году был на практике одну навигацию!

название теплохода - НАМАНГАН,
1913 - 1940 "Наманган", с 1940 до разборки в 1959 году (в Балаково кажется)" Борис Щукин".
Один из серии ( из 5 однотипных товаро-пассажирских теплоходов), названных речниками БАЙРАМЫ или более нежно - БАЙРАМЧИКИ, по названию головного судна БАЙРАМ-АЛИ. 
Серия теплоходов, построена в 1913 году Коломенским заводом: «Байрам-Али», «Андижан», «Маргелан», «Наманган» и «Ташкент», для «Восточного Общества Товарных Складов».

"НАМАНГАН" под именем "БОРИС ЩУКИН" (с 1940 г.) проработал до конца 1950-х г.г.

http://www.avito.ru/moskva/kollektsionirovanie?p=12&params=14_78

Набрела на фотографии экскурсии в Музей речного флота Саратова.

Возможно, в музее есть фотографии которых нет на сайте 

http://my.mail.ru/mail/patriot.index/photo#photo=/mail/patriot.index/Saratov421/5794?ps=1

Самое интересное, что на второй фотографии кажись DJHooligantk. Может у него есть эти фотографии? Там есть интересные.

да, Денис там не на одной фотографии , а на нескольких))

Всё что было тогда интересного я отфотографировал и загрузил сюда. Но интересного (с видами города) было мало. А так много фотографий речных судов без привязки к городу было.

"В.И. Чапаев"

http://www.pg4.ru/main.php?g2_itemId=254543

Фильм кинодокументалиста, лауреата Государственной премии СССР, Дмитрия Алексеевича Лунькова о водном сообщении на реке Иргиз  «Капитан ближнего плавания». 1968 г.

Главные героии капитан и его судно "В.И. Чапаев". 

Стоп-кадров наделал, но увы, нужно согласие правообладателя. 

Фильм душевный.

https://youtu.be/CQiMAKa7xMc

Файлы: 

 

Возможно будет интересной кому-то информация о затонах и местах для зимовки судов.

страницы книги:  

Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий : вып. 1- . - С.-Петербург : Упр. водяных и шоссейных сообщ. и торг. портов (по отд. водяных и шоссейных сообщ.) , 1902.    Вып. 7: Затоны и места для зимовки судов на реках Волге и Каме : текст. - Казань, 1906. 

http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=37019

На борту «плавучей базы» «Златовратский» располагался профилакторий лётного состава СВВАУЛ.

http://www.svvaul.ru/fotogalereya/349-svvaul-70-letkniga/detail/12731-svvaul-142?tmpl=component

Теплоход "К.Готвальд" носил своё название до 2003 года, затем был переименован в "Профессор Лукачев" и в 2005 получил название "Екатерина Великая". Фото добавил пользователь sm-3.

 

Файлы: 

"Вацлав Воровский" у саратовского причала. Кадр из документального фильма "Саратов. Один день" (1974)

 

Файлы: 

 

Несколько слов про пароход Алымов, принадлежит турбаза не Саратовгаз (это название горгаза), а принадлежал он Газпром Трансгаз Саратов (бывший ПО ЮгТрансГаз).
по последним данным его продали в частные владения (кому информации нет).
Находится он в районе с. Большая Елшанка (в Саратовской области С Елшанка несколько) по Сызранскому направлению.
В свое время рядом с Алымывом на территории турбазы Дубовая гряда от Саратовского подшипникового завода находился ещё один пароход. Он стоял на воде, в протоке позади турбазы, рядом ещё была полузатопленная баржа (название не помню, это было лет 30 назад), в прошлом году был в тех краях, но парохода уже нет, да и протоку эту вместе с турбазой плавучим экскаватором всю перерыли.

 

Несколько слов про пароход Алымов, принадлежит турбаза не Саратовгаз (это название горгаза), а принадлежал он Газпром Трансгаз Саратов (бывший ПО ЮгТрансГаз).
по последним данным его продали в частные владения (кому информации нет).
Находится он в районе с. Большая Елшанка (в Саратовской области С Елшанка несколько) по Сызранскому направлению.
В свое время рядом с Алымывом на территории турбазы Дубовая гряда от Саратовского подшипникового завода находился ещё один пароход. Он стоял на воде, в протоке позади турбазы, рядом ещё была полузатопленная баржа (название не помню, это было лет 30 назад), в прошлом году был в тех краях, но парохода уже нет, да и протоку эту вместе с турбазой плавучим экскаватором всю перерыли.

А это вот то же интересный экземпляр.

Зеленый остров - остатки рейдового тральщика "Комсомолец Калмыкии" экс."Саратовец-3" уже не существующей детской морской школы "Юный Балтиец".

 

 

 

Наверное, всё же Саратовец второй это, затопленный неизвестными лицами после продажи. См. http://oldsaratov.ru/photo/tralshchik-saratovec-u-prichala в дополнительных и описание из книги Цыбина.

В детстве с 1977 по 1980 г. был курсантом ДМШ "Юный балтиец", так вот могу сказать что "Саратовцев" было два, первый линейный тральщик, второй как говорили нам преподаватели был кораблем связи, дебаркадер у которого стоял "Саратовец-1" был приписан к морской школе ДОСААФ и именовался плавбазой, там учили водолазному делу, так же стояли 6 и 4 весельные ялы, на которых курсанты обучались гребле и навыкам хождения под парусами. Второй "Саратовец" лично не застал т.к. по возрасту уже окончил ДМШ, а на первом несколько раз ходдил в походы до Куйбышева (Самара), Волгограда и до Астрахани. Очень счастливое и интересное время было.

"Парижская коммуна" у причала. Фотография 1988 г. добавлена AV. Источник:

http://riverforum.ru/showthread.php?t=213&page=21."Парижская коммуна" у причала

Файлы: 

Файлы: 

 

Откртыка выложена AV. Открытка отправлена из Саратова в Вольск. Оборот - в доп.

Комментарий mark: Пароходы общества Самолет, названные в честь великих князей, ходили по маршрутам верхней Волги. Пароходы названные в честь писателей- обслуживали маршруты Нижний -Астрахань. Таким образом на открытке может быть Саратов. Как может быть и Царицын, и Сызрань и прочее. Мне здесь интереснее другое. Несомненно, что ДО революционное фото, было отправлено в советское время. С советской маркой, по советской почте . И написано было по советской орфографии. Временная пауза между фотографированием, изготовлением и отправкой открытки составила почти четверть века! Если мы сегодня попытаемся найти и отправить почтой советскую открытку двадцати-двадцати пятилетней давности с лозунгом "КПСС чего то там...." ЭТО БУДЕТ СОВСЕМ НЕ ПРОСТО!

 

 

Возможно кому-то будет полезна эта информация.

Решение Гражданского кассационного департамента Правительствующего сената за 1887 г.№ 96

по иску торгового дома "братьев Ивана и Кондрата Рейнике" к купцу Зевеке, об убытках и гибели рыбницы крестьянина Шарова во время урагана.

http://edoc.nlr.ru/ws/docserver/getpdf/cc3d33476f43475befdbf06cb5b66a9e

Альфонс Александрович Зевеке

 

 http://elib.tomsk.ru/purl/1-7005/

Уроженец Курляндской губернии*, Альфонс
Александрович служил штурманом, а затем шкипером на
судах морского торгового флота. В конце 1860-х А. Зевеке
переходит на службу в Камско-Волжское пароходное
общество на должность капитана парохода «Орёл». После
нескольких повышений по службе он занимает пост
управляющего пароходством. А.А. Зевеке принадлежит
инициатива строительства на Волге заднеколесных судов. В
1874 году Камско-Волжское пароходное общество
прекращает свое существование. Занявшись на некоторое
время торговыми операциями, Зевеке в конце 1875 года
возвращается на Волгу и создает собственное пароходное
дело. Он берет у компании «Форбес и К» в аренду пароходы
«Переворот», «Миссисипи» и «Н. Бенардаки» перешедшие
в собственность фирмы вследствие неуплаты долгов
Камско-Волжским обществом. Арендует так же еще 2
парохода у владельцев Николо-Абакумовского завода
Журавлевых – «Миклашевского» и «Ниагару». С 1 июня
1876 года пятью пароходами А.А. Зевеке открывает
пассажирскую навигацию между Нижним Новгородом и
Астраханью.

 

 

Описание волжских судов в "Записки Путешествия Академика Лепехина". 1821 год

 

http://www.runivers.ru/upload/iblock/66e/Polnoe%20sobranie%20puteshestvi...

Очень интересно. Надо же - даже в начале XIX века купеческие суда еще вооружались пушками (!) против "разъезжающих по Волге удальцов". И еще - не знал, что слово "понос" употреблялось в значении "попутный ветер" ;))

газета "Коммуна" 24 июля 1941 года

На борту "Решительного"

Август 1952. Недолго усатому висеть осталось. Из архива Андрея Горбунова.

М.б. и не Саратов. М.б. кто-то сумеет прочесть название на кругах.

"Полина Осипенко"? Саратов - не Саратов, но Волга точно: В.Г.П.Р.П. - Волжское грузопассажирское речное пароходство.

Первые клепанные стальные нефтеналивные баржи были изготовлены в 1884 году в Саратове, на судостроительном заводе, входившим в состав компании «Инженеръ А.В. Бари». Завод размещался в Затоне и Улешах. Производство барж осуществлялось сезонно — зимой собирали по московским лекалам, а резервуары летом. Численность рабочих составляла до 500 человек.

http://www.sapcon.ru/company/museum/GL/GL1.php

Волжские пароходы фото сделаны в районе Саратова, к сожалению как называются, не знаю, может быть, кто то узнает их.

Сейнер можно и в основной альбом.

на второй фотографии - "Кольцов".

Зима на Волге. "Коммунист", 8 января 1938 г.

Вроде не было:

Из архива Базуриной М.Г.

 

 

Файлы: 

Переправа Саратов-Энгельс
"Коммунист", 30 марта 1937 г.

Доброе время суток!

Подскажите, сохранились ли на Зелёном острове, слева от причала переправы, останки "Гончарова"? Гугл его показывает, но может устареть картинка.

 

Внесу свою скромную лепту... Детство и юность связаны с Чардымом - там расположена база отдыха "Салют", куда отец привозил меня каждое лето, с 1972 или 1973 года. В те годы, были живы и благополучно работали пароходы дореволюционной постройки: "Спартак", "Володарский", "Кама", "Усиевич", "Полководец Суворов", "Богатырь", "Память Азина (2 - 1950-х гг.)", "Чичерин", "Волга", "Михаил Калинин"; 737 проекта - "Янка Купала", "Виктор Гусев". Были и "ведомственные" (приобретённые, после списания, крупными заводами и использовавшиеся в качестве плавучих домов отдыха) - "Волгоград" (737) и "Дмитрий Фурманов".  В устье Терешки, у "Авангарда", стоял пароход "Первое мая" (в 1996 сгорел напротив Энгельсского порта, на Сазанке). На Зелёном обретались "Гончаров" (утратил надстройку уже в 1975 году) и "Профессор Мечников" (турбаза "Труд") - сгорел в том же 1996, разобран в начале 2000-х. С противоположной стороны Зелёного острова, располагался старинный путейский пароход "Стрежень" (участь аналогична). На острове Тульский, напротив Чардыма, на пляже (ныне заросшем осокой) - остов катера проекта К-80 (порезан в 2003). Ещё было множество барж, в том числе, клёпаных, а у рыбачьей артели в Каюковке (В Собачьей дыре) - деревянная.

Фактически, из дореволюционного флота, на Волге уцелел только остов "Гончарова" (если не покромсали в эту зиму) и утопленный "Саратовский ледокол"...

Уважаемый Александр!Спасибо за интересные воспоминания и фото,а среднее фото http://oldsaratov.ru/sites/default/files/attachs/img172.jpg. вообще,нужно поставить в основной раздел под названием типа "Речной вокзал"....А тот остов "Гончарова" у переправы пока "жив".Спасибо.

п/х Чичерин

О пароходе "Волгоград". В начале 80Х годов этот пароход был приобретен Саратовским Агрегатным заводом с целью, сделать заводское круизное судно для отдыха трудящихся. Но после приобретения судна, оказалось, что нужны всякие согласования, лицензии для прохождения  шлюзов на гидростанциях, серьезными оказались проблемы  заправки, связи и прочее. Ведь судно было ведомственным. По этой причине пароход перегнали на буксире в Вольск. Где было решено использовать судно в качестве сухопутного  дома отдыха Вольского филиала Саратовского Агрегатного завода.  В начале судно установили возле села Терса. В 30 метрах от Волги, в предварительно  вырытый котлован. В разлив,  пароход  завели в котлован, после схода воды  выровняли домкратами, и решили там и оставить. НО, оказалось, что земли эти принадлежат РАЙОНУ. А оформление земли не было должным образом оформлено. В конфликтной ситуации  через год или два судно переместили  за завод "Комсомолец".  Разместив в период половодья на выбранной площадке. Там судно и оставили.  Была нанята бригада из Прибалтики. Которая ОЧЕНЬ дорого  провела приспособление помещений  для проживания  в качестве  санаторных комнат.  Но к этому времени сменился директор завода, инициатор дорогостоящих  перестроек  парохода в сухопутную базу. Начальная эксплуатация показала, что использовать на суше пароход  в качестве жилья - невозможно! Любой "чих", "ах" , пуканье или стон, звучал на весь пароход.  Звук работающей машины, плеск воды  при движении парохода на воде были "звуковым шумом". Которого  при поставленном на фундамент пароходе - не было.  По этой причине желающих  слушать по ночам  посторонние звуки  оказалось мало. Пароход стал базой для ночевки рыбаков, которые ходили на рыбалку. Потом пароход сгорел.  Лет 15 назад остов был разобран.  Публикую фотографии из личного архива 1984 года. Когда в половодье, в районе Терсы, работники завода проводили "субботники"  для подготовки парохода к сезону. 

Спасибо за информацию! У меня остались два воспоминания, связанные с эти судном: в 1977 году, у мамы на работе оказалась "горящая" профсоюзная путёвка в "круиз выходного дня" Москва - Углич - Москва. У нас была трюмная каюта на однотипном "Матросе Вакуленчуке", а "Волгоград" шёл вторым бортом - желающих пойти в круиз, одним пароходом, даже при "советских туристических" "ужимках" в 8-местных каютах, было не увезти. Так и шли, то отставая, то обгоняя его.

Через несколько лет, вероятно, в начале 1980-х, наблюдаю, с пляжа базы отдыха "Салют" (Чардым) ситуацию: по местному фарватеру, ведущему от основного судового хода в Чардым (примерно, от траверза базы отдыха СГУ), лихо дымя, несётся какое-то судно, распугивая матерящихся рыбаков - лещатников (они расслабились: в это время рейсовых Омиков нет). Подошли ближе - вижу: "Волгоград", старый знакомый. А на нашей турбазе, в те годы, обретался парусный катамаран "Вента". Быстро соображаем, что на "Волгограде" буфет интереснее "салютовского", дёргаем верёвки - и в погоню. Пароход причалил в районе турбазы "Ветерок", к противоположному берегу. мы - к нему. Печенья тогда купили вдосталь. теперь, кстати, такое не выпускают - всё по "современным технологиям". А то было сочное, душистое.

В третий раз увидел "Волгоград", точнее, его обгорелые останки, в 2001 году, на берегу у Вольска, с борта "Комарно". Там же - бетонное основание сгоревшего дебаркадера.

В дополнение - хочу спросить знатоков: в 1970-80х гг, в районе Зелёного острова, находился ещё один списанный "колёсник" - турбаза - "Механик Погодин" (т/б "Водник" - ?). Точная участь судна так и остаётся загадкой. По непроверенной информации, затонул у Зелёного и, до сих пор, не поднят. Судно, кстати, интересное: один из старейших волжских пароходов, построен в 1882 г. в Кунгуре как буксир "Бабка" (речка в Перми), затем выкуплен Купеческим пароходством, перестроен в пассажирский и получил имя "Саратовец". После войны переименован в "Механика Погодина" - героя-волгаря, матроса теплохода "Мартын Лядов", утопленного немцами под Сталинградом. Буду рад, если удастся уточнить судьбу корабля-ветерана. Спасибо!

 

Про "Механик Погодин" - прилагаю.

Бабка (1885, 1892, 1897, 1902), Саратовец (1908, 1914, 1914.03)

Номерной знак судна - 1192 (1885, 1892, 1897, 1902, 1908), 43/4 (1914, 1915)
Регистрационный номер Русского Регистра - 879, дата осмотра - 1914.03, место осмотра - Саратов
Место регистрации - Пермская дистанция (1885)
Назначение судна - буксирно-пассажирское (1885, 1892, 1897, 1902), товаро-пассажирское (1908, 1914, 1914.03)
Движитель - колесо (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1914.03).
Владелец - Кузнецов Г.К. (1885), Григорьев Н.М. (1892), Семенов И.К. (1897, 1902),Ланко В.И. (запродан Ив. Ал. Колесникову.) (1908), общество «Волжско-Камское коммерческое пароходство» (1914), общество «Волжско-Камское коммерческое пароходство» (1914.03) Место пребывания владельца - г. С.-Петербург (1908), г. Саратов (1914).
Капитан судна - Крылов В.В. (1914.03).

Корпус:
Основной материал, из которого сделан корпус - железо (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1914.03)
Год и место постройки - 1883 Кунгур, Пермской губернии, завод Кузнецова (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1914.03)
Модернизация - перестроен в 1903 г. (1914.03)
Наружные размеры судна (м):
Длина наибольшая - 59.74 (1885, 1892, 1897, 1902), 66.14 (1908, 1914, 1914.03)
Ширина наибольшая с кожухами - 12.48 (1897), 12.49 (1902, 1908, 1914)
Ширина наибольшая без кожухов - 6.82 (1885), 6.84 (1892, 1897), 6.83 (1902), 6.85 (1908, 1914, 1914.03)
Высота судна (по середине длины судна без надстроек) - 2.48 (1892, 1897, 1902), 2.66 (1908, 1914, 1914.03)
Осадка судна порожнего - 0.71 (1885, 1892, 1897, 1902), 0.8 (1908, 1914, 1914.03)
Осадка судна при полной нагрузке - 1.15 (1885, 1892, 1897, 1902), 1.42 (1908, 1914, 1914.03)
Подробности по корпусу: 9 переборок, электрическое освещение, деревянная палуба (1914.03)

Машина(ы):
Год и место постройки - 1883 Кунгур, Пермской губернии, завод Кузнецова (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1914.03)
Количество - 2 (1902), 1 (1908, 1914, 1914.03).
Тип - компаунд с холодильником (1908, 1914), Компаунд, наклонная, инжекционный холодильник (1914.03).
Мощность - 80 (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1914.03) номинальных сил.
Род потребляемого судном топлива - дрова (1885, 1892), нефть (1897, 1902, 1908, 1914, 1914.03)
Количество топлива, потребляемого машиной - 18 пудов в час (1902), 16 пудов в час (1908), 20 пудов в час (1914)
Размеры цилиндров (дюймы) - 22 х 40 (1914.03).
Ход поршня (дюймы) - 48 (1914.03).

Котел(лы):
Год и место постройки - 1883 Кунгур, Пермской губернии, завод Кузнецова (1885, 1892, 1897, 1902); 1904 Сосновицы, завод Фицнер и Гампер (1908, 1914, 1914.03)
Регистрационный номер(а)- 3007-8 (1908, 1914). Дата регистрации - 1904 (1908, 1914).
Количество - 2 (1902, 1908, 1914, 1914.03), тип - оборотный (1908, 1914, 1914.03). 
Рабочее давление пара в котлах (атм.) - 6 (1902), 9 (1908, 1914, 1914.03). 
Площадь нагрева котлов в кв. футах - 1000 (1908), 2000 (1914), (1000 + 1000) (1914.03).

Пассажировместимость (чел.):
1-ый класс - 27, 2-ой класс - 32, 3-ий класс - 400 (1897, 1902),
1-ый класс - 25, 2-ой класс - 42, 3-ий класс - 300 (1908),
1-ый класс - 25, 2-ой класс - 37, 3-ий класс - 565 (1914).
Число служащих на судне (чел.) - 26 (1902), 35 (1908, 1914).
Наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) - 65.52 (1885, 1892, 1897, 1902), 196.56 (1908, 1914)
Наибольшее количество груза, которое может буксировать судно против течения (т.) - 1310.39 (1892), 1638 (1897, 1902)
Район плавания - Пермь - Нижний Новгород (1892, 1897, 1902), Казань - Астрахань(1908), Нижний Новгород - Астрахань (1914), Волга с притоками (1914.03)
Противопожарное оборудование - Паротушитель, донка, инжектор и шланги (1902), Камерон со шлангами (1908), Вортингтон (1914)

Примечания из первоисточника: 
- В 1904 г. корпус удлинен и капитально ремонтирован. (1908)

Комментарии, замечания: 
- В Списке 1902 указано, что на судне установлены 2 машины, а во всех остальных источниках, что машина - одна

© "Справочник по пассажирским судам бассейна Волги (1885-1914 г.г.)" Анатолий Талыгин 2011-2014. Ко

 

Mark, спасибо! Частично,  сведения о работе судна мне помог получить Владимир Михайлович Цыбин, а вот о судьбе судна в "стоечный" период информации фактически, ноль.

Если смотреть с берега на место упокоения "Гончарова", впечатление, что там две кормы пароходов. Однако, "Погодина" угробили (по непроверенной информации) в конце 1980-х - а "Гончаров" на своём месте, в одиночестве, сколько себя помню, с детства. Потому и интересно - где утонул "Механик", и что с ним сейчас (лежит на дне, или подняли и распилили).

Не удержалась от того, чтобы не выложить странички из книги Лендера "Волга". Издание параходного общества "Самолет" 1889 года, с ценами буфета пароходов ;-)

 

 

 

 

 

 

Неплохо! Сейчас бы тот ассортимент и цены, пусть даже в рублях, а не в копейках ;).

"Винегреду из дичи" попробовать бы, ни разу не  слышала. Для нас винегрет - это овощи)

 

ВИНЕГРЕТ (от фр. vinaigre — уксус; vinaigre — то, что сбрызнуто уксусом). Холодное овощное блюдо, подаваемое на закуску и принятое в русской кухне. С середины XIX в. так стали называть в России салаты из отварных овощей, сдобренные уксусом.

Утверждают, что название "винегрет" появилось в царствование Александра I.

Работавший в дворцовой кухне знаменитый французский повар Антуан Карем, наблюдая за работой русских поваров, заинтересовался приготовлением неизвестного ему салата. Увидев, что готовое блюдо повара поливают уксусом, Карем, указывая на него, спросил: "Винегр?" (по-французски vinaigre - уксус). Поварам показалось, что он произнес название блюда, и они согласно закивали головами: "Винегрет, винегрет..." Так в царском меню появилось новое название блюда, которое, выйдя за пределы дворца, упростилось до неузнаваемости и скоро стало обычной закуской русских людей.

 

Лодка под парусом:

Файлы: 

Что она, интересно, такое везет?

Полагаю, что груз примерно тот же. Прилагаю.

Файлы: 

То есть просто сено?

Ну, не совсем сено. Сеном, называется высушеная трава.  Так как фото цветное, и груз ярко зеленый, возможно это свеже скошенная трава. У сена другой цвет. С уважением.

Хорошо, "будущее" сено ;).

"Коммунист", 23.10.1940 г.

"Камчатка". 

http://odnoklassniki.ru/profile/252029284801/album/319308316097/31931149...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Может быть пригодится кому-то.
Встретила перечень судов городской переправы г. Хвалынска по состоянию на 1938 год.
"Братья"
"Паром"
"Адрианов"
"Дощатик"
"Чернов"

Из газеты "Коммунист".

"Коммунист", 11 июня 1936 г.

Речной трамвай.

"Коммунист", 29 июня 1936 г.

Катер, принадлежавший одноименному вольскому цементному заводу. Аналогичный катер завода "Красный Октябрь" назывался "Волжанин". В 70-х годах катера были утрачены. Фото из архива Мещерякова Ю.К., 60-е гг.

Файлы: 

ГРАКФД

Первая в СССР передвижная пловучая насосная станция для полива зерновых культур.
Источник поступления: Журнал "СССР на стройке"
Дата съемки: 1940
Место съемки: Россия, Саратовская обл., Петровский район

Файлы: 

Грабли инженера Быкова

Альбом фотооткрыток 1935 года: Волга у Вольска, Сплав леса, Караван нефти, Рынок.

Нефтяные баржи, похоже, ещё шуховские, постройки фирмы инженера Бари.

Файлы: 

О подъёме затонувшего парохода. "Правда Саратовского края", 24 октября 1934 г.

Последние дни навигации на Волге. "Правда Саратовского края", 20 ноября 1934 г.

Теплоход "Советская Украина" (сейчас - "Константин Коротков").

Фотограф Костя Уральский, 1988 год.

Файлы: 

Дизель-электроход "Карелия"

Файлы: 

Согласно ФлитФото - постройка 1955 г., участвовало в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ныне стоит в Самаре и ржавеет. http://fleetphoto.ru/ship/5477/

Встретила документах ЗАГС о рождении за 1921 год,  как место  проживания в Саратове  пароходы "Братья Гусевы" и пароход "Второй" .

Если есть фотки этих судов, пожалуйста, выложите тут или ссылочку на  картинку.

Владельцем парохода был Яков Григорьевич Гусев,   1888 г.р.

Родился и жил в с. Золотое. в 1920 году был обвинен в провокации против ответственных работников, реабилитирован в 2000 году.

ГАСО Р-507.2.1051.   

стр. 19. Лист судового комитета парохода "Братья Гусевы"

Проживал в г. Саратове. 

Слесарь на строительстве завода "Шарикоподшипник". 

Арестован 04.11.37 г. УНКВД по Саратовской области. 

Осужден тройкой УНКВД по Саратовской области 29.11.37г. к ВМН за а/с агитацию. Расстрелян 04.12.37г. в г. Саратове. 

Реабилитирован 31.05.89 г. Саратовской областной прокуратурой. 

(Арх. уголовное дело № ОФ-29435). [13654.]

130 фотогрий из музея речного флота

http://turbina.ru/q/photo/1/2468674/

Архив Александра Давыдова

Цитата из Одноклассников: "А вот этот "А.П. Чехов" ходил как когда-то говорили на фабрику!" (скорее всего имеется ввиду фабрика в посёлке Красный Текстильщик)

"И это из детства! Такие буксиры ходили по Волге в 50-е прошлого столетия. Хорошо помню "Слесаря" и "Токаря". Исчезли после заполнения Сталинградского водохранилища."

Согласно ФлитФото:

"А. П. Чехов" - тип Рязань (Иосиф Сталин), построено в 1957 г. в Будапеште. http://fleetphoto.ru/ship/5012/

"Плотник" - тип БПК, проект 733 (колёсный), построен в 1952 в Киеве, списан в 1976, приписка к Кинешме. http://fleetphoto.ru/ship/42204/

На ФлитФото Александра Давыдова в цвет брехуном называют, и похоже на то. Говорят, что указанный "Чехов" в Крастый Текстильщик не ходил, а снимок сделан в Химках. http://fleetphoto.ru/photo/188071/

в Саратове работал однодечный "Чехов", переброшенный к нам с Вятки. Его снимок есть в книге В. М. Цыбина "Пароход на Волге". Списан, вероятно, после прихода "Омиков".

Саратовский листок. 1911 год

Попалось дело  с перечислением судов , выписала названия. 

ГАСО Р-48.24.50 Списки  астраханского промыслово-кооперативного товарищества судопромышленников,  получивших нефтепродукты в Саратове за 1922 год

Названия судов:

Алексей

Алмаз

Атаман

Борис

Котик

Митя

Решительный 

Случайный

 

Моторные суда:

Володя

Голубка

Два брата

Заря

Кормилец 

Крепыш

Нарва

Начало

Ньютон

Республика 

Решительный

Риск

Тигрес

Трудовой

 

Пароходы:

Александр

Коломна

Ловец

 

Паровые барки

Галя

Громобой

Мария

 

Моторные барки

Объединение 

Копчик 

Боря 

Байкал

Ольга

Глеб

 

Моторная рыбница:

Алмаз

Артельщик

Суворов

 

Буксир "Коршун", 1964-66 год.

Файлы: 

В начале 1870-х годов на Волге работали пассажирские пароходы обществ «Самолет», «По Волге», «Кавказ и Меркурий». Все пароходы были однопалубные, носовая часть палубы была открытая и предназначалась главным образом для груза. Над кормовой частью возвышался на бортовых стойках спардек, именовавшийся «мостиком», куда допускались лишь пассажиры 1 и 2-го классов.

Пароходы были колесные, машины — большей частью с качающимся цилиндром, постройки бельгийской фирмы «Кокериль».

Все пароходы были почти одинаковые, но особенно славились «самолетские», и их предпочитали «волжским» и «меркурьевским».

Отопление на всех пароходах было дровяное. Дрова — дубовые, длиной в аршин, из толстых поленьев. Их получали, раскалывая восьмивершковый кряж на четыре части.

Погрузка дров производилась на пристанях, расположенных, примерно, через 50–70 верст одна от другой. Грузили женщины, которые с удивительным проворством, бегом переносили дрова из берегового штабеля на пароход. Вместо носилок служили два нескрепленных между собой шеста с двумя колышками, вбитыми в средней части каждого из них. На пароходе дрова очень ловко с великим грохотом сбрасывались б дровяной трюм.

Ночью было видно, как из дымовых труб вылетал целый столб искр, которые вихрем кружились позади трубы, представляя разнообразием своих движений картину удивительной живости и красоты.

В 1871 или 1872 г. появился на Волге первый двухпалубный пароход «Александр II», американской системы, с обширной, почти во всю его длину, двухэтажной надстройкой, в которой были расположены пассажирские помещения. Отопление на этом пароходе было нефтяное, видимо какой-то весьма несовершенной системы, ибо из труб валило облако черного дыма, которое стлалось за пароходом по воде, образуя как бы «дымовую завесу», если применить теперешний термин.

Хотя на этом пароходе пассажирские помещения, в особенности 3-го класса, были много удобнее, нежели на прочих пароходах, но первые два года он не пользовался доверием публики, про него ходили разные легенды, — то ли, что его ветром опрокинет, то ли, что на нем нефть взорвется, и т. п., — поэтому его избегали.

Но затем предприимчивый коммерсант Зевеке сразу поставил на линию Нижний — Астрахань пять пароходов американской системы, да на линию Нижний — Рыбинск тоже четыре или пять. Эти пароходы верхнего плеса были с одним задним колесом.

Зевеке сбил цену за перевозку пассажиров, его пароходы приобрели доверие публики, и к концу 1880-х годов все остальные общества вынуждены были работать также пароходами американского типа.

А. Н. Крылов "Мои воспоминания"

Баркас "Пятая годовщина Октября" делает первый пробный путь по Саратовскому затону перед очередной навигацией

скан из книги А.Н. Степаненко "Корабли постоят..." (Саратов, 2014)

Файлы: 

Где-то на Волге. 1935-41 гг.

Файлы: 

Панорама с пляжа

из личного архива Журавлёвой Ольги Осиповны

Файлы: 

Не может быть 97. Номера серии СИ пошли в 2000-м году. Так что эта лодка зарегистрирована примерно в 2001-2002.

Кому интересно, тот самый настоящий военный тральщик, который был учебным пособием юных моряков, а потом долго валялся полузатопленный в Я/К Орбита на Зеленом ныне приподнят, перетащен на другую сторону Зеленого и режется на металл на участке между дюкером и т/б Геофизик.

Буксирный пароход "Коллективизация"

Файлы: 

Катер "Пугачёв"

фото Александра Балина

Тоже душевное название: пароход "Марксистка".

На Волге широкой. Вольск.

книга "Вольск вчера, сегодня, завтра. Очерки краеведов." Саратов, 1995 г.

Файлы: 

Капитан Рачков и И.И. Шишкин

Фрагмент теплохода "Михаил Калинин" в 1997 году

 

Файлы: 

фото 1970 г. Район т/б "Энергия"

Файлы: 

Судоремонтный завод в Балаково

Катер у посёлка Духовницкого

книга "Два века Губернии"

Файлы: 

Газета "Большевистский молодняк". 1927 год.

Теплоход им. "25-е Октября" в Саратове.

 

 

Добавлю из своей коллекции. Не уверен, что снято около Саратова, но теплоход в Саратове точно был и неоднократно.

На обороте - 1963г.

Файлы: 

И еще один.

На обороте 1963г.

Файлы: 

Один из первых рейсов прогулочного теплохода в очередную навигацию. По всей видимости, дело происходило в апреле. Речной трамвайчик носил имя "Саратов". Фотограф Сталь Касович, 1952-53 гг.

"Саратов" - это переправа, а не прогулочный. Их было как минимум два - "Саратов" и "Энгельс". Причём традиция, кажется, с дореволюционных времён, когда были челноки "Саратовъ" и "Покровскъ".

Это переправа. Между Саратовом и Энгельсом, курсировали два одинаковых пароходика. Названия не помню. Переправа существовала до ввода в действие автодорожного моста.  Когда был мальчишкой, постоянно ездил с отцом в Энгельс к родственникам. В холодную погоду люди старались занять место возле трубы, там было тепло, т.к. труба была горячей. Один из этих пароходиков валялся потом в затоне на берегу.

Пристань общества "Русь"

Нет никакой уверенности, что это именно Саратов, к тому же видны только суда, так что на форум.

единственная зацепка - только то, что в Саратове тоже существовало общество "Русь"

Нижняя граница - 1900г. http://www.okipr.ru/encyk/view/299. Но оно работало по всей Волге. К тому же, правление находилось в Царицыне.

Ясли №79 ПривЖД на Набережной

Файлы: 

Теплоход "Мария Ульянова", 1977 год

https://pastvu.com/p/556114

Юрий Иванович в Волочаевском проезде вблизи дома № 64 по ул. Радищева в 60-е годы строил катер. В те годы такое было возможно. Сейчас бы этот катер за одну ночь на металлолом разобрали.

Файлы: 

На ночёвке у Золотовского причала 1978 г.

Файлы: 

Доброго времени суток форумчане! Подскажте, пожалуйста, где можно найти спсок личногосостава (команды) парохода "Аскольд" за 1918 год?

Хм. Вахтенный журнал, судовая роль? Были ли они на волжских пароходах? Сомневаюсь... Если и были и уцелели, то, видимо, в каком-то архиве.

Доброго времени суток, elrond1_2eleven!

У моего деда в послужном списке есть запись: "По расформировании 38 пех Тобольского полка, старой Армии, поступил на службу в Судоохрану Волжского бассейна комендантом парохода "Аскольд". Сделал запрос в ЦАНО Н. Новгорода, оттуда пришел ответ, что такой пароход не был приписан к Нижегородскому пароходству. Посоветовали обратиться в Саратов. Посмотрел фонды Саратовского архива, там, вроде ничего похожего не нашел. Куда еще кинуться со своими поисками, в какой архив обратиться?

 

Ну, если в ГАСО не нашлось, я других мест не знаю. Может быть, были какие-то ежегодники, журналы, газеты на эту тематику...
 

Не знаю, что за пароход, и какого пароходства.

Но притащила.

Детский журнал "Зорька", 1908_№ 01. Январь
    Авторы: Ковалюк С. А., Издатель
         ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40204

Файлы: 

Вид на Энгельс. С набережной. Точку не помню. 1986 год

Вид с дебаркадера на остановке "Пчёлка" Пристанской линии (1986-1987 гг.)

личный архив

Точка на первом- 8-й причал, судя по бую "01". Похоже что год съёмки 1985, т. к. на первом паром пр. Р-144, их всего 5, мимо Саратова с завода (г. Волгоград) на место работы проходили: СП- 101 в нач. навигации 1984 (постр: 05. 12. 1983, fleetphoto), СП- 102 в 1985 (даты постройки нет), следющий прошедший мимо Саратова СП- 104 постр: 17. 10. 1988. На втором снимке- ОМ- 130, работал в Саратове (с 1981 г.) до конца работы линии на Пристанное в 1985 г, и в этом же году передан в Горький.

Спасибо за интересную информацию! Первое фото вполне может быть 85-го года, в этом году в конце лета я купил фотоаппарат. А по каким признакам вы узнали, что на втором - именно ОМ-130?

Мачта на крыше рубки- была кр. 130- го на 396 (в Саратове с 1974) , и на 144, но у 130- го мачта и перекладина тоньше, перекладина намного длиннее, у 144- го на крыше рубки в те годы был воздухозаборник. По форме звезды- у 396 тоньше, у 144 звезды на носу не было (как у 397),+ по форме отмашек и не видно решетчатой двери- чтоб пассажиры на нос не заходили. 

Водная станция Маяк (1978-1979)

https://pastvu.com/p/664147

Пароход "Волга" Снимок Г.Г.Шенемана 1960-е или начало 1970-х.

Пароход Володарский. Снимок 1980-х годов. Легендарное судно, Шедевр Сормовского завода. Построен в 1914, списан в1991-м (снят с линии Горький-Астрахань в 1989 из-за поломки). Назывался до 1917 г. «Великая княжна Ольга Николаевна».

Пароход "Память Азина" Снимок Г.Г.Шенемана 1970 -е или начало 1980-х.

П/х "Память Азина" Снимок 1970-х годов.

Г.Г.Шенеман на палубе парохода "Волга" или "Михаил Калинин" 1970-е годы.

Пароход "Первое мая". До революции назывался "Григорий". Принадлежал пароходству братьев Каменских (Пермь), построен, если мне не изменяет память, Мотовилихинским заводом ( а может быть, Воткинским -- постараюсь уточнить информацию). Камские пароходы были несколько меньше строившихся для средней и нижней Волги, отличались быстротой хода, гармоничной архитектурой судна и отличным дизайном пассажирских помещений -- по этим показателям ничуть не уступая Сормову и, пожалуй, превосходя теплоходы Коломенской постройки. Проработал пароход на Волге и Каме до середины 1970-х (кажется, до 76-го), потом использовался в качестве дома отдыха где-то под Балаково, тренировочной базы спортсменов-гребцов, некоторое время стоял в районе г. Маркса, во второй половине 80-х был воткнут носом в берег саратовской речки-протоки Сазанки, недалеко от саратовского ж-д моста, где и простоял до начала 2000-х, возможно, что и сейчас остатки корпуса сохранились. Фото из архива Г.Г. Шенемана, автор и место съёмки неизвестны.

Теплоход "Семнадцатый год"
Один из первых пассажирских теплоходов на Волге (и в мире). При постройке назывался "Двенадцатый год"
постройка: Коломенский завод, 1912 г. Серия теплоходов, посвящённая столетию Отечественной войны 1812 года. Суда назывались "Бородино"(головное судно серии, 1911г.), "Багратион", "Двенадцатый год". Всего было построено 11 теплоходов этого типа, правда, от идеи посвятить серию 1812 году довольно быстро оказались -- юбилейный год прошёл, конъюнктура изменилась, остальные названия -- "Царьград", "Иван Грозный" и т.д. 
Фото из архива Г.Г.Шенемана.

Пароход "Полководец Суворов". Считался лучшим ходоком на Волге.

Теплоход "Память тов. Маркина". Снимок с саратовского моста. 1980-е годы. Построен в 1912 году в Коломне. До 1919 назывался "Багратион" ( один из серии первых в мире речных грузопассажирских теплоходов, серия была посвящена памяти Отечественной войны 1812 года). Проработал на Волге до 1991 г. Фото Г.Г,Шенемана, 1980-е годы.

Интерьер салона п\х "Спартак" (Великая княжнна Татьяна Николаевна).

У пристани

Либо "Спартак", либо "Володарский" , фото 1990 или 91 года, "Спартак" списан в 91, "Волдарский" на линию "Горький-Астрахань" в 90-м не вышел, но не ещё не был окончательно списан. Оба судна осенью 91 были проданы в Великобританию, как исторические суда, перегоняли их своим ходом, но дошли лишь до Ростова-на-Дону, где встали на зимовку, а весной начались финансовые проблемы, пароходы остались в Ростове, где были разграблены и впоследствии сожжены.

Пароход "Усиевич" 1904 года постройки, до революции назывался "Граф", один из лучших ходоков на Волге. Год и место постройки - 1904, Сормово,
Наружные размеры судна (при постройке) (м):
Длина наибольшая - 85.34
Ширина наибольшая без кожухов - 9.29
Высота судна (по середине длины судна без надстроек) - 3.2 
Осадка судна порожнего - 0.97
Осадка судна при полной нагрузке - 1.55 (1908), 1.95 (1914)
Мощность 900л.с., при постройке, после капремонта в 1950-х увеличена.
Владелец - пароходное общество "по Волге" Перименован, если не ошибаюсь в 1918, В конце 1920 -х законсервирован, простоял в одном из затонов до середины 1950-х, отремонтировн и снова введён в эксплуатацию. Проработал на Волге до 1985 или 86 года.

 

фотографии Г.Г. Шенемана 

 

Хороший маркер для определения временных границ фотографий. "Бородино" появились только в 1912 году.

Саратовская копеечка. Апрель 1912. 

"Первое мая", экс-"Григорий", построен в Сормове в 1909 году в числе нескольких систершипов "Александр", "Марианна", "Фёдор" (позже - "Дмитрий Фурманов"), "Василий" ("Кама"), "Наталия". Часть судов погибла в Перми в 1919 году при погроме флота колчаковцами. "Первое мая" прослужил (ЕМНИП) до 1970 года, после был передан под корпус пансионата заводу "Авангард" и установлен в устье р. Терешка. Там он простоял до разгула "перестройки", постепенно ветшая без должного ремонта. В 1985 году, весной, обвалился козырёк над кормовой площадкой верхней палубы. После этого судно списали окончательно и отбуксировали в акваторию Энгельсского порта (напротив, у острова Сазанка). Там брошенный пароход сгорел весной 1995 года. окончательно разобран к 2006 году.

На #258.Уважаемый Александр Жёлтиков! Вторично попытаюсь донести свое представление о завершении жизни Григория. В середине 80-х он появился в глубине "архипелага" сазанка приблизительно, как на фото Саз 0. Ухода за ним как-то не наблюдалось,его начали грабить,, а какой то весной у него отломилась кормовая часть. Когда сгорел он -  не помню. Но на Вашем фото после пожара он все еще на том же месте.(Носом он смотрел на узкую гриву, которая обрамляет саму РЕЧКУ Сазанку.) Не верится ,что горелое корыто с отваливающейся кормой  вытащили из глубины Сазанки, чтобы поставить напротив энгельского порта. Скорее всего, его порезали на месте.    По поводу корпуса напротив Энг.порта. Пользуясь низкой водой сфоткали его-см Саз 1...4. Странное полуклепаное-полувареное корыто с наклонным! форштевнем. Изнутри обстроено бетоном (капремонт ?), никаких следов гребных колёс и машины. Других  судовых останков на передке первого острова Сазанки не видел.

В июле-августе 1985 я с женой и брат с женой отдыхали на т/б Домостроитель.

 Катаясь на моем Прогрессе по Сазанке, именно в том месте где Вы указали точку,  мы увидели судно. Он стоял носом вверх, правым бортом к острову. Мы объехали его слева, людей не было видно, подъехали с кормы и залезли на него, просто походить, посмотреть. Практически все каюты были открытые, не то чтоб разграбленные, но с топором там кто-то походили. Некоторые каюты использовались как склад,запомнилось, что одна каюта почти доверху была забита дюралевыми уголками метров 5 длиной...

В общем, мы там были не долго, название судна я уже не помню.

 Но совершенно точно, что какой-то теплоход находился именно там, где Вы отметили.

 

Это "Марксист". Вы указали почти правильно где он находился, полуостров рядом- показан стрелкой- и есть остов парохода, если приблизить просматриваются очертания корпуса:  

 

Файлы: 

Александр,а это точно Марксист? Дело в том,что я специально возил туда разбираться товарища,который уже тогда интересовался историей пароходов.И помню его фразу : "Поехали - это Первое мая"Как он определил ,не помню,кажется на носу название еще проглядывало.

Точно. Прочитать, и то с трудом, получилось на кормовом фальшборте- подошли по льду к отвисшей корме. А "Первое мая" стоял на Терешке, в сер. или кон. 1990-х отбуксирован в Энгельс, где сгорел.

Понял.Значит,"Первое мая"стоял или мог стоять напротив энгельского порта.как и говорят многие источники ,там он и закончил .Спасибо большое! Жаль,что не видел его - "заездом" в Сазанку у порта редко пользуемся - там ограничение скорости для маломеров да и людно-дальше в речке  Сазанке турбаза на турбазе.Спасибо!

"Первое мая" - один из семи однотипных судов, построенных для пароходства "Бр. Каменские и Мешков" (Пермь) в 1909 г. Сормовским заводом. До 1970-80х гг., из этой серии дожили "Дмитрий Фурманов" ("Александр") и "Кама" ("Василий"). 

Файлы: 

Товаро-пассажирский пароход «Купец» П.М. Репина. - Из альбома «Фабрики и заводы г. Саратова. 1902»


http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10545499

Файлы: 

Пароход "Удачный" товарищества Купеческого пароходства.

 

Файлы: 

ГАСО ф4, оп.3, д.51. Торговые предприятия.1910.

Репин Павел Михайлович, саратовский 1-й гильдии купец.

Пароходное предприятие, буксирный пароход "М. Репин", товаропассажирский пароход "Великий Князь".

Саратовские купцы Иван Калистратович Репин и Иван Петрович Лебедев.

товаропассажирский пароход "Два товарища".

Пароход "Нижегородец" подходит к пристани Хвалынска.

http://fleetphoto.ru/photo/152589/?vid=57098

К этому ли пароходу это описание, пока не поняла...

1910 год. товаро-пассажирский пароход "Нижегородец" Т-во  Купеческого пароходства. На реке Волге от Астрахани до Казани.

две машины по 75 сил, всего 150 сил.

Команда 40 человек.

Заведующий предприятием саратовский купец Оленев Алексей Матвеевич.

ГАСО 4.3.51.

 

Процесс лейтенанта П.П. Шмидта и матросов. Плавучие тюрьмы "Саратов" и "Прут", снятые с броненосца "Кн.Потемкин (1906)

Государственный центральный музей современной истории России

О-во Кавказ и Меркурий. "Владимир Мономах" во льду у Саратова.

 

Ув. речники, для чего эти шесты?

 

т/х "Саратов" на рейде (1970-1980)


Музей морского флота

Файлы: 

День ВМФ (31 июля 2001)

Фотограф Чижов И.В.

Если верить http://parohodoff.ru/ships/teplohod_moldavia_785.htm, то - период 1954 - 1962 г.г.

Есть ещё вот такое фото - но здесь с названием сложнее.

Ракета на Волге (16 августа 1985)

Фотограф Чижов И.В.

Лодки

26 октября 1959

Нижний снимок можно и в основной раздел.

Купеческое пароходство - 1990 год

 

Файлы: 

Труженики

 

Файлы: 

Подъем разбитого катера у Набережной (10 октября 1997)

Фотограф Чижов И.В.

Пароход «Дема». 1903 г. постройки, Пароходство бр.Каменских

 

«Саратовские известия», 9 мая 1924 г. Марксштадтская пристань ещё называется «Баронск».

Файлы: 

Ежегодные Дни искусств тружеников Самойловского района в Саратове. Начало 1980-х

http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12381661

Файлы: 

Байрам-Али, Саратовская область, около 1934 года:

Открытое письмо. "Союзфото" № 1922.

http://fleetphoto.ru/photo/253223/

Файлы: 

Файлы: 

это ПАРОХОД, а не теплоход.  Был приписан к Саратовскому порту.

Это Вы зря - пароход,он и истории порта есть,да и на фото корма - пароходовская. 

Состав Волжской военной флотилии (1941–1944).

Штаб флотилии размещался в Саратове на пароходе «Железнодорожник».

http://www.unn.ru/pages/e-library/museum/NM29.pdf

много фотографий

Последние дни навигации 1934 года. "Правда Саратовского края".

Саратовский речной порт оснащен мощной портальной техникой. Репродукция (1969)


Музей морского флота

Файлы: 

К. Юон. Волжские пристани 1911

                    

Что за "телеграф"?

 

 

На таких шестах вывешивали "речные знаки для судоходства".

Береговые навигационные знаки в зависимости от их назначения подразделяются на две группы: обозначения положения судового хода и информационные.

Строительство речного порта (1958)

Речной порт в июле 1966

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16039508

Судремзавод (зима 1967)

1960

архив СОМК

1921-1922 гг.  Дети за чтением в клубе на пароходе "Путеводная звезда" . Фотограф Буссель М.

Из фондов СОМК. 

http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7508028

Снимок сделан на агитпароходе "Красная Звезда"(в девичестве "Царь Михаил Федорович",постройки 1913 г.). Агитпароход совершал рейсы по Каме и Волге,в 1921 г.побывал в Саратове.Есть интереснейший материал -https://ulpressa.ru/2019/08/31/100-%D0%BB%D0%B5%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D1%80...

Теплоход "25-ое Октября" у Саратова 

Источник https://rivershkiper.livejournal.com/126087.html

Фотография Леонтьевых А.В. и В.В. с рисунка Минха А.Н. из альбома, хранившегося в Саратовском областном краеведческом музее. Пароход Православный, 4-х трубный" (1927)

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17245888

Файлы: 

1929г. Саратов. Команда парохода Второй РУЖД.

 

Суда на линейке готовности речного порта. 26 марта 1978 г. Набатов Юрий/Фотохроника ТАСС

https://www.tassphoto.com/ru/asset/id/16938636/--/page/4/fromSearch/1/in...

Ледокол "Капитан Крутов" в саратовской акватории Волги вскрывает зимний покров реки. 30 марта 1989 г. Набатов Юрий/Фотохроника ТАСС

https://www.tassphoto.com/ru/asset/id/16981186/--/page/9/fromSearch/1/in...

Плавучий док РУЖД.

Файлы: 

Балаково, июнь 1989 г.:

Окрестности Пугачева, река Большой Иргиз, около 1965 года:

 

Файлы: 

Флагман Волги теплоход «Иосиф Сталин» у Саратова (24 июля 1952)

архив СОМК

газета "Коммунист" 1939

Пароход "Иосиф Сталин" у Саратова

Фото Оперенко

Файлы: 

Научно-исследовательское судно "Натуралист",  станция естествоиспытателей, начало 20-го века.

Взятие гидробиологических проб с судна "Натуралист", р Волга, начало прошлого века.

Глиссеры - участники похода "Москва - Астрахань" в Саратове, 1931 г.

Волгари. Деревня Сосновка, 1 мая 1955 года

Комсомольско-молодежное самоходное судно СТ-174.

"Молодой сталинец" 1949 год.

Пароход "Полина Осипенко", Саратов, 1952 год

Пароход "Догоняет". р. Волга. Саратов и Маркс (1927)


СОМК

Файлы: 

Если верно разобрал - "Михаил Калинин" и "Ломоносов"

Теплоход «Арагва» в Саратове. Архаичное название, очевидно, в честь какого-то парохода-предшественника?

 

Файлы: 

Теплоход "Арагва"(в честь реки Арагви,Грузия )построен в Венгрии в 1960 г.,проект 305. Суда этого проекта носили "речные" названия - "Днестр","Зея","Висла" и др. Был приписан к Камскому речному пароходству.Работал в основном на линии Пермь-Астрахань-Пермь. Все 80-е как туристический.Переименован в 1983 г.- "Николай Зеров".Выведен из экплуатации в 1992 г.

Принадлежащие фабрике "Саратовская мануфактура" речное судно марки "Баллиндер" предназначалось для перевозки пассажиров в подпалубном помещении. На каких конкретно перевозках использовалось судно, неизвестно.

Из поста Владимира Федовеева в ФБ группе https://www.facebook.com/groups/444082115753731/permalink/1478695275625738/

Теплоход "Валерий Чкалов" у причала. 1987 год

Файлы: 

"Пароходы 50-х годов" из личного архива

МЕЩЕРЯКОВ АБРАМ ИЛЛАРИОНОВИЧ, ВЛАДЕЛЕЦ ПАРОХОДОВ "ЮГ" И "ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬ"


https://saratov.mk.ru/culture/2020/12/11/pustynnye-uleshi-i-derevyannyy-...
Но фотографий этих пароходов не нашла.

А вот что достают со дна на новой набережной!Расчлененка)

Файлы: 

Пожарное судно "Самара" обслуживало г. Саратов и Саратовский речной порт в 1901-1971 гг.

Файлы: 

На смену "Самаре" поступила пожарная "Ракета-196П", работала (до списания) в 1970-1988 гг. Снимок однотипной "Ракеты-195П":

Файлы: 

Здесь  уместно вспомнить еще одного "сменщика" Самары- катер "Зоркий", 1959 года постройки.Его фото есть на ФСС. А в 1971 году я чуть не попал на лодке под  под эту быструю пожарную Ракету. Ехал поперек фарватера  забрать знакомых девушек с бетонки у Вольской,мало смотрел по сторонам - голова была занята  другим.

Она б вас не задавила, с воды кажется что СПК двигается на вас, но в "последний" момент отворачивает немного в сторону и проходит рядом. А "Метеор", в отличии от "Ракеты", может "заруливать" очень резко. В "Ракете" рулевой привод только "ручной", т. е. штурвал двигает гидроцилиндры и усилие рулевого поворачивает п/балансирный руль. На "Метеоре" кроме ручного привода есть ещё и механический. В рубке стоит "баранка" от ГАЗ-21, а вместо кнопки звук. сигнала- "баранка" маленькая. Большая предназначена для хода по прямой, маленькая для манёвров и пр. быстрых перекладок руля. На "Ракете" выхлоп может переключаться на борта, прижимая или отваливая судно к/от причала (такое как бы подруливающее устройство), на "Метеоре" этого нет. Первое фото- рубка "Метеора", второе- "Ракеты". 

Саратовская пожарная "Ракета" базировалась у дебаркадера в нижней части судоремзавода, в кадр попала здесь: https://oldsaratov.ru/photo/6073#gsc.tab=0 , только стоит почему-то носом вниз, здесь: https://oldsaratov.ru/photo/45012#gsc.tab=0 виден специальный трап для этой "Ракеты", в нижней части дебаркадера.

 

 

 

Ну да,не задавила.От её сирены я повернул вправо, она взяла левее прошла между мной и берегом.А,вообще,видел пару искореженных лодок,побывавших под большими крылатыми.

Именно под большими,а не Невками,Волгами и проч.

 

 

Землечерпалки углубляют обмелевшую Волгу у Покровска и Саратова. Газета "Поволжская правда", 25 сентября 1928 года..