Убийство фотографа Шевякова-Красовского. Архив Нины Суховой

4 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение

Сухова Н.Н. Трагическая гибель царицынского фотохудожника Шевякова-Красовского в усадьбе дубовских купцов  Казеевых. //Нижне-Волжский исторический сборник Царицынского генеалогического общества. Вып.2, 2010г.

 

   В годы обучения в Санкт-Петербургском технологическом институте на химическом факультете студент  Александр Петрович Шевяков страстно увлекся фотографией и, оставив институт, занялся ею профессионально.  Он обосновался в Вологде, женился и открыл там фотоателье на имя жены Шевяковой Александры Павловны.  Этнограф Николай Александрович Иваницкий (1847 - 1899)  оставил в 1868г. такие воспоминания  о Шевякове.

« Я перебрался к Шевяковым, которые нанимали квартиру на Козленской улице в доме Базилевской. У них была фотография, доходами с которой они и жили. Мне предоставили в распоряжение небольшую комнату, где я  расположился. А. П. Шевяков был развитой, довольно образованный, живого, увлекающегося характера, красивый собой мужчина. Сколько мне известно, он женился на Александре Павловне не по любви, а по расчету: у нее был свой домик и небольшой капитал. Домик они продали и на вырученные деньги открыли фотографию, которая, благодаря трудолюбию и ловкости обоих супругов, привлекла массу заказчиков. По летам Шевяков уезжал обыкновенно в какой-нибудь уездный город, жена его оставалась в Вологде и продолжала работу с помощником: инструменты и все принадлежности у них и были заведены на случай разъездов в нескольких экземплярах. В то лето, о котором идет речь, Шевяков уехал в Новгородскую губернию, жена осталась в Вологде. Помощником ее был некто Петр Дм. Дубровский. Сама Шевякова не знала фотографии, но исполняла все побочные манипуляции при работе: приготовляла картон, копировала карточки, промывала их, наклеивала, вальцевала и пр.  В мастерской работал ученик 11-летний Михаил Тимофеевич Сорокин, впоследствии  известный архангельский фотограф. Дом Шевяковых был гостеприимным. Завсегдатаем в нем был помощник пристава Е.Ф. Попов. Он был женат и имел ребенка. Он находился в близких отношениях с Шевяковой и проводил у нее целые вечера. Веселый и остроумный собеседник, он прекрасно пел, аккомпанируя себе на гитаре».

   Предположительно Шевякова Александра Павловна получила разрешение на открытие фотосалона в Вологде в 1866г. Повторное разрешение от 13 февраля 1870г, позволило ей также производить съемки  и в Белоозере.

    Около 1874г. супруги расходятся. Александра Павловна получает статус  мещанки, а не жены студента. Умерла она, скорее всего, в 1881г. Именно в этом году фотография переходит по наследству Мельгуновой Дарье Петровне (разрешение она не получала и фотографию закрыла или продала).
 

     

 

 

Фотография салона Александры Павловны Шевяковой в Вологде. Архив Алекса Подойницына

   Муж Александры Павловны много снимал в провинциальных городах (Солигаличе, Вологде, Пошехонье, Тотьме и др.) и опубликовал в журнале «Нива» в 1870г. ряд краеведческих очерков, иллюстрируя их своими фотографиями и рисунками.

Сайт Руниверс

   Некоторое время Шевяков занимался этнографией калмыцкого народа и  изучением типов  г. Галича. За свои работы по этнографии Шевяков был удостоен в 1870г. медали «За полезные труды» Императорского русского географического общества. На конкурс им было представлено всего 8 фотографий типов города Галича.  За свои картины он также получил медаль Академии художеств «За акварельную живопись».

 

Костюмы и типы г. Галича. Художник А.П. Шевяков. 1870г. Сайт Велемудр

 

    В середине 1870-х гг. после введения в России воинской повинности военное ведомство задумало ввести в армию форму одежды, приближающуюся к народной. Местным властям дано было распоряжение сделать фотографии мужчин в народных костюмах в разных регионах страны. Фото составило «Альбом костюмов России», в котором было почти 550 снимков. Участвовали в съемках около 100 фотографов, в том числе А.П. Шевяков, работавший в Тамбовской губернии. Альбом сделан в единственном экземпляре и хранится в Санкт-Петербургской публичной библиотеке.

   В  1870-х гг. Шевяков перебирается в Царицын. Женится на Красовской Александре Валериановне, местной художнице,  и прибавляет к своей фамилии фамилию жены.  Шевяков-Красовский открывает фотографию в Царицыне в мае 1875г.,  а через год  вторую фотографию в Борисоглебске Тамбовской губернии, которая просуществовала несколько лет. Фотоателье на Астраханской улице Царицына  получило известность не только в городе, но и по всей России.  

   За годы  короткой творческой жизни фамилия, под которой мастер работал, не устоялась. Известны его фотографии с  отметками А. Шевяков,  А.П. Красовский, Крассовский, Шевяков-Красовский, Шевьяков-Крассовский.  К тому времени была изобретена  тонкая альбуминовая бумага. Получаемые на ней фотоснимки  сворачивались в трубочку. Чтобы этого не происходило, фото стали наклеивать на картон, а позже на оборотной стороне картона фотографы размещали свою рекламу, получившую название бланк. Шевяков-Красовский использовал два типа бланков:  «Живопись и фотография А.П. Шевякова-Красовского в Царицыне на Волге» и «Издание и художественная собственность фотографии А.П. Шевьякова-Крассовского». На бланках талантливого мастера красовалась выполненная тиснением серебряная медаль «За полезные труды». Также там были изображены главные атрибуты художника – кисти и палитра.

Бланк фотоателье Шевякова-Красовского в Царицыне. Архив Алекса Подойницына

  В 1871г. по заданию протоиерея Иоанна Росницкого он сделал снимки 8  редких изображений сивилл из каменной царицынской церкви Иоанна Предтечи, которые затем переслал А.П. Раевскому.

   При жизни А.П. Шевяков-Красовский пользовался расположением графа Лорис-Меликова (тогда министра внутренних дел и второго по влиятельности после царя человека в стране). Шевяков-Красовский сопровождал Лорис-Меликова в поездке по Астрахани и Ветленке в период эпидемии чумы. В поездке им составлен объемистый альбом фотографий  живописных  мест на Волге и преподнесен в дар Лорис-Меликову.

   В это время он становится корреспондентом «Московских ведомостей», подписывая свои репортажи буквами Ш-Кр. Одна из его корреспонденций перепечатана в газете «Саратовский листок» за 3 апреля 1880г. «Корреспондент Московский ведомостей Шевяков-Красовский пишет: Положение здешнего края (Царицын) вообще не завидное. В 1877-78гг. были крайне плохие урожаи, а в 1879г. не достало семян для посева, и всходов вообще не было. Все выгорело. Все это отражается на торговле Царицына. Купцы жалуются на плохой сбыт товаров. Особенно плохо идет мануфактурный товар низких сортов, потребители которых степняки киргизы и калмыки».

   В 1880г. по приглашению царицынских купцов Шевяков-Красовский сделал 2 снимка Базарной площади Царицына, где по случаю празднования 25-летия царствования Александра II была сосредоточена груда мешков с мукой, пожертвованных торговцами в пользу бедных. Снимки были размером аршин в квадрате. На них запечатлены флаги, хоругви и надпись, гласившая:

«В честь 25-летия царствования А. и М. 19 февраля 1880г. царицынские торговцы жертвуют бедному классу муку».

   В этот день город ликовал. Шевяков-Красовский привлекал к своим окнам толпы народа туманными картинками, воспроизводящими в разных позах особу государя императора и вызывающими несмолкаемые крики «Ура!».

   Шевяков-Красовский много снимал поволжские города и свой Царицын.   Уникальная коллекция снимков г. Царицына работы Шевякова-Красовского хранится в фототеке Архитектурного музея им. Щусева в Москве.

Царицын. Дом Божескова. Фото А.П. Шевякова-Красовского, около 1881г. Уникальная фототека Архитектурного музея им. Щусева, Москва.

 

   В начале 1880-х гг. Шевяков-Красовский был нанят дубовским купцом 1 гильдии Петром Ильичем Казеевым для оказания содействия в ходатайстве о проведении в Дубовку линии Восточно-Донецкой железной дороги. Доставка грузов из Дубовки в землю Войска Донского осуществлялась фурами. Перевозка товаров  составляла основу деятельности местных купцов.  Постройка от Царицына Волго-Донской железной дороги в 1862г. частично способствовала переводу транспортировки грузов в Царицын. Сооружение же Грязе-Царицынской железной дороги в 1870г. совершенно убило транспортировку товаров через Дубовку и нанесло экономике Дубовки такой удар, от которого она не смогла оправиться.  Чтобы оживить Дубовку в торгово-промышленном отношении посадская дума нашла один выход – провести в Дубовку ветку железной дороги. Гласные думы П.И. Казеев и А.А. Вааг были уполномочены собрать для этого все необходимые сведения. На эти цели дума выделила кредит в 1 тысячу рублей.

   Нанятый П.И. Казеевым Шевяков-Красовский внес значительный вклад в подготовку экономико-статистического обоснования сооружения к Дубовке ветки железной дороги, а также создал роскошный альбом фотографий с видами Дубовки. В марте 1884г. он возвращался из Санкт-Петербурга, куда ездил для того, чтобы более качественно проявить в столичных фотографиях негативы на стекле с видами Дубовки. При нем был ящик с негативами. В Санкт-Петербурге он также наводил справки о перспективах строительства железной дороги и прибыл в Дубовку, чтобы сообщить Петру Ильичу Казееву о результатах своей поездки. П.И. Казеев, его сын и управляющий побеседовали с гостем до полуночи. Шевяков-Красовский выражал беспокойство о своей семье, собирался выехать в Царицын, но почему-то остался в Дубовке. По делам, связанным с хлопотами о железной дороге, он часто останавливался в усадьбе купца Казеева.

   Обширная усадьба купца Петра Ильича Казеева находилась на правом берегу Волги, где размещались мукомольный, лесопильный, красильный, кирпичный и горчично-маслобойный заводы, а также жилой дом купца. Налево от крыльца этого дома вдоль берега Волги на крутом высоком обрыве размещалось  3-х этажное здание заводской конторы.  Она имела два входа, которые никогда не запирались. Также всегда была открыта калитка в барьере, отделявшем усадьбу от берега Волги.

   Постель Шевякову-Красовскому приготовили в отдельной небольшой кассовой комнате, в которой был диван, два шкафа, письменный стол и железная несгораемая касса, вделанная в виде небольшого одностворчатого шкафа в стену.

   Ночью один из рабочих заметил необыкновенное свечение в конторе. Открыв дверь, он увидел клубы дыма и пламя, лизавшее бумаги, раскинутые по столу. Он бросился в дом Казеева за помощью. Огонь скоро затушили и обнаружили в кассовой комнате Шевякова-Красовского с проломанной головой, в других комнатах, ночевавших  там английского механика Гринвуда, двух мальчиков и сторожа Кислякова также смертельно раненых. Все шкафы, конторки, ящики были разломаны. Однако денег преступникам забрать не удалось, так как открыть металлический кассовый шкаф или выломать его из стены железным ломом они не смогли.  О произошедшем сообщили полицейским властям, следователю и докторам, которые не замедлили явиться. С самого утра толпа запрудила громадный фабричный двор Казеевых, стараясь проникнуть в контору. На месте катастрофы в 11 утра кровь была убрана, раненым оказана помощь. Надежды на сохранение их жизни не оставалось.   Шевяков-Красовский умер на следующий день в возрасте 37 лет. Похоронили его в Царицыне. Жена Шевякова-Красовского Александра Валериановна продолжила его дело в фотоателье на Астраханской улице Царицына.  Разрешение на работу фотоателье она получила в мае 1884г. В 1912г. ее фотография еще упоминается в Царицыне.

Фотография ателье А.В. Шевяковой-Красовской. Царицын 1900-е гг.  Архив Мультимедиа Арт Музея

 

  Огромная благодарность Алексу Подойницкому за информацию по вологодскому периоду жизни Шевякова-Красовского.

 

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Чего то не хватает для полноты картины в финале. Вот взял у "царицынских" краеведов.

- Не исключено, что смерть была связана с тем, что Александр Петрович лоббировал, как сегодня сказали бы, интересы дубовских богатых людей в столице, где решался вопрос о выборе места под строительство железной дороги на Грязи. Победили толстосумы Царицына.

Жаль, что вы повторили фантазии царицынских краеведов. Это было разбойное нападение из-за жажды бандитов получить легкие деньги.. Я потом напишу про это нападение подробнее.

Небольшое уточнение.

Шевяков-Красовский Александр Петрович, студент СПб технологического института получил разрешение от 15 мая 1872 года №1953.

Источник : Ведомость о фотографических заведениях в г. Царицыне 1882 года.