Вольск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Источник: 

odnoklassniki.ru

Нам неизвестна дата съемки.

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

 

Комментарии

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Располагался: г. Вольск.

Престолы: Главный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, в правом приделе — во имя святителя Николая Мирликийского, Чудотворца и равноапостольного благоверного князя Владимира, в левом — во имя апостола Иакова, брата Господня.

Построен: В 1904 году.

Освящен: 10 августа 1904 года.

Из истории: Последним построенным в Вольске приходским православным храмом стала Успенская церковь, построенная в населенном рабочей беднотой Клейменовском конце в 1904 года. Храм был построен на средства города и добровольные пожертвования. Деревянный оштукатуренный храм с деревянной же колокольней стремился повторить формы древнерусской шатровой архитектуры и был единственным исключением среди вольских церквей, тяготевших к классицизму.

Этот сравнительно небольшой храм был, тем не менее, трехпрестольным. Помимо главного придела, освященного во имя Успения Божией Матери 10 августа 1904 года Саратовским епископом святым Гермогеном, было еще два: правый — во имя святителя Николая Мирликийского, Чудотворца и равноапостольного благоверного князя Владимира, освященный Вольским епископом Палладием 15 мая 1905 года, и левый — во имя апостола Иакова, брата Господня, который был освящен местным благочинным 19 декабря 1904 года. Первым настоятелем Успенской церкви стал священник Иоанн Голубев. На 1912 год в штате причта храма состояли священник, диакон и псаломщик.

После того, как в 1907 году Успенская церковь была расписана, ее настоятель священник Николай Кипарисов просил благочинного представить к награде ее прихожан особенно потрудившихся при строительстве и благоукрашении храма. Отмечались заслуги председателя Попечительства по благоустройству Успенской церкви мещанина Владимира Петровича Рыжова, пожертвовавшего на строительство свыше трех тысяч рублей, председателя Комитета по строительству купца Никифора Максимовича Залогина, церковного старосту Иллариона Борисовича Ефремова и члена Попечительства Никиту Ивановича Данилова, много потрудившихся во время постройки.

Интересно заметить, что среди жертвователей были не только православные, но и единоверцы (потомственный почетный гражданин Гавриил Сергеевич Мельников, вольский городской голова купец Николай Федорович Ефимов), и старообрядцы (николаевский купец Константин Васильевич Якимов, вольский купец Александр Яковлевич Соловьев).

Особым рапортом от 20 августа 1907 года священник Николай Кипарисов просил сообщить епархиальному начальству о пожертвованной Владимиром Петровичем Рыжовым в Успенскую церковь необыкновенной красоты Иверской иконы Божией Матери, написанной в иконописных мастерских Русского Пантелеимонова монастыря на святой Афонской горе. Жертвователь купил эту икону за немалую для того времени сумму 107 рублей 50 копеек, затратив дополнительно 70 рублей на изготовление киота. Эта Иверская икона из Успенского храма по сей день благоговейно хранится в Благовещенской церкви Вольска.

Со дня освящения Успенской церкви ее старостой до самой своей смерти, последовавшей в 1915 году, состоял Илларион Борисович Ефремов. В церковной сторожке работала приходская школа, в которой в 1912 году обучалось 46 мальчиков и 39 девочек.

Храм немало жертвовал на помощь больным и раненым воинам, а также семействам мобилизованных на войну солдат. В начале сентября 1915 года для этих целей при Успенской церкви было учреждено сестричество.

Приходской храм в Клейменовском конце был очень нужен еще и потому, что здесь, среди заводской бедноты, появились и начали быстро развиваться ростки секты баптистов. Главным гнездом этой секты являлся завод Зейферта, где большая часть рабочих поснимали с себя святые кресты и удалили из домов святые иконы. По-видимому, духовенство Успенской церкви, как и других приходских церквей, отстаивало Православие достаточно мужественно. Баптистская ересь не имела в просвещенном Вольске такого значительного числа последователей, как, например, в Балашове или Новоузенске. Возможно, впрочем, что распространение баптизма и близких к нему исповеданий сдерживалось здоровым консерватизмом вольских обывателей, традиционной ориентацией на старообрядческие культурные ценности.

Впрочем, в двадцатые годы в Вольске появилась зарегистрированная община евангелистов, имевшая молитвенный дом на углу Караванной и Трудовой улиц. Причт Успенской церкви окормлял рабочих Глухоозерского цементного завода. Ежегодно 6 мая на заводе совершался торжественный молебен Святителю Николаю с окроплением святой водой всех помещений завода.

Кружок Ревнителей Православия, организованный при храме в середине 1913 года, постоянно устраивал чтения религиозно-нравственной литературы, беседы о догматах и обрядах Православной Церкви. Эти беседы, особенно частые во время Великого Поста, проходили не только в храме, но и в школе Глухоозерского цементного завода. На том же цементном заводе с согласия управляющего заводом из среды самих рабочих и школьников организован хор певчих и приглашен опытный регент. Для ознакомления с противоалкогольной литературой были выписаны листки и брошюры (по 1 экземпляру) и приобретен на добровольные пожертвования книжный шкаф для библиотеки кружка.

Вольское духовенство было очень неравнодушным к духовному состоянию пролетариата. Благочинный вольских храмов неоднократно обращался к руководству цементного завода Зейферта с предложением построить храм для заводских рабочих. Эти предложения аккуратно отвергались под предлогом нехватки средств. Лишь в 1914 году начались богослужения в небольшой Свято-Никольской церкви на заводе «Ассерин». Обустроить ее так и не удалось. В 1919 году иконостас все еще был полотняный, натянутый на деревянные рамки, состоящий из Царских врат и 5 икон.

В годы Советской власти: В двадцатые годы Успенская церковь была закрыта. В ее просторном, пристроенном к церковному зданию помещении до сих пор размещается школа N 10. Сама церковь была почти полностью уничтожена трехдневным пожаром в 1968 году.


При подготовке материала были использованы:

Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 184-185.

Свящ. Михаил Воробьев. Истоpия вольских пpавославных хpамов.

Документы из фондов Вольского филиала Государственного архива Саратовской области.

 

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Располагался: г. Вольск.

Престолы: Главный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, в правом приделе — во имя святителя Николая Мирликийского, Чудотворца и равноапостольного благоверного князя Владимира, в левом — во имя апостола Иакова, брата Господня.

Построен: В 1904 году.

Освящен: 10 августа 1904 года.

Из истории: Последним построенным в Вольске приходским православным храмом стала Успенская церковь, построенная в населенном рабочей беднотой Клейменовском конце в 1904 года. Храм был построен на средства города и добровольные пожертвования. Деревянный оштукатуренный храм с деревянной же колокольней стремился повторить формы древнерусской шатровой архитектуры и был единственным исключением среди вольских церквей, тяготевших к классицизму.

Этот сравнительно небольшой храм был, тем не менее, трехпрестольным. Помимо главного придела, освященного во имя Успения Божией Матери 10 августа 1904 года Саратовским епископом святым Гермогеном, было еще два: правый — во имя святителя Николая Мирликийского, Чудотворца и равноапостольного благоверного князя Владимира, освященный Вольским епископом Палладием 15 мая 1905 года, и левый — во имя апостола Иакова, брата Господня, который был освящен местным благочинным 19 декабря 1904 года. Первым настоятелем Успенской церкви стал священник Иоанн Голубев. На 1912 год в штате причта храма состояли священник, диакон и псаломщик.

После того, как в 1907 году Успенская церковь была расписана, ее настоятель священник Николай Кипарисов просил благочинного представить к награде ее прихожан особенно потрудившихся при строительстве и благоукрашении храма. Отмечались заслуги председателя Попечительства по благоустройству Успенской церкви мещанина Владимира Петровича Рыжова, пожертвовавшего на строительство свыше трех тысяч рублей, председателя Комитета по строительству купца Никифора Максимовича Залогина, церковного старосту Иллариона Борисовича Ефремова и члена Попечительства Никиту Ивановича Данилова, много потрудившихся во время постройки.

Интересно заметить, что среди жертвователей были не только православные, но и единоверцы (потомственный почетный гражданин Гавриил Сергеевич Мельников, вольский городской голова купец Николай Федорович Ефимов), и старообрядцы (николаевский купец Константин Васильевич Якимов, вольский купец Александр Яковлевич Соловьев).

Особым рапортом от 20 августа 1907 года священник Николай Кипарисов просил сообщить епархиальному начальству о пожертвованной Владимиром Петровичем Рыжовым в Успенскую церковь необыкновенной красоты Иверской иконы Божией Матери, написанной в иконописных мастерских Русского Пантелеимонова монастыря на святой Афонской горе. Жертвователь купил эту икону за немалую для того времени сумму 107 рублей 50 копеек, затратив дополнительно 70 рублей на изготовление киота. Эта Иверская икона из Успенского храма по сей день благоговейно хранится в Благовещенской церкви Вольска.

Со дня освящения Успенской церкви ее старостой до самой своей смерти, последовавшей в 1915 году, состоял Илларион Борисович Ефремов. В церковной сторожке работала приходская школа, в которой в 1912 году обучалось 46 мальчиков и 39 девочек.

Храм немало жертвовал на помощь больным и раненым воинам, а также семействам мобилизованных на войну солдат. В начале сентября 1915 года для этих целей при Успенской церкви было учреждено сестричество.

Приходской храм в Клейменовском конце был очень нужен еще и потому, что здесь, среди заводской бедноты, появились и начали быстро развиваться ростки секты баптистов. Главным гнездом этой секты являлся завод Зейферта, где большая часть рабочих поснимали с себя святые кресты и удалили из домов святые иконы. По-видимому, духовенство Успенской церкви, как и других приходских церквей, отстаивало Православие достаточно мужественно. Баптистская ересь не имела в просвещенном Вольске такого значительного числа последователей, как, например, в Балашове или Новоузенске. Возможно, впрочем, что распространение баптизма и близких к нему исповеданий сдерживалось здоровым консерватизмом вольских обывателей, традиционной ориентацией на старообрядческие культурные ценности.

Впрочем, в двадцатые годы в Вольске появилась зарегистрированная община евангелистов, имевшая молитвенный дом на углу Караванной и Трудовой улиц. Причт Успенской церкви окормлял рабочих Глухоозерского цементного завода. Ежегодно 6 мая на заводе совершался торжественный молебен Святителю Николаю с окроплением святой водой всех помещений завода.

Кружок Ревнителей Православия, организованный при храме в середине 1913 года, постоянно устраивал чтения религиозно-нравственной литературы, беседы о догматах и обрядах Православной Церкви. Эти беседы, особенно частые во время Великого Поста, проходили не только в храме, но и в школе Глухоозерского цементного завода. На том же цементном заводе с согласия управляющего заводом из среды самих рабочих и школьников организован хор певчих и приглашен опытный регент. Для ознакомления с противоалкогольной литературой были выписаны листки и брошюры (по 1 экземпляру) и приобретен на добровольные пожертвования книжный шкаф для библиотеки кружка.

Вольское духовенство было очень неравнодушным к духовному состоянию пролетариата. Благочинный вольских храмов неоднократно обращался к руководству цементного завода Зейферта с предложением построить храм для заводских рабочих. Эти предложения аккуратно отвергались под предлогом нехватки средств. Лишь в 1914 году начались богослужения в небольшой Свято-Никольской церкви на заводе «Ассерин». Обустроить ее так и не удалось. В 1919 году иконостас все еще был полотняный, натянутый на деревянные рамки, состоящий из Царских врат и 5 икон.

В годы Советской власти: В двадцатые годы Успенская церковь была закрыта. В ее просторном, пристроенном к церковному зданию помещении до сих пор размещается школа N 10. Сама церковь была почти полностью уничтожена трехдневным пожаром в 1968 году.


При подготовке материала были использованы:

Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 184-185.

Свящ. Михаил Воробьев. Истоpия вольских пpавославных хpамов.

Документы из фондов Вольского филиала Государственного архива Саратовской области.