Балаково. Завод бр. Маминых (Отделение И. В. Мамина)

Фотография из "Торгово-промышленный, адресный и справочный указатель губерний: Самарской, Саратовской, Астраханской и Уральской области на 1909 год" — [Саратов] : Волох Г. О., 1909.
Источник: 
http://libsmr.ru/show_preview

Мы считаем, что этот снимок был сделан до 1909 года.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

С Иваном Васильевичем и его старшим братом Яковом связаны многие важные события в истории города и, прежде всего, зарождение и становление машиностроительной промышленности.
В 1899 году на восточной окраине села Балакова, около хлебной площади, над небольшим зданием появилась вывеска "Чугунно-литейный механический завод" братьев Я. и И. Маминых". К этому времени Иван Васильевич закончил свое образование в Саратове, получив аттестат инженера. Именно под его идею и создавался завод братьев Маминых. Первые три года в мастерских завода ремонтировали с/х инвентарь, изготавливали запасные части к сельхозмашинам. Именно в этих полу старых условиях и был создан в 1903 году первый двигатель конструкции Якова и Ивана Маминых мощностью 9,5 лошадиных сил.

Уже в 1908 году братья делят предприятие на два отделения: первое, под управлением Ивана, второе -  Якова. Оба брата продолжают делать двигатели.  После революции заводы  получили номера 17 и 18.

Мамин Иван Васильевич – инженер, владелец чугунно-литейного механического завода в с. Балаково.  1910 г. Фото из фондов филиала  СОМК  в г. Балаково. 

 

 Яков Мамин

В 1911 году Балаково получает статус города, а, Ивана Мамина избирают городским старостой. 

Иван Мамин субсидирует Женскую начальную школу для девочек из бедных семей. Вкладывает деньги в больничную кассу завода (рабочие и их семьи пользовались бесплатным медицинским обслуживанием).

В двадцатых годах он с семьей жил в Саратове. Служил инженером, занимался изобретательской деятельностью.

 

В 1936 году по доносу он был арестован и выслан в поселок Дудинку Красноярского края. К моменту ареста ему было около шестидесяти лет. Потеряв все: любимое дело, общественное положение, семью, он становится изгоем в своей стране. Его жизнь также омрачалась и личными переживаниями: смерть старшей дочери Лиды от Тифа, развод с женой, одиночество, арест сына Николая. И все же ему удалось сохранить здоровое любопытство к жизни. Он не сломался.

В 1938 году последовал повторный арест, после которого о нем не было никаких известий. Предположительно, Иван Мамин был расстрелян в Красноярске в 1938 году.

 

______________________

Яков проживает несколько более удачливую судьбу.

После "развода" с братом, тракторами Яков начинает заниматься не сразу. В рекламке, размещенной в 1913 году в"Саратовском листке" о тракторах - ни слова, а завод Якова именуется "Заводом нефтяных двигателей".

1914 год для Якова - знаковый. В этом году он выпускает свой первый трактор. В «Саратовском листке» от 28 сентября 1914 г. по этому поводу сообщается:
«На днях по улицам Балакова ходил 25-сильный трактор местного завода Я.В. Мамина. Производилась первая проба с четырьмя плугами, пока без нагрузки. Трактор имеет автоматический пуск машины сжатым воздухом. Завод предполагает вырабатывать тракторы 25 и 50 сил под названием «Русский трактор». Пока изготовлены четыре штуки».

В смутное время 1917-го Мамин передает управление своим предприятием заводскому комитету, и за проявленную лояльность к новой власти ему оставляют должность технического руководителя. В это самое время он проектирует 5-ти сильный "Богатырь".

В марте 1918 года Мамин встречается с Лениным, который с жаром подхватывает идею создания отечественного трактора. Председатель комиссии по тракторостроению Марыш оказывает всемерную поддержку энтузиасту-производственнику.

В 1919-м Мамин разрабатывает уже 16-ти сильного "Гнома", 

28 февраля 1921 г. Мамина пригласили выступать в техническом Совете Наркомата земледелия, где он познакомил членов Совета с чертежами своего колесного трактора "Гном". Наркомзем одобрил конструкцию и разместил заказ: выпустить к 1 апреля 1922 г. 20 машин.
Для укрупнения, а следовательно и удешевления производства коллегия Наркомзема выделила заводу Мамина 120 тыс. руб. золотом для закупки в Германии необходимого оборудования для восстановления производства. За станками поехали Мамин и профессор Белянчиков. В конце января 1923  они возвратились домой, привезя закупленные станки (65 единиц) на станцию Привольская. В Балаково на заседании исполкома и собрании рабочих заводов №17 и №18 (бышие заводы Маминых) Яков Мамин отчитался о закупленном оборудовании. Однако возникли разногласия, т.к. значительная часть выступающих высказалась против возвращения Мамина на должность руководителя завода.

Мамин принялся лихорадочно искать другую площадку для создания тракторного цеха.  Ездил в Самару, Саратов, даже в Москву на АМО. Но в итоге остановился на городе Марксштадте в Республике Немцев Поволжья. Получив в свое распоряжение бывшую мастерскую братьев Шеффер, Мамин начал восстанавливать производство. Новый завод получил название "Возрождение".

Завод "Возрождение"

http://balakovo64.blogspot.ru/p/blog-page_78.html
http://www.leanok.ru/2016/03/traktor-karlik.html

Файлы: 
ВложениеРазмер
Image icon Маркс Мамины.jpg202.88 КБ
Image icon мамин 1910.jpg56.52 КБ