1-й Береговой тупик, 13

Тупик находился между 7-м Береговым проездом и улицей Береговой. Снесён в 1989 году.
Источник: 

личный архив, фото Сергея Карчевского

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1986 году.

 

Комментарии

Чудесная фотография! Молодежь легко одетая и бабуля, греющаяся на солнышке, в валенках, шерстяном платке и теплом полушубке.  Помню таких бабушек сидящих на лавочках, крылечках, завалинках около своих домов)) и огромное количество сирени...

Согласен на 100 %. Вот такие вот фотографии и есть самая главная ценность. Даже чёрно-белые они передают весь колорит нашей саратовской жизни. Они какие-то домашние и уютные. Это и есть часть нашей жизни. Они - это воспоминание о детстве, когда все деревья были большими. 

Подкажите пожалуйста, где находится этот самый Береговой тупик? Несколько карт просмотрел, только Бореговые проезды нашел в районе ГорПарка. Тупик там же?

Наверное, уже нет в природе этого тупика

посмотрел в КЛАДР - нет такого тупика, только проезды и улицы. Может он раньше существовал, а потом переименовался в какой-нибудь из проездов?

http://www.alta.ru/kladrs/find/163219#scroll

   1-й Береговой тупик находился между нынешними 7-м Береговым проездом и ул.Береговой. Дата съёмки скорее всего середина 1980-х. Фамилия человека прислонившегося к забору Апехтин. Девушка с тёмными волосами Елена Апехтина. Остальные скорее всего из этого же семейства (кроме бабушки).

Да, по уточнённым сведениям снимок сделан 18 октября 1986г., это второй день свадьбы Елены Апехтиной, бабушку зовут Киселёва Маша. Таисия Апехтина сообщает что этот тупик снесли в 1989г.

Получается что на этом месте сейчас дом по адресу ул.Береговая, 1/15

Примерно отметил на карте

Точка съёмки должна быть перемещена правее и указывать на здание, которое на карте указано под номером 2/14а, хотя настоящий адрес этого здания 7-ой Береговой проезд 16. На карте не указано, но перпендикулярно ул.Береговой расположен ряд зданий мельницы и забор. Поэтому там и был тупик, и не один. А весь район с Береговыми проездами, тупиками и улицой, ограниченный с одной стороны мельницей, а с другой ул.Большой Садовой назывался Манчжурия.

На Народной карте Яндекса микрорайон обозначен как "Храмовский взвоз". Такое название слышать не приходилось?

вы что-то перепутали. Храмовский взвоз - район холерного кладбища. Там тоже Береговые проезды.

 

То что на фотографии - район современной лютеранской церкви, тут свои береговые проезды и тупики

Да, пардон, неправильно понял местонахождение, теперь разобрался. Значит, "Храмовский" все-таки от церкви "Красный Крест"?

Теперь примерно правильно?

Ольга Арзамасцева интересуется, почему район 1-Берегового тупика назывался "Манчжурской"?

Храмовским взвозом этот район никогда не был. Информация достоверная, полученная от местных жителей, проживавших в этом районе с конца 19 века. Возможно это современное название, появившееся после начала строительства лютеранской церкви, которой в этом районе тоже никогда не было.

Неправильно понял, о каком районе идет речь, Храмовский взвоз дальше, в районе старого холерного кладбища ниже Горпарка. Название, оказывается, вполне официальное - существует СТОС (совет территориального общественного самоуправления) "Храмовский взвоз", объединяющий жителей этого микрорайона (http://www.sarbc.ru/all-saratov/org17939/). Там была церковь "Красный Крест" на территории бывшего кладбища (вот как раз открытое письмо от СТОС по поводу его застройки: http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=13&article=19052006141120&oldnumber=348) - может, по ней? Или вообще какая-то другая этимология - по фамилии Храмов/Храмовский?

Точку съёмки на карте нужно ещё немного передвинуть (схема прилагается).

Кстати сказать, на всех современных картах 7-й Береговой проезд обозначен неправильно. Он проходит между домом 2/14 и частным сектором. В этом районе располагались также 6-й и 5-й Береговые проезды (см. прилагаемый файл "карта манчжурии бывшая"). 6-й Береговой проезд исчез с карты города в 1976 году, а 5-й в 1988 году.

По поводу происхождения названия района "Манчжурия" достоверных сведений нет. Но есть версия, которая звучала из уст разных людей (местных жителей). В этом районе со второй половины 19 века проживало большое количество татарских семей (достоверный факт). Правда высказываемый логический ряд был довольно сложен и не однозначен. Вот его укороченный вариант (Татары - Татаро-монголы - Монголия - Манчжурия).

Во, теперь совсем понятно, спасибо!

Мне неоднократно приходилось слышать от жителей Улешей и района 4-ой Гор. больницы о микротерритории Манжурка. Одна из версий о происхождении этого названия выглядит примерно так: слово Манжурка созвучно с наименованием северо-восточной части Китая – Маньчжурии. А принимая во внимание, что этот район между Большой Садовой улицей и Мельничным проездом до недавнего времени был застроен плотно стоящими друг к другу небольшими частными домишками, название территории Манжурка в этом районе Саратова может иметь то же происхождение, что и название микротерритории Шанхай в районе Глебучева оврага.

Хм, Сергей, а на какой аппарат это снято? Что-то малоформатное вроде Смены?

Если бы снять вот это "Зенитом", которвм я пользовался в последнее время- выглядело бы по другому. Каких только не было в том числе ФЭД и Зорький.

Ничего не понял. Клювик указателя смотрит на заводской корпус, который сохранился и поныне. У меня друг живет на Береговой 1/15 и окна его как раз выходят по направлению того указателя. Там ряд гаражей, в которых мне совсем недавно чинили термоклапан в машине, и какой-то старинный завод. Нет никаких домиков с бабушками...