Яхт-клуб на Зелёном острове 1880 год

Учитывая, что Зелёный до плотины был гораздо больше, сложно на современной карте указать где стоял дебаркадер.
Источник: 

личный архив

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1880 году.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Фирменная крыша-беседка яхт-клуба.

Такое впечатление, что дебаркадер просто отбуксировали на саратовский берег и поставили на сваи.

1976. Номер журнала «Катера и Яхты»: 62

100-летие парусного спорта в Саратове

В 1976 г. исполняется сто лет со дня основания Саратовского речного яхт-клуба. 

К 1880 г. в городе были построены плавучее здание клуба, плавучий эллинг и купальня. (Плавучие потому, что Волга имела большие перепады уровня воды весной и летом.) Этот яхт-клуб был первой и единственной водноспортивной организацией в Саратове. Делами клуба ведал общественный комитет во главе с командором и вице-командором. Штат яхт-клуба состоял из начальника гавани и боцманской команды. В 1890 г. в клубе насчитывалось примерно 130 человек действительных членов. К нему было приписано 28 общественных судов, из которых одно паровое, четыре парусных, остальные — гребные. Кроме того, здесь же стояло 34 различных спортивных судна, принадлежавших членам клуба. 
 

Яхт-клуб «Сокол» на Зеленом острове
Яхт-клуб «Сокол» на Зеленом острове

 

Парусный флот первых лет существования яхт-клуба состоял в основном из яхт, закупленных в Финляндии и Петербурге. Это были тендер «Князь», суда с обшивкой из красного дерева «Бой», «Фриски», «Рагинда», «Кетти» и др. По их подобию и с учетом принятой тогда формулы обмера, где основными контрольными параметрами были площадь парусности и длина по ватерлинии, строились яхты в самом Саратове. Корпуса делались с очень большими свесами, а паруса размещались по длине судна от бушприта до кормового выстрела. С 1914 г. обмерная формула для швертботов Поволжья была изменена, появились новые суда с двумя швертами типа «ри-ри». 

Существовал яхт-клуб на частные пожертвования,, членские взносы, доходы от шлюпочной мастерской, возглавляемой замечательным мастером И. Е. Виком. Мастерская изготовляла корпуса и рангоут исключительно высокого качества. Правда, строили медленно — корпус швертбота, к примеру, делался за год. 

В описываемый период Волга не имела здесь широкого мощного русла и была разделена островом на два рукава: меньший — Тарханка — у Саратова и больший — Коренная Волга — у противоположного берега в районе г. Покровка (ныне г. Энгельс). Тарханка часто мелела, и члены клуба принимали деятельное участие в сооружении отбойного мола на левом берегу Волги, выше Саратова, чтобы изменить течение Коренной Волги в сторону Тарханки. На яхтах ходили в районе Саратова, совершали плавания в соседние города Вольск, Камышин и Царицын. Активно проводили парусные гонки. 
 

Саратовский яхт-клуб постройки 1880 г
Саратовский яхт-клуб постройки 1880 г

 

Кроме того, в соответствии с уставом клуба его члены должны были приобретать навыки в плавании под парусами и на гребных судах, совершенствовать конструкции судов и осуществлять их качественную постройку, организовывать службу спасания на водах и оснащать клуб необходимым оборудованием и спасательными средствами. В 1913 г. яхт-клуб переехал в новое деревянное здание на берегу. В нем было довольно просторно — разместились концертный зал, биллиардная, кают-компания и т. д. 

В годы I мировой войны деятельность яхт-клуба была парализована и начала возрождаться только после Великой Октябрьской социалистической революции. В Саратове был создан Всевобуч. Все спортивные сооружения были переданы этой организации, в том числе и яхт-клуб, на базе которого начались всеобщее воинское обучение и спортивная подготовка. В дальнейшем, когда был организован Осоавиахим, саратовские яхтсмены приняли участие в его работе. В эти годы много ходили на яхтах, в частности было проведено большое эстафетное плавание по маршруту Ленинград—Астрахань. Дальние плавания были весьма популярны в Саратове не только на яхтах, но и на гребных судах. Так, один из членов клуба И. А. Ман прошел на байдарке от Ленинграда до Саратова. А плавания до Нижнего Новгорода и до Астрахани на швертботах считались обычными летними походами. Успешно проводились также большие традиционные гребные гонки между спортсменами Энгельса и Саратова. 

В 1921 г. впервые после революции проводились товарищеские соревнования между яхтсменами Саратова и Самары. На этих соревнованиях была изменена формула обмера, что предопределило быстрое развитие нового класса яхт — свободного, сразу ставшего очень популярным. По новой обмерной формуле модернизировались старые и строились новые яхты. Именно в это время были спроектированы и построены «Скиф», «Сармат», «Скальд» «Стрелка», «Туан», «Ушкуйник», «Робер», «Танис» — яхты, обладающие отличными ходовыми качествами. Преобладали двух-швертовые швертботы с гафельным вооружением. 

После 1925 г. строятся новые водноспортивные базы — Губпрофсоюза и Союза совторгслужащих. Парусный спорт в Саратове становится все более массовым, доступным для любого желающего и притягивает к себе много молодежи. Строили в весьма сложных условиях — все, вплоть до гвоздей и шайб, приходилось делать своими руками. 
 

Водноспортивная база Союза совторгслужащих (1925 г.)
Водноспортивная база Союза совторгслужащих (1925 г.)

 

Среди членов саратовского яхт-клуба было много яхтсменов, посвятивших свою жизнь морю. Это уже упоминавшийся известный капитан дальнего плавания И. А. Ман, совершивший первое антарктическое плавание на дизель-электроходе «Обь», капитан дальнего плавания Л. А. Лошкарев — командир подводных лодок, неоднократно отмечавшийся правительственными наградами за выполнение боевых заданий в период Отечественной войны. 

В свое время в саратовском яхт-клубе занимались известный авиаконструктор О. К. Антонов, рекордсмен страны по конькам А. Кочинский, чемпион РСФСР по прыжкам в воду А. Н. Тютин. 

В 30-е годы парусный спорт на Волге развивался особенно интенсивно — он был официально включен в Поволжские спартакиады как обязательный вид спорта. Парусные регаты 1934—1938 гг. стали значительными вехами в совершенствовании спортивного мастерства волжских яхтсменов. Кстати, на Поволжской регате 1938 г. в г. Горьком главным судьей соревнований был В. П. Чкалов. В том же году экипаж саратовцев (рулевой Н. Б. Селаври) на швертботе «М-20» с пересадкой экипажей стал чемпионом страны. 

В послевоенные годы после постройки грандиозных гидроэлектростанций и появления волжских морей повсеместно приступили к постройке килевых судов. Инициатором этого начинания в Саратове стал старейший яхтсмен Н. А. Арефьев, неоднократный победитель крейсерских гонок и обязательный участник крейсерских походов на Черное и Каспийское моря. 

В Саратове берегут и развивают славные парусные традиции. Саратовские яхтсмены — активные участники крупнейших соревнований на Волге: Поволжской регаты, розыгрыша Кубка Волги для крейсерских яхт. Недалеко от города на Зеленом острове разместились два парусных клуба — «Сокол» и «Буревестник». Их флот насчитывает около 40 судов и среди них крейсерские яхты — Л6, «Арктурус», «Нефриты». В городе работают три детских парусных клуба: «Варяг», «Юнга» и «Альбатрос», в которых обучаются мастерству яхтсменов более 250 человек.

http://www.barque.ru/horizon/1976/100th_anniversary_of_sailing_in_saratov

Спасибо! А фото 1925 годах стоит добавить отдельно

Сейчас добавлю

Реклама шлюпочной мастерской яхт-клуба:

Файлы: 

1902г. Шлюпочная мастерская яхт-клуба.

Файлы: